Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 56 страница




Сложность экстремальных событийи информации о них требует развитой способности руководителя к анализу,умения разбираться в сложных и запутанных данных об обстановке, не упускатьмельчайшие детали и в то же время видеть главное, быть вдвойне внимательнымк тому, что не укладывается в имеющуюся оперативную модель обстановки.Ему нужны быстрота ориентировки в обстановке, чувство времени и ритма происходящихсобытий и пространства, местности, на которой они проходят. Оперативность,своевременность решений и действий - не суета и не торопливость. Чтобыдействовать оперативно, правильно и смело, надо и мыслить оперативно, правильнои смело.

Действия в экстремальныхусловиях ставят задачи со многими неизвестными, которым сопутствуют случайностии неожиданности. Здесь невозможно все предвидеть, хотя стремиться к этомунадо. Руководителю следует сохранять постоянную внутреннюю готовность кнепредвиденному и быстрому реагированию на него. Нужен соответствующийнастрой, сообразительность, находчивость, гибкость и оригинальность мышления,нескованность консервативными и стандартными оценками и решениями.

Руководитель не имеет правапребывать в растерянности и пассивности даже тогда, когда и по обстановкене ясно, что делать. Ответ всегда один: действовать. В данном случае -срочно повысить активность по прояснению обстановки, разведке, осуществитьопросы, потребовать с мест доклады, выехать лично на ответственные участки.Успех зависит от умения трезво оценивать обстановку, не усложнять и неупрощать ее оценки, не прятаться от правды, не выдавать желаемое за действительное,не быть пленником иллюзий.

Умственная деятельность командира,начальника в экстремальной обстановке протекает, как правило, в неблагоприятныхусловиях - в состоянии предельного напряжения, волнений, озабоченности,усталости, когда его терзают сомнения и тревога, тяжесть ответственности.Между тем именно в этих условиях мысль его должна функционировать предельночетко. Способность к этому - одно из важнейших психологических качествруководителя, пригодного руководить в экстремальных условиях.

Должность руководителя такова,что инициатива непрерывного и непреклонного движения к цели, к получениюнужного результата должна постоянно исходить от него. К нему в экстремальныхусловиях могут поступать доклады некоторых подчиненных о "невозможностирешить задачу", о "непреодолимых трудностях", об "исчерпании всех возможностей",просьбы об отмене действий, о необходимости выжидать и т.п. Конечно, докладынадо принимать во внимание, взвешивать, но и понимать, что зачастую они- продукт слабости, безынициативности, боязни ответственности. Свою непреклонностьи целеустремленность он обязан внушать и подчиненным. Тот, кто изначальнонастроен не так, не достигнет и того малого, на что нацелен. Таков урокслужебно-боевого опыта.

Способность решать служебно-боевыезадачи, непреклонно достигать поставленных целей - это не просто железнаяволя. Действовать решительно - не бездумно лезть напролом. Действия попринципу "любой ценой" - это не решительность, а ее извращение. Боязньответственности за неудачу, умноженная на неспособность принять грамотноерешение, превращается в пренебрежение к людям, их здоровью, жизни, ибоони и есть эта цена.

Конечно, каждое решение вэкстремальных условиях связано с повышенным риском неудачи, личных неприятностейдля принимающего его, нанесением ущерба подчиненным (здоровью, престижу)и непредвиденными последствиями. Командиру, начальнику разумно всегда стремитьсяк уменьшению риска. Вместе с тем повышенная боязнь его таит в себе опасныйзародыш нерешительности, стратегии "избегания неудачи", невыполнения стоящихзадач. Опытным и хорошо подготовленным руководителям присущи умение сочетатьпрофессионализм в принятии решений и смелость, решительность и осмотрительность,активность и выдержку, умение не бегать от трудностей, а быть готовым кним и расчетливо преодолевать.

Стойкость и ответственность- это способность командира, начальника, руководителя без затяжки времениостановиться на одном из возможных вариантов решения и начать действовать;в условиях дефицита времени, высокой ответственности, недостатка информациинелегко преодолеть внутренние колебания и неуверенность. Наверное, правильноговорят, что в быстро меняющейся обстановке отсутствие решения хуже, чемдаже не очень хорошее решение. У руководителя не должно быть иного страха,чем страх перед упущенными возможностя-

 

ми успешного решения задачипри условии сохранения жизни людей. Когда обстановка изменилась и нет временидля связи с вышестоящим руководителем, надо быть способным принять инициативнои на свою ответственность другое решение, ведущее к достижению поставленнойцели. В то же время нельзя легко отказываться от выполнения ранее принятыхрешений. Тот, кто это делает, вряд ли доведет до конца большинство из них.

