Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЗЗак 34S7






Е. Ф. Шмурло


пеляционно распоряжается родовым имуществом, действиями и судь­бою членов рода; от него зависит самая жизнь их. В чистом виде такой родовой строй едва ли когда существовал у древних славян даже в наиболее древнюю пору; его можно зато наблюдать у древних евреев, у древних римлян.

«Institutiones» императора Юстиниана так формулировали прин­цип, положенный в основу таких отношений: Qui ex te et uxore tua nascitur, in tua potestate est Item qui ex filio tuo et uxore ejus nascitur, id est nepos tuus et neptis, atque in tua sunt potestate et pronepos et proneptis et deinceps caeten. Qui autem ex filia tua nascuntur, in potestate tua non sunt, sed in patris eorum. — Рожденные тобою и твоей женою пребывают в твоей власти. Тоже и рожденные сыном твоим и его женою, т. е. твой внук и внучка пребывают в твоей власти. Пребывают в твоей власти также и правнук, и правнучка, и остальные нисходящие. Рожденные же твоей дочерью — в твоей влас­ти не пребывают, но во власти их отца.

II. Задружный быт. С течением времени род-семья (отец, мать и женатые сыновья, невыданные замуж дочери, внуки) постепенно распадается: с увеличением числа отдельных его членов, наряду с близкими родными, появляются дальние родственники: двоюродные, троюродные братья, племянники; все они (со своими женами и детьми) продолжают жить вместе, все они связаны, как и раньше, кровью Кровное, родоправовое и экономическое единство выражается в том, что у них общий для всех глава-распорядитель, и в том, что все они живут в одном общем для всех доме; но несколькими семьями, с особым у каждой очагом (помещением), хотя самые очаги эти (по­мещения) нередко подведены под одну крышу или стоят на одном дворе. Это своего рода готическая колонна храма, составная в своих частях: тонкие колонки срослись, образовав одну мощную, неделимую колонну: одна от другой они не отделены, однако различить каждую из них в отдельности уже возможно.

Движимая и недвижимая собственность (земля) становится общим достоянием: она еще никому не принадлежит в отдельности, но и pater familias (старейшина) уже не обладает прежнею безаппеляци-онною властью над нею: он перестал быть полноправным хозяином -он поставлен заведывать и управлять ею Это — задруга. Нарушен и принцип крови: в состав задруги могут быть приняты и зятья -мужья дочерей и сестер. Хотя личность поглощена в задруге так же, как и в роде, но все же у нее есть некоторая возможность проявить себя: ведь как составная часть коллектива она уже существует, в общем обсуждении экономической жизни задруги она участвует Что касается до старейшины, то если первоначально, в более раннюю пору задружного быта, он становился им в силу своего рождения, как старший брат или дядя, то позже, с течением времени, его


Курс Русской истории. Глава первая 67

начинают выбирать, причем выбор мог пасть и не всегда на старшего В такой обстановке старейшина, разумеется, перестал быть абсолют­ным владыкою над жизнью и смертью своих задружан. При даль­нейшем разрастании задруги, стал дробиться не один «очаг», но и общее имущество; стало возможным образование, скажем, двух задруг из одной — это та пора, когда задружно-общинный быт превращается в быт территориально-общинный. Задруга, в древности общая многим народам Европы, дольше всего сохранилась среди южных славян, на Балканском полуострове, где стала исчезать сравнительно недавно, лет 80 — 100 назад.

III. Общинный быт. На этой стадии возникает семья, как мы понимаем ее теперь: отец, мать и их дети. У этой семьи свои личные (семейные) интересы, свои права по отношению к другим семьям, свой дом. Союз таких семей, живущих одна подле другой, образует территориальную общину: у нее общая земля, члены ее несут кру­говую поруку, взрослые члены общины собираются на сходку (вече), которая и является решающей законодательною властью. Таким об­разом, кровная связь исчезла; ее заменил прозаический интерес ма­териальной выгоды, экономической пользы, совместной защиты против общего врага. Разрастаясь, община превращается в волость, погост, а союз таких волостей образует жупу, племя со своим жупаном, князем.

2) Быт русских племен в середине IX века.

Таким общинным бытом жила русская народность в середине IX века. К этому времени она уже осела на постоянных местах, достигла известной степени культуры, жила не только на пашне или в лесах, занимаясь там земледелием, звероловством, рыбным промыслом, лес­ным пчеловодством, но и городами, где вела оживленную торговлю Особенно это надо сказать про южную часть населения (Киевское Приднепровье). К этому времени русские племена уже успели пройти Первоначальную стадию строго-родового быта, когда люди группиру­ется в союзы исключительно по родству крови, по происхождению °т одного общего всем родоначальника: к середине IX века родовые Устои общежития уже пошатнулись, хотя и не исчезли вполне, со­хранившись в задруге, но и та уже глохла — преобладающей формой общежития стала община, управляемая общим народным собранием — вечем, с общим племенным старейшиной — князем (древлянский князь

См. Приложения. № 5: «Каким бытом жили русские племена в






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.