Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 48 страница




• воспитательное воздействиев условиях сохранения свободы связано с меньшими затратами. При этом имеютсяв виду не только материальные затраты, но и тот социальный, моральный ипсихический ущерб, который наносит людям лишение свободы;

• воспитательное воздействиев условиях сохранения свободы дает обществу шанс активно влиять на процессресоциализации преступника, устраняя те общественные факторы, которые служатпричиной противоправности, и внедряя научно обоснованные психолого-педагогическиесредства;

• воспитательное воздействиес сохранением свободы не связано с повышением риска для общественной безопасностинаселения и не отменяет уголовного права и уголовного правосудия, хотяи модифицирует правовые последствия преступления.

По мнению криминолога Д.Глейзера (1983), хотя в отношении особо опасных преступников реакция социумаи в будущем будет оставаться в рамках модели справедливости (т.е. лишениеих свободы путем помещения в тюрьму), но гуманизм, заключенный в моделисоциальной реабилитации (исправление на основе улучшения человеческих взаимоотношенийи ценностной ориентации в небольших хорошо контролируемых общинах), будетактивно способствовать ее перспективному развитию. Согласно диссертационномуисследованию Ю.В. Чакубаша (1993), принципы, заложенные в зарубежной моделисоциальной реабилитации, имеют много общего с идеями, содержавшимися впедагогической системе А.С. Макаренко и развиваемыми в современной отечественнойюридической педагогике и психологии. В этой связи представляется актуальным,чтобы ресоциализирующая деятельность, начатая в исправительных учрежденияхпри участии общественности, получала дальнейшее многоплановое развитиеи с лицами, отбывшими наказание. Однако, по мнению В А Уткина, новые Уголовныйи Уголовно-исполнительный кодексы РФ, принятые в 1996 г., при декларируемомкурсе на демократию и гуманизм даже несколько уменьшили привлечение общественностик ресоциализи-рующей деятельности, чем это имело место ранее.1

В европейских странах с 1960-хгодов значительное развитие получили, с одной стороны, социально-терапевтическиепенитенциарные учреждения, а с другой - разнопрофильные заведения постпенитенциарнойпомощи лицам, отбывшим наказание. Так, еще в 1960-е годы в Великобританиистал развертываться институт попечительского надзора, который к началу90-х годов уже насчитывал в своем составе около 6 тыс. специалистов, 1600вспомогательных работников, способных проводить широкие научные обследования,а также непосредственно помогать судам выносить приговоры, вести целенаправленнуюработу с теми, кто получил отсрочку исполнения наказания, был приговоренк общественно-полезным работам, осуществлять воспитательно-реабилитирующуюдеятельность с условно-досрочно освобожденными. Весьма разноплановые, ноэффективные по интеграции правонарушителей в социум системы сложились впоследние десятилетия в Швеции, Финляндии и Германии, о чем наглядно свидетельствуютпериодически издающиеся ВИНИТИ и ГИЦ МВД аналитические обзоры.

В Болгарии, Польше и Венгриитрадиционно особое внимание уделяется предупреждению преступности несовершеннолетних,в связи с чем созданы соответствующие специализированные системы. Принятыев этих странах необходимые законы эффективно регулируют компетентностьи совместную деятельность специализированных государственных учреждений,общественных организаций и смешанных государственно-общественных органов.

В Чехословакии глобальноереформирование системы постпенитенциарной опеки началось в 80-х годах.При этом благодаря исследованиям С. Нечаса,2 обеспечено внедрениепсихологически обоснованных направлений и мер подготовки осужденных к освобождениюи постпенитенциарного воспи-

 

 

1 Уткин В.А.Правовые основы неучастия общественности в реализации уголовно-исполнительнойполитики. // Проблемы теории наказания и его исполнения в новом Уголовноми Уголовно-исполнительном кодексах. - М., 1997. - С. 144-148.

2 Нечас С.Социально-психологическиеособенности постпенитенциарной работы государственных органов, хозяйственныхи общественных организаций (на материалах ЧССР): Автореф. дисс. канд. псих.наук. - М., 1984.

