Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 58 страница




• борьба с невозвращениемиз-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

• борьба с уклонением отуплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ);

• осуществление мбр предупрежденияпо борьбе с нарушением таможенных правил и правонарушениями, совершаемымиучастниками внешнеэкономической деятельности;

• проверка правильности предоставлениятаможенных преференций - транзитных и налоговых льгот;

• контрольные функции наобъектах хозяйствования и на транспорте;

• организация и проведениеоперативно-розыскной деятельности;

• организация службы таможеннойохраны. Ответственность:

• специалист несет личнуюответственность (до уголовной включительно) в полном объеме за выполнениефункциональных обязанностей и нарушения действующего законодательства;

• повышенная моральная ответственность,закрепленная публично принятой присягой.

1.2. Характеристика рабочегоместа, средств и орудий труда:

• специально оборудованныедля выполнения функциональных обязанностей помещения и участки местности;

• нерегламентированный рабочийдень;

• работа с компьютерной техникой,средствами связи, техническими средствами таможенного контроля, средствамиспециального назначения;

• контакт с оружием и спецсредствами;

• работа со специально обученнымислужебными собаками.

1.3. Необходимая общая испециальная подготовка специалистов:

• высшее (средне специальное)образование;

• специальная таможеннаяподготовка.

1.4. Профессиональное мастерство.

1.4.1. Необходимые знания:

• знание нормативных актовпо уголовному и таможенному праву и делу;

• знание правил и инструкций,регламентирующих деятельность подразделений таможни (таможенного поста),а также организаций, предприятий, юридических и физических лиц - участниковвнешнеэкономической деятельности;

• знание механизмов и способовпреступного поведения в сфере внешнеэкономической деятельности юридическихи физических лиц;

• знание особенностей оформлениядокументов, участвующих в таможенном процессе;

• знание конструктивных ипрочих особенностей транспортных средств и средств доставки товаров, следующихчерез таможенную границу;

• знание основных путей контрабандынаркотиков, вооружения и боеприпасов и других объектов контрабанды, иххарактеристики, приемы и способы укрытия от таможенного контроля;

• знание психологическихособенностей и поведенческих реакций типичных контрабандистов;

• знание основ работы с вычислительнойтехникой, средствами связи, техническими средствами таможенного контроля,штатного оружия и специальной техники;

• знание объектов таможеннойинфраструктуры, особенностей охраны и безопасности таможенных помещений,складов и т.п.;

• знание правовых основ ипринципов оперативно-розыскной деятельности.

1.4.2. Необходимые умения:

• умение логически мыслитьи организовывать свою деятельность в условиях дефицита времени;

• умение организовывать ипроводить дознание по делам, отнесенным к компетенции таможенных органов;

• умение проводить неотложныеследственные действия: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание,допрос подозреваемого, допрос свидетеля и потерпевшего и др.;

• умение принимать решениес осознанием личной ответственности за его последствия;

• умение эффективно работатьс людьми, устанавливать психологический контакт в интересах выполненияпоставленной задачи;

• умение грамотно и полносоставлять компетентные заключения, протоколы по фактам таможенных нарушений,максимально подробно отражать субъективную сторону составов преступлений;

• умение соблюдать установленныйпорядок неразглашения сведений, относящихся к служебной деятельности;

• умение следить за сохранностьютехнических средств таможенного кон-' троля, штатного оружия и боеприпасов,техническим состоянием специальной техники;

• умение противостоять негативномувоздействию со стороны участников внешнеэкономической деятельности;

• умение быстро ориентироватьсяв различных условиях обстановки;

• умение применять различныеподходы к оценке возникшей ситуации, отсутствие шаблонов и стереотиповмышления. П. Условия деятельности.

2.1. Санитарно-гигиеническиеусловия:

• микроклимат бытовых помещенийтаможни (таможенного поста);

• закрытое помещение с резкимиизменениями микроклимата;

• открытое помещение технологическогохарактера;

• транспортные средства (видытранспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный);

• на открытом воздухе в естественныхприродных условиях;

• необычные условия (предприятияс вредным или опасным производством).

