Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Милан (или мильян) Луис. 7 страница




Парга, как и поэт Н. Эскобар, так видел свою прекрасную Малагу:

Это Венера, поднимающая свои алтари

Над многоцветным ковром;

Это вечный сад, где цветы

Рождаются и распространяются тысячами,

Это самая прекрасная морская жемчужина,

Это муза сладких трубадуров,

Это счастливая земля любви,

Это идеальная родина песен,

Это цветник, утешающий разум,

Там растут изысканность и радость

Среди роз плодородной почвы,

Это колыбель чести и рыцарства,

Это нимфа, заснувшая под небом

Голубым прекрасной Андалузии.

Возвращаясь к биографии, мы считаем, что необходимо привести строки письма, отправленного из Малаги 21 января 1898 года гитаристу Хосе Роко: “Мой дорогой и старинный ученик! Наконец–то Богу стало угодно, чтобы мы узнали друг о друге через столько времени. Я получил огромное удовольствие, когда речь зашла о тебе, потому что мне не нравилось твое упорное молчание. Зная о том, каким образом ты был оповещен о событии в художественной жизни в течение этого долгого периода времени, я не мог понять, как ты жил, удалившись от нашего увлечения или его проявлений, не доказывая этой сердечной страсти своему учителю, показывая, таким образом священный огонь сердца, любовь к искусству и предрасположенность в “мальчике Пепито”, идиосинкразия и артистический темперамент которого меня покорили в Мадриде, вследствие чего я временно прекратил путешествовать и отложил исполнение планов.

Недавно освободившись, я оставил две звезды надзирателя Топографической бригады и “военную одиссею” для борьбы другого рода – артистической, о чем я тебе неоднократно говорил. Итак, я переехал в Толедо. Помнишь ли ты о своем прибытии в испанский Рим? Помнишь ли ты о тех намерениях и особенно о моем восхищении тобой? Помнишь ли ты обо всем этом, Пепито? Ах, я уже в это верю! Прошедшие времена прекрасны, и это воспоминание более прекрасно, что здесь возникает благородная и святая фигура с нежнейшим именем мать. Помнишь ли ты, как появилась тогда она, давшая тебе жизнь? Все это мне дорого, потому что я высоко оценил твоих нежных родителей, которые, я предполагаю, находятся там, с моими, так как их уже нет. Пусть прославит их Бог, так как и на земле они были достойны этой чести. Это святая цель воскресить в памяти прошлые времена прекрасна, потому что я наслаждался этими спокойными днями у домашнего очага в тесном кругу семейной жизни и отеческой любовью тех, кто жил для тебя, только для тебя. Того рыцарственного и правильного отца и той столь добродетельной сеньоры, такой заботливой, что она была душой этого святого жилища.

