КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и образование Русского государства 483
Таким образом, по вопросу о летописи, во всем его объеме, историческая наука, как видим, далеко еще не сказала последнего слова. По-прежнему: 1) разно толкуются мотивы, вызвавшие появление русской летописи; 2) еще спорят о том, кого считать состави-I телем Повести временных лет; 3) особенно горячий спор ведется z теперь по вопросу, как составилась эта Повесть, иными словами* j какова была история ее возникновения и образования. I \ Б. Повесть Временных Лет. Вопрос об авторе ' 1. Что вызвало появление русской летописи? I Этот вопрос можно разбить на два отдельных: а) ответом на чьи интересы являлась летопись? и б) в какой среде зародилась она? а) На первый вопрос. Большинство наших историков (Костомаров, , произведением официальным, обслуживала интересы правящих лиц и, следовательно, не могла быть выражением объективного, бесстрастного наблюдения современных летописцу событий: летописец отнюдь не описывал их, «добру и злу внимая равнодушно, не ведая ни жалости, ни гнева» — «да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». Шахматов дальше всего идет в этом направлении, допуская возможность, что достаточно было одной смены на великокняжеском престоле киевском, чтобы придать летописи совершенно иное направление и тенденцию. Официальность летописи не отрицает и Забелин, но понятие «правящих лиц» он толкует несколько шире обычного, отчетливее определяя самое содержание этого понятия. «Летописание было официально в том смысле, что статьи писались и вносились во Временник с общего приговора и обсуждения княжеской дружины или независимой городской дружины, как, вероятно, было, например, в Новгороде и Пскове» (I, 498).
б) На второй вопрос. Летописание на Руси зародилось в монас Е. Ф. Шмурло язык простой, деловой, больше всего дьячий и меньше всего церков-ничий» (История р. жизни. I, 489, 498). 2. Кто составлял Повесть Временных Лет: Нестор или Сильвестр? Со времен Татищева и Шлецера составителем Повести Временных Лет обыкновенно считался Нестор, черноризец Печерского монастыря; с половины же XIX столетия за составителя Повести стали принимать Сильвестра, игумена Выдубицкого монастыря (Костомаров, Срезневский, Голубинский). Однако в последнее время старый взгляд нашел себе упорного защитника в лице покойного Шахматова: хотя в его построении нашлось место и тому и другому, все же первая редакция Повести принадлежит, по мнению Шахматова, Нестору; Сильвестр лишь переработал ее на свой лад, изменив и дополнив писание своего предшественника. Истрин идет еще дальше: Нестор составлял, Сильвестр же только переписывал. 3. Что, по мнению сторонников авторства Сильвестра, мешает признать Нестора составителем Повести Временных Лет? Разноречие показаний Повести с двумя несомненными произведениями пера Нестора, из них первое: «Житие прп. Феодосия», а второе: «Чтение о житии и о погублении блаженую страстотерпцю Бориса и Глеба».
1) Разноречия Повести с «Житиен Феодосия» 1. Житие: Нестор говорит в нем про себя, что о Феодосии он собрал сведения от старшей братии монастырской, сам же пришел в Пе-черскую обитель и принят был в нее уже при игумене Стефане: «О бла-женнем отци нашем Феодосии оспытовая слышал от древниих мене... прият же был в онь (т. е. в монастырь) игуменем Стефаньм и яко же от того острижен быв». — Это было, значит, уже после 1074 г., так как Феодосии скончался в этом году. — Повесть: Летописец говорит про себя под 1061 г.: «к нему же (т. е. к Феодосию) я аз придох худый и недостойный раб, и прият мя лет ми сущю 17 от роженья моего». 2. Житие: Монастырь над пещерой, вместо самой пещеры, построил Феодосии после того, как сменил на игуменстве своего предшественника Варлаама. — Повесть: построил монастырь Варлаам, еще до Феодосия. 3. Житие: за уставом Студийским Феодосии посылал в Константинополь одного из братии. — Повесть: Феодосии нашел этот устав в Киеве у одного монаха по имени Михаил. 2) Разноречия Повести с «Чтением» Нестора
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |