Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Милан (или мильян) Луис. 2 страница




МОДНИ ЖАКОБ. Французский лютнист и композитор. Родился в Париже 16 сентября 1557 года. Был большим другом поэта Пьера де Ронсара, на смерть которого он сочинил мессу–реквием на 5 голосов. П. Мерсени описывает это произведение в своей “Всеобщей гармонии”, том 7 (1637 год). Умер 21 августа 1627 года.

МОЗЕС РАЙМУНДО. Испанский современный гитарист–любитель. Живет в Мадриде. Исполняет легко и с большим чувством. Ученик известного арагонского концертного исполнителя Панталеона Мингеми, с которым успешно выступал на концертах с вещами для двух гитар. Мозес – экс–лейтенант артиллерии, спортсмен, состоятельный человек из аристократической мадридской семьи. Занимается гитарой с любовью и энтузиазмом, достойным подражания (1930 год).

МОЙ ЛУИ ДЕ. Лютнист и композитор. Автор “Маленького букета”, написанного в 1613 году. Упоминается Вульфом, Эйтнером, Зутом и Риманом.

МОЙАНО ПЕДРО. Аргентинский писатель–эрудит. Вентура Линг в своей знаменитой работе “Буэнос–Айресское Кансьонеро”, переизданной философско–гуманитарным факультетом Буэнос–Айреса, в статье об аргентинских танцах приводит музыку для гитары прелестного “Гато” Педро Мойано, очевидно, сымпровизированное на диапазоне и записанное Линчем. В этой же работе повествуется о живописной и богатой приключениями жизни Педро Мойано, рассказанной им самим. Речь идет об одном из “плохих гаучо”, сквернословах и забияках, но людей, обладающих несомненными артистическими достоинствами, которые они в полной мере проявили на струнах гитары.

МОЙАНО СИРЕС ЭЛЕНА. Аргентинская преподавательница гитары. Живет в столице провинции Кордова, где преподает в консерватории Ольмедо. Гитарой занималась у профессора Хуана С. Орланди.

МОЙАНО ХОСЕ С. Аргентинский гитарист–любитель. В 1880 году жил в Буэнос–Айресе, где был завсегдатаем знаменитых вечеров в креольских патио “Большой деревни” и в доме Нуньеса, куда обязательно приходили все хорошие гитаристы того времени. Был большим другом известного энтузиаста доктора Альбарельоса (см.) и выступал с ним и другим гитаристом по фамилии Роиг на концерте в пользу Хуана Алаиса (см.) в саду Флорида вечером 18 ноября 1882 года. На этом концерте была собрана сказочная сумма в 33185 песет. Мойано был секретарем дирекции, специально созданной для организации этого большого мероприятия. Большим успехом эта инициатива в немалой степени обязана ответственности Мойано.

МОЙЯ ВИСЕНТЕ. Испанский гитарист. Живет в Алкое в Валенсии. Опубликовал несколько работ для гитары. В этой области, столь богатой гитаристами, его деятельность ценят и ей восхищаются.

МОЛИНА АНТОНИО. Современный испанский гитарист в жанре фламенко, племянник знаменитого “кантаора” из Хереса Курро Молины (Мануэля), который перестал выступать в начале нашего века. “Токаор” Антонио – один из хороших исполнителей. Он разделяет успех с лучшими артистами–певцами и выступает во многих актах этого популярного испанского жанра. А. Молина принял участие на конкурсе “токаоров” в Театре Сарсуэлы в Мадриде, в сентябре 1928 года, наряду со своими знаменитыми коллегами Патеной–сыном, Теодоро Кастро, Романом Гарсия, “Пепе Бадахосским” и другими, где ему аплодировала эта интеллигентная публика.

МОЛИНА КУНДИ ХАВЬЕР. Известный гитарист в андалузском жанре. Родился в Харесе–де–ла–Фронтера 4 мая 1868 года. На инструменте начал заниматься с детских лет. В 10 лет ему уже аплодировала публика во время его выступления рядом со знаменитостями “канте” и танца. Мануэль Молина из Хереса, знаменитой “кантаор”, “маринета и сегидилий”, его родственник, нашел в этом исполнителе незаменимого аккомпаниатора. Чакон, Сильверио, Аника–ла–Майо, звезды, похвалы которым заполнили многие страницы, блистали в такт с искусством Хавьера Молина. Сегодня он декан исполнителей “фламенко”. Достигнув преклонного возраста, он возвратился в свой родной город, чтобы вспоминать свои старые успехи на родине и за границей.