Тогда я с удовольствием принял перерыв и здесь возникла эта экстраординарная, оригинальнейшая экскурсия, которая в силу обстоятельств, холода, малого количества денег в той зоне унесла все мои фонды. В следствие этого возникало недовольство из–за плохого настроения, которое следует за нехваткой денег. Тем не менее все было нормально в Пласенсии, лучше в Касересе и наконец, было прекрасно в Трухильо. Несмотря на все это, я имел представление о размахе, светскости и всей дипломатии кочевой жизни, которая составляет первую треть моей жизни, но это не делало меня счастливее, так как у меня были оправданные стремления, ибо я оставил карьеру, которая, хотя и была скромной, но и надежной, и нужно было не терять времени, это нас разлучило. Считаю долгом дружбы посвятить это письмо тем временам, когда я выказал все мое восхищение тобой, хотя и с долей сожаления из–за твоего увлечения фламенко, удел которого не искусство, но сладострастие и пьянка. Не обижайся, но этого я боялся. Но сегодня, получив твое письмо, которое я с удовольствием прочел, я должен поздравить себя с тем, что ты настоящий энтузиаст поэтического и романтического музыкального инструмента. Ты и не мог быть другим, потому что с годами совершенствуется вкус и начинаешь возводить в культ серьезность, когда есть основание в артистическом образовании и, так как оно у тебя было, в результате получилось то, что логично и естественно – красота. Признаюсь тебе, что фламенко рассорилось со школой, но это в графической форме, потому что в поэзии это совсем другое. О, я любитель всего фламенко в поэзии Андалузии, но, естественно, только в основном, так как я делаю то, что делают с лимоном, т.е. я беру сок и отбрасываю кожуру, вот и все. Итак, гитара, верная переводчица этого жанра, вверяет струнам все чувства артиста, у которого есть изысканность, чувствительность для этого жанра, и здесь даже Кармен Бизе смотрит, красиво ли это. Благодарю тебя за понимание и увлеченность моей музыкой: об этом я мог бы многое сказать, оставим это для следующего раза. Но в этот раз я хочу сообщить тебе о любителях, которых, как мне кажется, тебе было бы интересно посетить. Сегодня я только хочу сказать тебе, что есть один новый человек–гитара плененная, музыка мая. Так я пел с моим бедным вдохновением по всем провинциям Андалузии и северным провинциям. Есть поэма – Альгамбра, есть севильская поэма, есть рапсодии на все андалузские песни, которые я играю на концерте, есть разные жанры, и все издано здесь, в Барселоне Дотеско–дель–Порте, есть концертные гуахиры, как не изданные, так и опубликованные, альборада и переложения всех сарсуэл вплоть до “Шалуньи”; наконец, потому что я посвятил всю жизнь искусству для искусства и гитаре, для чего мне надо было восемь лет изучать фортепиано, чтобы играть Шопена и других. Я выпустил классические концерты для гитары и наконец считаю, что заполнил вакуум, делая в наше время то, что Агуадо делал в свое. Я поехал за границу, и в Париже и в Италии дал концерты и снова объехал всю Испанию. Уже 15 лет я женат и поздравляю тебя с женитьбой. Приветствую и нежно обнимаю тебя и надеюсь на твой ответ, чтобы мы могли продолжить нашу переписку. Х. Парга. Я еще не совсем здоров, но начинаю поправляться после катара, который продолжается у меня уже два года. Этим летом я ездил на Толосские ванны и сейчас чувствую себя лучше.” Парга писал это письмо с чувством, которое испытывает страдающий от болезни, ведущей к могиле. Восторженные воспоминания о прошлом – рожок, возвестивший конец жизни. Он не говорит о будущей работе, он рассказывает о том, что сделал. Когда он писал такое письмо своему бывшему ученику Роко, он прощался с ним. Парга был камерным гитаристом в Севилье, он обучал инфанту Исабель Пас и Пилар и прекратил это в результате политических беспорядков. Его почтили титулом Почетного маэстро консерваторий Мадрида, Кадиса и Малаги. Эти титулы можно прочесть на его визитных карточках.

В Малаге он организовал “Студенческую группу торгового кружка Малаги” под названием “Мы” из 19 членов. На фотографии, которую нам дал один из них, маэстро Эдуардо Мисоро, мы видим в этой группе 8 гитаристов, пять исполнителей на бандуррии, трех флейтистов, двух скрипачей и одного виолончелиста. Вот их имена: Франсиско Рудзи, Франсиско Кулебра, Хосе Гонсалес, Мануэль Морис, Хуан Инестреса, Рамон Саенс, Антонио Мистро, Хоакин Мисоро, Помекарио Манда, Хуан Дельгадо, Амадор, Эсиенко, Эдуардо Вильяр и Эдуардо Мисаро, Мануэль Фернандес, Хуан Лобер, Хуан Хаурет, Франсиско Бусо и Эмилио Торрес, Хоакин Буэко. Деятельность студенческого ансамбля “Мы” началась в 1884 году. Они начали ее с экскурсии с целью сбора средств для жертв землетрясений в Малаге и Гранаде 24.12.1884 года. Они дали концерты в Кадисе, Сан Фернандо, Пуэрто–де–Санта Мария, Утрере, Хересе и Севилье. В этом, последнем, городе дирижировал Парга в четверг 19.02.1885 года. Им с восторгом аплодировали. Парга, солируя исполнил несколько номеров.

