Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Главные психические функции и анатомо-физиологическое устройство. 7 страница




То, что имеет важное значение из области законов, относящихся к примитивным процессам возникновения образов (прежде всего механизмы отношения образов), мы лучше всего научимся понимать в связи с примитивной эффективностью.

 

Б. Развитие аффективности

 

Мы уже упомянули, что примитивный душевный аппарат работает довольно асинтаксически, что он преимущественно воспринимает сами образы, между тем как отношение между образами еще недостаточно обозначено. Мы видим, что отношение между вещами устанавливается в воспринимающем сознании прежде всего там, где на образы воздействуют сильные аффекты, и там, где жизненная нужда или власть влечений вызывает сильные душевные волнения. Половая жизнь, война и борьба, страстное ожидание дождя и охотничьей добычи, но прежде всего болезнь, страх смерти и смерть — вот пункты, являющиеся исходной точкой для психических феноменов, обозначаемых нами как магическое мышление; от этих пунктов мышление о вещах распространяется затем мало-помалу на совокупность всех явлений. Магическое мышление, следовательно, является самой ранней формой, в которой единичные вещи включаются в сеть отношений, а единичные образы соединяются в законченный синтаксический образ мира. Начиная с этого пункта равным образом развиваются позднейшие прочные формы мысли («категории») целесообразности и причинности, религиозная идея Бога и естественнонаучное понятие силы. Магическое мышление только в меньшей части проистекает из точного наблюдения, в естественнонаучном смысле, частого совпадения двух явлений; в большей своей части оно возникает под непосредственным действием аффекта, и результаты этого мышления носят поэтому на себе печать опасений и желаний, из которых они возникли: они являются кататими-ческими душевными образованиями. Под кататимией* мы понимаем, таким образом, преобразование душевных содержаний под влиянием аффекта. Примитивный образ мира в гораздо большей степени является кататимическим, чем наш. Если причинное научное мышление связывает вещи между собой по принципу частоты совпадений, то кататимическое, магическое мышление — по принципу общности аффекта. Гремит гром, и вскоре после этого какой-нибудь человек падает замертво. Оба явления связаны между собою сопровождающим их испугом. Этого достаточно для кататимического мышления, чтобы приобрести твердое убеждение, что гром действительно был предзнаменованием смертного случая. Причинное мышление, напротив того, статистическое мышление. Оно спрашивает: как часто совпадают гром и смертный случай? Из редкости их совпадения и частоты других причин смерти (например, удара при нападении) оно выводит свое суждение о реальности.

Чтобы правильно понимать этот магический образ мира, мы равным образом должны принять во внимание и второй механизм.

 

Проецирование аффекта

 

Табу, коренное полинезийское слово, в психологии народов стало термином для обозначения широко распространенного между примитивными народами комплекса психических фактов. Слово табу заключает в себе одновременно значения и святого и нечистого, вместе с тем и значение чего-то страшного, опасного, запрещенного. Табу особенно распространяется на предводителей и жрецов, затем на войну и охоту, на совершеннолетие, менструацию, рождение и новорожденного, на болезнь, смерть и мертвого; короче говоря, на самые могущественные, самые почитаемые и являющиеся предметом наибольшего страха, личности, на действия, которые в жизненном отношении важнее всего и больше всего сопровождаются чувствами страха и надежды, наконец, на состояния и жизненные фазы, которые приносят с собой резкие перемены и вызваны сильным желанием, боязнью или отвращением. Следовательно, с наибольшей отчетливостью и закономерностью оно связано с теми вещами, которые обладают наиболее сильным аффективным акцентом.

Здесь обнаруживается лучше всего различие между функциями нашего душевного аппарата и душевного аппарата первобытного человека. Мы сказали бы: «Я имею священный страх перед королями и жрецами; я чувствую боязнь и ужас при виде трупа». Но первобытный человек говорит: «Жрец есть табу; в трупе сидит табу». Следовательно, мы вкладываем аффекты в «я», в нас самих, первобытный же человек, напротив, проецирует их во внешний мир. Он выводит их наружу, подобно тому как это делает со своими зрительными и слуховыми впечатлениями. Он локализует их в этих впечатлениях и между ними. Процесс проецирования аффекта имеет важность для понимания примитивного образа мира.

