Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налог на имущество физических лиц. Налог на имущество физических лиц является местным прямым налогом, урегулированным на федеральном уровне Законом РФ от 9 декабря 1991 г




 

Налог на имущество физических лиц является местным прямым налогом, урегулированным на федеральном уровне Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Во вторую часть НК РФ нормы об этом налоге в виде отдельной главы в настоящее время не включены.

Представительные органы местного самоуправления (законодательные органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при введении налога в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" обязаны определить ставку налога в пределах, установленных в данном Законе.

Кроме того, местные органы власти (органы власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе в т.ч. определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости, в том числе, от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения (п. 1 ст. 3 указанного Закона РФ); установить местные налоговые льготы (п. 4 ст. 4 рассматриваемого Закона РФ).

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период, срок уплаты) регулируются Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" и не могут изменяться местным органом власти.

К примеру, на территории Н. Новгорода действует постановление городской Думы города Н. Новгорода от 22 декабря 1999 г. N 69 "О ставках налога на имущество физических лиц".

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 1 указанного Закона РФ).

Следует отметить, что индивидуальные предприниматели, владеющие облагаемым имуществом, уплачивают рассматриваемый налог на равных с иными физическими лицами; сам по себе статус предпринимателя принципиального значения не имеет. Данное обстоятельство подтверждено в определении КС РФ от 25 февраля 2010 г. N 310-О-О.

Объектами налогообложения согласно ст. 2 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" являются: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на перечисленные виды имущества.

Соответственно, с научной точки зрения объект налогообложения по указанному налогу можно рассмотреть как факт владения на праве собственности отдельными видами недвижимого имущества.

Федеральные налоговые льготы предусмотрены в ст. 4 указанного Закона РФ. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в том числе пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации (п. 2).

Налоговая база, как следует из п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц", - это суммарная инвентаризационная стоимость имущества.

Предельные налоговые ставки дифференцированы согласно п. 1 ст. 3 указанного Закона РФ в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества:

- до 300 тыс. руб. (включительно) - до 0,1% (включительно);

- свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) - свыше 0,1% до 0,3% (включительно);

- свыше 500 тыс. руб. - от 0,3% до 2% (включительно).

В определении КС РФ от 22 октября 2008 г. N 810-О-О отмечается, что как это следует из ст. 3 рассматриваемого Закона РФ, предусмотренные в ней налоговые ставки имеют минимальный и максимальный пределы, они дифференцированы законодателем в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества и образуют прогрессивную шкалу налогообложения. Конкретные ставки данного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, предусмотренных указанным Законом.

К примеру, конкретные налоговые ставки предусмотрены в п. 1 постановления городской Думы города Н. Новгорода "О ставках налога на имущество физических лиц". Они составляют при стоимости имущества:

- до 300 тыс. руб. (включительно) - 0,04%;

- от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) - 0,1001%;

- свыше 500 тыс. руб. - 0,3001%.

То, что налог на имущество физических лиц предусматривает прогрессивную шкалу налогообложения с простой прогрессией и исчисляется исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества, может привести к тому, что несколько сособственников одного облагаемого объекта будут уплачивать со своих равных долей разные суммы налога. Например, на территории города Н. Новгорода двое сособственников владеют в равных долях квартирой с инвентаризационной стоимостью 600 тыс. руб., а один из них дополнительно владеет гаражом с инвентаризационной стоимостью 100 тыс. руб. В этой ситуации первый сособственник уплатит со своей доли квартиры налог в сумме 120 руб. = 300 тыс. руб. х 0,04%. Поскольку у второго сособственника суммарная инвентаризационная стоимость облагаемого имущества составляет 400 тыс. руб., он будет уплачивать налог по другой ставке - 0,1001%. Соответственно, с его доли квартиры налог составит 300,3 руб. = 300 тыс. руб. х 0,1001%. Однако, в определении КС РФ от 24 февраля 2011 г. N 152-О-О такое регулирование не было признано неконституционным. Суд отметил, что в условиях действия прогрессивной шкалы обложения данным налогом законодательство обеспечивает возложение равного налогового бремени на физических лиц - собственников равного по стоимости имущества, состоящего из разного количества объектов, и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы налогоплательщиков.

Исчисляется налог на имущество физических лиц только налоговыми органами (п. 2 ст. 52 НК РФ, п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц") с направлением налогового уведомления (п. 2 ст. 52 НК РФ, п. 8 ст. 5 указанного Закона РФ).

Для направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать информацией о подлежащих налогообложению объектах недвижимого имущества и об их владельцах. Соответственно, п. 4 ст. 85 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Кроме того, в п. 9.1 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (п. 1 ст. 55 НК РФ).