Творчество Парги заслуживает тщательного “технического” изучения. Оно издавалось в издательстве С. Х. Редера в Лейпциге в мае 1893 года по поручению издательства из Малаги Лопеса и Гриффо. Творчество его выражает обстановку, в которой он жил: серенады, компании музыкантов, разгуливающих вечером по городу, ухаживания и любовные приключения с особой фантазией этой солнечной и цветущей земли. Парга не претендовал в своих произведениях, чтобы его считали классиком в бетховенском стиле. Он хотел заставить петь под гитару то, что поет народ – “петь для песни”, из этого рождается все, и его творчество – чистые саэты, песни “хондо”, глубокие жалобы, мавританские ритмы. И печатая с фантазией эту фольклорную гамму, он пользуется техникой с большой буквы на гитаре так, как до него этого никто не делал. В его опусе 13, например, мы встречаем сочетание размеров 3/4 и 2/4, трели, гармонии, легато, простые и сложные портаменто, только левая рука, аккорды стаккато и арпеджированные аккорды, барабаны, переборы только указательным пальцем и другими пальцами, использование равных звуков в форме “колокольчиков” и одновременно изобилие регуляторов и прилагательных, таких как блестящий, решительный, сдержанный, скользящий, сентиментальный, длинный, замедленный, оживленный, диминуэндо, крещендо, живой, с огнем, легко, как нравиться, любовный, простой, медленный, более медленный, тяжелый, протяжный и подвижный. Это обилие указаний и богатая гамма эффектов образуют технику с большой буквы или применение всех или большинства аргументов, которые дает нам музыка и несравненный инструмент.

Опус 23 “Собрание фантастических танго”, посвященных “моим друзьям и талантливым ученикам Эдуарду и Хоакину Мисоро”, включает пять номеров с выраженной колоритностью и вдохновенной фактурой, позволяющих утверждать, что эти страницы обогащают фольклор. Опус 28 “Классический концерт”, посвященный композитору из Малаги Эдуарду Окону (1834–1901 года) и опус 29 “Альгамбра” – наивысшее достижение гитариста из Эль–Ферроля, где он изливает все свое вдохновение и знание инструмента. В первом преобладает дидактика, а во втором он предлагает “Фантазию”, единственное в своем роде собрание картин, которые он называет “Прощай, Гранада”, с подзаголовками “Интродукция”, “Заря”, “Утренняя песня” и “Колокола Ла Велы”. Затем идут части “Арабески”, “Шумное пиршество мавров” и во многих пассажах произведения проявляются качества инструмента, которые при практическом осуществлении к месту любым исполнителям с лихвой оправдывают затраченное на них время, если одновременно напомнить, что это гамма особых эффектов (причем некоторые из них приняты Таррегой, Торробой и Туриной в их произведениях) должна быть известна настоящим композиторам, если они хотят предложить доселе неизвестные прекрасные страницы для гитары.

Парга, как и Наполеон Косте, Хименес Манхон и другие, пользовался более объемным, чем обычный инструмент. Гитару, которой он пользовался в свои последние 10 лет, мы видим на заглавном листе произведений, изданных Локесом и Триффо и которая в настоящее время принадлежит автору этих строк. Она имеет 9 струн; 2 низких басовых струны не интересуют диапазон. На ней имеется резонатор, поддерживаемый “дужкой”, ободья состоят из двух деталей, а одно – из трех деталей. Эта гитара очень походит на гитары мастера Пьернаса, учителя Торреса. Диапазон делится на 19 полных ладов, с первого по 24, и пять последних делений во фрагментарной форме. Верхняя часть инкрустирована серебряной пластинкой, где видна лира в овале с надписью: “Выдающемуся гитаристу дону Хуану Парга. 9 июня 1889 года, Малага”. Сетки, служащие для украшения и как крепление, не отличаются изысканностью, а украшения вокруг отверстия и кобылки сомнительного вкуса. Гораздо более убедителен ее звук. Она была изготовлена в городе Малага, в доме № 60 по улице Торрихоса Антонио Лоркой, предпоследним мастером династии под этой фамилией.