Лица и вещи, представляющие табу, сравнивали с заряженными электричеством предметами, они — местопребывание страшной силы, передающейся через соприкосновение, которое может принести несчастье и смерть, во всяком случае характер священного или нечистого может перейти на самого прикоснувшегося.

Табу представляет особенно важную составную часть магического образа мира. Потому что, по существу, в каждый внешний предмет, который возбуждает более сильный аффект, более живой интерес, может быть проецирован аффект, причем вовсе не необходимо, чтобы с этим были связаны специальные табу — запреты и церемонии. Первобытный человек проецирует в самом широком масштабе свои душевные импульсы в вещи и верит в то, что они будут действовать таким образом, как если бы они обладали душою, которая направляет их действия. Так возникает в дальнейшем некоторый род всеобщего одушевления, население внешнего мира силами или демонами, обозначаемыми, как анимизм. Это можно считать предварительной ступенью мира религиозных представлений.

Животные и мертвые предметы чувствуют и действуют, как люди, они причиняют доброе и злое, их можно рассердить или примириться с ними. Также и орудия, которыми пользуется его рука, топор и кузнечный молот становятся для сына природы одушевленным местопребыванием душевных сил и позднее предметом божественного почитания. Также и части собственного тела представляют местопребывание различных духов или душ. По взглядам племени иору-ба в каждом индивидууме находятся три духа: один живет в голове, второй — в желудке и третий — в большом пальце ноги. Первый называется Олори, т. е. господин головы, причем наряду с головой означает также способность, талант. Немного крови из приносимых ему в жертву кур намазывается на лоб. Он доставляет человеку счастье. Дух, живущий в желудке, вызывает, кроме всего прочего, чувство голода. Третьему духу (в большом пальце) приносят жертву, когда предполагают отправиться в путь. Тогда смазывают большой палец смесью из куриной крови и пальмового масла. Что касается племени каро-батак на Суматре, то там иной раз предполагается до семи душ в отдельном индивидууме, которые проявляют себя как гении-хранители и в то же время как главные деятельности и свойства характера.

Мы видим, следовательно, что нет и в помине представления о душе как о чем-то целостном, в самом себе замкнутом, представления о «я», которое активно, с сознанием своего собственного значения занимает положение по отношению к внешнему, по большей части неодушевленному миру. «Я» понимается как субстанция между субстанциями, которые все равным образом антропоморфически одушевляются. «Я» понимается также не как нечто целостное, а как распадающееся на частичные личности, как являющееся пассивной игрушкой этих сил и без всякого резкого разграничения между «я» и внешним миром, между лицом и предметом.

Мы не ставили перед собой задачи проследить все корни более нового представления о душе. Оно, без сомнения, в высшей степени сложный продукт сгущения, исходной точкой которого, с одной стороны, является факт смерти, тело самого умершего («душа тела»), галлюцинации во сне и образы воспоминаний, благодаря которым умерший и после своей смерти, как живой и обладающий телесной оболочкой, проходит перед глазами. С другой стороны, исходной точкой послужили и только что описанные персонификации составных частей тела и функции, причем в первую очередь тень, затем кровь и дыхание, как самые видимые представители и персонификации жизни («душа дыхания» и «душа тени»). Затем в общую абстракцию «души» вошли и описанные персонификации главных деятельностей, сил и свойств характера. Таким образом, возникло представление о душе как о некотором роде лица в другом лице, как о некоем внутреннем «я», для которого внешнее «я», тело, представляет только орудие и место жительства, могущее быть им оставлено в любое время. Наше дуалистическое представление о душе в этом пункте почти настолько же наивно, как и представление индейца из Кораи, по мнению которого «мысль» (muatsira) сидит в голове и сердце и представляет для него реальный, действующий субъект, руководящий его поступками. Здесь в представлении о душе этот персонифицирующий образ мышления сохранился сильнее всего, потому что здесь он получает самое широкое аффективное подкрепление от стремления к самосохранению, от кататимической идеи о продолжении жизни после смерти. Что касается окружающего внешнего мира, то олицетворяющая, антропоморфная идея демонов хотя и поблекла, но в скрытом виде довольно отчетливо может быть распознана в естественнонаучном понимании силы, усматривающем в последовательности явлений, случающихся с вещами, действие сил, в них обитающих.

