Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контраст цветового насыщения




Го­во­ря о «ка­че­ст­ве цве­та», мы име­ем в ви­ду его чис­то­ту и на­сы­щен­ность. Сло­ва «кон­траст на­сы­ще­ния» фик­си­ру­ют про­ти­во­по­лож­ность ме­ж­ду цве­та­ми на­сы­щен­ны­ми, яр­ки­ми и блёк­лы­ми, за­тем­нён­ны­ми. Приз­ма­ти­че­ские цве­та, по­лу­чен­ные пу­тём пре­лом­ле­ния бе­ло­го све­та, яв­ля­ют­ся цве­та­ми мак­си­маль­но­го на­сы­ще­ния или мак­си­маль­ной яр­ко­сти.

Сре­ди пиг­мент­ных цве­тов мы так­же име­ем цве­та мак­си­маль­ной на­сы­щен­но­сти. В свя­зи с этим мы со­ве­ту­ем об­ра­тить вни­ма­ние на ри­су­нок 15, ко­то­рый вы­яв­ля­ет сте­пень свет­ло­ты и тем­но­ты яр­ких цве­тов по от­но­ше­нию друг к дру­гу. Ед­ва толь­ко чис­тые цве­та за­тем­ня­ют­ся или ос­вет­ля­ют­ся, они те­ря­ют свою яр­кость. Цве­та мо­гут быть ос­вет­ле­ны или за­тем­не­ны че­тырь­мя спо­со­ба­ми, при­чём они весь­ма раз­лич­но реа­ги­ру­ют на сред­ст­ва, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в этих це­лях. Чис­тый цвет мо­жет быть сме­шан с бе­лым, что при­да­ёт ему не­сколь­ко бо­лее хо­лод­ный ха­рак­тер. Кар­мин­но-крас­ный цвет при его сме­ше­нии с бе­лым при­об­ре­та­ет си­не­ва­тый от­те­нок и рез­ко ме­ня­ет свой ха­рак­тер. Жёл­тый так­же ста­но­вит­ся не­мно­го бо­лее хо­лод­ным бла­го­да­ря при­ме­си бе­ло­го, а ос­нов­ной ха­рак­тер си­не­го цве­та ос­та­ёт­ся в зна­чи­тель­ной ме­ре не­из­мен­ным. Фио­ле­то­вый цвет чрез­вы­чай­но чув­ст­ви­те­лен к при­ме­си бе­ло­го, и ес­ли на­сы­щен­ный тём­но-фио­ле­то­вый цвет име­ет в се­бе не­что уг­ро­жаю­щее, то от при­ме­си бе­ло­го он ста­но­вит­ся бо­лее светлым — лиловым — и про­из­во­дит при­ят­ное и спо­кой­но-ве­сё­лое впе­чат­ле­ние. Чис­тый цвет мож­но сме­шать с чёр­ным. При этом жёл­тый те­ря­ет свою лу­чи­стую свет­ло­ту и яр­кость и при­об­ре­та­ет не­кую бо­лез­нен­ность и ко­вар­ную ядо­ви­тость. Это не­мед­лен­но ска­зы­ва­ет­ся на си­ле его яр­ко­сти. Кар­ти­на Же­ри­ко «Ума­ли­шён­ный», на­пи­сан­ная в чёр­но-жёл­тых то­нах, про­из­во­дит по­тря­саю­щее впе­чат­ле­ние ду­шев­но­го рас­строй­ства. Чёр­ный цвет уси­ли­ва­ет при­су­щую фио­ле­то­во­му цве­ту мрач­ность, на­де­ля­ет его не­кой без­воль­но­стью и уво­дит в тем­но­ту. При под­ме­ши­ва­нии чёр­но­го цве­та к яр­ко-крас­но­му кар­ми­ну по­след­ний по­лу­ча­ет зву­ча­ние, при­бли­жаю­щее его к фио­ле­то­во­му. Крас­ная ки­но­варь при под­ме­ши­ва­нии чёр­но­го да­ёт не­что вро­де жжён­но­го, крас­но-ко­рич­не­во­го ве­ще­ст­ва. Си­ний цвет за­тме­ва­ет­ся чёр­ным. Дос­та­точ­но не­боль­шо­го до­бав­ле­ния чёр­но­го, что­бы его яр­кость бы­ст­ро ис­чез­ла. Зе­лё­ный цвет до­пус­ка­ет го­раз­до боль­ше мо­ду­ля­ций, чем фио­ле­то­вый или си­ний, и име­ет мно­го воз­мож­но­стей сво­его из­ме­не­ния. Обыч­но чёр­ный цвет от­ни­ма­ет у цве­тов их свет­ло­ту. Он от­да­ля­ет их от све­та и бо­лее или ме­нее бы­ст­ро «уби­ва­ет».

