Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика




Исследование памяти (таблица 10)

Узнавание изображений на картинках (по Поппельрейтеру). Таблица 9

Отыскивание чисел по таблице Шульте (табл. 4—8)

Отсчитывание (таблица 3)

Одновременный счет (таблица 2)

Кривая работоспособности (таблица 1 и 1а)

Задача исследования. Исследуются волевые усилия, упражняемость и утомляемость, темп психической деятельности, колебания и устойчивость внимания.

Методика. Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предлагают складывать числа, написанные одно над другим, и записать результат, отбрасывая десятки. Так, например, если полученный после сложения результат равен 12, то испытуемый должен записать только 1, а не всю сумму 12. Однако такое требование может затруднять испытуемого, поэтому следовать ему не строго обязательно. Испытуемому объясняют, что он должен стараться работать быстро, но самое главное — точно, не допуская ошибок. Фиксируется время выполнения каждой строки. Подсчитывается число ошибочных сложений в каждой строке. Результат изображается графически, строится кривая работоспособности. По оси ординат изображается время, затраченное на каждую строку, и количество ошибок в сложении. По оси абсцисс — номера строк. Кривая работоспособности — сплошная линия, кривая ошибок — пунктирная линия.

Другим вариантом исследования кривой работоспособности (см. табл. 1а) является модификация вышеуказанной методики. Разница лишь в том, что складывать необходимо не два числа, а пять в столбике. Эксперимент длится 20 мин, через каждые 5 мин делается отметка на бланке ответов. Затем так же строится кривая работоспособности. На оси абсцисс откладывается время по пятиминуткам, на оси ординат — количество сложений и ошибок. В норме вся таблица выполняется за 20 мин.

Анализ результатов. При анализе результатов оцениваются два показателя — скорость и точность. Низкие показатели свидетельствуют о замедлении темпа психических процессов. Быстрый темп работы при большом количестве ошибок наблюдается при возбуждении, опьянении. Чрез-

­ Конец страницы 293 ­

¯ Начало страницы 294 ¯

вычайно медленный — при тоске. Большое количество ошибок свидетельствует о слабости внимания. Снижение работоспособности и точности к концу исследования наблюдается при слабости, утомляемости.

В норме каждая строка занимает 25—30 с без утомления.

Задачи исследования. Исследуется объем внимания, затруднения при переключении, распределении внимания.

Методика. Предлагают ряд кружков, чередующихся с крестиками. Экспериментатор последовательно закрывает фигуры в ряду и просит назвать, сколько всего закрыто крестиков и кружков. Так постепенно закрывают весь ряд, и испытуемый должен сказать, сколько тех и других фигур в ряду.

Анализ результатов. В норме называют все фигуры правильно. При ослаблении внимания, утомлении, сильном волнении испытуемые ошибаются, особенно при повторном исследовании.

Задача исследования. Выявить сохранность навыков счета, устойчивости внимания, степени затрудненности интеллектуальных процессов испытуемых.

Методика. В зависимости от особенностей человека, его образования предлагают отнимать от 200 по 17, от 100 по 7 или от 50 по 3. Результат необходимо произносить вслух. Испытуемый называет 93, 86, 79 и т. д. Экспериментатор в течение опыта записывает результаты и после каждого ритмично ставит точки. Протокол имеет следующий вид: 100—7 = 93....86....79....72... и т. д.

­ Конец страницы 294 ­

¯ Начало страницы 295 ¯

Анализ результатов. Равномерное замедление темпа отсчета свидетельствует о затруднении умственной деятельности. Замедление темпа к концу исследования — показатель утомляемости, ошибки с пропуском десятков (например, 93....76... и т. п. при вычитании по 7) свидетельствуют об ослаблении внимания. Всегда нужно оценивать отношение человека к допущенным ошибкам. Если при затруднении испытуемый спрашивает экспериментатора, правильно ли он решил, или же выжидательное следит за выражением лица экспериментатора, стараясь уловить, не допустил ли он ошибки, это свидетельствует об интеллектуальной сохранности. При грубых ошибках, которые испытуемый не замечает (некритичность), можно предполагать слабоумие.

Задача исследования. Выявить темп сенсомоторных реакций и особенности внимания — объем, распределение, переключение.

Методика. Исследование проводится с помощью таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемому предлагают отыскивать числа по порядку, показывая каждое указкой и называя его вслух. Секундомером отмечают время, затраченное на каждую таблицу.

Протокол имеет следующий вид:

 

Таблица Время в секундах Примечания
     
     
     
     
     

 

­ Конец страницы 295 ­

¯ Начало страницы 296 ¯

В примечаниях указывают, равномерно ли отыскивает числа испытуемый, его поведение, комментарии,

Анализ результатов. Результаты можно выразить графически. Существенное значение имеет установление равномерности темпа выполнения задания. Психически здоровые молодые люди равномерно выполняют задание (1-ю таблицу) за 30—50 с. Равномерная замедленность темпа отыскивания чисел бывает при эпилепсии. Если поиск чисел ведется неравномерно, то известное значение может иметь кривая истощаемости. Она объективно отражает характер слабости.

Методика. Исследуемому предлагают рассмотреть одно за другим изображения и перечислить изображенные предметы.

Задача. Исследуется корковый анализ комплексных раздражителей различной сложности, адресуемых прежде всего к зрительному анализатору. Одновременно исследуют и корковый синтез, так как узнавание изображений в основном представляет собой воспроизведение временных связей, образованных в прошлом жизненном опыте человека.

Анализ результатов. Нарушение восприятия, затрудненное узнавание изображения особенно часто бывают у лиц с явлениями психической слабости, при некоторых токсико-инфекционных или органических заболеваниях головного мозга.

Задача исследования. Тест направлен на исследование процесса механического, смыслового и ассоциативного запоминания.

­ Конец страницы 296 ­

¯ Начало страницы 297 ¯

а) Запоминание искусственных (бессмысленных) слогов. Испытуемому называют 10 слогов (ган, лос, вер и т. д.) и просят повторить в любом порядке те, которые он запомнил. Затем экспериментатор зачитывает слоги повторно. Так до тех пор, пока испытуемый не воспроизведет их полностью.

б) Запоминание 10 слов по смыслу. Обследуемому зачитывают 10 несложных слов, подобранных так, чтобы между ними трудно было установить смысловые отношения. Испытуемого просят повторить все слова, которые он запомнил, порядок соблюдать не обязательно. Экспериментатор повторяет слова пятикратно. Результаты заносятся в протокол, который имеет следующий вид:

 

Предъявляемые слова
1. +   + +
2.   + + +
3.        

 

Крестиками отмечаются те слова, которые называет испытуемый. В конце обследования, т. е. примерно через час, у испытуемого снова спрашивают эти слова без предъявления,

в) Ассоциативная память.

Обследуемому предлагают 10 пар относительно однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Экспериментатор зачитывает пары слов, отделяя их паузами. Затем повторяет первое слово каждой пары, а испытуемый вспоминает и называет второе.

Анализ результатов. В норме запоминают 10 бессмысленных слогов за 5—7 предъявлений; 10 слов со смыслом — после 3—4 предъявлений; 10 ассоциаций с 1—2 предъявлений. При ослаблении внимания, астении в первую очередь страдает механическое запоминание. При нарушени-

­ Конец страницы 297 ­

¯ Начало страницы 298 ¯

ях непосредственно памяти страдают запоминание и воспроизведение во всех видах памяти. При нарушении мышления нарушается ассоциативная память с образованием новых ассоциаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.