Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Искусство




Ж


Курс Русской истории. Глава четвертая



Ш ДРУго^ охвачены неутолимой, пламенной жаждою отречься от Щмир 5 ничто не в силах остановить их' ни проклятия родителей, Xi слезы матери, ни побои; никакие замки не удержат их в той ||уховной тюрьме, из которой они жадно рвутся на волю Совсем не К Сергий: истинный северянин, он терпеливо ждет своего времени, р9 не пылок, не порывист; его пламя горит ровным, спокойным, хотя цоже неугасимым светом. Покорный сын, он выходит на избранный Цуть свой не раньше, как убедится, что его решающий шаг никому е причинит горя и тяжелых страданий. Ни чьей горячей слезы не "ркггавил он упасть на своем пути к Престолу Господню. 0 3) От Феодосия веет той суровостью и требовательностью неук- ||онного исполнения предписаний, что выработались на Православном Яостоке еще в эпоху ересей, гонений и тревожных забот о чистоте рчения, преподанного Спасителем; Сергий гораздо благостнее, довер- цивее; он чужд такой тревоги; он больше верит в чистоту и честность Движений человеческой души.

| 4) Феодосии, хотя и не отворачивается от «мира«, но последний тот для него на втором плане, на первом же — спасение души; для рёргия таких двух «планов» не существует: служение «миру» и даасение души неотделимы одно от другого, да и самое «спасение» л него неразрывно связано и обусловлено «служением», j 5) Облик Феодосия, как сейчас было сказано, суров; последователь |?тудийского устава, игумен Киево-Печерского монастыря своего рода |амодержавный монарх: он требует себе беспрекословного повинове- рия; виновного ждет наказание. Не то Сергий: уставов он не вводил, Ш не столько требует, сколько учит собственным примером. Заведя |Ьвестные порядки, он не настаивает на их выполнении: подчинение ||олжно быть добровольным; и «если я не угоден вам - я уйду, сниму у'себя игуменство». И это не пустые слова. Лишь Сергий почувствовал, |Го братия недовольна им за введение общежития, он не замедлил превратить слово в дело. Отслушав вечерню, он уже не вернулся Жчю е в келью, а вышел из монастыря и покинул обитель, «им основанную, чуть не собственноручно выстроенную», - обитель, «где 1ровел столько святых лет».

; «С обычной точки (зрения) он совершил шаг загадочный Игумен, лстоятель и «водитель душ» — как будто отступил. Оставил пост, ©ставил водительство. Трудно представить на его месте, например, Феодосия Печерского. Конечно, он смирил бы недовольных. Нельзя фмать, чтобы и у католиков произошло подобное. Виновных наказали Щ, а игумен, ставленный самим архиепископом, никак не бросил бы Монастыря. Но русский смирный и «убогий«старичок, которого и |рестьянин -то приезжий не хотел признать игуменом, в хмурый вечер ТОШел с палкою из Лавры, мерил старческими, но выносливыми, ^отницкими ногами - к Махришскому монастырю дебри Радонежа Яйкому он не сдавался, ни перед кем не отступал. Как можем мы



Е. Ф. Шмурло


знать его чувства, мнения? Мы можем лишь почтительно предполагать-так сказал внутренний голос. Ничего внешнего, формального. Ясная святая вера, что «так будет лучше». Может быть, вопреки малому разуму, но — лучше. Чище. Если зажглись страсти, кто-то мне зави­дует, считает, что ему надо занять место мое, то пусть уж я уйду, не соблазняю и не разжигаю. Если меня любят, то любовь своё возьмет — пусть медленно. Если Бог так мне повелевает, значит Он уж знает — нечего раздумывать».

На Киржаче, куда он удалился, Сергий пробыл три или четыре года. «Митрополит (Алексий) мог бы давно силой возвратить его оттуда. Этого не случилось. Оба ждали, чтоб назрело время, разре­шили жизненную трудность в духе вольности и любви Правда, Алексий предлагал Сергию удалить недовольных общежитием, но к этому не прибегали. Это не стиль Сергия. Ведь если бы он захотел, гораздо раньше мог бы сделать это — Алексий глубоко чтил его«. Возвращение в родную обитель было победою Сергия; но он «победил просто и тихо, без насилия, как и все, (что) делал в жизни Не напрасно слушался голоса, четыре года назад сказавшего: «уйди». Победа пришла не так скоро. Но была полна. Действовал он тут не как начальник, — как святой. И достиг высшего. Еще вознес, еще освятил облик свой; еще вознес и само православие, предпочтя внешней дисциплине — свободу и любовь» (Бор. Зайцев).

