Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение динамики мыслительной деятельности




По словам И. М. Сеченова, мысль имеет определенное на­чало, течение и конец. Болезненные состояния мозга приводят чаще всего не к операциональным, а к динамическим нарушени­ям мышления.

Выделяют четыре типа нарушения динамики мышления: непоследовательность суждений, лабильность, откликаемость, инертность.

3.1. Непоследовательность суждений

Характерная особенность этого нарушения состоит в неус­тойчивости способа выполнения задания.

Способы действия этих больных при выполнении ими за­дания «Классификация предметов» примерно следующие. Боль­ные легко усваивают инструкцию, применяют способ, адекват­ный условиям задачи, начинают раскладывать карточки по обобщенному признаку, но, спустя некоторое время, оставляют правильный путь решения. Приведем выписку из истории бо­лезни, по Б. В. Зейгарник.

Больной Н. (закрытая травма головного мозга), который начал раскладывать карточки по обобщенным признакам, обра­зуя группы растений и животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести мухомор: «Он же вредный, отнесу-ка в сторону». Точно так же он не знает, куда отнести жука: «Положу его к книге и тетради, его же изучают в школе». После того как экс­периментатор попросил больного работать внимательнее, он несколько растерянно сказал; «Подождите. Да, у меня есть здесь посуда, растительный мир... Конечно, к нему принадлежит и гриб, безотносительно к тому, вреден он или нет; а жука положу к животному миру». В конце концов у больного получаются следующие группы: люди, животные, растения, посуда, мебель, школьные принадлежности, предметы домашнего обихода. Экс­периментатор просит объединить некоторые группы. Больной: «Людей с животными, да? Растения... Ну а дальше как? Ведь остальное не объединишь: как же соединить домашнюю утварь с канцелярскими предметами».

Больной заметно устает, наступает легкий тремор рук, пот­ливость. Экспериментатор начинает беседу на тему, не относя­щуюся к эксперименту. Спустя 5 минут больной по просьбе экспериментатора возвращается к работе и тут же самостоя­тельно правильно и обобщенно ее выполняет.

Анализ подобных случаев позволяет выделить три типич­ные ошибки непоследовательности:

- чередование обобщенных и ситуационных решений.
Выполнение заданий на уровне обобщенных решений
не бывает стойким;

- логические связи подменяются случайными сочетания­
ми. Например, правильное выполнение задания класси­
фикации предметов нарушалось тем, что больные объе­
диняли объекты в одну группу лишь потому, что кар­
точки оказались рядом;

- образование одноименных групп: больные часто выде­
ляют предметы по правильному общему признаку, но
тут же начинают выделять аналогичную по смыслу
группу. Так, например, больной мог выделить группу
людей, в которую входили врач, ребенок, уборщица, и
тут же выделял еще одну группу людей, куда входил
моряк, лыжник и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.