Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сальтапелло /см. Гальярда/. 3 страница




В древнейшие времена арфа применялась в Египте для сопровождения религиозных церемоний. Об этом свидетельствуют рисунки и барельефы на могиле фараона Рамзеса IV, где изображены мужчины, одетые в одежды того времени и играющие на художественно выполненных арфах. Эти изображения и барельефы находились в Джише и датируются 2400 г. до н. э. Найденные в египетских гробницах арфы имеют полные и хорошо расположенные струны. Хранятся в настоящее время в Лувре в Париже. Слово "арфа" впервые использовал Венанциус Фортунатус, поэт 6 в., когда он говорил о "цитре" северных народов. То, что этот инструмент берберов, греков и латинян, ставит под сомнение Кастнер в своей "Музыкальной паремиологии". Он считает, что Давид играл не на арфе, а на кинноре. Существует много разновидностей арфы: начиная с 9–струнной арфы до арфы с тремя параллельными рядами, два внешних ряда в унисон по диатонической шкале, третий ряд дает промежуточные звуки. В Парижском музее хранятся хорошие арфы 18 в.

9. Арфа–гитара. Карлос Мюллер, слепой от рождения, изобрел в 1836 г. разновидность гитары, на которой играли при помощи клавиатуры, извлекая звуки, похожие на звуки арфы. Также называют арфу–гитару, которую в форме гитары изготовил Энгель в 1872 г.

10. Арфа–лира, арфо–лира. Инструмент той же формы, что древняя лира, но с расширением до 21 струны и четырех с половиной октав. Имела 3 козелка, и три центральные струны настраивались как струны гитары. Арфа–лира была изобретена в 1827 г. Саломаном.

11. Арфа–лютня. Выпуклая форма коробки делала ее несколько похожей на некоторые древние арфы египтян.

12. Арфа–лютня–гитара. Гитара, имевшая некоторые характеристики трех названных инструментов, была сделана в Лондоне Делаваном в 1822 г.

13. Арфа–тьорба. Инструмент сделал Абут. Один из вариантов арфы–гитары, арфы–лютни и т.д.

14. Арфинелла. Разновидность лиры со струнами по обеим сторонам, играли на инструменте как на арфе.

15. Арфон. Инструмент в форме вертикального фортепиано со струнами из кишок, на которых играли двумя пальцами. Был изобретен в конце 18 в. Барбичи, музыкантом из Палермо.

16. Архилютня. Вариант лютни больших размеров. Ее делали разной формы: с одним или двумя грифами, один из них с фиксированными струнами и другой – очень широкий и неудобный в игре, с разным числом струн, неисчислимого количества размеров и т. д. Струны дублировались в октаву или в унисон; струнам соответствовал порядок ладов. Архилютня была в моде в 16 и 17 вв. Итальянцы также использовали ее для получения непрерывного баса. Немец Денс увеличил число струн на архилютне до 24, и на его архилютне гриф был чрезвычайно большой длины. Но эта реформа, которую приписывают Денсу, произошла одновременно в разных местах Центральной Европы.

17. Архицитра. Инструмент с грифом с 19 ладами и 2 колковыми механизмами; первому соответствуют четыре двойных струны, 4, 5, 6 простые; второй служит для других пяти струн.

18. Аспас, или азиатика. Разновидность древней цитры. Получил такое название, так как был инструментом лесбийцев, народа, проживавшего рядом с Азией. Инструмент изобрел Сепион, ученик Терпандра.

19. Ауд, аль ауд, лаут, алауд, оуд, оуде и т. д. Эти и другие названия относятся к инструменту арабского происхождения – лютне, на котором играли высшие слои общества долгое время во всех европейских странах, о чем будет сказано более подробно в статье об этом инструменте. В Кастилии инструмент называли лютня, и в древних кастильских документах алаут (по–каталонски лаут) был похож на виуэлу, но корпус отличался и был большего размера, задняя часть коробки была овальной формы и делалась из китайского уса, головка грифа или колковый механизм больше был наклонен назад. По данным некоторых авторов, оауд или оуде было разновидностью примитивной лютни с 4–мя струнами, каждая из которых у арабов служила для своего особого эффекта.