Автографы письма Парги, которыми мы пользовались для составления этой биографии, говорят о его музыкальном образовании, он 8 лет посвятил фортепиано с единственной целью – самому иметь возможность исполнять произведения великих композиторов. Он сам говорит о своем опусе 24, что был учеником выдающегося концертного исполнителя Аркаса. Мы не смогли выяснить, где проходили занятия, но “Большой ноктюрн” – элегию под названием “Воспоминания о Кадисе”, он посвящает: “Памяти моего любимого учителя, безвременно ушедшего и незабвенного Хулиана Аркаса”. Автор этого словаря дружил с Вальером, Мисородем и Вильяром, которые, в свою очередь, близко знакомы с Паргой и от них нам известно, что у Парги был искренний и веселый нрав и поэтому в южной обстановке Андалузии еще больше расцвели его галантность и остроумие. Почитатели были одновременно и его друзьями и настолько любили его, что во времена, когда все излучает юность и любовь, когда всем заправляет радость, ему подарили пергамент с андалузским патентом, так как он стал таким же символом Андалузии, как и очарованная Золотая башня, хранительница Севилья, отражающаяся в спокойных водах Гуадалквивира. Обстановка, в которой он жил в свои последние годы, не давала возможности совершенствования. Свои произведения он сочинил после приезда в Малагу и в 1893 года они были уже опубликованы, и после этого он уже ничего не писал из–за тяжелой болезни, которая свела его в могилу. Он предчувствовал смерть и вспоминал обращенные к нему слова друга, композитора Эдуардо Окона: “Ты заслуживаешь более достойного окружения, чем Малага”. Но уже было поздно принимать решение перебраться в другое место, все мысли его устремлялись к центру Испании. Ему нужно было много солнца, а его не хватало в принявшем его городе. Скончался 31 августа 1899 года в Малаге.

ПАРДО МАРИО. Гитарист, композитор и певец народного аргентинского фольклора, родившийся в Уругвае. Это, несомненно, самая значительная фигура среди культивирующих театр песни. Нет ничего удивительного в том, что, начав играть, он высвечивает сочинения Сора, Агуадо, Тарреги и др. точно так же, как простой сентиментальный танец. Его данные исполнителя, немного эклектичного в репертуаре серьезной музыки, мы смогли оценить на концерте в зале “Ла Архентина” в 1914 году. Жаль, что он не сумел сориентироваться в этом жанре музыки, где мог бы показать свою незаурядную личность. С большим успехом записывался на грампластинки, начиная с самого избранного классического репертуара и кончая самбо, эстило, танго, в которых, когда они заканчиваются танцем, он достигает двойного триумфа, благодаря своему вкусу, с которым он умеет исполнять народные произведения.

Заметим, что на грампластинках, как можно установить, бросив даже мимолетный взгляд на каталоги грампластинок издательств, фигурируют многие сочинения Марио Пардо в различных жанрах, которыми он занимается.

ПАРЕС АЛЬФОНСО. Преподаватель гитары, живший в Париже в 1912 году. В среде гитаристов был известен как большой знаток гитары.