МОЛИНА ЛОРЕНЦО. Опубликовал в Мадриде 11 ноября 1794 года четыре “Рондо” в ми миноре, собственного сочинения для шестиструнной гитары. Поскольку как правило сочинения этого класса страдают отсутствием гармонии, автор основное внимание уделяет трактовке своих рондо, чтобы в них не была замечена бедность и бесплодность, которые можно найти в сочинениях, опубликованных для этого инструмента. (Сальдони, том 4).

МОЛИНА РОХЕЛИО. Известный испанский гитарист–любитель. Родился в Малаге в 1876 году. Гитарой занимался у Хуана Парие, а музыкой и композицией у Эдуардо Окона. На гитаре очень скоро выделился как один из лучших учеников этого маэстро, завоевав справедливое восхищение Среды, которую создал и оживлял его учитель. Посвятил учителю опус 1 “2 сольного букета под названием “Юность” (мазурка). В настоящее время удалился от артистической деятельности по причине плохого здоровья. Его современники и соотечественники вспоминают о Молина как о редкой личности в области гитары.

МОЛИНА ЭЛЬЗА. Аргентинская гитаристка, концертная исполнительница. Родилась в 1918 году. Эльза Молина – замечательный вундеркинд. Она ученица профессора Р. Амадео Виделы, который за относительно короткое время поднял на высокий уровень ее исполнение. Чтобы не надоедать восторженными словами, которые были бы оправданы в адрес Молины, мы ограничимся только справедливым откликом прессы: “Нам очень понравились ее чрезвычайно ловкие ручки, движение которых сопровождалось меняющимся выражением больших и живых черных глаз: начиная с менуэта Сора и до национального Перикона, от сентиментальной баркаролы до чисто креольского танго. Еще больше усилил очарование момента, который открыл скобки в ежедневных заботах нашего дома, маленький силуэт исполнительницы, в котором все было маленьким, за исключением головы артистки. Это девочка Эльза Молина, которой всего десять лет, а занимается она всего два с половиной года. Мы не будем вульгарно утверждать, что она вундеркинд. Для того, кому уготовано блестящее будущее, серьезность его искусства не позволяет предаваться общим и вредным преувеличениям. Однако мы считаем себя в праве утверждать, что она обладает удивительной техникой и блестящей способностью к интерпретации. Гитара в руках маленькой Эльзы возвращает свой престиж великого инструмента. Прежде всего привлекает внимание классическая постановка ее руки, почти закрытой, но с твердостью и подвижностью пальцев, дающие самые тонкие изменения тона. Затем законченное, уверенное исполнение, плод серьезного изучения музыки и естественного художественного восприятия...” (“Критика”, Буэнос–Айрес 22.03.1929 год). Я переписал эти строки через несколько месяцев после ее полного успеха на концерте перед публикой 5.11.1929 года в зале “Ла Аргентина” в столице федерации. Концерт включает 13 произведений в трехчастной программе авторов Сора, Агуадо, Тарреги, Сагрераса, А. Синополи, Аркаса, Казинелли и Альенде, где завоевала бурные аплодисменты и справедливые оценки критики, которая, несомненно, будет ей полезна для достижения цели, которую поставили перед собой учитель и ученица.

МОЛИНАРО СИМОН. Выдающийся лютнист. Родился в Генуе в середине XVI века. Написал много сочинений для лютни, которые необходимо переложить для гитары. Эти сочинения издавались с 1599 года. Всего 45 фантазий.