Психологическая борьбав противоборстве. Достижение успеха в экстремальных условиях, связанныхс упорным противодействием криминального элемента, приходит к руководителю,который владеет инициативой действий, диктует ход событий в нужномдля достижения успеха направлении, подавляет волю противника к сопротивлению.Умение достигать этого - одно из высших проявлений профессионализмакомандира, начальника.

Владение инициативой даетбольшие преимущества и ведет к успеху. Психологически инициатива действийвыражается в том, что одна из противоборствующих сторон (в нашем случае- силы правоохранительных органов) в определенной степени навязывает другой(противнику) свою волю, направляет образ мыслей, подталкивает к выгоднымдля себя решениям и действиям. Она диктует ей время, место, виды и формыдействий. Вторая сторона лишена полной самостоятельности в этом и вынужденаотказаться от активных намерений и ожидать действий владеющего инициативой,перейти к оборонительному способу борьбы, защищаться, а не нападать. Выгодностьположения владеющего инициативой в том, что он может тщательно готовитьсвои действия и начинать их после завершения подготовки. Обороняющийсявынужден при этом готовиться осуществлять ответные действия экспромтом,в спешке, что часто делает их менее успешными. Инициатор навязывает противнойстороне выгодные для себя условия и время действий, в которых он особенносилен, и в известной степени маскирует свои слабости. Защищающийся вынуждендовольствоваться тем, что ему навязывают. Стороне, владеющей инициативой,принадлежит преимущество первого действия, обеспечивающего опережение противникаи внезапность. Противной стороне в таких условиях легче растеряться, аее ответные меры скорее всего будут суматошными, неорганизованными, нелучшими.

Все эти преимущества ужедемонстрируют противнику психологическое превосходство владеющего инициативой,его уверенность в себе, чувство уверенности в победе. Уступка инициативы(если это не специальный оперативно-тактический замысел и подготовка ловушки)в психологическом плане означает молчаливое признание собственной слабостии превосходства противника, что порождает тревогу, опасение, страхи, нервозность,предчувствие поражения, ломает волю, порождает отчаяние.

Иногда, особенно если противостоятне сильно отличающиеся по численности группы работников правоохранительныхорганов и вооруженных преступников, обе столкнувшиеся в схватке стороныпонимают пагубность выжидательной тактики, пассивного ожидания ударов противникаи стремятся захватить, перехватить, удержать инициативу, перехитрить противника.Так возникает психологическая борьба, в ходе которой каждая сторонаприводит все новые и новые аргументы, пытаясь доказать свои преимущества,продемонстрировать свою решимость и волю к победе, стремясь склонить чашувесов в свою пользу. Происходит столкновение и борьба умов и воли.

Основной способ подавленияпротивника - его физическое уничтожение. Но боеспособность - это всегдасовокупность материальных и духовных сил. Последние вносят в математическиеи чисто тактические расчеты радикальные перспективы. Чтобы одолеть противнуюсторону, надо разбить его обязательно и духовно, сломить волю к сопротивлению.Победа - чаще всего не столько физический, сколько морально-психологическийфакт. Побежден лишь тот, кто признал себя побежденным.

Уступка инициативы в противоборствеозначает, что защищающийся еще не сломлен, но уже начал уступать, в чем-топодчиняться. Захват инициативы поэтому - уже определенная морально-психологическаяпобеда руководителя правоохранительных сил, имеющая переломное значениев борьбе и порождающая тенденцию уступок, сдачу позиций преступниками.

Захват инициативы, подавлениеволи противника к сопротивлению, побуждение его к ошибкам рождаются в борь,бе,в столкновении не только огневых мощностей, но и замыслов противоборствующихсторон, планов, намерений, хитростей, активности, упорства, мужества идругих морально-психологических свойств. Противник делает все, чтобы реализоватьсвои планы, правоохранительные органы - свои: он хочет продиктовать своюволю, а их задача - свою. В ходе противоборства командир, начальник ищети создает благоприятные условия и моменты, но встречает сопротивление ипротиводействие противника, стремящегося к тому же. Завязывается боевойдиалог действий и противодействий - морально-психологическая дуэль.