Примитивное представление об отношении между вещами прежде всего имеет персонифицирующий характер, проецируя в вещи собственные аффективные тенденции. Но оно также является и субстанциирующим, так как абстрактные представления об отношениях еще слабо развиты, и потому отношения между образами в свою очередь многократно мыслятся как образы, мы это уже видели в отношении языка. Так, некоторые бразильские индейцы в носовой перемычке носят короткую палочку, потому что болезнь они считают твердым телом, которое через нос, как стрела, прямо входит в тело; если она наткнется на палочку, то не сможет проникнуть и упадет на землю. Слепота от белизны снега мыслится ими в форме маленьких насекомых, которые влетают в глаза.

 

Двусторонняя значимость (ambivalenz)

 

Табу, как мы видели, включает в себя противоположные тоны чувства: священного и нечистого. Факт, что один и тот же предмет может иметь одновременно и положительный и отрицательный чувственный тон, мы вместе с Блейлером обозначаем как двустороннюю значимость (Ambivalenz). Как содержания представлений, так и чувствования первобытного человека высказываются сложно, неясно, расплывчато, они значительно меньше дифференцированы и менее четко ограничены, чем наши. Одно слово, вроде табу, пробуждает у первобытного человека единый аккорд чувств, расчленившийся у нас в отдельные единичные тоны священного, достойного почитания, возвышенного, неприятного, опасного, пугающе-страшного, ненавистного, нечистого. Следовательно, в подобных больших комплексах чувствований будут содержаться также в гораздо большей степени, чем в психологии культурного человека, прямо противоположные, амбивалентные чувственные тоны.

Табу представляет собой самый примитивный моральный кодекс человека, возникший сначала только из темных, сильных тонов чувств, просто ощущаемый и не нуждающийся в продуманном взвешивании целей.

Из сложного чувствования табу с течением времени у некоторых диких народов развивается сеть сложных заповедей и запретов, церемоний и очистительных предписаний, опутывающих всю жизнь первобытного человека, держащих его под гнетом чувствований, из которого он не может вырваться. И эта сеть, шаг за шагом, так охватывает некоторые выдающиеся личности и так ограничивает их в движениях, что у подобного племени может иметь значение тягчайшего наказания — сделаться жрецом или вождем, достоинство, от которого каждый, кому оно угрожает, стремится избавиться силой или бегством.

Фрейд высказал догадку, что именно амбивалентные аффекты всегда составляют корень этих самых примитивных запрещений табу и развившейся отсюда в конце концов человеческой морали. Твердые моральные заповеди всегда возникают именно там, где имеется противоречие между обдуманным или вытекающим из чувствования нерасположением к какому-нибудь действию и желанием все же его совершить. Относительно некоторых предметов табу подобная амбивалентная ориентировка наверняка дана, например, в отношении к предводителям и жрецам. Еще и в настоящее время ориентация многих людей по отношению к подобным, обладающим особой полнотой власти лицам (отец, начальник, царь) явно амбивалентна, она состоит из смеси исполненного удивления почитания и окрашенного ненавистью возмущения, соответственно, жажды мести. Амбивалентность базовых аффектов обнаруживается также и в действии табу придворного церемониала, одновременно воздающего властителю почет и делающего ему неприятности. Само собой понятно, что подобного рода напряжения аффекта (в противоположных направлениях) вызывают особенно сильные тоны чувств и потому так легко побуждают первобытного человека к проецированию аффекта и подчинению моральному кодексу. Характерно, что в дальнейшем этика культурных народов сильнее всего развивалась вокруг зоны полового влечения, для которой свойственны именно амбивалентные аффекты (борьба между влечением и разумом). В остальном амбивалентность многих аффектов и побуждений должна быть особым случаем повсюду в нервной физиологии наблюдаемой антагонистической иннервации.