МОЛИНО ФРАНСИСКО. Композитор, гитарист и скрипач. Автор знаменитой “Школы игры на гитаре”. Благодаря любезности нашего соотечественника и коллеги Агустина Андреса, нам принадлежит один экземпляр этого сочинения, подаренный нам в 1910 году, что позволяет нам сегодня дать хотя бы приблизительное представление об этом сочинении. На заглавном листе мы читаем: “Новое, полное руководство для игры на гитаре или лире, посвященное мадам графине де Далсберг, Франца Молино. Текст на французском и итальянском языках. Напечатан мадам Креман, урожденной Обер. Собственность издателя. Оставлен дирекции Граль. Париж. У Гамбаро, в магазине музыкальных инструментов. Улица Круа–де–Пети Шам № 42. “Формат 34 на 25; 47 листов на пергаменте. За заглавным листом следует перечень подписчиков на это сочинение на четырех листах с 370 именами и адресами. Таким образом, эти страницы имеют историческое значение. Это любители, преподаватели музыки, директора, артисты, военные, продавцы (в магазинах) музыки, награжденные государственные деятели, книгопродавцы, издатели, врачи, землевладельцы, преподаватели пения, частные лица и т.д. После этого длинного и интересного перечня он дает нам “короткий и заслуженный отдых” на пустой странице, за которой на четырех страницах даны “принципы музыки”, описанные по–французски и по–итальянски, как указывается на заглавном листе. Полностью занимает следующую страницу график, представляющий основные части гитары. В одном углу на этой странице дан фрагмент ручки–диапазона гитары с рукой в положении установки на гитару. За этим графиком следует другой под названием “общая таблица”, представленная на листе 61х34, это диапазон со всеми нотами, которые его составляют и всеми названиями на нем и нотами с краю. Наконец, на стр. 18 – “Введение” (читателю оно, возможно, покажется запоздалым из–за обыкновения других авторов помещать его сразу за заглавным листом; это вопрос темперамента или взгляда на вещи)”. В этом предисловии он говорит нам о превосходстве “французской гитары” в противопоставление ее сухому клавесину и самому фортепиано. Он обоснованно обвиняет теорию гитары, которую необходимо освоить, прежде чем начать щипать струны; и так до стр. 27. Здесь он дает нам гармонические звуки на клетках, на которые нужно нажимать. Темой с 24 вариациями он переходит к практике: это в основном вариации для правой руки до стр. 37, откуда начинается “Поддержка или приятные моменты музыки” с четвертой частью, несколько примеров легато, двойного легато и трели. В “Пятой части” объявляется сочинение с обширным текстом и 24 уроками в разных тональностях мажора и минора. Способ представления этих уроков очень практичный и доступный: Каркасси, Леньяни и другие его современники стали в этом его последователями и приводили подобные же примеры, а именно в каждой тональности одно упражнение – гамма, упражнение в его соответствующей каденции и этюд или вариации, упражнения с различной практикой для обеих рук. Закончив эту большую по объему часть, он ставит стр. 69. Затем идут 5 “Сонат” и здесь, можно сказать, заканчивается дидактическая часть. С точки зрения музыкальной конструкции объяснения обладают хорошим построением, даны в нужный момент и очень эффективны. Напомним, что в сонате нет музыкального закона, который бы предписывал определенное число частей или темпов: назовем в качестве примеров сонаты Корелли (1653–1713 гг.), Чимарозы (1749–1801 гг.) и т.д.; в некоторых всего один темп. Продолжим изучение “Руководства” Молино: на стр. с 78 по 84 он дает нам прекрасную “Сонату” для гитары со скрипичным аккомпанементом, достойную того, чтобы о ней вспомнить. Далее идут три песни с гитарным аккомпанементом. Завершается руководство тремя произведениями Каркасси и двумя без названия автора, которые также могут принадлежать Каркасси, возможно как дань этому великому гитаристу, родившемуся с автором в одном городе. Вот таково целиком руководство, которое мы держим в руках.

Феликс Педрель также пишет, или скорее представляет еще одно руководство, где текст написан на испанском языке: “Полное руководство для обучения игре на гитаре со всеми элементарными принципами музыки, простыми гаммами и гармонией во всех тонах и несколькими простыми сочинениями последовательными с болеро, сегидильями и фанданго с вариациями. Составлено прекрасному полу Испании в Старом и Новом свете доном Франсиско Молино, преподавателем скрипки и гитары и музыкантом капеллы Его Величества Короля Сардинского. Перевод с французского на испанский Нуньеса де Табоада. Руководитель общей интерпретации музыки и т.д. Париж. Муатессье сын” (без года). 139 стр.