2.2. Организация и режимтруда:

• нерегламентированный рабочийдень;

• командировки, выезды, рейды;

• специальные операции;

• дежурства;

• охрана объектов таможеннойинфраструктуры. III. Социально-психологические факторы деятельности.

3.1. Характеристика структурныхподразделений.

Структурные подразделенияправоохранительного блока несут основную нагрузку по предотвращению таможенныхпреступлений и правонарушений, защите экономических уинтересовгосударства, здоровья и нравственности его населения.

3.2. Роль и место специалистав системе внутриколлективных связей.

Специалист непосредственноподчинен прямому начальнику, тесно связан технологической цепочкой таможенногоконтроля с другими специалистами своего отдела, других отделов таможни,участвующих в таможенном контроле и оформлении. Высокая значимость успешноговыполнения функциональных обязанностей для самого специалиста, для егоотдела и таможни в целом. Возможность повышения результативного труда припроявлении

внимательности, бдительности,наблюдательности, собранности, аккуратности, строгом соблюдении должностныхинструкций, творческом подходе к выполнению своих служебных обязанностейи снижение результативности труда при отсутствии этих и других качеств.

3.3. Мотивационные аспектыдеятельности.

Качество деятельности сильнообусловлено личностными качествами таможенного специалиста:

• мировоззренческой позицией,морально-этическими качествами, направленностью личности на общественнозначимые цели, морально-психологическим настроением, наличием определенныхсклонностей, интересов, увлечений;

• твердой жизненной позицией,сознательным желанием работать в системе таможенных органов;

• честностью, принципиальностью,порядочностью, патриотизмом;

• высоким чувством долга,профессиональной гордостью;

• тягой к справедливости,профессиональной этикой;

• склонностью к общению слюдьми;

• интересом к самосовершенствованию,работе над собой;

• эрудицией, широким кругозором;

• знанием иностранных языков;

• устойчивостью к вниманиюи воздействию со стороны участников внешнеэкономической деятельности, постороннихлиц;

• устойчивостью к продолжительноймонотонной и напряженной работе, непрерывному поддержанию высокого уровнявнимания, собранности и целеустремленности в течение рабочего дня.

Мотивационное значение имеютвозможности достаточно быстрого продвижения по службе (досрочного присвоенияспециального звания, выдвижения на вышестоящую должность, денежного премирования,направления на дополнительную профессиональную учебу и применения мер моральногопоощрения непосредственно от практических результатов деятельности).

3.4. Особенности сощюльно-психологическойи профессиональной адаптации:

• прохождение 12-месячного(6-месячного) испытательного срока;

• наставничество, помощьсо стороны опытного, подготовленного специалиста;

• возможность сокращенияиспытательного срока в связи с успешностью деятельности, обусловленнойиндивидуальными особенностями личности. IV. Содержание деятельности.4.1. Содержание основных задач и операций, выполняемых специалистом:

• физический досмотр пассажирови грузов, пересекающих таможенную границу РФ;

• борьба с контрабандой наркотиков,вооружения, культурных, археологических и исторических ценностей;

• проверка таможенных декларацийи других документов на сопровождение груза и багажа;

• борьба с невозвращениемиз-за границы средств в иностранной валюте;

• контроль багажа и ручнойклади на предмет обнаружения не разрешенных к перемещению через границупредметов;

• досмотр транспортных средств;

• проверка достоверностипредъявляемых документов;

• контроль за уплатой таможенныхплатежей;. * проверка достоверности декларирования товаров и транспортныхсредств;

• контроль за доставкой товарови транспортных средств в место доставки и за вручением документов на них;контроль за уклонением от уплаты таможенных платежей;

• принятие решения о выпускеили невозможности выпуска товаров и транспортных средств через границу;

• осуществление оперативно-розыскнойдеятельности в интересах борьбы с криминальными организованными структурами;

• осуществление охраны иобороны объектов таможенной инфраструктуры;

• проведение дознания посоставам преступлений, предусмотренных ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ;

• проведение предусмотренныхУК РФ следственных действий (опрос, осмотр, обыск, допрос подозреваемого,допрос свидетеля и др.);

• оформление принимаемыхрешений и действий по делу постановлениями и протоколами.