Все действия командира, начальникав этой борьбе можно разделить на две группы: внешнего и внутреннего(морально-психологического) намерения. Первые рассчитаны на нанесениефизического урона преступникам, вторые - на морально-психологическое воздействие.Ко вторым относятся действия по притуплению бдительности преступника, егодезориентации и запутыванию, вызову растерянности и замешательства, порождениюи усилению сомнений и колебаний, тревожности и страха, подталкиванию кнеосмотрительным и отчаянным действиям, притуплению бдительности, изматыванию,доведению до отчаяния, отвлечению внимания, подрыву уверенности, демонстрациипротивнику его слабости, слому его решимости, утрате им самообладания идр.

Морально-психологическоевоздействие на противостоящих вооруженных преступников осуществляется впроцессе переговоров, тактикой устрашения и запугивания, созданием многочисленныхи непрерывных угроз, введением в заблуждение тактическим обманом, отвлечениемвнимания, притуплением бдительности, волевым напором, силой натиска, стремительностьюи дерзостью (энергичными, многочисленными, активными, наступательными действиями),маскировкой своих приготовлений, достижением внезапности действий (по времени,месту, способу, применяемым средствам), опережением и достижением первыхсущественных успехов и морально-психологического эффекта от них в самомначале операции, демонстрацией полной уверенности в себе и видимого пренебреженияк способности преступников уйти от возмездия, подталкиванием, соблазнениемпротивника на совершение авантюрных действий.

При выборе способов воздействияв полной мере учитываются индивидуальные морально-психологические особенностипреступников, комплекс ценностей криминальной субкультуры, групповых, социальных,этнических, национальных, половых и др. Эффективны воздействия на наиболееболезнен-

ные точки сознания - самолюбие,представления о личном и мужском достоинстве, родительские и сыновьи чувства,самооценку своих достоинств и способностей, профессиональную гордость,убеждение в собственной силе, верность групповым нормам поведения, верув групповую солидарность и порядочность других членов групп, инстинкт самосохранения,ценность жизни, желание быть на свободе, получить минимальный срок приневозможности избежать уголовного наказания и др.

Средства и способы морально-психологическоговоздействия, которые руководитель применяет к сопротивляющемуся преступнику,могут, если последний опытен и умен, применяться им для воздействия насамого себя. Успешно вести психологическую борьбу с преступным элементом- значит и руководителю быть стойким в ней, не поддаваться его ответнымухищрениям и воздействиям.

Схожие с изложенными элементыпсихологической борьбы и способы ее ведения, но в уменьшенном масштабе,существуют и в словесном споре, при допросе и других профессиональных действиях.

 

 

Глава 12 Психологическиеособенности деятельности персонала разных правоохранительных органов

12.1. Психология прокурорскойдеятельности

Исходные положения. Специальныхисследований, посвященных психологическому анализу труда прокуроров, допоследнего времени почти не проводилось. В учебниках по юридической психологии,как правило, дается лишь общая психологическая характеристика выступленияпрокурора в суде, прочие же аспекты его работы практически не затрагиваются.

Профессиональная деятельностьпрокурора является сложной и многосторонней. Основные направления, цели,задачи, служебные обязанности прокуроров определяются функциями органовпрокуратуры, сформулированными в Федеральном законе "О прокуратуре РоссийскойФедерации".1 Анализируя функции, содержание и условия работыпрокурора, можно вычленить ряд важнейших психологических особенностей егопрофессиональной деятельности, определить ее структуру, сформулироватьосновные требования профессии к психологическим качествам специалистов.

Психологические особенностифункций прокуратуры. Ведущая функция прокуратуры как особого органагосударственной власти заключается в надзоре за соблюдением КонституцииРоссийской Федерации и точным единообразным исполнением законов на всейее территории. Прокурорский надзор осуществляется:

 

 

1 Федеральныйзакон"О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г., № 168-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 20 ноября 1995 г. № 47.Ст. 4472; Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральныйзакон "О прокуратуре Российской Федерации" от 10 февраля 1999 г., № 31-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 15 февраля 1999 г. N°7. Ст. 878.