Как мы видим, Молино был скрипачом. Благодаря изданию, о котором упоминает Педрель, мы знаем, что он был также музыкантом капеллы короля Сардинского. Нам бы очень хотелось увидеть это издание, чтобы посмотреть, какие сочинения в него включены, зная, что он много времени путешествовал по Испании, прежде чем обосновался в Париже в 1820 году. Еще более подогревает интерес к этому сочинению большое число страниц, 94 в первом и 139 во втором.

Известны также его опубликованные сочинения опус 56 “Концерт” (Лемуан, Париж), опус 4.45 “Трио” для гитары, скрипки, флейты или виолы, опус 36.44.46. “Дуэты для гитары и фортепиано”, опус 2, 3, 7, 10, 22, 29 для гитары и скрипки, а также несколько этюдов для гитары соло, выпущенных в большинстве издательством Шотта. Этот известный музыкант и гитарист, который был также директором Туринского Театра искусств, умер в столице Франции в 1847 году.

МОЛИНС РЕВЕРТЕР ПЕДРО. Испанский гитарист–любитель и композитор. Многие годы прожил в провинции Буэнос–Айреса, а на родину, в Каталонию, возвратился в 1916 году, где обосновался в Барселоне и занимался гитарой у Мигеля Льобета. Молинс Ревертер – хороший исполнитель, с хорошим образованием на гитаре и по композиции. У него три ценных гитары: одна предоставленная Лопесом в 1906 году, в Буэнос–Айресе, одна предоставленная Гарсией в 1913 году и третья Сьерколесом в Сарагосе в 1870 году.

МОЛИТОР АЛОИС–ФРАНЦ–СИМОН–ХОСК. Гитарист, преподаватель и композитор. Родился в Некарсульме, Гетенберг 3 ноября 1766 года. Автор “Нового полного руководства для гитары или лиры” с текстом на французском и итальянском языках. Известно много его сочинений для гитары, с разными инструментами и для гитары соло: его “Собрание небольших пьес разных авторов” и оригинальное “Рондо” для гитары соло опус 7 “Большая соната”, опус 10 “Рондо” и “Адажио”, опус 11–12–15, три сонаты для гитары соло. Они интересны с точки зрения консультации, однако некоторые авторы придавали ему значение, которого он не заслуживает. Молитор написал много статей, всегда жалуясь на бедственное положение гитары. Его доводы можно считать убедительными, но необходимо заметить авторам, выпустившим такие обширные работы о творчестве Молитора, который по фактуре не достиг уровня классиков первой половины XIX века. Плохо вырывать явления из их Среды. Маэстро Симон Молитор, проживавший и занимавшийся преподаванием гитары в Вене в течение многих лет, умер здесь 21 февраля 1848 года.

МОМИКЬЕЛИ Г. По данным распространенного музыкального печатного органа “Плектр” из Милана за апрель 1933 года, Момикьели принял участие в концерте в Сьене в качестве солиста гитариста.

МОНДЕЛЛИ БЕАТРИС. Известная современная аргентинская исполнительница. Живет в Буэнос–Айресе. О ее выступлении писали буэнос–айресские газеты. Они отмечали ее хорошие исполнительские данные. (1930 год)

МОНДЗИНО ДЖАКОМО. Известный итальянский преподаватель гитары. Автор “Руководства для гитары”, где есть большая таблица–диапазон гитары с нотами. Это сочинение вышло в миланском издательстве А. Мондзино.

МОНЕДА САНТОС. Португальский гитарист в жанре фольклора. С успехом выступал в Буэнос–Айресе в ноябре 1932 года в театре Маипо в составе “Португальского ансамбля”, который оставил характерную ноту в крупном городе Аргентины. “Гитаристы Хосе Фернандес и Сантос Монеда исполнили с чувством прекрасную страницу музыки аборигенов” (“Ла Пренса”, 10.11.1932 год)

МОНТАН (...). 27 ноября 1801 года. Монтан выпустил в Мадриде маленькое и легкое “Трио” для гитары, скрипки и баса.

МОНТАНЬ ВИКТОР. Аргентинский гитарист–любитель и композитор. Он выпустил хорошее Эстило под названием “В твое отсутствие”. Виктор Монтань – брат великого автора хроник, посвященных гитаре, народной и фольклорной музыке Аргентины, Эдмундо Монтаня.