Основное психологическоесодержание деятельности специалиста: логико-аналитическая, контролирующая,познавательная деятельность, связанная с высоким уровнем персональной ответственностии необходимостью самостоятельно принимать решение при определенном дефицитевремени.

4.2. Источники приема информациио нарушении таможенных правил:

• непосредственное обнаружениепризнаков нарушения таможенных правил;

• сообщения и заявления российскихи иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

• материалы, поступившиеот других таможенных органов РФ,

• материалы, поступившиеот других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;

• информация, поступившаяот таможенных и иных правоохранительных служб и компетентных органов иностранныхгосударств, международных организаций.

4.3. Особенности приема информации:

• получение от различныхисточников (документы на различных языках, объяснения участников внешнеэкономическойдеятельности, визуальный канал, данные технических средств контроля и др.);

• поступление информациив ограниченное время и по нескольким каналам одновременно;

• возможные помехи со стороныподконтрольного лица;

• постоянная нагрузка наорганы чувств;

• устойчивое произвольноевнимание с хорошей переключаемостью.

4.4. Особенности переработкиинформации и принятия решений:

• сжатые сроки переработкиинформации и принятия решения;

• зависимость результатовтруда от качества памяти;

• высокая значимость логическогомышления, его быстроты, гибкости, самостоятельности, критичности;

• влияние чувства личнойответственности;

• обстановка возможного влиянияучастника внешнеэкономической деятельности (сопровождающих его лиц).

4.5. Структура исполнительскихдействий:

• рабочая поза зависит отвыполнения конкретной функции и изменяется от статической (работа за столом,рентгеновским аппаратом, специальными средствами) до преобладания двигательныхактов;

• активная работа пальцев,кистей рук, верхних и нижних конечностей;

• хорошая координация движений;

• речевая культура, умениевыслушать собеседника, обосновать свою точку зрения и доказательно ее аргументировать,владение профессиональной терминологией.

4.6. Ошибки в деятельностиспециалиста:

а) сенсорно-перцептивные(ошибки приема и первичной оценки информации);

б) гностические (ошибки переработкиинформации и принятия решения);

в) моторные (недостатки психомоторикии речи);

г) личностные (обусловленныеособенностями мотивации, характера, воли, эмоциональной сферы и т.п.)

Недопустимость грубых ошибокв деятельности.

4.7. Загруженность в ходедеятельности различных психологических функций:

• распределение усилий, атакже времени зависит от количества и интенсивности потока пассажиров,грузов, деятельности смежных служб (расписания прилета и отлета самолетов,движения поездов, судов и т. п.);

• преобладание загруженностисенсорно-перцептивных, логических и интеллектуальных процессов;

• приоритет внимательности и психомоторики.

V. Динамика психическогосостояния специалиста в процессе деятельности.

5.1. Характер и степень измененияпсихофизиологических функций и работоспособности специалиста:

• достаточно высокая зависимостьрезультативности труда от эмоциональной сферы и психоэмоционального состоянияспециалиста и подконтрольного лица;

• тенденция к снижению внимательностии работоспособности во второй половине рабочего дня (или смены), в ночноевремя;

• возможность влияния разнообразныхвнешних факторов (от метеоусловий до морального давления со стороны);

• возможность снижения динамикиработоспособности к концу рабочей недели.

5.2. Основные пути преодолениянеблагоприятных ситуаций:

• навыки психосаморегуляции,аутогенные тренировки;

• профилактика монотомии,занятия физической культурой и спортом;

• совершенствование профессиональногообучения;

• формирование морально-психологическихустановок на безусловное выполнение своих функциональных обязанностей ислужебного долга.