тательно-ресоциализирующеговоздействия. Продуктивными для распространения и в других странах представляютсяпредложенные данным ученым как общая модель постпенитенциарной работы,так и рекомендации по индивидуализации исправительных воздействий на различныхэтапах опеки со стороны ее конкретных субъектов, по методике изучения контроляи оценке условий, социально-психологических факторов и процесса протеканияпостпенитенциарной опеки. Так, обоснование им в качестве основного принципанеобходимости согласованности на базе психологических данных ресоциали-зирующихусилий всех субъектов по двум взаимосвязанным этапам работы с криминологическиопасной личностью (пенитенциарного и постпенитенциарного) актуализируетнеобходимость разработки психологических типологий и классификаций отбывшихнаказания, вскрытия закономерностей и механизмов личностных трансформацийу различных категорий преступников при социальной реадаптации и реабилитациив социуме.

Изложенное свидетельствует,что внимание к проблемам превентивной и постпенитенциарной психологии обусловливаетсякак социальными потребностями сегодняшнего дня, так и тенденциями развитиянаучной мысли, а поэтому отечественным юридическим психологам следует активновключиться в их научную разработку.

 

10.2. Психологические особенностипрофилактики преступности несовершеннолетних

Состояние и причины преступностинесовершеннолетних. В России в течение длительного времени отмечаетсяинтенсивный рост преступности несовершеннолетних.

Период

1988 124638

1989 143874

1990 146910

1991 153651

1992 182627

1993 203830

1994 200954

1995 208096

1996 192199

1997 161978

1998 164787

Выявлено несовершеннолетних,совершивших преступления

Преступность несовершеннолетнихв последние годы росла в семь раз быстрее, чем изменялось общее число населенияэтой возрастной группы. Доля групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними,в несколько раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и составляетот 20 до 80% в структуре преступности в зависимости от различных видовпреступлений, их территориального происхождения и т.д. Можно утверждать,что несовершеннолетние - одна из наиболее криминально пораженных категорийнаселения.

Анализ динамики преступностинесовершеннолетних в России позволяет выявить ряд важных факторов.

1. Россия имеет высокий уровеньпреступности несовершеннолетних и отличается интенсивными темпами ее роста- в среднем на 14-17% каждые пять лет.

2. Рост преступности несовершеннолетнихпроисходит на фоне сокращения или крайне незначительного в отдельные годыувеличения общей численности этой возрастной группы.

3. Рост преступности несовершеннолетнихпроисходит на фоне общего роста преступности в стране, охватывающего идругие возрастные группы, но отличается большей интенсивностью.

4. Преступность несовершеннолетнихросла, несмотря на то обстоятельство, что в отдельные периоды в Россиикарательная практика в отношении этой категории населения была достаточносуровой.

5. Определенную поправкув картину состояния преступности следует внести в связи с существованиемтакого явления, как латентность. Латент-ность обусловлена дефектами регистрациии реального выявления преступлений несовершеннолетних. По оценкам специалистов-экспертов,преступность несовершеннолетних реально в 3-4 раза выше, чем официальноотражаемая уголовной статистикой.1

К основным причинам ростапреступности несовершеннолетних часто относят:

• неудовлетворительные условиявоспитания детей во многих семьях;

• слабую помощь родителямв деле педагогического воспитания детей и подростков;

• неудовлетворительные условиявоспитания во многих школах и других детских учреждениях;

• слабую подготовку кадров,ведущих воспитательную работу в этих учреждениях;

• неудовлетворительные условиявоспитания во внешкольных учреждениях;

• неудовлетворительную работукомиссий по делам несовершеннолетних;

• формализм в деятельностиобщественных организаций, призванных содействовать семье, школе, детскимучреждениям, культурным и другим учреждениям в воспитании детей и подростков,а также милиции, прокуратуре и суду в вопросах предупреждения правонарушенийнесовершеннолетних;

• недостатки в работе правоохранительныхорганов по борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Особенности социализациии формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя. Социализацияпредставляет собой процесс формирования личности в определенных социальныхусловиях, социальных группах и приобретения жизненного опыта, усвоенияценностей, норм и правил поведения. Часто выделяют ряд стадий социализации:1)первичная, или ранняя, социализация (от рождения до подросткового возраста);2) стадия индивидуализации, характеризующаяся стремлением индивида выделитьсебя среди других, критически осмыслить общественные нормы поведения; 3)стадия интеграции, отражающая желание человека найти свое место в жизни,"влиться" в общество; 4) трудовая стадия; 5) послетрудовая стадия.