МОНТАНЬЕ КАРЛО. Известный преподаватель гитары. В 1900 году в издательстве Оливера Дитсона и Ков Бостоне вышло несколько работ Монтанье для гитары соло, где среди посвящений можно прочесть следующее: “Посвящается своей ученице мисс Кларе Вагнер”.

МОНТАНЬО МАНУЭЛЬ. Преподаватель гитары. В 1920 году жил в городе Парана (в Аргентине) и пользовался известностью как исполнитель и маэстро. Монтаньо был первым учителем концертного исполнителя Ремихио Комбы.

МОНТЕ ЛЮДОВИК. Итальянский автор, который, как и его коллега Колонна в том же 1620 году выпустил небольшой трактат по гитарному аккомпанементу пения, который объявляется в следующей форме: “Верный и легкий способ научиться играть и составлять аккорды самому на испанской гитаре”.

Т. Бренди не указывает место рождения, другие называют Болонью.

МОНТЕВЕРДЕ КЛАУДИО. Известный композитор, родился в Кремоне 15 мая 1567 года. Знаменитый бельгийский музыковед г–н Жеваэрт очень справедливо утверждал, что Монтеверде был первым, кто вывел драматическую музыку из сферы классики, чтобы превратить ее в исключительно музыкальное произведение. В Мантуе он поставил собственную лирическую драму в 1607 году; среди инструментов оркестра были две тьербы (инструмент, который все историки считают вчерашней лютней и сегодняшней гитарой). Этот знаменитый музыкант первым применил диссонирующий аккорд. Умер в Валенсии 29 ноября 1643 года.

МОНТЕЛЬЕ ДЖОВАНИ Д. Лютнист и композитор. Родился в Неаполе во второй половине XVI века. В книге 3, стр. 56 сочинения Серрето “О практической музыке” упоминается и Монтелье. В конце XVI века был на службе в Королевской капелле в Неаполе “музыкантом–лютнистом”. В 1595–1607 гг. вышло 8 книг различных его сочинений. Умер в первое десятилетие XVII века.

МОНТЕНЕГРО ЛУРИВАЛЬ. Бразильский гитарист из Рессифе. С детских лет почувствовал призвание к гитаре, начал заниматься по руководству Хоакина Дос–Сантоса, известного как Хинкас Ларанхейрас. Выступать начал, аккомпанируя на своей гитаре гитарам и пению Рохелио Гимараэсу и Гастону Форменти. С первым он организовал цикл “Бразильские ночи” на Радио Сосьедад. Позже он сам занимается, с энтузиазмом пропагандируя фольклор своей родины, который он также одновременно перекладывал для гитары. Занимается преподаванием, среди его учеников есть очень известные певцы и гитаристы. Интересный репортаж о нем в номере за апрель 1931 год поместила музыкальная газета Рио–де–Жанейро “А вес до Виолао” (см. словарь Эспаса).

МОНТЕРО МАРИЯ ДЕ ЛУИС. Известная современная венесуэльская гитаристка. Дочь знаменитого маэстро музыки в Венесуэле, она из семьи артистов, в самом высоком смысле этого слова. Ее отец – славное имя в истории республики, которая была провозглашена 4 мая 1873 года. Мария де Хесус Монтеро, кроме гитары, очень искусно играла на скрипке, виоле, виолончели и фортепиано. Сочинила несколько песен и танцевальных пьес, которые были очень популярны в Каракасе. Упоминается Л. Кортико Алаихо в книге “Знаменитые музыканты Латинской Америки”.

МОНТЕСАРДО Г. ДЖИРОЛАМО. По источникам, Монтесардо родился во Флоренции. Он был замечательным импровизатором и хорошим “дилетантом”. Он очень точно пел, аккомпанируя себе на гитаре, искусно и со вкусом. В 1606 году в Болонье вышла его книга под названием “Новое изобретение табулятуры для исполнения балетов на испанской гитаре без номеров и нот”. Другой экземпляр, напечатанный во Флоренции, имеется в библиотеке Венской консерватории. Этот автор трактатов имел настоящий артистический дух. Он путешествовал по Центральной Европе и хорошо зарекомендовал как себя, так и свою родину.