"...за исполнением законов федеральнымиминистерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральнымиорганами исполнительной власти, представительными, законодательным и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами,органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций,а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

...за соблюдением прав и свобод человекаи гражданина...;

...за исполнением законов органами,осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительноеследствие;

...за исполнением законов судебнымиприставами:

...за исполнением законов администрациямиорганов и учреждений, исполняющих наказание".1

Надзорная функция прокуратурыпо сути является одной из важнейших форм государственного контроля. В психологическомплане прокурорский надзор можно рассматривать как сложный вид деятельности,основной компонент которой - особая форма контроля. Последний же являетсясоставной частью любой человеческой деятельности: познавательной, управленческойи др.

Важнейшим элементом в структурепрокурорского надзора является познавательная деятельность. Прокурор,проверяя информацию о фактах нарушения закона, изучает, анализирует, сопоставляетразнообразные материалы, документацию, статистические сведения, выявляет,устанавливает и доказывает состав правонарушения. При необходимости онвызывает для дачи объяснений должностных лиц и граждан, используя своивластные полномочия. Фактически прокурор, осуществляя надзор, организуети проводит исследование, по своему содержанию и психологическим особенностямвесьма близкое к расследованию преступлений, осуществляемому следователем.И тот и другой:

• выявляют разнообразныефактические обстоятельства события, содержащего признаки правонарушения;

• устанавливают и доказываютсостав правонарушения (неважно, идет ли речь о нарушениях материальноголибо процессуального законодательства);

• в пределах своей компетенциижестко регламентированным способом реагируют на эти выявленные и доказанныеправонарушения, при необходимости используя имеющиеся у них властные полномочия.

Нередко прокурор в своейработе сталкивается с открытым или скрытым противодействием со сторонылиц, нарушивших закон, которые пытаются уклониться от ответственности,в той или иной форме оказать на него давление, повлиять на принимаемыерешения. Находясь на переднем крае борьбы с преступностью, нарушениямизакона, его деятельность зачастую имеет весьма напряженный характер, отличаетсяэкстремальностью, высокими эмоциональными и другими психологическиминагрузками, неравномерным ритмом работы. Для того чтобы эффективновыполнять служебные обязанности, профессионально успешный прокурор долженобладать высокой эмоциональной устойчивостью и работоспособностью, развитымиволевыми качествами. Помимо надзора к функциям органов прокуратурыотносятся:

 

 

1 Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 15 февраля 1999 г. № 7. Ст. И.

• расследование преступлений.Так, согласно ст. 31 Закона "О прокуратуре РФ" прокурор вправе принятьк своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователюрасследование любого преступления, отнесенного уголовно-процессуальнымзаконодательством к компетенции органов прокуратуры;

• участие в рассмотрениидел судами, арбитражными судами, в которых прокурор, осуществляя уголовноепреследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя;

• координация деятельностиправоохранительных органов по борьбе с преступностью;

• участие в правотворческойдеятельности.1

Психологические особенностирешения задач. Функции органов прокуратуры в своей совокупности задаюткрайне широкий спектр разнообразных задач, решаемых прокурором всвоей профессиональной деятельности. Так, предметом только лишь прокурорскогонадзора является все законодательство Российской Федерации. Многие задачи,встающие перед прокурорами при выполнении ими служебных функций, не имеютпростого, однозначного решения, достигаемого на основе стандартного алгоритмадействий. Они требуют творческого подхода, наличия у представителейданной профессии таких качеств, как развитое воображение, интуиция,эвристичность мышления. Таким образом, необходимо отметить еще однукрайне важную с точки зрения психологического анализа особенность трудапрокуроров - его творческий характер.

Профессиональная деятельностьпрокурора характеризуется также большим количеством контактов с различнымилюдьми, с которыми ему по долгу службы приходится вступать во взаимодействие.Прием жалоб и заявлений у граждан, общение с лицами, вызванными для дачиобъяснений в ходе прокурорских проверок нарушений законности, взаимодействиес должностными лицами различных органов государственной власти и управления,личное участие прокурора в различных следственных действиях при руководстверасследованием преступлений, в судебном разбирательстве в качестве государственногообвинителя - все это различные типы ситуаций, в которых осуществляетсякоммуникативнаядеятельность прокурора, протекающая в форме процессуального или непроцессуальногообщения.