6) Деятельность Феодосия преимущественно созерцательная, мыс­ленная; Сергий весь — деятельность действенная, осязательная, ре­альная. И оно понятно, почему. Феодосии жил в обстановке, не допускавшей или, по крайней мере, сильно мешавшей творческой, созидательной работе: междоусобия князей, вторжения кочевников не давали уверенности в завтрашнем дне; постоянно думалось, «как бы сберечь хотя бы и то, что уже есть». Сергий — сын великорусского племени, сложившегося в обстановке постоянного, упорного труда, не созерцательного, но по преимуществу физического. «Умственное делание» Нила Сорского (см. о нем ниже) на севере не привилось; между тем недаром у нас сложился образ Сергия — плотника, ра­ботника и строителя.

Действенность — основная черта прп. Сергия.

И Сергий, действительно, строит', он постоянно в действии, он настоящий работник. О б л а д а я ф и з и ч е с к о ю с и л о ю, он у себя в м о -настыре первый на работах, требовавших большого напряжения и крепких мускулов; он плотник и повар; он кроит и шьет одежду и обувь для братии; он печет просфоры и замешивает для них муку; катает свечи, варит кутью. Он основал при жизни до 30 монастырей, а ученики, по его стопам и завету, воздвигли еще других 50. Монас­тырская благотворительность Московской Руси ведет свое начало от него. Он деятельный миротворец и посредник в княжеских распрях.

И здесь снова напрашивается сравнение Сергия с Феодосием


Курс Русской истории. Глава четвертая 285

Мысленно Феодосии никогда не выходил из-за стен своей обители, ^ергий, наоборот, никогда не укрывался за ними: его «пустынька» ИШЬ временный искус; он никогда не уходил от «мира» уже потому, го всегда жил для него. Человек земли, он никогда не отрывался f почвы, на которой вырос. Его мысль не витает в надзвездных, ферах, но для него ясно, что, правильно, разумно устроив свою р!знь здесь, на земле, мы всего вернее достигнем конечной цели — [арствия Небесного.

\ Сергий также и не догматик: он воспринимает учение Христа щюсто, не столько разумом, сколько сердцем. Он знает, что Христос ^претил убивать ближнего; но когда он видит, сколько смертельных |расностей нависло над бедной Русской землей с подходом Мамаезых |рлчищ, он не задумывается благословить московского князя на рат- рдй подвиг и даже шлет с ним на Куликово поле проливать вражескую $ровь двух своих иноков.

$, Вот почему он ближе, понятнее своим современникам, чем Фео­ досии для своих; вот почему он остался понятен и для последующих |околений. В толпе людей, погрязших в заботах о «хлебе насущном«, раздираемых грубою жаждою власти, насилия, эгоизма, раздался Яолос — по карающий, не призывавший ее порывать с «землею«, не Предлагавший этой толпе ничего для нее неприемлемого, не говорив­ ший ей: «уходи из этого «мира» и живи идеалами другого», этот |олос просто взывал к лучшим сторонам человеческой души, к нрав­ственному долгу, показывая на примере, что и оставаясь на «земле«, Цожно устроить свою жизнь иначе, много лучше, строя ее на вечных |&чалах добра, любви и справедливости. Не предлагая невозможного, ^Сергий не бередил напрасно больных ран сознанием этой невозмож­ ности; наоборот, он нес с собою утешение, надежду на лучшее; под 'благостной тенью монастырского креста, что воссиял теперь над Ра­донежскими лесами, всякий «труждающийся и обремененный«, любой фешный и слабый находил тот душевный уют, которого напрасно искал в обыденных условиях мирской обстановки.


286


Е. Ф. Шмурло





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.