На­сы­щен­ный цвет мо­жет быть раз­бав­лен бла­го­да­ря до­бав­ле­нию к не­му сме­си чёр­но­го и бе­ло­го, то есть се­ро­го цве­та. Ед­ва толь­ко к на­сы­щен­но­му цве­ту до­бав­ля­ет­ся се­рый, то по­лу­ча­ют­ся свет­лые, бо­лее свет­лые или бо­лее тём­ные, но во вся­ком слу­чае, бо­лее блёк­лые то­на, чем тон пер­во­на­чаль­но­го цве­та. Под­ме­ши­ва­ние се­ро­го цве­та ней­тра­ли­зу­ет дру­гие цве­та и де­ла­ет их «сле­пы­ми». Де­лак­руа не­на­ви­дел се­рый цвет в жи­во­пи­си и по воз­мож­но­сти из­бе­гал его, ибо сме­шан­ные с се­рым цве­том то­на ней­тра­ли­зу­ют­ся си­муль­тан­ным кон­тра­стом.

Чис­тые цве­та мо­гут быть из­ме­не­ны пу­тём до­бав­ле­ния со­от­вет­ст­вую­щих до­пол­ни­тель­ных цве­тов. Ес­ли к фио­ле­то­во­му цве­ту под­ме­шать жёл­тый, то по­лу­чат­ся про­ме­жу­точ­ные то­на ме­ж­ду свет­ло-жёл­тым и тём­но-фио­ле­то­вым. Зе­лё­ный и крас­ный не очень раз­ли­ча­ют­ся по то­наль­но­сти, но при сме­ши­ва­нии пе­ре­хо­дят в се­ро-чер­ный. Раз­лич­ные сме­си двух до­пол­ни­тель­ных цве­тов при ос­вет­ле­нии их бе­лым цве­том да­ют ред­ко­ст­ные по сво­ей слож­но­сти то­на.

Ес­ли в ка­кой-ли­бо сме­си уча­ст­ву­ют все три цве­та «пер­во­го по­ряд­ка», то по­лу­чен­ный цвет бу­дет от­ли­чать­ся сла­бым, блёк­лым ха­рак­те­ром. В за­ви­си­мо­сти от про­пор­ций, он мо­жет ка­зать­ся жел­то­ва­тым, крас­но­ва­тым, си­не­ва­то-се­рым или чёр­ным. С по­мо­щью трех цве­тов «пер­во­го по­ряд­ка» мо­гут быть по­лу­че­ны все сте­пе­ни блёк­ло­сти. То же от­но­сит­ся и к трём цве­там «вто­ро­го по­ряд­ка» или ко вся­кой дру­гой ком­би­на­ции, ес­ли толь­ко в этой сме­си бу­дут уча­ст­во­вать три ос­нов­ных цвета — жёл­тый, крас­ный и си­ний.