B. Развитие процессов выражения

 

Имеют ли низшие животные душу, т. е. сопровождаются ли их объективно наблюдаемые движения субъективными процессами сознания, мы не знаем. Этого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Также и душевная жизнь наших ближних, как и высших животных, доступна нам не прямо, а путем заключения по аналогии: к наблюдаемым у них телодвижениям мы прикладываем те субъективные процессы сознания, которыми эти движения сопровождаются у нас. Процессы сознания мы всегда можем наблюдать непосредственно только в нас самих. Дженнингс справедливо замечает: если бы амеба была так же велика, как какой-нибудь кит, и бежала бы на нас, производя движения, как при еде, то при этом мы, без сомнения, приписали бы ей психические процессы и в практическом отношении верно бы поступили. Также у растений при помощи кинематографических опытов можно показать, что нужно только некоторое ускорение темпа, чтобы движения растений выглядели одушевленными. Наше суждение об одушевленности чужих двигательных процессов, таким образом, крайне произвольно и субъективно, и, конечно, отрицать одушевленность следовало бы гораздо осторожнее.

Таким образом, будет целесообразно, если мы сначала по возможности не будем обращать внимание на вопрос о сознании и будем сравнивать между собой только формы движений в их объективно доступном внешнем явлении, начиная от самых примитивных жизненных проявлений у одноклеточной животной протоплазмы вплоть до запутанных психомоторных процессов аффективного и волевого выражения у человека; на высшем конце ряда, т. е. там, где расположены такие процессы выражения у более высоко стоящих млекопитающих, детей и первобытных народов и далее вверх, потом появится возможность со все возрастающей достоверностью делать заключения о содержательной стороне сознания, сопровождающей эти формы.

Растительные формы движения и ритм

 

Элементарная форма движения животной протоплазмы состоит в простом местном стягивании и расширении (например, движение амебы). Уже у самых низших одноклеточных первоживотных (протозоа) и многоклеточных животных (метазоа), у инфузорий, червей мы видим, как простые однообразные акты движения принимают упорядоченную форму непрерывных рядов правильно повторяющихся движений, таковы мерцательные движения, жгутиковые движения (Geisselbewegungen), червеобразные движения. Все подобного рода правильные повторения движений мы можем обозначить как ритмические типы движений.

В организме высших животных и человека мы часто находим эти примитивные формы движения сохранившимися в подобных соединениях клеток, которые работают относительно независимо от психических импульсов центрального нервного органа (или искусственно были от него отделены). Следовательно, в рамках более высокого соединения клеток всего организма они ведут еще относительно самостоятельную протозойно-метазойную жизнь. Способность к прямому местному сокращению под влиянием раздражения (например, при пропускании электрического тока) еще сохранилась в мускульной системе высших животных. Движения белых кровяных телец стоят в близком родстве с движениями амебы, движения мерцательного эпителия или сперматозоидов — с проявлениями жизни у определенных инфузорий, перистальтические движения кишок родственны червеобразному типу. Точно так же кровеносная система представляет собой довольно автономный, изолированный от влияния высших волевых процессов, союз клеток, а биение сердца является самым чистым типом ритмической формы движения. Наконец, мы должны напомнить также о поперечно-полосатой мускулатуре, тех двигательных феноменах примитивной группы, которые развертываются независимо от воли, прежде всего дрожательные и клонические движения; они также имеют чисто ритмический характер. Большую группу всех этих, очень древних в филогенетическом отношении, первичных самостоятельных движений в высших организмах мы обозначаем как растительные формы движения.