ПАРЕС ХОСЕФИНО. Знаменитый гитарист. Жил в Пуэрто–Рико в период конца XIX – начала XX веков. “Занимался в Барселоне у известного испанского гитариста Феррера–и–Эстеве. Мастерски исполнял трудные переложения для гитары классических произведений, имевшими ясное точное пиццикато с совершенно ровными аккордами. Прекрасно демонстрировал свою технику и мастерство в фантазии, вариациях на тему “Венецианского карнавала”, особенно выделяя негармонические звуки, которые он мастерски извлекал. Это был артист с тонким вкусом и любитель классической музыки. Он никогда не опускался до исполнения переборов танцевальной музыки или народных песен. Умер в Манати в 1908 году скоропостижно”. (Сведения из книги Л. Кортико Алаиса “Знаменитые музыканты Латинской Америки”),

ПАРЕХАС (...). В 1801 году Парехас жил в Мадриде, где выпустил 24 июля один марш или “Рондо Бонапарта”, оригинальный для гитары.

ПАРИЕНА МАКСИМО. Гитарист, исполнитель перуанского фольклора. В столице Перу, Лиме, по случаю музыкального конкурса Аманкаэс, проводившегося с целью установления формы и стиля национальной перуанской музыки с участием исполнителей из 12 провинций, “соревновалось несколько гитаристов”, в том числе Максимо Париона, по данным журнала “Музыка” из Барселоны, в номере за сентябрь 1930 года. Эти “состязания” – верный признак того, что гитаре в Перу нужны дидакты, которые бы познакомили с ней публику, как она этого заслуживает.

ПАРМЕДЖАНИ Г. Композитор, гитарист и мандолинист. Автор большого числа произведений салонного характера, пользовавшихся большим успехом в начале века. Кроме того, он писал и для других инструментов. В миланском издательстве Кариш и Янихен вышли “Слова любви”, “Воспоминания о Неаполе”, “Воспоминания о бале”, интермеццо, “Под окном”, серенада “Майская песня”, “Грациозный романс”, “Ноктюрн”.

ПАРРАС–ДЕЛЬ–МОРАЛЬ ХУАН. Испанский концертный исполнитель, преподаватель, композитор и гитарист. Родился в Хаэне 26 сентября 1891 года. Гитарой занимался в своем родном городе, и можно сказать, что он был самоучкой. Дружба, связывавшая его в юности с выдающимся артистом и гитаристом А. Сеговия была стимулом для них обоих. Долгие часы они практиковались в 1913 году, когда Паррас–дель–Мораль добился значительного успеха в Кордове на концертах, проходивших в зале “Большого капитана”. С Сеговией они длительное время жили вместе, и так, вместе, их и узнали барселонцы в 1915 году. Этот город – заметная веха в карьере известных гитаристов. Паррас обосновался в столице Каталонии, время от времени давая концерты в крупнейших культурных и художественных центрах, таких как “Барселонский Антей”, “Художественный кружок”, “Орфей Санса”, “Конный кружок” и др. Из этого города о его успехах в Германии, барселонская газета “Диарио де Барселона” 12.11.1924 года приводила следующие строки из другой немецкой газеты: “Художественная сенсация уже четвертый вечер собирает многочисленную публику по случаю представления, которым мы обязаны активной работе Дирекции Федераций немецких гитаристов. Появление этого артиста надо рассматривать как большое событие. Он привлекает внимание не только виртуозностью, но и глубоким музыкальным чувством, в чем он отличается от многих других известных нам испанских гитаристов. Паррас играл исключительно испанские произведения и для нас стало настоящим событием первое исполнение сонаты Сора (имеется в виду опус 25). Потом он нас покорил “Тремоло” Тарреги под названием “Альгамбра” и, наконец, “Хотой” и вариациями, оригинальным сочинением самого концертного исполнителя, испанским танцем, блестящим и зажигательным, полным жизни и колорита, где Паррас закончил демонстрацию совершенства своего искусства. Этот концерт был настолько успешным, что Ассоциация немецких гитаристов решила организовать еще один концерт в честь этого маэстро и чтобы иметь возможность еще раз его услышать “сеньора Паррас, которому был предложен выгодный контракт, снова поедет в Германию, где начнет длительное и важное турне”.

