Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст опросника (форма Л)




1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опа­
саюсь получения плохой.

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое
мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь,
чем трудиться над ним в одиночку.

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен,
что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

4. Меня больше привлекает дело, которое не требует на­
пряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в ко­
тором возможны неожиданности.

5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил
бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому,
что у меня может хорошо получиться.

6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко оп­
ределены и зарплата выше средней, работе со средней зарпла­
той, в которой я должен сам определять свою роль.

7. Я трачу больше времени на чтение специальной литера­
туры, чем художественной.

8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность
неудачи в нем равна 50 %, делу достаточно важному, но не
трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные боль­
шинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства
и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно
лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с това­
рищами.

11. Если бы я собрался играть в карты, то, скорее, сыграл бы
в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышле­
ний.

12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем
где все участники приблизительно равны по силам.

13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь
игрой, скорее, для развития своих умений, чем для отдыха и
развлечений.

14. Я, скорее, предпочту сделать какое-то дело так, как я
считаю нужным, пусть даже с 50 % риска ошибиться, чем делать
его, как мне советуют другие.

15. Если бы мне пришлось выбирать, то я, скорее, выбрал
бы работу, в которой начальная зарплата будет 300 рублей и
может остаться в таком размере неопределенное время, чем ра­
боту, в которой начальная зарплата равна 150 рублям и есть га­
рантия, что не позднее, чем через 5 лет я буду получать более
500 рублей.

16. Я, скорее, стал бы играть в команде, чем соревноваться
один на один.

17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока полностью
не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь за­
кончить дело побыстрей и с меньшим напряжением.

18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по
пройденному материалу вопросам, требующим для ответа вы­
сказывания своего мнения.

19. Я, скорее, выбрал бы дело, в котором имеется некоторая
вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть боль­
шего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и
существенно не улучшится.

20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегче­
нием вздохну («пронесло!»), чем порадуюсь хорошей оценке.

21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершен­
ных дел, то я, скорее, вернулся бы к трудному, чем к легкому.

22. При выполнении контрольного задания я больше беспо­
коюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем
думаю о том, как правильно его решить.

23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к ко­
му-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

24. После неудачи я, скорее, становлюсь еще более собран­
ным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то
я, скорее, не стану рисковать, чем все-таки приму в нем актив­
ное участие.

26. Когда я берусь за трудное дело, я, скорее, опасаюсь, что
не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем
когда несу за свою работу личную ответственность.

28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое
задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен.

29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне кон­
кретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной
ставят задачу лишь в общих чертах.

30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с боль­
шим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную за­
дачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

31. Когда нужно соревноваться, у меня, скорее, возникнет
интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее,
чем пытаюсь их реально осуществить..

Текст опросника (форма В)

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опа­
саюсь получения плохой.

2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена,
что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

3. Меня больше привлекает дело, которое не требует на­
пряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в
котором возможны неожиданности.

4. Если бы у меня что-то не выходило, я, скорее, приложила
бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому,
что у меня может хорошо получиться.

5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко оп­
ределены и зарплата выше средней, работе со средней зарпла­
той, в которой я сама должна определять свою роль.

6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом
неудачи, чем надеждой на успех.

7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литера­
туре развлекательного жанра.

8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность
неудачи равна 50 %, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я, скорее, выучу развлекательные игры, известные боль­
шинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства
и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно
лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с това­
рищами.

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегче­
нием вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

12. Если бы я собралась играть в карты, то я, скорее, сыгра­
ла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую раз­
мышлений.

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем,
где все участники приблизительно равны по силам.

14. После неудачи я становлюсь, скорее, еще более собран­
ной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят
радость успехи.

16. В новых неизвестных ситуациях у меня, скорее, возни­
кает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

17. Я, скорее, попытаюсь приготовить новое интересное
блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить
привычное блюдо, которое у меня обычно хорошо выходило.

18. Я, скорее, займусь чем-то приятным и необременитель­
ным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но
не очень увлекательное.

19. Я, скорее, затрачу все свое время на осуществление од­
ного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время
два-три дела.