Интересно, впрочем, что можно проследить, как склонность к ритмическому темпу движений в процессе развития из сферы аппаратов растительной жизни распространяется на более высокие формы душевных проявлений у млекопитающих, детей и первобытных народов, хотя с прогрессирующим культурным развитием она, видимо, смещается в сторону более сложных аритмических движений, не исчезая при этом. совершенно и на достигнутой ступени духовного развития. Из многих примеров упомянем только о круговом движении, подобном движению колес в часах, некоторых хищных зверей в клетке, и аналогичных ритмических движениях идиотов, об играющих необыкновенно большую роль танцевальных движениях у дикарей, наконец, о склонности детей кружиться то в ту, то в другую сторону в продолжение четверти часа (в особенности перед засыпанием), о склонности к стереотипным движениям (прыгать, барабанить) и к вербигерации, т. е. к монотонному бессмысленному повторению звуков, слогов и ряда слов.

В развитии музыки, с самого начала теснейшим образом связанном с психомоторным аппаратом, лучше всего можно проследить ход возникновения ритмических чувствований и двигательных импульсов. Знатоки подчеркивают прежде всего необыкновенную монотонность непрестанного повторения припева и слов в танцевальных песнях примитивных народов. Самый простой ритм, который своим однообразием был бы невыносим для культурного человека, удовлетворяет акустически-моторную потребность первобытного человека. Напротив, такт современного вальса расчленен на неравные трехчетвертные группы, кроме того, при помощи мелодии в верхнем голосе затушевывает основной ритм и имеет тенденцию путем частых синкоп к своему разрыву. Если мы сравним картину нотного письма времен начала западной художественной музыки с современной, то с первого взгляда убедимся, как далеко мы продвинулись по пути развития уже в эти немногие столетия (от более строгих ритмических форм к высшей степени сложным и дробным тактам, которые при более примитивном ощущении должны казаться аритмичными).

Но простейшие ритмические тенденции, хотя и вытесненные по большей части целевой деятельностью и замаскированные более сложными чувствованиями, все же лежат наготове в низшем слое нашего психомоторного аппарата, подобно тому как простой трехчетвертной бас всегда присутствует в мелодии вальса. Простой ритм, как и оптическая симметрия, все еще пробуждает в нас первичное чувство удовольствия, коренящееся в глубинах филогенетического развития и дальше несводимое. Аритмические более высокие движения целевого характера (ходьба, исполнение работы) имеют тенденцию принимать все более ритмический характер, по мере того как они все более сглаживаются и становятся привычными. Элементарные ритмические движения появляются снова там, где из-за болезни высшие душевные регуляторы терпят поражение.

 

Пробные движения, закон сокращения формулы движения и рефлексы

 

Тенденция к движению присуща всем живым животным существам. Уже первоживотные (протозоа) также обнаруживают живые постоянные самопроизвольные движения без всякого специального внешнего раздражения. Степень самопроизвольного движения зависит от состояния процессов обмена веществ внутри организма, прежде всего в связи с утомлением и отдыхом, насыщением и голодом. Мы можем, правда, без четкой границы, различать самопроизвольные движения и движения, имеющие характер реакции. Самопроизвольные двигательные тенденции мы только что рассмотрели и обращаемся теперь к движениям, имеющим характер реакции, т. е. движениям, вызываемым внешним раздражением. Только из этих реагирующих движений, из взаимодействия между индивидуумом и окружающим миром в основном и развивается более сложная психомоторная сторона, психология процессов выражения.

Маленькое животное, находящееся в живом самопроизвольном движении, например плавающая в воде инфузория, привлекают (положительная реакция) места с благоприятными биологическими условиями (пища, свет, кислород) и отталкивают неблагоприятные зоны (отрицательная реакция или реакция бегства). Многократно делались попытки объяснить это тем, что ориентирование является результатом простейших физико-химических закономерностей, а именно вызывается местным раздражающим действием соответствующих химических веществ на какую-либо часть тела животного. Вследствие этого происходят изменения в состоянии протоплазмы, сокращения, изменения формы и тому подобное, что автоматически, по способу одностороннего усиления или ослабления весла в челноке, приводит к смене направления движения всего животного. При этих условиях можно было бы говорить о первичных рефлекторных процессах, т. е. о некотором роде саморегулирования, при котором на определенное раздражение каждый раз может быть только один ответ, закономерно установленное движение.