Из сочинений его известны опубликованные “Андалузские наброски”, выпущенные барселонским музыкальным издательством “Буало”; это сочинение с южным испанским колоритом, хорошо подходящее для гитары. Его значение еще больше подтверждает, что оно переложено для небольшого оркестра и для сольного фортепиано известным композитором с Мальорки, учеником Ф. Педреля и Э. Гранадоса, музыкальным критиком Балтазаром Сампером. Занимается преподаванием, имеет кафедру в “Барселонской академии музыки”, а 28 сентября 1931 года он по конкурсу получил место преподавателя в “Муниципальной школе музыки” в Барселоне. Таррас – третий преподаватель гитары в этом столь крупном заведении, до него здесь преподавали рано скончавшиеся Мигель Мас и позже его зять Хуан Ногес.

ПАРТЕ С. Л. Композитор–дидакт. “Руководство игры на гитаре”, которое, по данным Зута, было опубликовано в 1900 году в Нью–Йорке. Парте выпускал в Нью–Йорке журнал, посвященный гитаре под названием “Каденция”.

ПАС М. Испанский музыкант и композитор. Автор собрания андалузских песен. Это “Тирана” для гитары и пения и здесь собраны самые известные. Они печатались также для фортепиано и пения.

ПАС ХОСЕ ФРАНСИСКО ДЕ. Известный гитарист–любитель. Родился в Испании, в Барселоне 10 июля 1836 года. Был из высокопоставленной семьи, получил юридическое образование. В 1852 году Пас Хосе Франсиско переехал изучать право в Гранаду, здесь родилась страсть к гитаре. С этого времени он много внимания уделяет занятиям гитарой, пользуясь полученными в детстве музыкальными знаниями. В 1858 году заканчивает обучение на адвоката и в этом же году коллеги выбирают его секретарем коллегии адвокатов Гранады. Потом он долгое время проводит при дворе, будучи редактором газеты “Благо общества” и “Ла Насьон” в 1862–63 годах.

Пас Хосе Франсиско очень любил литературу и изящные искусства, занимался живописью маслом и офортами. Занятия и труд сделали его человеком богатой культуры, о чем говорит и то, что он владел несколькими иностранными языками. Артист был самым восторженным поклонником гитары, изучил ее досконально и посвятил ей много часов, увлеченно разыскивая хорошую музыку, классическую и концертную. Он старался во всем подражать знаменитому Тарреге, которым восхищался и с которым дружил со времени его знакомства в Мадриде в 1878 году.

Пас Хосе Франсиско отличался талантом укрощать силу и звучность нот, образующих гармонию и, таким образом, его исполнение на гитаре оказывалось чистым, особенным и выразительным. Таррега говорил, что он не имел равных в извлечении гармонических звуков, как простых, так и октавированных и в чистоте и равномерности трели.

Ему принадлежит наилучшая из известных гитар, в том числе ранее принадлежавшая дону Дианосио Агуадо, который купил ее в Мадриде для своего ученика дона Хосе Кампо. Эту гитару, изготовленную в 1808 году, Пас Хосе отдал полностью реставрировать и теперь она в таком же состоянии, в каком вышла из рук того, кто изготовлял ее, и это, несомненно, самая полнозвучная гитара из существующих. Ему принадлежит также гитара, которую дон Антонио де Торрес сделал в Севилье в 1856 году и представил на выставке, где она была отмечена премией. Это замечательная гитара с самым приятным и нежным звуком. Это по–настоящему роскошная вещь с заложенным в нее огромным трудом, с мозаикой и инкрустацией из янтаря и драгоценных пород дерева. Это похвальная биография написана, когда Хосе Франсиско де Пас не было и 50 лет и опубликована Фернандо де Артего–и–Перейра в “Знаменитых музыкантах” (стр. 659), значительным и хорошо документированном сочинении, вышедшим в Барселоне в 1886 году.