МОНТИ В. Гитарист конца XIX века. Выпустил вальс для гитары соло, в парижском издательстве И. Пизы. Кроме того, для гитары с голосом и гитары с мандолиной – 11 сочинений, не имеющих особого художественного значения.

МОНТОЙЯ АНТОНИО (А) ФАРАОН. Испанский гитарист в народном стиле. Родился в 1851 году. Личность “Фараона” очень известна в столице Валенсии, где он живет. “Высокий, темноволосый, худой, с энергичными и четкими чертами лица. Он очень искусный исполнитель на гитаре, из которой умеет извлечь меланхолию и нежное чувство самой эссенции цыганской жизни, со всей ее изначальной чистотой и мистифицирующими нововведениями.” Это писал в мадридском издательстве “Эстампа” его сотрудник Энрике Мольбайсен. Много раз говорили, что гитарист “фламенко” А. Монтойя в молодости был просто замечательным. (1930 год)

МОНТОЙЯ СОЛАСАР РАМОН. Знаменитый гитарист в андалузском стиле, в простонаречии “фламенко”. Родился в Мадриде 2 ноября 1880 года. Личностью артиста и исполнителя Рамона Монтойя можно восхищаться как великой и прекрасной. В отличии от многих своих коллег, ему не понадобилось псевдонимов, которые дают представление об атмосфере “токе”, которая не отличалась особой культурой.

Он, как и Берруял, родился далеко от Андалузии, так что одухотворенность его пробудилась в свое время, и на нее не оказали влияние предрассудки, характерные для “подмостков”. Его продолжительная деятельность, где он выступал как “токайер”, была непрерывной чередой успехов, которые дали ему право заслуженно называться знаменитым, об этом свидетельствует и современный критик, включая его в серию прославившихся в столице Испании Рамонов – де ла Серна, дель Валье Инклан и др. Это обращение “Дон Рамон”, которым его называют, не так просто заслужить людям его профессии, хотя есть и другие исполнители такого же уровня: Лансе, де Багохас, лос Патена, лос Дель Лунар, Лос Молина и др. Хорошие гитаристы – его почитатели, и они всегда похвально отзываются о нем, как о виртуозе, артисте, маэстро, который, родившись в области Гуадальквивир, в качестве знака уважения, получил имя сеньора” красивого Монтойи”. Благодаря тому, что он записывался на грампластинки, мы частично можем судить об исполнителе, родившемся в типично Рондо–де–Толедо. Монтойя воспроизводит на гитаре разнообразную гамму южноиспанского фольклора и всегда заслуживает похвалы, благодаря замечательным оборотам своего исполнения. Он несравненно красиво возрождает и оживляет разнообразные песни и ритмы андалузской музы, которая столько раз вдохновляла великих композиторов.