Эта теория тропизмов, или теория местных раздражений, получила слишком скромное подтверждение, чтобы на ней можно было построить общее понимание развития более высоких процессов реакции и выражения. В результате тщательных опытов над животными было замечено6: маленькое животное, приближающееся к новой, неблагоприятной для него зоне, реагирует прежде всего пробными движениями, т. е. угрожающее раздражение освобождает в нем переизбыток движений, неправильный бурный поток двигательных актов, вызывая друг за другом практически все находящиеся в его распоряжении роды и направления движений. Если среди этих движений встречается какое-нибудь, которое выводит животное из опасной области, то тотчас же прекращаются действия раздражений, а вместе с этим и пробные движения; животное автоматически плывет или бежит дальше во взятом им направлении. Этот тип реакции хорошо изучен у некоторых первоживотных; но мы находим его также на значительно более высоких ступенях развития — у высших животных, например у птиц или мышей, которые при угрожающих обстоятельствах заперты в комнате.

Если одно и то же раздражение многократно действует на животное, то изменяется и его образ действий. Если, например, прочно сидящую на одном месте инфузорию Stentor раздражать введенными в воду зернышками кармина, то сначала она никак не реагирует и продолжает спокойно втягивать своими ресничками воду (А). Если раздражение повторяется, то инфузория от карминового облака изгибается в сторону (В). После многократно повторенного раздражения эта реакция В переходит в реакцию С, а именно в противоположное движение ресничек, которым попавшие в инфузорию карминовые зернышки выбрасываются наружу, и при продолжающемся раздражении, наконец, в реакцию D, в сжатие всего тела в предохранительную трубочку. После многих повторений опыта с кармином обнаруживается, что животное не воспроизводит всей шкалы своего двигательного аппарата, но на соприкосновение с кармином тотчас же отвечает внезапным сжатием (D). Место полной формулы движения:

А—В—С—О занимает сокращенная формула:

A—D.

Мы можем представить, что животное при определенном раздражении проходит целый ряд физиологических состояний А—Б—С—D, но в таком быстром темпе, что промежуточные состояния уже внешне незаметны.

Этот закон сокращения формулы часто повторяемых актов представляет собой важный биологический закон, проходящий через весь ряд животных, и на нем основывается не только обучение человека всякой простой деятельности, но и выработка основных орудий его более высокого душевного развития: письма (печатное и рукописное), языка, мимики, жестов. Короче, все, что связывает человека с человеком в психическом отношении, состоит из подобных, в высшей степени сжатых, ставших стереотипными сокращенных формул. Лучше всего это можно проследить на развитии письма из серии знаков-образов.

Мы можем, следовательно, элементарное развитие двигательных реакций на внешние раздражения свести к следующим четырем актам:

1. Перепроизводство движений.

2. Отбор из перепроизведенных движений путем автоматического продолжения движения, освобождающего от раздражения.

3. Сокращение формулы процесса отбора.

4. Сглаживание сокращенной формулы, т. е. при прогрессивном повторении все более прочное фиксирование раз избранной реакции.

Этим путем возникают из движений отбора (Selectivbewegungen) мало-помалу привычки и, наконец, рефлекторные движения, т. е. принявшие вполне стереотипный характер реакции на данное раздражение.

Психомоторное поведение взрослого, более развитого живого существа, состоит из всех трех групп процессов реакции в такой форме, что большая часть требуемых актов обслуживается готовыми рефлексами или привычками, т. е. вполне или наполовину сокращенными формулами, и только в отношении новых или особенно сложных положений приходится прибегать еще к реакциям, имеющим характер отбора.

Большую важность представляет обнаруженный историей развития факт, что у более высоко стоящих живых существ реакции, имеющие характер отбора, все более и более извне переходят вовнутрь. Они все меньше развертываются на периферических органах движения и, напротив, все больше в центральном нервном органе. Новое раздражение по большей части уже не вызывает видимой бури перепроизведенных движений, а лишь невидимую для глаз последовательность физиологических состояний организма, конечным результатом которой является готовое целесообразное движение. «Пробование», таким образом, теперь уже не совершается на шкале самих движений, а только как будто на шкале зародышей движений.