Анализируя коммуникативныйаспект труда прокурора, можно выделить два различных класса ситуаций исоответствующие им два психологических механизма взаимодействия, в рамкахкоторых осуществляется общение. Во-первых, это межличностное взаимодействиев диаде или в малой группе (например, при приеме жалоб у граждан); во-вторых,публичное выступление перед аудиторией (например, в судебном заседании).Каждая из этих ситуаций требует от прокурора специфических навыков,особых психологических свойств. Так, в первом случае необходимы хорошеевладение средствами межличностного познания - механизмами рефлексии,идентификации, эмпа-тии, умение слушать партнера по диалогу, способностьправильно понимать и интерпретировать его невербальные проявления, мотивыи механизмы поведения, уметь дифференцировать правдивые и ложные показания.Вовторой ситуации наиболее важно мастерство публичного выступления, развитаякультура речи, ее четкость, понятность, правильность, убедительность,выразительность и образность, хорошее владение механизмами коммуникативноговоздействия на слушателей.

 

 

1 Федеральныезаконы "О прокуратуре Российской федерации", "О внесении изменений и дополненийв Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 10 февраля1999 г., N° 31-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 15февраля 1999 г. № 7. Ст. 1, 35.

 

Порядок выполнения прокуроромсвоих функций подробно регламентирован в 'Уголовно-процессуальном кодексеРоссийской Федерации, иных законодательных актах и в подзаконных нормативныхматериалах, конкретизирующих требования законодательства. В совокупностиданные нормативные документы детально регулируют сроки, порядок и иныеаспекты выполнения прокурором своих должностных обязанностей (формы реагированияна нарушения законов применительно к различным сферам прокурорского надзора,порядок участия прокурора в судебном разбирательстве, опротестования приговоровв кассационной инстанции, подачи исков и жалоб и др.). Таким образом, спозиций психологического анализа регламентации подлежат не только цели,задачи, основные направления и виды, но и операциональный состав деятельностипрокурора, структура отдельных действий, что также является характернойчертой его труда.

Для эффективного выполнениядолжностных обязанностей закон наделяет прокуроров широким кругом властныхполномочий. Использование этих полномочий, принудительный характерих применения в случае необходимости предопределяют высокий уровень персональнойответственности прокурора за свои действия, принимаемые решения, их результатыи последствия.

Еще одной характерной особенностьюдеятельности прокурора является его правовая самостоятельность и независимостьотвлияний, исходящих из любых органов государственной власти и от любых должностныхлиц. Никто не вправе заставить прокурора действовать вопреки его внутреннимубеждениям. Так, согласно ст. 4 Закона "О прокуратуре РФ", "органы прокуратурыосуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственнойвласти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,органов местного самоуправления, общественных объединений...".

"1. Воздействие в какой-либоформе федеральных органов государственной власти... а также должностныхлиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решениеили воспрепятствования в какой-либо форме его деятельности влечет за собойустановленную законом ответственность.

2. Прокурор и следовательне обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстведел и материалов" (Ст. 5).

Столь высокий уровень процессуальнойнезависимости прокурора, его подчиненность и подотчетность только лишьпрокурору более высокого звена задают также крайне высокие требования кстепени личной ответственности за работу, объективности и беспристрастности.

Некоторые психологическиеособенности труда прокуроров связаны с организационными принципами строенияорганов прокуратуры. Так, согласно положению ст. 4 Закона "О прокуратуреРФ", "Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованнуюсистему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящихпрокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации".

Таким образом, система органовпрокуратуры представляет собой жестко иерархизированную и централизованнуюструктуру, основанную на принципе

единоначалия. В психологическомплане такая организация задает специфику стиля руководства и управленияорганами прокуратуры. Так, индивидуально-психологические характеристикируководителя и стилевые особенности его взаимодействия с подчиненными вусловиях жесткого единоначалия во многом определяют стиль работы подчиненных,состояние психологического климата в подразделении и другие факторы,влияющие на эффективность работы данного органа прокуратуры.

Некоторые психологическиеаспекты работы с кадрами. По результатам проведенных исследований вГенеральной прокуратуре РФ была разработана групповая профессиограмматруда прокурорско-следственных работников органов прокуратуры, включающаячетыре блока - ведущие подструктуры деятельности: познавательную, коммуникативную,организационно-управленческую и воспитательную. Составной частью даннойпрофессио-граммы является психограмма - системное описание требований,предъявляемых профессией к психическим процессам, свойствам и состояниямисполнителей. Она включает пять комплексов взаимосвязанных профессиональнозначимых психологических особенностей - факторов профессиональной пригодности:высокий уровень социализации личности, познавательные способности, эмоционально-волевуюустойчивость, коммуникативную компетентность, организаторские способностипрокурорского работника.