 

 

1 Криминология / Подрея. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е Эминова. - М., 1995. - С. 275-276.

Отклоняющееся, в том числепротивоправное, поведение связано с дефектами социализации:

• в организации воспитания,приводящими к развитию антиобщественной ориентации и асоциальной мотивации;

• в понимании социальныхролей, приводящими либо к отрицанию роли, непониманию ее социальной значимости,либо к уклонению от исполнения роли;

• в системе общения (сужениекруга общения, общение в группе с отклоняющимся поведением, невозможностьудовлетворения потребностей в эмоциональном контакте, самоутверждении ит.д.);

• индивидуального социальногоопыта, зависящими от ошибок в воспитании, специфики общения (например,в семье), усвоения норм асоциального поведения и т.д.;

• социального контроля, зависящимиот недостаточной эффективности деятельности семьи, учебно-воспитательныхи производственных организаций, правоохранительных органов;

• в социальной адаптации,отражающими, в частности, процессы миграции и урбанизации.

Для понимания позитивныхи негативных эффектов социализации представляет интерес психосоциальнаяконцепция развития личности, предложенная известным американским психологомЭ. Эриксоном. Эта концепция показывает тесную связь психики индивида иособенностей общества, в котором он живет. С первых лет жизни ребенок ориентированна включение себя в определенную группу, разделение норм группы и ее ценностей("групповая идентичность" по Эриксону). Но, с другой стороны, у ребенкаформируется и эгоидентичность, т.е. чувство личностной устойчивости и непрерывностисвоего "Я". Дефекты отношения к ребенку со стороны окружающих приводятк отрицательным эффектам в формировании его личности (табл. 10.1).

Обязательному учету в процессесоциализации и формирования личности несовершеннолетнего подлежат кризисывозраста. Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года,трех, семи и 13 лет.1 Кризисы новорожденное(tm), трех лет и подростковоговозраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуютсякоренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризисодного года, 7 лет, 17-18 лет) проходят относительно свободно, связаныс приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельностии самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап,переход личности к новому, высшему периоду развития.

Из всех переживаемых ребенкомкризисных периодов наиболее трудным как для него самого, так и для тех,кто занимается воспитанием (родителей, учителей), является кризис подростковоговозраста. Для него характерны эмоциональная неустойчивость подростка, повышеннаявозбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, часто проявляющихсяв неоправданной резкости и повышенной конфликтности с окружающими. Повышеннаяконфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями,объясняется тем, что меняется система отношений подростка с

 

 

1 ВыготскийЛ.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросыпсихологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.

Таблица 10.1. Факторыв формировании личности

 

 

окружающими его людьми. Вследствиеобостренного чувства взрослости он стремится к равенству в отношениях совзрослыми и сверстниками. Стремясь избавиться от опеки, от оценок и влияниявзрослых, подросток становится очень критичным по отношению к ним, начинаетобостренно чувствовать недостатки родителей и учителей, подвергать сомнениюсоветы и высказывания старших. Таким образом, возникает много поводов дляконфликтов и столкновений между взрослыми и подростками. Немалую роль приэтом играет педагогическая несостоятельность взрослых, недостаточное уважениедостоинства подростка, опора в воспитании на директивные, принуждающиемеры и наказания.

В литературе выделяют несколькотипов неправильного воспитания:1

• безнадзорность и бесконтрольность,приводящиек тому, что дети предоставлены самим себе, проводят время в поиске увеселенийи попадают под влияние уличных компаний и противоправных группировок. Безнадзорныхи беспризорных несовершеннолетних, по подсчетам социологов, насчитываетсяв России более 2 млн человек;

• гиперопека, выражающаясяв постоянном надзоре за поведением ребенка, многочисленных запретах состороны воспитателей и строгих приказаниях;

• воспитание по типу Золушки,т.е.в обстановке безразличия, холодности, бесчувствия;

• жесткое воспитание,когдаза малейшую провинность ребенка наказывают и он растет в постоянном страхеперед наказаниями;

• воспитание в условияхповышенной моральной ответственности - с малых лет ребенку внушаютмысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей,или на него возлагаются недетские, непосильные заботы.