С этими физиологическими актами отбора в центральном нервном органе связаны, во всяком случае у человека, процессы сознания. Мы называем их волевыми процессами. Подобный волевой процесс, сначала как сложный продукт слияния элементов образа (представление цели) и аффективных течений (чувствования удовольствия и неудовольствия), приобретает своеобразный вид, как нуждающееся в особом описании душевное образование, именно благодаря своему характеру, как зародышу движения, т. е. в силу своей прямой или косвенной тенденции к психомоторному выражению, к иннервации, к изменению мускульного тонуса, к целевому движению, к писанию или говорению. Характерным для развитого волевого акта, не ставшего еще привычкой или рефлексом, является то, что он представляет собой процесс отбора или выбора, последовательное использование многих психомоторных зародышей интенционального переживания (Intentionskeime).

 

Выражение воли и выражение аффекта

 

До сих пор мы следили за развитием самих актов движения, не обращая внимания на то, сопровождают ли их процессы сознания и какие именно. Теперь, на более высоких ступенях развития, мы можем обратиться и к рассмотрению душевных процессов, связанных с движениями. Попробуем разглядеть изнутри то, на что до сих пор смотрели извне. Мы задаемся вопросом о непосредственном переживании индивидуума, выполняющего движения.

Самопроизвольные движения растительной жизни (биение сердца) и близко к ним стоящие двигательные реакции, обусловливающиеся раздражением симпатической системы или только спинного мозга (зрачковый и коленный рефлексы), протекают без сопровождающих процессов сознания; или же они воспринимаются сенсорной нервной системой, только потом, как моторно уже совершившиеся, причем сам двигательный акт не переживается субъектом, как душевный акт. Мы не говорим «я бьюсь вместе с моим сердцем», но — «мое сердце бьется, и я воспринимаю это».

Совершенно так же в психическом отношении обстоит дело с рефлексами и привычками с мозговой иннервацией, возникающими из движений отбора, как их сокращенное выражение. В тот момент, когда начинает скользить моя нога, моя рука молниеносно ухватывается за ближайший твердый предмет. При описании этого рефлекторного движения (аналогично как и относительно биения сердца) мы можем услышать следующее: «моя рука ухватилась за точку опоры», но чаще, без сомнения, нам скажут: «я невольно схватился за точку опоры», причем слово «я» подразумевает некоторое психическое соучастие, между тем как слово «невольно» исключает какой-нибудь более ясно дифференцированный сопроводительный душевный акт. Таким образом, существует некая переходная ступень (начиная от самых низших двигательных процессов без малейшего коррелята сознания) к психическим рефлексам и привычкам, в которых характер их принадлежности к «я» только намечен и непрочен, вплоть до подлинных волевых действий с отчетливо положительным и ясно дифференцированным душевным участием в двигательном акте.

Если, следовательно, суть волевого процесса, рассматриваемого с объективной стороны, заключается в том, что он является реакцией, имеющей характер отбора, то с субъективной стороны она состоит в переживании душевного участия в осуществлении двигательного акта. Если при низшем рефлексе двигательный акт вызывается ударом по сухожилию, следовательно, непсихическим, механическим воздействием, то при волевом процессе он является результатом «решения», т. е. некоторого душевного акта, который «выбирает» путь для иннервации, «открывает» его, делает свободным. На непосредственном переживании реакции отбора, на сознании, что производится выбор между различными возможными реакциями, покоится сознание свободы воли и свободного волевого самоопределения. Выясняется, что феноменологически этот факт свободы воли, как непосредственное субъективное переживание, в той же мере является правомочным, в какой он непринужденно включается в общий закономерный ход вещей для объективного рассмотрения с точки зрения причинности. Процесс, который в субъективном переживании является идеальным мотивом, в рамках естественнонаучного рассмотрения, согласно принципу причинности, выступает сильнейшим биологическим возбуждением, т. е. весомой причиной, закономерно пролагающей себе путь. Возникающее при волевом акте представление цели для причинного рассмотрения в такой же мере является причиной, в какой для субъективного переживания оно служит целью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.