Психограмма таможенного специалиста.Психограмма включает структурированный перечень психологических качеств,которыми должен обладать специалист в соответствии с требованиями профессиограммы.

1. Направленность, мотивация,склонности, волевые качества:

• направленность иинтерес к таможенному делу;

• склонность к работе с людьми,к общению;

• способность к научению,интерес к приобретению новых знаний;

• сильная воля;

• настойчивость, решительность,смелость;

• самообладание, уверенностьв своих силах, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

2. Сенсорно-перцептивныесвойства:

• устойчивость функцийанализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного;формы, размеров, скорости, объема и т.п.);

• преобладание зрительногоканала восприятия;

• устойчивое внимание, егоширокое распространение, быстрое переключение и большой объем;

• способность выделять существенныепризнаки, подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте.

3. Особенности высшихпсихических функций:

• достаточный объем,быстрота и точность запоминания и восприятия;

• оперативность, четкостьи критичность мышления; способность в течение длительного времени удерживатьв памяти большое количество информации;

• развитая память на внешностьи поведение человека;

• способность подмечать измененияв окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимание;

• способность вести наблюдениеодновременно за большим количеством переменных исследуемого объекта, атакже за большим количеством объектов;

• способность быстро ориентироватьсяв новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающейинформации;

• потребность развития воображения.

4. Психомоторные свойстваи физические качества:

• хорошая физическая выносливость,устойчивость к физической усталости;

• хорошая координация движений,устойчивость к тремору;

• устойчивость речедвигательныххарактеристик к психофизическим нагрузкам, склонность быстро устанавливатькоммуникативный контакт, четко и ясно излагать свои мысли;

• способность к резкой сменевида деятельности;

• способность использоватьмускульную силу как взрывного, так и статического характера; v

• владение1 приемамисамозащиты и рукопашного боя.

5. Личностные и профессиональныеособенности:

• общение;

• готовность к сотрудничеству,отзывчивость, приспособляемость, легкость включения в групповую активность,наличие собственного мнения;

• эмоциональная зрелость,устойчивость, невозмутимость;

• склонность к соблюдениюобщественных моральных норм;

• чувство ответственности,способность убедить группу работать на практической и реалистической основе;

• эффективность деятельностив ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства;

• осмотрительность, осторожностьи бдительность;

• самообладание, забота осоциальной репутации. 6. Противопоказания к деятельности:

• нервно-психическаяи эмоциональная неустойчивость;

• жестко выраженные психическиеакцентуации и отклонения;

• алкогольная, лекарственнаяили наркотическая зависимость;

• медицинские противопоказания.

Изложенные психологическиеособенности деятельности и личности таможенного специалиста целесообразноучитывать при профессиональном отборе и расстановке кадров, прогнозе способностейк адаптации к таможенной деятельности и степени успешности ее осуществления.

Существующая в настоящеевремя система подготовки таможенных специалистов не является оптимальной,так как не в полной мере обеспечивает высокий профессиональный уровеньих деятельности, что является одним из факторов, снижающих эффективностьгосударственного таможенного контроля в России.

Изменить ситуацию возможнопутем дальнейшего изучения профессиональной деятельности специалистов таможеннойслужбы и созданием системы ее психологического обеспечения. Такая системадолжна включать в себя разработку критериев и показателей эффективной профессиональнойдеятельности, обоснование содержания и структуры таможенной деятельности,включающих описание отличительных признаков различных инвариантов таможеннойдеятельности, действующих в них экстремальных факторов, наиболее распространенныхфункциональных состояний, возникающих у таможенника, разработку нормативноймодели профессионализма некоторых категорий таможенных служащих и алгоритмаее применения.

 

1 Угтовно-процессуапьноеправо Российской Федерации: Учебник. // Отв. ред. П.А. Лупин-ская.- М., 1998. - С. 667-680; Бобрищев-Пушкин А.М. Эмпирические законыдеятельности русского суда присяжных. - М., 1896; Гулевич О.А. Господаприсяжные заседатели: Размышления психолога. // Общественные науки и современность.- 1996. - №5; Соловьева О.В. Три заповеди присяжного заседателя:рекомендации психолога. // Человек и закон. - 1994. - № 11.

