Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и методы патопсихологического исследования личности




Психотерапия и психотерапевтический прогноз при расстройствах личности

При личностных расстройствах в случае необходимости по­казаны: срочная психиатрическая помощь, социотерапевтиче-ские мероприятия, защитная (поддерживающая) психотерапия, в том числе и долговременная психоаналитически ориентирован­ная психотерапия или психоанализ.

Выбор психотерапевтических форм, в первую очередь, оп­ределяется «Я» - структурой или «Я» - силой пациента, воз­можностью перенести все ступени закономерного психотера­певтического процесса. Для психотерапевтической индикации важны и обычные критерии (например, мотивация пациента, проявление и размеры вторичных причин возникновения болез­ни и др.).

Прогноз соответствующей психотерапии при параноидных, шизоидных и антисоциальных личностных расстройства?: пло­хой. Несколько лучше он при хорошем структурировании исте­рических, зависимых, навязчивых и пассивно-агрессивных лич­ностных расстройств.

При необходимости психотерапевтической индикации нар-циссических, шизотипических и пограничных личностных рас­стройств следует быть очень осторожным вследствие их склон­ности к «Я»-регрессии и негативным терапевтическим реакциям.

Пограничные личностные расстройства с их склонностью к импульсивным действиям нуждаются в активном противодейст­вии деструктивным проявлениям, вплоть до строгой изоляции и госпитализации.

Итак, выше мы рассмотрели наиболее типичные нарушения личности, которые исследовались в отечественной патопсихоло­гии и психоаналитической характерологии. Но есть и другие.

Так, М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, рассматривая связь многих болезней, их возникновение и течение с личностью больного, выделяют: распад и деградацию личности в результа­те органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психопатии); патологические реакции и раз­витие в форме неврозов. Клиническому психологу (особенно, работающему в психиатрической клинике) безусловно надо знать и эти нарушения, а потому им будет прочитан специаль­ный курс.

Б. Д. Карвасарский выделяет следующие основные задачи клинического психолога при исследовании личности:

1. Изучение роли личности в происхождении нервно-
психических и соматических болезней.

2. Определение значения личностного фактора в патогенезе
болезней и формировании клинических картин.

3. Выявление особенностей изменения личности при разных
заболеваниях.

4. Разработка эффективных личностно-ориентированных
методов психопрофилактики, психотерапии и реабилитации.

Что касается методов патопсихологического исследования личности, то среди них выделяют два главных - клинический и лабораторный. Первый основан на наблюдении за больным, бе­седах, изучении истории болезни; второй предполагает исполь­зование разнообразных тестов.

Клинический подход к изучению личности предполагает изучение истории жизни человека с помощью биографического и анамнестического методов.

Анамнез - это получение совокупности сведений о жизни обследуемого, перенесенных им заболеваниях, начале и течении болезней, об условиях жизни, работе и лечении.

Анамнез может быть субъективным и объективным. Первый имеет особое значение в случаях, когда надо выяснить отношение больного к значимым событиям его жизни и состоит в получении информации от самого больного. Второй может иметь место в тех случаях, когда субъективный анамнез затруднен или невозможен вследствие временного или хронического психического рас­стройства, сенсорных затруднений и т. п. Субъективный и объек­тивный анамнез обычно дополняют друг друга. В клинике многое можно узнать о личности больного также из реальных взаимо­действий с ним во время психотерапии и коррекционных меро­приятий, а также во время тестирования.

Лабораторный метод. К числу наиболее распространен­ных тестов, применяемых для исследования личности больного, можно отнести:

1. Метод исследования уровня притязаний. Больному пред­
лагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Ис­
пытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспери­
ментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для
больного, при этом анализирует его реакции в этих ситуациях.
Для исследования уровней притязаний применяют разные зада­
ния (например, кубики Кооса).

2. Метод Дембо-Рубинштепна. Используется для исследо­
вания самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках,
символизирующих здоровье, ум, характер, счастье и т. д. отме­
чает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает
на вопросы, раскрывающие его представление о содержании
понятий «ум», «здоровье» и пр.

3. Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого мето­
да исследуются характерные для личности реакции в стрессовых

ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени ее социаль­ной адаптации.

4. Метод незаконченных предложений. Тест относится к
группе вербальных полупроективных методов. Один из вариан­
тов этого теста включает 60 незаконченных предложений, кото­
рые испытуемый должен дописать по своему усмотрению.
Предложения разделены на 15 групп, в результате исследуются
отношения испытуемого к лицам противоположного пола, на­
чальству, подчиненным, и т. д.

5. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) состоит из
20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по
каждой картине. Можно получить данные о восприятии, вооб­
ражении, способности осмысливать содержание, об эмоцио­
нальной сфере, способности вербализации, о психотравме и т. д.

6. Метод Роршаха. Состоит из 10 карт с изображением
симметричных одноцветных и полихроматических чернильных
пятен. Тест используется для диагностики психических свойств
личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может
быть похоже. Оценка ответов проводится по 4 категориям:
1) расположение или локализация; 2) детерминанты (форма,
движение, цвет, полутона, диффузность); 3) содержание; 4) по­
пулярность, оригинальность.

7. Миннесотский многопрофильный личностный опросник
(MMPI).
Предназначен для исследования свойств личности, осо­
бенностей характера, физического и психического состояния
испытуемого. Больной должен отнестись (положительно или
отрицательно) к содержанию предлагаемых в тесте утвержде­
ний. В результате специальной процедуры строится профиль
личности, отражающий соотношение исследуемых личностных
особенностей (ипохондрии - сверхконтроля, депрессии - на­
пряженности, истерии - лабильности, психопатии - импульсив­
ности, мужественности - женственности, паранойи — ригидно­
сти, психастении - тревожности и т. д.).

8. Подростковый диагностический опросник Личко (ПДО).
Используется для диагностики психопатий и акцентуаций

характера у подростков.

9. Тест Люшера. Включает в себя набор из восьми карт -четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, жел­тый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также некоторые наиболее устойчивые черты личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.