На основе данной профессиограммыбыла подготовлена система психологической оценки для прогнозированияпрофессиональной пригодности кандидатов на службу в органы прокуратурыи представителей кадрового резерва, выдвигаемых на руководящую работу.1В настоящее время эта система используется на практике во всех органахпрокуратуры, где психологи осуществляют профессиональный отбор кадров.

 

1 РомановВ.В., Кроз М.Е. Руководство по профессиональному психологическому отборукандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: Методическоепособие. - М., 1994; Романов В.В., Кроз М.В. Психологическая оценкапри профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояниеи перспективы). // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 94-105.

 

 

12.2. Особенности профессиональногопсихологического отбора кадров в органы прокуратуры

Основания психологическогоотбора. Психологический отбор в органы прокуратуры начал осуществлятьсясравнительно недавно, лишь с первой половины 90-х годов, в отличие от органоввнутренних дел, где данное направление развивается уже лет 20. При разработкесистемы психологической оценки кадров прокуратуры использовался положительныйопыт, накопленный в МВД,2 однако учитывались и специфическиеособенности функционирования и строения органов прокуратуры, труда прокуроров.

В настоящее время в органахпрокуратуры разработано и внедрено в практику несколько систем психологическойоценки кадров: для прогнозиро-

 

2 Основныевиды деятельности и психологическая пригодность к службе в системеорганов внутренних дел: Справ, пособие. / Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И.Мягких, А. Д. Сафронова. - М., 1997; Федеральный закон "О прокуратуреРоссийской Федерации" от 17 ноября 1995 г., № 47, ст. 4472; Федеральныйзакон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуреРоссийской Федерации" от 10 февраля 1999 г., № 7, ст. 878.

вания профессиональной пригодностикандидатов на службу, претендентов на руководящие должности,1а также абитуриентов, поступающих в специализированные высшие учебные заведения- институты прокуратуры.2 В настоящем параграфе кратко представленыосновные элементы первой из указанных систем оценки.

Правовым основанием проведенияпрофессионального психологического отбора в органы прокуратуры являетсяположение ст. 401 Федерального закона "О прокуратуре РоссийскойФедерации",3 согласно которому "...прокурорами и следователямимогут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическоеобразование... и обладающие необходимыми профессиональными и моральнымикачествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на нихобязанности". К числу этих профессионально необходимых качеств помимо специальныхзнаний, умений и навыков относятся и определенные психологические особенности,свойства личности. Лишь лица, в достаточной мере обладающие этими качествами,могут эффективно выполнять свои служебные обязанности. Таким образом, цельюпрофессионального психологического отбора кандидатов на службу в органыпрокуратуры является оценка данных свойств и качеств у претендентов, установлениеих соответствия требованиям профессии и составление на этой основе прогнозапрофессиональной пригодности кандидатов к работе.

Профессиограмма и психограммапрокурорско-следственной деятельности. Как уже сказано выше, для определениякомплекса требований, предъявляемых профессией к психологическим особенностямисполнителей, разработана профессиограмма прокурорско-следственнойдеятельности. Основные особенности, задающие специфику данного вида труда(в том числе и в психологическом плане):

• жесткая правовая регламентацияпрофессиональной деятельности и принимаемых решений;

• властный, обязательныйхарактер профессиональных полномочий;

• экстремальный характерпрофессиональной деятельности следователя, прокурора;

• творческий, нестандартныйхарактер профессиональной деятельности, разнообразие решаемых задач;

• процессуальная самостоятельностьи высокая персональная ответственность следователя, прокурора за свои действияи принимаемые решения.

Проведенный морфологическийанализ прокурорско-следственной деятельности позволил выделить четыре ееведущие подструктуры: познавательную, коммуникативную, организационно-управленческуюи воспитательную.

На основе данной профессиограммыбыла составлена психограмма профессионально успешных и малоэффективныхпрокуроров и следователей. Она включает пять блоков качеств, сформулированныхпервоначально на

 

 

1 РомановВ.В., Крю М. В. Руководство по профессиональному психологическому отборукандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: Методическоепособие. - М., 1994.

2 Романов В.В.,Кроз М. В. Методическое руководство по профессиональному психологическомуотбору абитуриентов, поступающих на учебу в институты прокуратуры РоссийскойФедерации. - М., 1997.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.