Для ранней, или первичной,социализации огромное значение имеет формирование личности в семье. В этотпериод ребенок усваивает образцы и манеру поведения (часто неосознанно),типичные реакции взрослых на те или иные проблемы. Дефекты ранней социализациив родительской семье могут приобретать криминогенное значение. Наблюденияи исследования показывают, что в семьях, где господствуют эмоциональные,теплые контакты, уважительное отношение к детям, у них чаще всего формируютсятакие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию,самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликты не силовымпутем и т.д. Наоборот, психологическое отчуждение родителями ребенка, отсутствиезаботы о нем, ласки, тепла в отношениях могут стать причиной криминальногоповедения.2 К числу других причин можно отнести пренебрежительноеотношение родителей к нравственным и правовым запретам, дурной пример ихпротивоправного поведения (хулиганство, хищения, алкоголизм и т.д.). Криминогенныепоследствия может иметь доминирование в семейном воспитании удовлетворенияматериальных потребностей ребенка в ущерб его духовному развитию.

Негативные результаты в воспитаниии формировании отклоняющегося поведения подростка связаны с отсутствиемв семье отца. В исследованиях Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминовагруппы подростков, совер-

 

 

1 СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону; 1997. - С. 100-101.

2 Криминология.- С. 95-97.

шивших корыстные преступления,показано, что причиной их включения в антиобщественные группы послужилолибо отсутствие отца, либо отсутствие доверительных отношений с ним. Образовавшийсяэмоциональный вакуум в семье заполнялся отношениями не просто в неформальнойгруппе сверстников, а в группе, где лидировали лица старших возрастов,демонстрировавшие свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликтысиловым путем. Можно сказать, что в такой группе подросток пытается получитьто, что недополучил от отца.1

Потребности общения и самоутвержденияподростка должны быть реализованы в благоприятных условиях семьи и группсверстников в учебном учреждении. Если это по каким-либо причинам не происходит,то самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах (уличных,дворовых и т.д.) в форме асоциальных проявлений (выпивка, наркомания, курение,хулиганство и т.п.). Об этих группах говорят как о группах риска, формирующихантиобщественные установки подростка и асоциальную мотивацию поведения.

Несовершеннолетние преступникипо сравнению с подростками, правонарушений не совершивших, имеют социальноотягощенные дефекты психофизиологического и интеллектуального развития,в том числе:

• различные нарушения в деятельностиорганизма, происходящие в период внутриутробного развития, родов, в младенческоми раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматическихи инфекционных заболеваний);

• ярко выраженные, начинаяс детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологическиереакции (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкаяранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство,нарушение сна, речи и др.);

• заболевание алкоголизмом;

• явления физического инфантилизма(вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.) либовыраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

• пониженный уровень интеллектуальногоразвития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями,в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социальногоопыта.

Обобщенный психологическийпортрет личности несовершеннолетнего преступника. Прежде всего необходимоотметить деформацию правосознания у несовершеннолетних преступников. Срединих является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правовогозапрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам коррелируету несовершеннолетних с установкой на их нарушение.

Деформации в ценностно-мотивационнойсфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительномутруду, с другой - демонстрируют гипервлечение к отдыху, проведению досуга,обладанию модной одеждой и т.д. Совершение преступлений как раз имеет своейцелью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов.Проведение досуга несовершеннолетними правонарушителями связано

 

 

1 АнтонинЮ.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследованияпреступлений. - М., 1996.

с употреблением алкогольныхнапитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и т.п.

У несовершеннолетних правонарушителейзначительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная"тупость", нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременноотмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонностьк неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются также отрицательныеизменения воли и волевых качеств.

