Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические и социокультурные функции выставок




Азия

США

Россия

Восточная Европа

 

Политические и экономические изменения в Восточной Европе в начале 1990‑х гг. полностью изменили лицо выставочной индустрии этих стран. Вместо контролируемых государством парадных выставок, обычно организуемых государственными внешнеторговыми организациями, частные организаторы теперь могут предложить выставки для рыночной экономики. Некоторые из ранее известных выставочных центров смогли сохранить и даже увеличить свое прежнее значение.

В Польше Познань подвергается все большей конкуренции со стороны частных организаторов в Варшаве. В Чешской Республике неоспоримым лидером выставочного рынка является Брно, усиленный партнерством с Дюссельдорфским выставочным центром. Продолжает задавать тон в Венгрии крупная венгерская выставочная ассоциация Hungexpo. В последнее время активно развивается – определенно отражая экономическую ситуацию – выставочная деятельность в Болгарии, Румынии, Словакии и странах‑наследницах бывшей Югославии.

 

 

Выставочный бизнес в России сегодня развивается вполне динамично, имеет собственную инфраструктуру, материально‑техническую базу, специализированные кадры. Насчитывается около 450 фирм – организаторов выставок, а также компаний, предоставляющих иные выставочные услуги. Основную роль на рынке играют фирмы, имеющие собственные выставочные программы, – эти компании составляют примерно половину от указанного числа.

Выставочные организации – члены национального Союза выставок и ярмарок (РСВЯ) в 2005 г, провели более 1300 выставочно‑ярмарочных мероприятий с площадью нетто около 2 млн кв. м, количеством участников более 130 000 компаний и количеством посетителей свыше 12 млн человек. Происходит увеличение доли специализированных выставок по сравнению с универсальными выставками и ярмарками и национальными выставками зарубежных стран, проводимых в России, постепенно осуществляется переход от выставок товаров к выставкам, демонстрирующим внутриотраслевые и внешние экономические взаимосвязи. Однако размер и качество организуемых мероприятий по‑прежнему колеблется в широких пределах; также отсутствует достоверная статистическая информация о мероприятиях компаний, не входящих в Российский Союз выставок и ярмарок (РСВЯ).

Среди факторов, играющих положительную роль в развитии выставочно‑ярмарочной деятельности, можно отметить [20]:

• наметившиеся положительные изменения в экономике;

• восстановление и развитие межрегиональных и кооперационных связей;

увеличение объема инвестиций в российскую экономику;

рост числа выставочных организаций и, как следствие, образование конкурентной среды, стимулирующей повышение уровня выставочного сервиса и современной выставочной инфраструктуры;

повышение внимания федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к проблемам выставочно‑ярмарочной деятельности.

K негативным факторам в развитии выставочной индустрии можно отнести отсутствие координации, большое количество выставок одинаковой тематики, некорректную конкуренцию, недостаточный уровень развития выставочной инфраструктуры, отсутствие единых стандартов выставочно‑ярмарочной деятельности, большое количество непрофессиональных фирм‑организаторов, транспортные и таможенные проблемы [21].

Наиболее актуальными шагами по совершенствованию ВЯД в России являются меры по поэтапной институализации выставочной индустрии как самостоятельной отрасли экономики, строительство новых выставочных комплексов, стандартизация и интернационализация обычаев делового оборота, методов статистического анализа в российской выставочной практике, внедрение программ по подготовке кадров, борьба с недобросовестной конкуренцией через профессиональные ассоциации.

 

 

В то время как история выставочной индустрии в Европе идет от Средних веков, для американской экономики она остается еще сравнительно новым маркетинговым инструментом. До прошлого века выставки были представлены в основном в виде «сельских ярмарок», сопровождающихся родео и прочими аттракционами. Этот тип выставки еще можно встретить в среднезападных и южных штатах США. В отличие от универсальных выставок Европы сельская ярмарка никогда не была значительным инструментом продаж и маркетинга для американской экономики.

Первоначально выставки развивались в связи с конвентами – встречами специалистов определенных секторов промышленности, чтобы дать возможность презентации товаров и услуг в дополнение к обмену информацией и мнениями. Участие либо ограничивалось членами ассоциации‑организатора, либо жестко контролировалось ассоциацией для защиты интересов членов. Соответственно, выставки имели подчиненное значение, что отражалось на размере стендов и качестве презентации. Торговые выставки начали играть важную роль лишь в 1960‑х гг. С тех пор американская индустрия специализированных выставок шагнула далеко вперед во многих отношениях и сегодня занимает 22‑е место в списке отраслей, формирующих ВВП.

Крупнейшими выставочными центрами в США являются Чикаго, Лас‑Вегас, Хьюстон, Орландо и Новый Орлеан. В то время как более 90 % европейских выставочных центров находятся в федеральной и муниципальной собственности, в США таковыми являются чуть более 65 %. Около 30 % находятся в частном владении и 0,5 % приходятся на некоммерческие организации. Частные компании управляют 50 % центров и еще 30 % находятся под управлением государства. В целом, в главном реестре выставочных залов в США зафиксировано около 400 североамериканских выставочных центров.

Значение выставок как инструмента маркетинга для американских компаний продолжает расти. Компании сейчас тратят 17 % своего маркетингового бюджета на участие в выставках (третье место после 24 % на рекламу и 19 % на продвижение продаж). Это немного меньше аналогичных показателей их европейских коллег. Согласно исследованию, проведенному Немецким комитетом по делам выставок и ярмарок (AUMA), более 38 % общих расходов на маркетинг в Германии занимает участие в выставках.

