Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Русская Правда




1. Русская Правда не есть свод законов. Своды законов: а) оп­ ределяют положение, права и обязанности лиц и общественных клас­сов, отношение общества к государству, стараясь охватить более или менее все стороны общественной и государственной жизни (государ­ственная власть, управление, суд, классы и сословия, семья, собст-

См. Приложения. X? 20: «Политический строй Древней Руси в до­монгольский период».


Курс Русской истории. Глава вторая 111

венность, договоры и обязательства); б) обыкновенно они возникают в зрелую пору народной жизни, когда общество уже успело прочно сложиться, а государственная власть — окрепла и обладает достаточ­ ным авторитетом и внешними средствами, чтобы осуществить свои предначертания. Таковы, например, Уложения царя Алексея Михай­ловича, Кодекс Наполеона, Свод законов, составленный Сперанским в царствование императора Николая I. Таковым сводом Русская Прав­да не была. Это «ряд сборников, составленных частными лицами из княжеских уставов, обычного права и частью — византийских источ­ ников». (Вл.-Буданов)

2. Что такое Русская Правда! Русская Правда выросла из более скромных, чем Уложение, потребностей: предотвратить столкновения и распри и, во имя правосудия, определить наказания за совершенный проступок. Русская Правда есть простой судебник — сборник правил о том, «как вести суд, какое наказание назначать за преступление, как узнать, совершено или не совершено преступление» (Бестужев-Рюмин)

3. Двоякие цели Русской Правды, наказать преступление и ог­радить имущественные интересы. Под первым она понимает: убий­ство, нанесение ран, побои, увечья, самоуправство, разбой, кражу. Вторые — связаны с наследством, займами, отдачей денег в рост, кредитом, куплей и продажей.

Предупредить преступление, исправить преступника — Правде до этого нет дела; ей бы только материально наказать за матери альный ущерб, нанесенный преступником. И чем чувствительнее ущерб, тем строже взыскание: за отсеченную руку — 40 гривен, за отсеченный палец — 60 кун, за корову — 40, за теленка или овцу — 5 кун.1

Не заботясь о предупреждении преступлений, Русская Правда не проявляет почина и в их преследовании* это дело потерпевшего, он сам должен отыскать преступника, сам производить следствие, сам позаботиться найти свидетелей и доставить их на суд

4. Смешение уголовных преступлений с гражданскими Русская
Правда еще слабо различает преступления, нарушающие общественный
Порядок (уголовные) от деяний, наносящих ущерб частному лицу
(гражданские): уголовное преступление расценивается главным обра­
зом как деяние частного рода, от которого терпит лицо, данный
индивидуум, а не целое, не общество. В направлении «уголовном»
она не пошла дальше того, чтобы требовать уплаты наложенного
Штрафа за «обиду» — «не в пользу потерпевшего, а в пользу обще­
ственной власти: позорный удар необнаженным мечом или рукоятью

Гривна содержала 25 кун В Киевский период гривна весила одну



Е. Ф. Шмурло


его влечет за собою общественный штраф, а не денежный выкуп (12 гривен); за укрывательство беглого раба виновный, кроме возвращения раба его господину, платит 3 гривны уголовной продажи в пользу князя» (Вл.-Буданов).

5. Смертная казнь существовала, но применялась редко; она была противна духу русского народа и более широкое применение нашла себе значительно позже, под влиянием византийского права и татар­ских обычаев. Недаром Владимир Великий ввел казнь для разбойников только по настоянию греческих епископов, указавших ему, что князь поставлен «на казнь злым и на милование добрым» «Боюсь греха», мотивировал Владимир свое нежелание. Мономах в Поучении к детям советует им: «ни сами не убивайте, ни другим не приказывайте убивать, хотя бы виновный и заслуживал смерть». Еще в XIII в., уже при тата­рах, Серапион, епископ Владимирский (ум. 1275 г.), восставал против убийства волхвов, которых винили в тогдашних общественных бедстви­ях, а двести лет спустя русские нравы огрубеют настолько, что новго­родский архиепископ Геннадий станет советовать великому князю Ивану III для искоренения ереси жидовствующих руководиться приме­ром короля испанского Фердинанда Католика, который как раз тогда учредил инквизицию и сжигал еретиков на костре.

6. Источники Русской Правды. Главным образом, обычное право, также: княжеские распоряжения и судебная практика; отчасти визан­тийское право.

7. Две редакции. В первоначальном своем виде Русская Правда воз­никла при Ярославе Мудром; позже, при сыновьях и внуках его, она была дополнена и подверглась некоторым изменениям. На этих измене­ниях сказалось смягчающее влияние христианства. На первоначальной редакции еще лежит отпечаток грубой языческой поры так, например, за убийство полагается кровная месть, составляющая в те врехМена нравственный долг родственников убитого (сравн. месть Ольги древля­нам за смерть Игоря). Век Владимира Мономаха уже не допускает кровной мести: она заменена денежным штрафом, так называемой вирою. Начинают различать и самое убийство: строже карается убийст­во умышленное, слабее — случайное: в драке или в ссоре

8. Аналогичные памятники Западной Европы. Это так называемые Варварские законы (Leges Barbarorum): Lex Antiqua Wisigohorum, Pactus Alemannorum, Edictus Longobardorum и др. Происхождение их в основе одинаково с Русской Правдой: и здесь источником служили обычное право и практика королевского суда, а содержанием служили, главным образом, область преступления и наказания. И русско-сла­вянский, и германо-романские памятники одинаково вводили в жизнь новые представления о праве, создавали новые нормы общественных отношений, «неизвестные вовсе родовой эпохе; культурное же значение их столь же высокое, как и церковного права, и переводов священных книг» (Леонтович).


Курс Русской истории. Глава вторая


113


Два существенных отличия Варварских законов от Русской Прав­ды: 1) латинский язык, не народный германский; 2) применялись законы не ко всему населению данной местности, а только к герман­цам-завоевателям; население же завоеванное судилось по особым за­конам: Leges Romanae.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.