Срок уплаты налога на имущество физических лиц: не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 9 ст. 5 рассматриваемого Закона РФ).

К примеру, п. 2 постановления городской Думы города Н. Новгорода "О ставках налога на имущество физических лиц" предусматривает местные налоговые льготы, в том числе освобождены от уплаты налога дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; члены семьи военнослужащего, проходящего службу по призыву.

Величина налога на имущество физических лиц, как и земельного налога, зависит от некоторой учетной стоимости облагаемого имущества (для налога на имущество - инвентаризационная стоимость), устанавливаемой органами исполнительной власти по достаточно непрозрачной процедуре. Однако, исходя из определения КС РФ от 6 декабря 2001 г. N 258-О, инвентаризационная стоимость облагаемых объектов недвижимости не должна превышать их рыночной стоимости.

 

Глава 8. Специальные налоговые режимы

 

8.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

 

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) является прямым налогом (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он урегулирован гл. 26.1 НК РФ, которая действует с 1 января 2002 г. и единообразно применяется на всей территории России.

Налогоплательщиками ЕСХН согласно п. 1 ст. 346.2 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ.

Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей дано в п. 2 ст. 346.2 НК РФ. В качестве общей нормы установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

В п. 3 ст. 346.2 НК РФ определено, что именно относится к сельскохозяйственной продукции. В качестве общего положения установлено, что к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. В развитие данного положения принят Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. N 458.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 23 марта 2010 г. N 16377/09 отмечается, что налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельскохозяйственного сырья несобственного производства (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)), не вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку таковыми в смысле гл. 26.1 НК РФ не являются. Поэтому для отнесения налогоплательщика к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях гл. 26.1 НК РФ имеет значение не просто факт производства им сельскохозяйственной продукции, а то обстоятельство, что доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), в том числе и от дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной им из сельскохозяйственного сырья несобственного производства. Существенное значение для целей ЕСХН самостоятельного производства сельскохозяйственной продукции (либо в разумной кооперации с иными лицами) подчеркнуто в постановлениях Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. N 9534/10 и от 22 января 2013 г. N 9790/12.

Налоговый кодекс РФ предусматривает случаи, когда организация (индивидуальный предприниматель) не вправе перейти на ЕСХН. В частности, в силу п. 6 ст. 346.2 НК РФ не вправе переходить на уплату ЕСХН организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.

Кроме того, процентная доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции должна сохраняться и в периоде применения ЕСХН, а в случае ее снижения налогоплательщик обязан вернуться на общую систему налогообложения (п. 4 ст. 346.3 НК РФ). В этом плане следует учитывать постановления Президиума ВАС РФ от 9 февраля 2010 г. N 10864/09 и от 9 марта 2011 г. N 13050/10: выручка от обусловленной условиями производства разовой продажи основных средств и других материалов, не должна учитываться при расчете указанной доли.

Особенность ЕСХН как специального налогового режима предусмотрена в п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Лица, перешедшие на уплату данного налога, в общем случае освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (НДФЛ), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц). Кроме того, указанные лица не признаются налогоплательщиками НДС.

Для налогоплательщика переход на уплату ЕСХН, при условии соответствия сельскохозяйственного производителя всем критериям, является добровольным (п. 2 ст. 346.1 НК РФ). Порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН регламентируются в ст. 346.3 НК РФ. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН (п. 1 ст. 346.3 НК РФ). Поскольку никакого особого разрешения налоговый орган при этом не выдает, переход на уплату ЕСХН является уведомительным.

Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.4 НК РФ). При этом ст. 346.5 НК РФ предусматривает порядок определения и признания доходов и расходов, устанавливая субсидиарное применение норм гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" и гл. 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц".

Налоговой базой по ЕСХН признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ).

Ставка ЕСХН предусмотрена в ст. 346.8 НК РФ в размере 6%. Соответственно, ЕСХН имеет определенное сходство с налогом на прибыль организаций (НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей), но отличается пониженной налоговой ставкой.

Исчисляется ЕСХН только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 346.9 НК РФ).

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год; отчетным периодом - полугодие (ст. 346.7 НК РФ).

Срок уплаты ЕСХН по итогам налогового периода - в общем случае не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 346.9, п. 2 ст. 346.10 НК РФ). По итогам отчетного периода авансовый платеж по ЕСХН должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (п. 2 ст. 346.9 НК РФ).

Налоговая декларация по ЕСХН по итогам налогового периода должна быть представлена не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.