2 МайерсД.Социальная психология: Пер. с англ. - Спб., 1997. - С. 398-431.

 

 

12.5. Психологические особенностисуда присяжных

С 1993 г. в девяти регионахРоссии действует суд присяжных. Специфика уголовного процесса с участиемприсяжных заседателей регламентирована разделом X УПК РСФСР. Сложившаясясудебная практика уже достаточна для анализа, однако психологических исследованийее пока крайне мало.1 Во многих случаях приходится опиратьсяна данные зарубежных ученых,2 представляющиеся соответствующимиособенностям российского права и социальной структуры.

Психология присяжных заседателей.Специфичны отбор и формирование коллегии присяжных заседателей. ВСША в настоящее время распространен

 

 

1 Угтовно-процессуапьноеправо Российской Федерации: Учебник. // Отв. ред. П.А. Лупин-ская.- М., 1998. - С. 667-680; Бобрищев-Пушкин А.М. Эмпирические законыдеятельности русского суда присяжных. - М., 1896; Гулевич О.А. Господаприсяжные заседатели: Размышления психолога. // Общественные науки и современность.- 1996. - №5; Соловьева О.В. Три заповеди присяжного заседателя:рекомендации психолога. // Человек и закон. - 1994. - № 11.

2 МайерсД.Социальная психология: Пер. с англ. - Спб., 1997. - С. 398-431.

так называемый научный отбор,когда стороны до суда с помощью специалистов-психологов и социологов подбираютприсяжных из существующих списков по характеристикам, определяемым самимисторонами в каждом конкретном случае. В судебной стадии уже самими юристами- представителями сторон и председательствующим - проводится окончательныйотбор присяжных, называемый vok dire ("слушать - говорить").

В Российской Федерации используетсяиной, более объективный порядок отбора присяжных, аналогичный английскому.Он проводится на основе случайной выборки по спискам избирателей(социологический метод). Практика показывает, что при этом обнаруживаетсятенденция смещения выборки в сторону лиц старшего возраста, что объяснимобольшей занятостью людей молодого и среднего возрастов. Ряд категорий граждан,как правило, исключается либо до суда по письменному заявлению, либо всуде по личной просьбе, требованию сторон или мнению председательствующего.

Далее процедура отбора делитсяна две части: мотивированный отбор и безмотивный отвод. Основная задачамотивированного отбора присяжных - с помощью специально поставленныхвопросов отсеять из числа вызванных в суд людей, беспристрастность и объективностькоторых ставится под сомнение по объективным же показателям. Среди такихлюдей могут быть те, кто знаком с кем-либо из участников процесса; ранеесудимые или имеющие близких родственников, судимых за деяния, аналогичныерассматриваемому; близкие сотрудников правоохранительных органов и т.д.Кроме того, могут учитываться и ситуативные психологические особенностипотенциальных присяжных. Например, председательствующий судья обычно спрашивает:"Считает ли кто-либо из вас, что человек, сидящий на скамье подсудимых,заведомо виновен в инкриминируемом ему деянии?" Ясно, что те, кто готовыположительно ответить на этот вопрос уже сейчас, не смогут сохранять беспристрастностьв ходе судебного слушания. Помимо председательствующего в отборе могутпринимать участие и стороны.