20. Ахор – ассор – асиор – асур – асор и т. д. Еврейский инструмент под названием асор был 10–струнным киннором и предназначался для сопровождения набеля, на котором, по сведениям Бетиса, было 12 струн. Одна из разновидностей арфы с наклонными струнами.

21. Баасас. Разновидность 4–струнной гитары, на которой играют дикари в некоторых странах Америки.

22. Багана, или баганна. Абиссинская лира с пятью двойными струнами, настроенными в октаву одна к другой. Играют медиатором. Этот инструмент очень похож на инструмент под названием "магадис". Жители Эфиопии считают багану инструментом, воспроизводящим легендарную арфу Давида, при помощи которой он успокаивал приступы ипохондрии у Саула.

23. Баглама. Разновидность грубой мандолины арабского происхождения. Корпус инструмента образует узкий продолговатый кусок дерева с 4 латунными и 3 стальными струнами (которые иногда бывают из кишок), издающими очень высокие звуки. Играют при помощи остова птичьего пера, дети используют инструмент в своих играх. Инструмент также называют баглатеа.

24. Бадалон. Инструмент, похожий на систр. Состоит из шести счетверенных струн. Первые струны стальные, вторые и третьи – оловянные, остальные три шелковые, покрытые стальной нитью.

25. Балалайка – балайка – балалейга, балаллайка. Типично русский инструмент, был известен в конце 13 в. Обычно инструмент треугольной формы с очень длинным грифом; имеет 3 струны, на которых играют пальцами правой руки. Настраивают инструмент по–разному: в большинстве случаев ми – ми – ля; редко си – ми – ля, ми – ми – си и даже ми – ля – ми. На юге России есть
4–струнные балалайки, которые настраивают ля – ми – ми – ля. Балалайка в действительности является результатом непрерывного преобразования домры (см.), разновидности русской мандолины, на которой играют, в частности, татары–крестьяне.

26. Бальдоса. Древний музыкальный инструмент, именем которого в древности в Испании называли цимбалу, как утверждают Парада и Баррето в «Технико–биографическом и историческом словаре», стр. 394 Приложения. Педрель замечает сходство терминов бальдоса, бадоса, бандоса, вальдоса с бандосой (см.), инструментом семейства лютен эпохи Карла Великого, с индейской гитарой или лютней бансас, с американским банджо и бандосой или бандурой украинцев. Мы приводим эти ценные упоминания (которые также дает Педрель в словаре на стр. 40) Луиса Кальво де Монтабро: "Здесь Эрион их усадил на богатые стулья из слоновой кости, и под звуки нежной бальдосы глядел в прекрасное лицо". Из Маэстро Барбьери в "Исследователе": "25 августа 1587 г. генеральный казначей церкви в Толедо приказал заплатить Луису Рибере 1522 мараведи, которые он должен получить за игру на бальдосе на восьмой день нашей Святой Августы в этом году". Этот же казначей 1 июля 1591 г. приказал заплатить "Хуану Рибере два дуката за игру на бальдосе в процессии в день церковного торжества и на его восьмой день в этом же году". Педрель продолжает: "Добавим также, что бальдоса, или бадоса упоминается в знаменитом стихотворении протопресвитера из Иты, Хуана Руиса, посвященном дону Амор: "На этом празднике звучат гайта, эксабева, и синфония, и бадоса..." "Из всех указанных оригинальных документов мы знаем о том, что в Испании существовал музыкальный инструмент под названием бальдоса, вальдоса, или бадоса, однако о точном применении инструмента не упоминается ни в одной из доступных нам многочисленных книг по музыке".

27. Банджо. Разновидность гитары с длинными грифом, на которой играют почти все негры Соединенных Штатов Америки. Родина инструмента – Африка. Имеет от одной до шести струн и издает низкие и меланхолические звуки. В последнее время этот инструмент стал популярным почти повсеместно. Резонатор состоит из деревянного обруча, покрытого мембраной, натянутой при помощи фиксированных винтов по окружности обода. Обычно настраивается следующим образом: соль – си – соль – си – ре в ключе соль. На грифе нет ладов, но в средней части имеется колок для крепления маленькой струны, которую называют октава, настройка ее соответствует ноте соль, первый дополнительный промежуток высокий и располагается слева рядом с пятой струной. Банджо также известно под названием зезе. Некоторые из этих инструментов – настоящие произведения искусства по конструкции и превосходят изготовленные в Северной Америке, где банджо стало обязательным инструментом джаз–банда.