Об его искусстве, об этом исполнителе и об этой гитаре говорит нам Карлос–и–Педро Кабе в одной из глав книги “Андалузия: ее коммунизм и хондо” с названием “Гитара”, из которой мы приводим следующие строки: “Но самым лучшим выражением испанской души является гитара. Она психология и совесть Андалузии, в ней отражается и узнается ее смуглая чувствительная душа. По эмоциональной реакции слушающих ее, по пафосу, по личному стилю исполнителя мы безошибочно можем узнать душу андалузийца. Сеговия или Сайнс де–ла–Маса всегда будут превосходными артистами, но они никогда не взволнуют душу андалузийца так, как Монтойя, Иансе или “Абичуэла”. Гитара – это страсть, несвязанная никакими путами, чувства, моментальная интуиция, т.е. нечто противоположное виртуозной технике, геометрическому интеллекту или ученому рассуждению. Ее диалектика сентиментальна, независимо от того, трогает она или нет. Симпатически она пробуждает целую вереницу таящихся под спудом чувств слушателя или оставляет безразличным и холодным, но она не обязана убеждать. Когда под конец фальсеты любитель восклицает в порыве энтузиазма: “Именно так, да сеньор!” – это не значит, как в конце диссертации или рассуждения “Вы меня убедили”, но “Эти чувства, о которых говорит гитара – мои”. Нужно иметь большой темперамент хондо, чтобы так идентифицировать гитару с андалузскими реалиями. Поэтому личная манера разделять эти обычаи отражается в стиле гитариста. Все они обладают очень индивидуальной интуицией в музыке “хондо” и поэтому, некопируемая, начиная с настройки гитары и кончая анархичным развитием фальсеты, она в классической спирали нот ввинчивает чувствительность в душу любителя. Если перебор – еще неопределенная прелюдия мотивов, то пиццикато еще очерчивает внутреннюю архитектуру мелодии. Но личная манера эстетического понимания конечного назначения этой архитектуры вырисовывается в фальсете. Она капризный арабеск, бесполезная филигранность, но также и конечное назначение, вещественная цель всей музыкальной фабрики. Гитара в своем инстинктивном стремлении уйти от свободы фальсеты, раскрывает свой страх перед нотным станом. Таков символ андалузского индивидуализма. Но гитара также мораль Андалузии. В ней дремлют и вызревают зерна сверхреальной этической подпочвы: ее горести, сны, огорчения и угрызения совести. Но не радости, потому что андалузская гитара не умеет смеяться. Веселость Андалузии всегда поверхностна, она кусает себя изнутри, как грек, и ей нужна горечь грусти. Поэтому гитара только тогда проявляет свою андалузскую сущность, когда плачет... Она смакует безнадежность, как лакомство и, больная одиночеством и метафизикой, без устали оплакивает всемирную скорбь, бесконечную безутешность жизни, призывая смерть, в которую она влюблена.”

МОНТУ Х. М. Композитор и гитарист XVIII века. По данным руководства Уистлинга, опубликована “6 вариаций” Монту для гитары соло.

МООРЕ ЭННИ. В крупном бостонском издательстве “Оливера и Дитсона и Ко” вышло произведение Мооре “Наруисс” с вальсом для любителей. Это сочинение и другие издавались в 1889–91 гг.

МОРА РОМЕРО ХОСЕ. Известный испанский гитарист. Родился в Уэльсе в 1897 году. Изучал фортепиано и еще в детстве был органистом в своей деревне. Затем посвятил себя изучению гитары, т.к. считал этот инструмент близким своему художественному чувству. В 1923 году впервые предстал перед публикой на концерте, организованном севильским “Атенео” 1 апреля 1929 года, предстал, заключив контракт со знаменитой организацией “Филармоническим обществом Малаш”, на сольном концерте (651 заседание этого клуба), куда были включены самые выдающиеся сочинения, исполняемые самыми известными концертными исполнителями нашего времени. Мора гастролировал в Испании, во Франции, Англии и, наконец в США, куда его неоднократно приглашали повторно.

МОРА ХОСЕ (А) “КОТЕЛЬЩИК”. Известный гитарист в андалузском стиле. Родился Антекере, деревни провинции Малага в 1891 году. Живет в столице Малаги, где его высоко ценят. Слушатели дают ему предпочтение перед другими исполнителями в жанре “канте хондо”. Особенно прославился своими “Фанданго”, “Малагеньями” и “Солеарес”, мелодиями которые он искусно украшает “свежо и изящно”, пользуясь средствами “кантаора”. Хосе Мора сегодня – первоклассный артист, как лос Иансе, Борулл и Монтойя (заметки гитариста И. Наваса).

МОРАЛЕС МОРАЛЕС ХУСЮ П. Известный аргентинский гитарист и композитор. Родился в провинции Буэнос–Айрес в деревне Ранчос, в настоящее время Хенераль Пас, 6 марта 1877 года. Игре на гитаре научился самостоятельно, он легко и быстро усваивал предмет. Сочинения его свежие, а источник вдохновения: его оригинальное творчество отмечается характерным аргентинским фольклором. Вот что говорит он сам: “Я думаю, что моя страсть к гитаре родилась вместе со мной. Моя мать рассказывала, что когда мне было 1 или 2 года, моим лучшим развлечением было держать в руках экран, который используют для оживления огня и делал вид, что я играю на гитаре. Так я мог проводить целые часы. И вот, чтобы я не мешал своим плачем, они давали мне в руки экран, и это было верное средство, потому что певец превращался в гитариста. “Эта гитара – экран сменилась в 9 лет на настоящую, она висела в доме дедушки и бабушки, несмотря на время, заброшенность и удары, и на ней оставалось всего три струны. Этот инструмент ему подарили и это было своего рода посвящением в мир музыки. Его первым учителем был Алехандро Сесарео Перес, гитарист, пианист и хороший преподаватель музыки. Этот родственник хотел также обучить мальчика азам сольфеджио, но это ему не удалось; однако пьесу, которую он исполнял, тотчас же повторял Моралес, который был очень восприимчив.