Безмотивный отвод являетсяпрерогативой сторон. Каждая из них может отвести не более двух человекиз числа оставшихся. В распоряжении сторон находится список вызванных лиц,в котором указаны их полные имена, пол, возраст, место жительства и профессия.Для сторон целесообразно различать присяжных по:

• отношению к подсудимому;

• полу, возрасту и факторупоколения;1

• национальным и расовымстереотипам (отношение к национальности редко бывает неосознаваемым, апотому замечено, что этот фактор влияет лишь тогда, когда доказательствавины подсудимого иной расы или национальности неясны, непрочны. Если доказательствавины неопровержимы, вердикт присяжных будет жестче);

• религиозным признакам (этотфактор влияет скорее не на отношение к подсудимому, а на отношение к самомупроцессу, его целям, процедуре, результатам);

• социально-экономическомустатусу (в США установили, что чем сильнее разница в статусах между присяжнымии подсудимыми, тем больше вероятность обвинения или тем жестче вердикт);

 

 

1 ПанасюкА.Ю. Психологические аспекты отбора присяжных заседателей (рекомендацииучастникам судебного разбирательства). // Суд присяжных. - М., 1994. -С. 167-169.

• характеру дела. Считается,что мужчины в целом более строги, а женщины более склонны оправдывать илиотноситься снисходительнее, но в делах по сексуальным преступлениям, гдев роли подсудимого обычно выступает мужчина, чаще бывает наоборот.

Однако все же в итоге однаиз сторон может посчитать получившуюся коллегию тенденциозной, необъективной(например, в коллегии будет всего один мужчина или все присяжные попадутв узкий и неудобный для этой стороны возрастной "коридор"). Такая коллегияпри согласии судьи должна быть распущена.

Психология присяжных заседателейнестабильна во времени. В ходе судебного следствия отношение присяжныхк происходящему в зале суда претерпевает ряд изменений. Первое- в момент вхождения в зал заседания в качестве присяжного, принятия присяги;второе, множественное, - на протяжении всего процесса; третье, вероятнотакже неоднократное, - в совещательной комнате.

Первое изменение происходитс назначением человека в состав суда, которое отрывает человека от обыденности.Занимая место в коллегии, присяжный становится полноправным участникомнезнакомого ему действа и стремится узнать его правила. Присяжный произноситслова присяги и тем самым принимает на себя обязательство следовать голосусовести и справедливости, и ему нужно, пользуясь новыми нормами, отличатьфакт от вымысла, действительность от видимости, истину от внешней сторонывещей, суть дела от уже принятого решения, личное мнение от того, с чемсогласится любой здравомыслящий человек, и т.д. Однако психологически,как установлено, привычные повседневные нормы подвергаются весьма слабойкорректировке (приблизительно лишь на 5%).1

Второе изменение вызываетсявведением понятия допустимости доказательств. Недопустимые доказательства(к ним относятся в первую очередь данные о личности подсудимого, а такжедоказательства его вины, полученные с нарушениями закона) могут существенноповлиять на позицию присяжных, заставить их потерять беспристрастность.Бывает, что вопрос о допустимости доказательств встает уже во время основногослушания. Считается, что присяжные следуют инструкциям судьи об отменедоказательств, признанных недопустимыми. Однако исследования показывают,что увещевания судьи, как правило, не только не воздействуют на присяжныхнужным образом, но и могут вызвать обратную реакцию, заставляя их лишнийраз акцентировать внимание на факте. Часто присяжные оказываются переддилеммой: либо оправдать подсудимого, основываясь на слабой доказательственнойбазе стороны обвинения, либо обвинить на основании доказательств, признанныхнедопустимыми. Показано, что в таком случае доведенные до присяжных недопустимыедоказательства все-таки оказывают больший обвинительный эффект, чем допустимые.Например, знание о криминальном прошлом подсудимого психологически достаточносильно влияет на групповое решение присяжных.

Особенности сферы социальногопознания присяжных во многом определяют те решения, которые в конечномитоге они выносят. Присяжные могут приписать преступлению три причины:особенности личности обвиняемого,

 

 

1 Магун А.,Краснопальский И. Судья-профессионал в суде присяжных. // Состязательноеправосудие: Труды научно-практических лабораторий. Вып.1. - М., 1996. -С. 401-403.