Среди несовершеннолетнихпреступников в последнее время наблюдается проявление психопатических черт,которые не связаны с наследственностью и в основном приобретены вследствиенеблагоприятных условий жизни и воспитания. Выборочное изучение нервно-психическогоздоровья подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетнихорганов внутренних дел, показало, что у 12% присутствует психопатия, у50% - акцентуации характера. У 60% испытуемых диагностирована акцентуацияпо неустойчивому типу, характеризующаяся расторможенностью, у 20% - погипертимному типу, которая близка по своим поведенческим характеристикамк неустойчивому типу. Главное, что отличает этих подростков, - затруднениев самоконтроле, "бестормозность", чрезмерная подвижность, поведенческаянеустойчивость.1

Педагогическая коррекцияповедения акцентуированных подростков требует строго индивидуального подхода,в основе которого лежат особенности конкретной акцентуации. Так, гипертимный,расторможенный подросток требует особых мер коррекции, ориентированныхна социально организованный выход энергии, шумливости, подвижности путемпереключения его на занятия спортом, активные виды деятельности, требующиеповышенного расхода энергии. Наоборот, шизоидный тип акцентуации, характеризующийсясклонностью к углубленным размышлениям и страдающий коммуникативными расстройствами,нуждается в расширении взаимоотношений со сверстниками на основе излюбленныхзанятий. Если в воспитательной работе игнорировать особенности акцентуированныхподростков и вместо индивидуального подхода применять авторитарные методы,то неизбежны нервные срывы и антисоциальные проявления.

Как показывают исследования,в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники - это лица, обладающиепривычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения.Для них характерны:

• постоянная демонстрацияпренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появлениев нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества,хулиганство и т.д.);

• следование отрицательнымпитейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам,азартным играм;

• бродяжничество, систематическиепобеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;

• ранние половые связи, половаяраспущенность;

1 Лебедев А.В.Оценканервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекциипо делам несовершеннолетних. // Психология и профилактика асоциальногоповедения несовершеннолетних. / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень, 1985.

• частое проявление, в томчисле и в бесконфликтных ситуациях, злоб-ности, мстительности, жестокости,насилия; \

• умышленное созданиеконфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителейи других членов семьи; >

• культивирование враждык иным группам несовершеннолетних, 'отличающихся социально приемлемым поведением,дисциплинированностью, успехами в учебе; '

• привычка к присвоению всего,что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека.1

Совершенствование профилактикипреступлений несовершеннолетних. В настоящее время в силу различныхпричин отсутствует четкая система работы с несовершеннолетними правонарушителями:1) законодательство устарело, а новые нормативно-правовые предписания невыработаны; 2) комиссии по делам несовершеннолетних не выполняют в настоящеевремя функций координационного центра по борьбе с преступностью несовершеннолетних;3) совершенно ненормальным является положение, когда основную тяжесть профилактическойи воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями несут органывнутренних дел, прокуратура и суд, т.е. организации, осуществляющие принуждениеи карательное воздействие; 4) отсутствуют научно обоснованные рекомендациипо осуществлению профилактической и воспитательной работы; 5) органы образования,здравоохранения, социального обеспечения по существу самоустранились отоказания помощи семье в воспитании трудных подростков и разработке соответствующихрекомендаций.

Для исправления сложившегосяположения дел Президент Российской Федерации издал Указ от 6 сентября 1993г. № 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,защите их прав". Этим указом определен ряд мероприятий по совершенствованиюсистемы профилактики правонарушений несовершеннолетних, в частности, предложено:

• создать специализированныеслужбы для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

• образовать специальныеучебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних,совершивших правонарушения;

• создать специальные (коррекционные)учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклоненияв развитии и совершивших общественно опасные деяния;

• реорганизовать приемники-распределителидля несовершеннолетних, создав на их основе центры временной изоляции дляпомещения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния.

В целях координации действийминистерств и ведомств России по профилактике безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних этим Указом образована межведомственная Комиссия поделам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

 

 

10.3 Психология обеспечения безопасностидорожного движения

Психологические факторыв дорожном движении. Как и в любом большом деле, в сфере безопасностидорожного движения действует совокупность психологических факторов. Те,что относятся непосредственно к системе безопасности дорожного движения,во многом обусловлены общей психологической атмосферой в стране,состоянием общественного и правового порядка, общественной дисциплины,правосознания и правовой культуры населения. Граждане, выступая участникамидорожного движения, вносят в него "вирусы" тех пробелов правовой психологии,правосознания, жизненных ценностных ориентации, которые сформировалисьу них как у членов общества. Тем не менее было бы ошибочным все объяснятьобщими причинами и не видеть причин в самой системе использования транспортаи движения на дорогах. Таких факторов здесь немало, и они требуют особогорассмотрения.