Оставив в мире того, которого звали Пас (Мир), вспомним о гитаре, изготовленной выдающимся гитарным мастером Антонио де Торресом, о которой мы здесь уже говорили. Мир гитары снова получил ее, благодаря неустанным поискам и жертвам очень умного и преданного искусству любителя, дорого учителя и моего старого друга Марио Пальмесо (см. Пальмес М.). Она недавно была представлена на выставке в Барселоне 1929–30 годов как высокий образец гитарного искусства, прославляя изготовителя, и к огромному удовольствию владельца. Когда в последний раз я был в Испании, мы видели ее на выставке. Нам удалось даже поиграть на ней, и звук ее был удивительный. Никаких слов не хватит, чтобы выразить свое восхищение этой замечательной гитарой.

ПАСКУАЛЬ НАВАС МАРИЯ ЭСПЕРАНСА. Аргентинская концертная исполнительница и преподавательница. Родилась в Буэнос–Айресе 2 июня 1913 года. Теорию и сольфеджио изучала в музыкальном институте Фонтова, получив звание преподавателя по этим предметам 6.12.1925 года. В ноябре 1922 года начинает занятия гитарой у знаменитого испанского маэстро Илариона Лелупа, который выдал ей диплом преподавателя 12.12.1925 года. Позже, в ноябре следующего года, она записалась в класс усовершенствования академии Прата и училась у автора этих строк. Потому мы не будем хвалить ее исполнение, а обратимся только к датам и газетам, которые о ней писали: “Ла Опинион” от 19.06.1927 года, “Ла Аксвой” от 5.08.1927 года, “Нотисиарио мусикаль”, сентябрь того же года, “Эль Плата”, 28. О ее первом концерте говорит заметка, обращенная к аудитории: “Мария Е. Паскуаль Навас уже частично рецензировалась по ее выступлениям на концерте, которые периодически проводила с учеником моей академии. В очередном выступлении она продемонстрировала уровень, что дает курс высшего образования, который она проходит под моим руководством. Она очень молода и мы много можем ожидать от нее, ей 15 лет, она в самом начале жизненного пути и ей необходима живительная роса аплодисментов, если она в чем–то их заслуживает. Этого я и прошу от ее имени и от имени ее учителя.”(25.04.1929 года) Об этом акте с большой похвалой писало несколько столичных газет, давая в заключение следующее критическое суждение: “Вчера вечером прекрасный концерт гитары предложила сеньорита Мария Е. Паскуаль Навас. Перед избранной и многочисленной публикой, полностью заполнившей зал “Ла Архентина” на улице Родригес Пенье 361, вчера вечером предстала известная ученица консерватории Прата сеньорита Мария Е. Паскуаль Навас, которая изысканным предложенным концертом показала себя как настоящая концертная исполнительница, полностью владеющая всеми ресурсами своего таланта: чувствами и техникой, которые совершенно необходимы, чтобы претендовать на этот титул и уметь его сохранить.

Сеньорита Паскуаль Навас исполнила на гитаре насыщенную и разнообразную программу, где было много таких трудных музыкальных страниц самых знаменитых маэстро. В первой части она исполнила “Менуэт”, “Тамбурин” и “Весеннее анданте” композитора Сора, “Романс” опус 44 Рубинштейна и “Аллегро” Кулау. Во второй части она исполнила несколько прочувствованных сочинений Прата, где можно выделить “Эстило” в деревенском стиле, воплощенные верно и правильно. Третья часть была посвящена композиторам Торробе, Ласерна–Прату и Прату: это были “Прелюдия”, “Бурлескная серенада”, “Тонадилья”, “Алегретто” и “Испанский танец № 3”, точное и изысканное исполнение которого принесло молодой концертантке бурные и продолжительные аплодисменты собравшихся, слушавших со все возрастающим интересом. Блестящий триумф был окончательным во всех отношениях и сеньорита Паскуаль Навас, чтобы отблагодарить за адресованные ей аплодисменты добавила несколько номеров к исполненной программе, любезность, которая была вознаграждена новыми горячими аплодисментами. Поздравления концертной исполнительнице распространились и на директора Академии, где она занимается, дона Доминго Прата и профессора и сеньору Кармен Фарре де Прат, которые в настоящее время организуют представление публике других талантливых учеников.” (“Эль диарио Эспаньола” 26.04.1929 года).