особенности личности жертвы,ситуация события. Если в ходе судебного следствия выясняется, что подсудимогозамучили угрызения совести и он раскаялся в совершенном деянии; случайнополучил ранения, совершая преступление; добровольно до суда возместил какие-тоубытки потерпевшему; содержался до суда в плохих условиях; пострадал как-тоеще, вне прямой связи с рассматриваемым делом, например, подвергся силовомудавлению со стороны органов следствия, присяжные могут решить, что он ужерасплатился за свое преступление, и учесть это в своем вердикте, в вопросео снисхождении (как и судья в приговоре). Иногда подсудимого рассматриваюткак козла отпущения, страдающего за чужие грехи; чем сильнее представлениео нем как о падшем ангеле, провинившемся не больше других, тем больше вероятностьснисхождения и даже оправдания. Здесь же проявляется и психологическоесодержание умысла: как минимум, человек должен быть в принципе способенк выполнению действия и в состоянии предвидеть его последствия. Сомневаясьпо любому из пунктов, присяжные сомневаются и в умышленности действий подсудимого.

Действия человека могут приписыватьсяне только характеристикам его личности, но и характеристикам ситуации события.Присяжные смотрят: а) насколько тесно определенное поведение человека связанос ситуацией, б) насколько оно постоянно во времени и в) насколько оно сходнос поведением других людей в аналогичной ситуации. Если поведение подсудимогоне слишком разнится с повседневным, его действия воспринимаются не какумышленные, а скорее как привычные. Кроме того, при сильном несоответствииобычного поведения подсудимого и действий в момент наступления событияего могут счесть находившимся под принуждением, давлением обстоятельств.Приписывание причин преступления личности подсудимого обычно ведет к егообвинению, ситуации и среде - повышает шансы на оправдание.

Еще одним способом решениянеочевидной ситуации является приписывание части вины жертве преступленияили смягчение отношения к подсудимому за счет умаления личности жертвы.Например, если жертва на момент преступления была в нетрезвом состоянииили вообще плохо характеризовалась по материалам следствия, шансы подсудимогона оправдание или снисхождение повышаются. Положение подсудимого ухудшается,когда образ жертвы выглядит как страдальческий, например, если жертва -инвалид, старик или ребенок.

Есть и иные взаимозависимыефакторы, влияющие на второе изменение:

а) личности государственногообвинителя и защитника, чей успех зависит от того, насколько они вызываютдоверие, привлекательны (знакомы, похожи, симпатичны), обладают атрибутамивласти, престижа;

б) особенности коммуникациисторон с присяжными (открытость, обилие невербальной коммуникации);

в) то, как преподносятсясторонами доказательства (наглядность, эмоциональность, "разжевывание",порядок аргументации, повторение);

г) настроение самих присяжных.

В отношении третьего изменениядействует принцип тайны совещания присяжных, когда никто не может влиятьна обсуждение. Главное, что следует отметить, это то, что все психологическиезакономерности второго изменения в той или иной степени перетекают в третье.

Выносимый коллегией присяжныхзаседателей вердикт состоит из ответов на три основных вопроса:1) доказано ли событие преступления (деяния), 2) доказано ли совершениепреступления подсудимым и 3) виновен ли он в нем, а также на вопрос о снисхождений.Как правило, если ответ на три первых вопроса положительный (обвинительныйвердикт), юристы не сомневаются в компетентности присяжных. Более или менеепонятно, если присяжные выносят оправдательный вердикт при недостатке доказательств.Недоумения возникают тогда, когда доказано, что подсудимый совершил преступление,но тем не менее присяжные признают его невиновным. Помимо уже рассмотренныхотношений "обвиняемый - жертва - ситуация", влияющих на это решение (ине только в сторону оправдания), нельзя забывать о том, что присяжные представляютв суде общество, вершат справедливость от его имени, привносят в суд топредставление о справедливости, которое присуще обществу. Присяга требуетот них выносить справедливое решение по внутреннему убеждению, принимаяво внимание все разумные сомнения. Поэтому ответственность за судьбу человекафактически заставляет их все время искать эти сомнения, чтобы не усомнитьсяв собственной справедливости. Отсюда и оправдания, и проявленные присяжнымиснисхождения к судьбе подсудимого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.