Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды преступлений




Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

ТЕМА 17.

 

 

 

 

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта преду- смотрены в гл. 27 УК РФ, в которой объединены все составы транспортных преступлений.

Объектом этих преступлений является безопасность движения и эксплуатации транспорта, хотя, некоторые преступления, предусмотренные указанной главой, не свя- заны ни с движением, ни с эксплуатацией, а посягают на имущество, принадлежащее транспортным организациям, либо на жизнь и здоровье людей, пострадавших независи- мо от нарушений правил движения.

Почти все транспортные преступления относятся к так называемым материаль- ным составам, т.е. образуют оконченное преступление лишь при наступлении вредных последствий, указанных в соответствующих статьях. Как правило, транспортные престу- пления совершаются по неосторожности. Эти преступления можно квалифицировать следующим образом: а) преступления, связанные с движением транспорта (ст. 263, 264, 268, 271 УК РФ); б) иные транспортные преступления (ст. 266, 267, 269 и 270 УК РФ).

 

Преступления, связанные с движением транспорта

 

Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений является безопасность движения транспортных средств, которые относятся к источникам повышенной опасно- сти. Именно они приводят к авариям и катастрофам, гибели людей, причинению вреда их здоровью, повреждению и уничтожению имущества. Дополнительные (факультатив- ные) объекты преступных посягательств - жизнь, здоровье, имущественные интересы граждан, организаций и др.

 

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ)

 

Объективная сторона преступления может быть выполнена как действием, так и бездействием. Диспозиция ст. 263 является бланкетной.

 

 

Состав преступления имеется лишь в том случае, когда нарушение правил повлек- ло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Если в результате нарушения наступила смерть человека, деяние квалифицирует- ся по ч. 2, а в случае смерти двух или более лиц (что характерно для катастрофы) – по ч. 3.

Субъектами рассматриваемого преступления могут быть только профессионалы.

Субъективная сторона – вина в форме неосторожности по отношению к причинен- ным последствиям.

 

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)

 

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил дорожного дви- жения или правил эксплуатации указанных средств, повлекшем по неосторожности при- чинение тяжкого вреда здоровью человека.

Как и в предыдущей статье, диспозиция бланкетная.

Уголовная ответственность наступает только при причинении тяжкого вреда здо- ровью человека (в том числе и нескольким лицам) (ч. 1), смерти человека (ч. 2) или смерти двух или более лиц (ч. 3).

Между фактом нарушения правил и вредом личности или имуществу должна быть установлена причинная связь.

Субъектом преступления может быть любое лицо, фактически управляющее транспортным средством.

Субъективная сторона преступления предполагает неосторожность по отношению к последствиям (хотя нарушение правил может быть и осознанным). Умышленное нару- шение правил вождения или эксплуатации транспорта может быть мотивировано, на- пример, стремлением быстрее доехать до места назначения.

 

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ)

 

Объективная сторона преступления – действие или бездействие.

Диспозиция является бланкетной и предполагает наступление последствий: при- чинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерть одного (ч. 2), двух или более лиц (ч. 3). При отсутствии последствий может наступить административная ответственность.

Субъект преступления – участник движения, достигший 16-летнего возраста. Ст. 268 УК РФ специально оговаривает, что им не может быть лицо, указанное в ст. 263 и 264 УК РФ.

Субъективная сторона – неосторожность.

 

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ)

 

Объективная сторона преступления выражается действием или бездействием, т.е. в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, вы- соты полета или в ином нарушении правил международных полетов.

Диспозиция бланкетная.

Правила международных полетов устанавливаются законодательством (Закон РФ

«О Государственной границе», Воздушный кодекс и др.), а также ведомственными актами и международными соглашениями.

Субъектом преступления могут быть как российские, так и иностранные граждане; работники воздушного транспорта и частные лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

 

Иные транспортные преступления

 

 

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ)

 

Объектом преступления является безопасность эксплуатации транспортных средств.

Объективная сторона преступления выражается в любом из двух указанных в дис- позиции статьи способов его совершения, т. е. 1) в недоброкачественном ремонте транс- портных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транс- портного оборудования; 2) в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транс- портных средств.

Необходимый элемент состава – вредные последствия: тяжкий вред здоровью (ч. 1),

смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

В статье обозначены две категории субъекта преступления. За недоброкачествен- ный ремонт несут ответственность все лица, фактически производившие этот ремонт. Ес- ли качество ремонта проверял и дал положительное заключение приемщик, сам в ремон- те не участвовавший, то он будет нести ответственность либо за выпуск технически неис- правного транспортного средства по этой же статье, либо, если речь идет о другом транспортном оборудовании, – по статье о должностном преступлении.

Субъектом выпуска в эксплуатацию технически неисправного транспортного сред- ства является только такое лицо, которое, в соответствии со своими служебными обязан- ностями, ответственно за техническое состояние транспорта.

Субъективная сторона преступления – неосторожность.

 

 

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)

 

Непосредственным объектом преступления является нормальная работа транспор- та, жизнь и здоровье людей, государственная и частная собственность.

Объективная сторона заключается в разрушении перечисленных предметов пре- ступления, их повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуата- ции состояние (например, отключение контактной сети электропоездов от источника то- ка). Кроме того, объективная сторона предусматривает блокирование транспортных коммуникаций, т.е. прекращение или затруднение движения транспорта из-за завалов, баррикад, физического противодействия толпы, недопущения к транспортным комму- никациям лиц, призванных их обслуживать (машинистов, диспетчеров, путевых обход- чиков, ремонтников и т.д.).

Состав преступления будет налицо, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 14-летнего возраста

(ст. 20 УК РФ).

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной по отношению к вред- ным последствиям, указанным в ч. 1, 2 и 3 ст. 267 УК РФ.

 

 

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ)

 

Объектом преступления является безопасность магистральных трубопроводов в процес- се строительства, ремонта и эксплуатации.

Объективная сторона преступления заключается в действии или бездействии и выра-

жается в нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов.

Диспозиция статьи бланкетная.

При расследовании и судебном рассмотрении дела надо установить, что такие правила существуют, утверждены соответствующей инстанцией, но в данном случае бы- ли нарушены, что повлекло за собой последствия, предусмотренные статьей, тяжкий вред здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

Субъекты данного преступления разнообразны, так как речь идет и о строительст- ве трубопроводов, и об их эксплуатации. Но их объединяет общий признак – для каждого из субъектов соблюдение упомянутых выше правил являлось их должностной (служеб- ной) обязанностью.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной по от- ношению к наступлению вредных последствий.

 

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ)

 

Объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения морского и речного транспорта. Дополнительным объектом - жизнь и здоровье людей.

Статья имеет в виду любое судно, находящееся на море или ином водном пути, капитан которого (или лицо, исполняющее его обязанности) должен был и имел возмож- ность оказать помощь гибнущим людям, но не сделал этого. Международные конвенции и национальное законодательство обзывают капитана любого корабля оказывать такую помощь.

Объективная сторона преступления состоит в бездействии, т. е. в неоказании капи- таном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути. Оконченный состав не требует наступления последствий. Ответственность наступает как в том случае, когда упомянутые люди погибли, так и если они спаслись (сами или при помощи иных лиц).

Для состава преступления необходимо, чтобы помощь гибнущим людям могла быть оказана без серьезной опасности для собственного судна, его экипажа и пассажиров.

Субъект преступления – капитан судна или лицо, исполнявшее в данный момент его обязанности.

Субъективная сторона – умысел прямой или косвенный.

 

Преступления в сфере компьютерной информации

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.