Маэстро цифрами показал ему пьесы Алаиса, Гаспара Сагрераса, Гарсия Тольсы и других авторов, чьи произведения он сам исполнял. Бегут годы, и уже видно, как формируется гитарист. Из его гитары возникают беспрестанно сочинение за сочинением, которые не сохранились, так как не были записаны в нотах. В 1910 году с ним заключает контракт театр “Аполлон” при искреннем одобрении публики. В 1916 году его выступление в обществе “Гитара” было высоко оценено.

Моралес решает изучать музыку и делает это с профессором Эусебио де Мигелем и позже Педро Рубионе. По гитаре ему давали консультации М. Родригес Аренас и автор этого словаря. Посвятив себя преподаванию, он в настоящее время один из самых знаменитых профессоров. Среди его учеников можно отметить Хасинту Ариус, С. Н. Контрераса, Луиса Ф. Бенитеса, Рикардо Муньеса и Л. Лопеса. 6.10.1920 года в зале “Ла Архентина” он представил свою 12–летнюю ученицу Марию Эстер Бенитес Севальос, вместе исполнив программу из 21 сочинения, встреченную аплодисментами. Напомним, среди его талантливых учеников – сеньориты Долорес Мендес, Росита Эсмеральда Хинес, Фанни Миро, София Хайцее Юнге и мальчик Хорхе С. Стурла. Он преподавал многим высокопоставленным дамам и кавалерам Буэнос–Айресского общества, таким как Сара Райбо, А. де Эсейса, Мария Анхелика А., де Лопес Лекубе, Мария Эрсилья Юнге де Мартинес Толедо, Мария Лауро и Сусанна Алькобендас, Эмма М. дель Серро Абелья, Росита дель Пилар Гомес, Инес Г. Мельвиль, Мария Луиса и Алисия Гонсалес Ларинге, Мария Анхелике Льоса, Мария Клара Торлей, Корлето Гальо, дочь экс–министра внутренних дел доктора Висенте Тальо и др. Моралес также преподавал любителям, доктору Мануэлю Фернандесу Кутиэльесу, президенту верховного суда Мерседеса и докторам Хуану Альберто Роту, Альфреду Закобу, Хуану Левису Араусу и Роберто Эскурра. Позже был преподавателем кафедры в колледже “Эль Сальвадор”. Но больше всего известен Моралес как композитор. Он полон вдохновения, и его творчество не забудется со временем. Особенно замечательны страницы фольклора, которым он умеет придавать аргентинский характер, что невозможно спутать ни с каким другим. Моралес – автор 34 оригинальных произведений, которые были опубликованы: тресте, прелюды, ранчеры, милонги, видалиты, самбы, периконы, танго, гато и эстило. Все это интересно посмотреть. Старое танго военных времен “Диосма” – не трудное, но красивое с “Периконом” и тристе сеньор Хуан Карлос образуют новую аргентинскую музыкальную трилогию в народном стиле. Это последнее произведение часто исполняла в своих концертах выдающаяся гитаристка Мария Луиза Анидо и другие исполнители высокого уровня Тристе Моралеса, в отличие от тристе Аггире № 4 – настоящее аргентинское тристе. Второе упомянутое произведение, каким бы красивым оно не было и насколько гармоничным и вызывающим грусть, все–таки это песня, которая кажется нам испанской. Моралес знал об этих ошибках своих учителей, сделанных в европейских студиях, его муза чистая, типическая. Моралес творит по велению сердца, именно в этом заключается его достоинство и основа его успехов. Фактура его всегда консонантная, нет ходов, которые нарушали бы линию мелодию, характерную для него. Мы подробно остановились на личности Моралеса, так как считаем ее достойной изучения и одобрения. Он, как и Сеговия, заслуживает тройной похвалы, так как он сам себе был учителем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.