20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я ис­
пользую время, скорее, для того, чтобы расслабиться и отдох­
нуть, чем почитать и поработать.

21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной ком­
нате и мы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама ор­
ганизовать ее, чем чтобы это сделала какая-нибудь другая.

22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к ко­
му-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.

23. Когда нужно соревноваться, у меня, скорее, возникает
интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

24. Когда я берусь за трудное дело, я, скорее, опасаюсь, что
не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем
тогда, когда несу за работу личную ответственность.

26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое
задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.

27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с боль­
шим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную,
чем перешла бы к задаче другого типа.

28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо
мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне кон­
кретно указывают, что и как делать.

29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку,
то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в
руки и пытаюсь исправить положение.

30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее,
чем пытаюсь их реально осуществить.

Обработка данных: Согласно полу испытуемого исполь­зуйте ключи.

Ключ к мужской форме:+1,-2,+3,-4,+5,-6,+7,+8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.

Ключ к женской форме:+1,+2,-3,+4,-5,-6,+7,+8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.

Для определения суммарного балла необходимо пользо­ваться следующей процедурой: ответам испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены со знаком «+» в ключе) приписы­ваются баллы на основе следующего соотношения:

 

-3 -2 -1   +1 +2 +3
             

Ответам на вопросы со знаком «-» приписываются баллы на основе соотношения:

 

-3 -2 -1   +1 +2 +3
             

Анализ и интерпретация результатов: На основе подсче­та суммарного балла определяют, какая мотивационная тенден­ция доминирует у испытуемого. Баллы всей выборки испытуе­мых, участвующих в исследовании, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхняя (27 % выборки) характеризуется мотивом стремления к успеху, а нижняя (27 %) - мотивом избе­гания неудачи.

Литература

1. Практикум по психодиагностике / Под ред А. А. Бода-
лева. М.: МГУ, 1988. С. 88-93.

2. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Ста­
лина. М.: МГУ, 1987. С. 155-170.

ИЗУЧЕНИЕ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ БОЛЬНОГО ПО МЕТОДИКЕ СПИЛБЕРГЕРА

Вводные замечания: Измерение тревожности как свойства личности важно потому, что это свойство во многом обуславли­вает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности -естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отра­жающая предрасположенность субъекта к тревоге и предпола­гающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно пере­живаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабочен­ностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоцио­нальная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, отно­симые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диа­пазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуе­мого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожно­сти в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать или лич-

ностную тревожность, или состояние тревожности, либо еще более специфические реакции. Единственной методикой, позво­ляющей дифференцированно измерять тревожность и как лич­ностное свойство, и как состояние, является методика, предло­женная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным, она и используется в настоящем задании.

Цель работы: Оценить уровень личностной и ситуацион­ной тревожности.

Оборудование: Бланки шкал самооценки Спилбергера, включающие в себя инструкции, и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тре­вожности (СТ) - (табл. 3), и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ) - (табл. 4).

Ход работы: Исследование может проводиться как инди­видуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испы­туемым ответить на вопросы согласно инструкциям.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приве­денных ниже предложений и обведите кружком цифру в соот­ветствующей графе справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумы­вайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет и быть не может».

Таблица 3 Шкала ситуативной тревожности (СТ)

 

 

 

Суждение Ответы
Нет, это не так Пожа­луй, так Верно Совер­шенно верно
  Я спокоен          
  Мне ничто не угрожает          
  Я нахожусь в напряжении          
  Я внутренне скован          
  Я чувствую себя свободно          
  Я расстроен        

 

 

 

Суждение Ответы
Нет, это не так Пожа­луй, так Верно Совер­шенно верно
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я ощущаю душевный покой        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внут­реннего удовлетворения        
И Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованно­сти, напряженности        
  Я доволен        
  Я озабочен       4 4
  Я слишком возбужден и мне не по себе      
  Мне радостно        
  Мне приятно        

Ключи


Номер Ответы, суждения
суждения        
         
         
         
         
         
         
         
         
  4'      
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
СТ        

 

 

Номер суждения Ответы, суждения
       
         
         
         
         
         
         
         
         
         
      1 2  
         
         
         
  I      
         
         
         
         
         
  ЛТ =      

Таблица 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.