Дей­ст­вие кон­тра­ста «блёк­лый — яр­кий» от­но­си­тель­но. Ка­кой-ни­будь цвет мо­жет по­ка­зать­ся яр­ким ря­дом с блёк­лым то­ном, и блёклым — ря­дом с бо­лее яр­ким Ос­нов­ные уп­раж­не­ния по кон­тра­сту на­сы­ще­ния мо­гут быть про­ве­де­ны на лис­те, рас­чер­чен­ном на­по­до­бие шах­мат­ной дос­ки на два­дцать пять квад­ра­тов. Чис­тый цвет по­ме­ща­ет­ся в цен­тре, а ней­траль­ный се­рый оди­на­ко­вой яр­ко­сти в ка­ж­дом из че­ты­рёх уг­лов. За­тем сме­ши­ва­ем се­рый цвет с чис­тым, по­сте­пен­но по­лу­чая че­ты­ре бо­лее или ме­нее раз­бав­лен­ных про­ме­жу­точ­ных то­на. Для вы­яв­ле­ния кон­тра­ста на­сы­ще­ния, не­об­хо­ди­мо уст­ра­нить кон­траст свет­ло­го и тём­но­го, с тем что­бы яр­кость всех квад­ра­тов бы­ла оди­на­ко­вой. Ри­сун­ки 38-41 да­ют нам пред­став­ле­ние о тон­чай­ших све­то­вых воз­мож­но­стях кон­тра­ста на­сы­ще­ния в хро­ма­ти­че­ских мо­ду­ля­ци­ях. По­доб­ные уп­раж­не­ния мо­гут быть вы­пол­не­ны и на ос­но­ве раз­ме­ще­ния вме­сто се­ро­го цве­та в уг­ло­вых квад­ра­тах цве­тов, до­пол­ни­тель­ных к цве­ту цен­траль­но­го квад­ра­та. При этом всё бу­дет го­раз­до бо­лее яр­ким, чем при уп­раж­не­нии с се­рым цве­том. Ес­ли мы хо­тим до­бить­ся вы­ра­зи­тель­но­сти всей ком­по­зи­ции, ис­поль­зуя толь­ко кон­траст на­сы­ще­ния без вся­ких иных кон­тра­стов, то блёк­лый цвет дол­жен быть под­ме­шан к яр­ко­му, то есть яр­кий крас­ный дол­жен кон­тра­сти­ро­вать с блёк­лым крас­ным, а си­ний яр­кий с блёк­лым си­ним. Но нель­зя ста­вить вме­сте яр­кий крас­ный с блёк­лым си­ним или яр­кий зе­ле­ный с блёк­лым крас­ным. Ина­че чис­тый кон­траст на­сы­ще­ния бу­дет за­глу­шён дру­ги­ми но­вы­ми кон­тра­ста­ми, на­при­мер, кон­тра­стом хо­ло­да и те­п­ла, и дей­ст­вие кон­тра­ста на­сы­ще­ния с его ти­хой и спо­кой­ной вы­ра­зи­тель­но­стью бу­дет по­став­ле­но под во­прос.

Блёк­лые тона — глав­ным об­ра­зом, серые — ка­жут­ся жи­вы­ми бла­го­да­ря ок­ру­жаю­щим их яр­ким цве­там. Это мож­но на­блю­дать, ес­ли на од­ной час­ти «шах­мат­ной дос­ки» в ка­ж­дом вто­ром квад­ра­те раз­мес­тить ней­траль­ный се­рый цвет, а в про­ме­жу­точ­ных квад­ра­тах раз­мес­тить яр­кие цве­та той же ос­вет­лён­но­сти, что и се­рый.

То­гда мы уви­дим, что се­рый цвет при­об­ре­тёт не­ко­то­рую жи­вость, в то вре­мя как на­хо­дя­щие­ся ря­дом с ним яр­кие цве­та по­ка­жут­ся ме­нее яр­ки­ми и от­но­си­тель­но ос­лаб­лен­ны­ми.

Ис­поль­зо­ва­ние кон­тра­ста на­сы­ще­ния мож­но ви­деть в кар­ти­нах Жор­жа де ла Ту­ра «Но­во­ро­ж­ден­ный», Му­зей го­ро­да Ренн, Ан­ри Ма­тис­са (1869-1954) «Пе­он», Нью-Йорк, Му­зей со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва и По­ля Клее (1879-1940) «Вол­шеб­ная ры­ба», Фи­ла­дель­фия, Му­зей ис­кус­ст­ва.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.