Наиболее общий фактор - отношениеобщества, его структур и граждан к вопросам нормального функционированиясферы дорожного движения и обеспечения его безопасности. Отношениек этой сфере, как ставшей одной из важнейших в жизни общества и его членов,требующей к себе общего внимания, полноценного урегулирования, управления,наведения организационного порядка и призванной функционировать на высокомуровне культуры, характерно для цивилизованных стран. Примерно половинаграждан каждой развитой страны ежедневно становится участником дорожногодвижения, и поэтому все заинтересованы в нормальном и безопасном функционированииэтой сферы. Бурная автомобилизация нашей страны, значительно ускорившаясяв последнее десятилетие XX в., не сопровождалась, однако, адекватным изменениемотношения общества к вопросам усовершенствования этой сферы. Меры по совершенствованиюуправления этой сферой отстают от темпов роста числа автотранспортных средстви их пользователей. Это стало одной из основных причин снижения дисциплинына дорогах, роста аварийности и гибели людей.

С позиций юридической психологиицелесообразно обратить внимание на ряд важных, как масштабных, так и частных,аспектов обеспечения безопасности дорожного движения.

Прежде всего к ним надо отнестипсихологию персонала органов и структур, ответственных заорганизацию и обеспечение безопасности дорожного движения - Государственнойинспекции безопасности дорожного движения, транспортной инспекции, дорожныхремонтно-строительных управлений. Особенное значение имеют их отношениек вопросам обеспечения безопасности, уровень их профессионализма, используемыесредства и методы.

Недостатки работы государственнойавтомобильной инспекции давно у всех на устах. Отрицательно сказываютсяв настоящее время:

• слабость установки ее работниковна выполнение функции социального обслуживания. Похоже, что значительнаячасть не понимает, что их основная задача - организовывать дорожное движение,создавать удобные и благоприятные условия для передвижения на дорогах.Наблюдается нежелание и неспособность многих работников инспекции действоватьв условиях возникновения "пробок" на дорогах, а принимаемые ими меры поройтолько осложняют положение;

 

 

1 Криминология.Учебник. / Под рея. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. - М.,1995. - С. 291.

• повальное увлечение карательнойфункцией, наказанием участников дорожного движения, в результате чего упоследних сложился образ инспектора как "врага водителя и пешехода", откоторого ничего, кроме неприятностей, ждать нельзя.1 Традиционноэтим отличалась ДПС ГАИ Москвы и Московской области, Удмуртии, Тульскойобласти. Более 70% жалоб, поступавших в ГУГАИ, было от жителей г. Москвы.Показательна и общая цифра привлеченных к административной ответственностиза нарушения в сфере дорожного движения - около 40 млн граждан в год;

• слабость пропаганды безопасностидорожного движения;

• пассивность в организациибезопасного движения. Несмотря на увеличивающуюся с годами численностьработников автомобильной инспекции, их все реже видно на дорогах, на опасныхучастках их. Между тем нахождение их на постах само по себе дисциплинируетучастников дорожного движения;

• избирательный подход впринятии мер к нарушителям правил дорожного движения. Водители и пешеходынередко наблюдают случаи, когда некто на "престижном" автомобиле на глазаху инспектора проезжает на красный свет, пересекает разделительную линию,опасно резко лавирует в потоке автомашин с одного края дороги на другой,но свисток инспектора молчит;

• нарушения законности, выражающиесяв применении мер, не предусмотренных законом или превышающих полномочия,

• низкая культура общения,несправедливость и мелочная придирчивость во многих случаях, смахивающаяна вымогательство, всем очевидная склонность многих работников к взяточничествуи др.

Вред этих и других недостатковпроявляется в психологическом влиянии на водителей и пешеходов, в возникновенииу них неуважения к закону, неуважаемому самими работниками инспекции.

Серьезные причины, сказывающиесяна аварийности, имеются и у работников технических и ремонтно-строительныхслужб. К связанным с психологией можно, например, отнести:

• слабость понимания ролизнаков дорожного движения и разметок дорог в формировании психологии водителей(они сплошь и рядом выставляются малообоснованно, наблюдается увлечениезапретами, установлением зоны ограничений, запрещающие знаки часто словнонарочно ставятся там, где водителю удобно, например, остановиться, и пр.)в организации движения, предупреждающей "пробки" и не толкающей водителейна нарушения;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.