 

 

Из‑за географии континента и крайних различий в политическом и экономическом развитии не существует такого понятия, как «азиатский» выставочный рынок. Однако Китай, Индия и Япония, конечно, составляют наиболее существенные выставочные страны. Другие азиатские страны, представляющие экономический интерес – среди них Таиланд, Малайзия, Южная Корея, Тайвань и Индонезия, – также располагают развитой национальной выставочной индустрией с программами специализированных выставок, спланированными исходя из задач национальной экономики этих стран.

Важный выставочный центр с международным значением сейчас находится в Сингапуре. Благодаря своему центральному расположению он стал местом проведения многочисленных международных специализированных выставок.

В Японии существует крайне сложная программа выставок с центрами в Токио и Осаке, соответствующая высокому уровню японской экономики.

В Индии среди выставочных центров нужно отметить старейший азиатский выставочный центр в Дели, а также в Бомбее, Гайдерабаде и Калькутте. Тем не менее выставки в Индии остаются чисто национальными, поскольку эта страна, как показал опыт, испытывает трудности с выходом на международный выставочный рынок.

Выставочная индустрия в Китае прошла огромный путь и развивается очень динамично, демонстрируя темпы роста около 15 %. Прогнозы предсказывают, что через десять лет выставочная индустрия будет относиться к десяти самым мощным рыночным сегментам Китая. Сегодня в Китае зарегистрировано более 120 выставочных центров, ежегодно проводится около 2500 выставок.

Первые выставки, которые можно было назвать торговыми выставками, прошли в Китае в середине 1970‑х. Первоначально, будучи под государственным контролем и управлением, специализированные выставки проводились в Пекине и, чуть позже, в Шанхае. Вскоре частные организаторы, развивавшие китайский рынок в сотрудничестве с властями и ассоциациями, обосновались в Гонконге. В конце 80‑х и, в основном, в 90‑е гг., произошел взрывной рост выставок. Организаторы международных выставок начали проводить в Китае новые собственные выставки.

Открытие нового выставочного центра в Шанхае – совместного предприятия китайских и германских инвесторов – стало серьезной вехой развития, сделав этот центр главной выставочной площадкой Китая, конкурентной Пекину. Также необходимо отметить крупнейшие провинциальные города, активно участвующие в выставочной деятельности, особенно в провинциях Гуандун, Гуаньчжоу и Шэньчжень.

Но мере развития выставочной индустрии, в Азии начинается клонирование успешных европейских и американских мероприятий, чтобы довести их до байеров азиатского рынка. Так, например, немецкие выставочные компании проводят такие выставки‑клоны в Сингапуре, Китае, Индии и Японии.

Таким образом, можно сделать вывод, что в разных странах Азии выставочная индустрия находится на разных уровнях развития; программа выставок в регионе движется к большей специализации. В целом азиатский рынок представляется очень перспективным.

 

 

 

Выставочная индустрия выполняет ряд важнейших экономических и социокультурных функций. Выставки предлагают участникам рынка платформу взаимодействия, внося вклад в развитие и возрождение рынков и их сегментов. Но они выполняют и дополнительные функции:

• функции торговли – операции с товарами, услугами и информацией;

функции маркетинга и прозрачности – институализация рынков;

функции развития – поддержка коммерческого развития стран, регионов и городов.

Роль выставок в макроэкономике описывает расширенная модель выгод[3], представленная на Рис. 1.2:

 

 

Модель описывает взаимосвязь основных, вторичных и долговременных выгод от выставок. Основные выгоды – выгоды для участников и посетителей, к которым относятся либо увеличение объемов продаж, либо удешевление поставок сырья или материалов или повышение их качества. Вторичные выгоды – выгоды для региона проведения выставок от притока денежных средств и создания рабочих мест. Долговременные выгоды – более долгосрочные выгоды для участников, посетителей и стран по сравнению с кратковременным сбытом или с сиюминутными выгодами для участников.

В данной модели работает так называемый эффект связей и умножителя продаж, который объясняет отношения между выставочной индустрией и созданием богатства в регионе. Связи описывают отношения между индустриями, а эффект умножителя продаж измеряет прямое, непрямое и вынужденное действие дополнительной единицы посетителя, тратящего средства на экономическую деятельность в принимающем выставку сообществе. Он связывает расходы посетителей с ростом делового оборота, который создает. В результате создается больше рабочих мест и благосостояние и имидж всего региона улучшаются. Для выставок эффект умножителя продаж оценивается примерно в 7‑10 раз.

В результате, например, вклад выставочной индустрии в экономику США и Канады оценивается примерно в $ 100 миллиардов (по данным Центра исследований выставочной индустрии – CEIR).

Наглядное представление о функциях выставки с различных точек зрения может быть представлено в виде таблицы [22]:

 

 

Роль выставок в социокультурном развитии общества трудно переоценить. Развиваясь вместе с промышленностью и торговлей, выставки стали своеобразным форпостом современной цивилизации. По мнению исследователей, «культурный пейзаж современного мира многим обязан своей формой и содержанием выставкам: они познакомили миллионы людей с последними научными открытиями, радием и рентгеновскими лучами (…) технологическими разработками – телефонами, пластмассами и спутниками» [23].

В современном, быстро меняющемся мире социокультурная и коммуникационная функции выставок будут приобретать все большую значимость, так как именно этот вид коммуникации максимально удовлетворяет жажду людей все увидеть, узнать и понять.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.