В 1930 году она была назначена преподавателем гитары “Аргентинского клуба женщин”, где дала несколько концертов. На следующий год по завершении курса она представила большую группу учениц, в исполнении которых видна большая работа и ум молодой преподавательницы. Достойна упоминания также работа, которую она ведет во главе академии “Культурный ассоциации цветов”. Ее выступления по радио заслужено привлекли внимание, и ей предложили выгодный контракт радиостанции Л.С.9.

Культура и тонкая художественность видны также в прекрасных стихотворениях, одно из которых было опубликовано в номере за октябрь 1926 года журнала “Таррега”, которое она написала в 13–летнем возрасте и назвала “Зубы–жемчужины”. В завершение отметим, что с целью усовершенствования она поступила в Национальную консерваторию музыки и декламации, где ее учителя:

- по высшему курсу сольфеджио - сеньора Эрнестина Ламас Вильяр

- гармонии - Флоро М. Угарте

- контрапункт - Хосе Хиль

- история музыки - Эрнесто–де–ла–Гуардиа

- история искусства - доктор Хосе Дестефано

- фортепиано - Хосе Торре Бертуччи.

Пастор Бауса Хуан. Испанский преподаватель, концертный исполнитель и композитор. Родился на Майорке, Балеарские острова 12 января 1881 года. Гитарой начал заниматься с отцом, скромным любителем здесь, на голубом острове мечты, солнца и покоя. Это райский остров, плывущий по Средиземному морю, где неустанно звучит музыка природы. Как знаменитый францисканский монах, несколько веков назад покинувший остров, чтобы открыть Калифорнию, Пастор оставил свою маленькую родину в поисках неизвестного. Он получил образование в Буэнос–Айресе, изучил мандолину и стал виртуозом, таким как Пухоль и Каприно, но он оставляет этот инструмент, чтобы заняться скрипкой и добивается успеха. Но Пастор должен был стать музыкантом–гитаристом и он стал им самостоятельно, что еще больше подтверждает его заслуги. В 1919 году он впервые предлагает публичный концерт. После этого концерты следуют один за другим. Он завоевал заслуженную благосклонность критики, которая ставит его в ряд самых известных исполнителей. Он выступает на нескольких радиостанциях. Перед микрофоном звук его столь же прекрасен. В 1910 году маэстро Пастор совершил турне в Европу, где он не только давал концерты и отдыхал, но и учился. Часть его исследований в музеях и при посещениях центров изготовления гитар во Франции и в Италии помогла написать несколько статей, где обсуждались две приложенные к гитаре особенности, запатентованные за № 43361 и № 27522 в Аргентине. О результатах этих изобретений в свое время писалось в прессе, а также известные в мире гитары люди похвально отзывались о том, что он изобрел. Среди сочинений его мало оригинальных, а из опубликованных известны: “Ноктюрн пампы”, эстило и “Монте–Карло”, вальс. Они были опубликованы до столетия Аргентины. Пастор обладает завидной славой как преподаватель. В зале Католических Дам в столице им организован концерт (21 ноября 1931 года), где приняли участие 7 учеников, исполнившие трудные произведения. Поэтому можно с уверенностью утверждать о его педагогическом и исполнительском таланте, как концертного исполнителя, композитора и изобретателя.

Этот выдающийся и интересный человек, прекрасный товарищ, умер в Буэнос–Айресе 24 июня 1933 года.

ПАСТОРИ–БРУСКА Г. Композитор и гитарист, автор дидактического произведения, выпущенного миланским издательством Кариш и Янихен под названием “Теоретико–практическое руководство игры на гитаре”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.