28. Бандола. Маленький 4–струнный инструмент, похожий по форме на лютню (см. бандолина).

29. Бандолин, или мандолин. Разновидность маленькой бандуррии с 4 струнами. Играют при помощи медиатора из пера или раковины. Корпус круглый, гриф похож на гриф гитары. Португальский мандолин похож на неаполитанскую мандолину.

30. Бандолина. Маленький инструмент со стальными струнами, на которых играют медиатором. Принадлежит к семейству лютни, но с обратной стороной, как у пандоры, то есть плоской вместо выпуклой, как у лютни. Была широко распространена в 18 в. Существуют бандолины с 4 струнами, настроенными, как на скрипке, существуют с 3 и 5 струнами, с различной настройкой по вкусу исполнителя. Реальные звуки получаются на октаву ниже записанной ноты.

31. Бандоса. Струнный инструмент семейства лютни, о котором пишет Эмери де Пейрак в манускрипте о жизни Карла Великого. Не является ли этот инструмент знаменитой и неизвестной бальдосой?

32. Бандоэр. Так в 16 в. называлась пандора. Имел семь двойных металлических струн и плоскую звуковую коробку, как на цитре.

33. Бандура, инструмент, похожий на цитру с 12 стальными струнами. Схожесть этого названия с бандосой, во времена Карла Великого, индейским бансасом, американским банджо и русской лютней вызывает расхождение мнений между эрудитами. Бандура появилась на Украине.

34. Бандурра. Разновидность бандуррии в Португалии.

35. Бандуррия. Инструмент с пятью или шестью двойными струнами, на которых играют медиатором. Это сопрано щипковых инструментов. Коробка имеет форму груши; гриф, более короткий, чем гриф гитары, разделен на шесть или семь ладов. Играют медиатором из рога, раковины или другого гибкого материала.

36. Банса. Так называется разновидность гитары, на которой играют негры. Звуки монотонные и неприятные. Конструкция инструмента грубая и примитивная. В Конго существует инструмент с таким же названием, но не имеющий ничего общего с описываемым. Состоит из 23 металлических прутьев, смонтированных на деревянной коробке.

37. Барбитос – барбитон. Многострунный инструмент больших размеров Древней Греции. Предполагают, что это был любимый инструмент Сафо и Анакреона, и утверждают, что струн на нем было больше, чем на цитре и на лире. Гораций называл инструмент лесбием и приписывал его изобретение Альцею; Атеней называл его бармосом и утверждал, что инструмент изобрел Анакреон; другие же считают, что создателем был Тернандр. Полюкс утверждает, что инструмент называли также баримитом. Похоже, что на барбитосе играли только народы Малой Азии, Великой Греции и Сицилии.

38. Барбуд. По имени создателя, знаменитого персидского музыканта, называли барбудом разновидность лиры, созданной при VII династии королей Персии.

39. Бахо–до–унья. Гитара больших размеров, на которой филиппинцы сопровождают балитао, кундиман и другие народные песни.

40. Бег. Вариант или разновидность лиры, на которой играют как на гитаре. На этом инструменте играли бедуины.

41. Беен. Из многочисленной и разнообразнейшей семьи винас, беен, разновидность гитары, был одним из самых любимых в Индии для традиционных народных праздников.

42. Бербекаия. Вариант арабской лютни.

43. Бербет. 4–струнный арабский инструмент, разновидность большой лиры.

44. Бива, или вива. Классический японский инструмент с коробкой грушевидной формы, очень длинной и плоской. Колковый механизм, образующий почти прямой угол с коробкой, состоит из 4 колков, соответствующих струнам, привязанным к веревке из красного дерева, приклеенной в нижней части диапазона. На грифе имеется три деления. Первое служит для звуков одного тона, а другие для полутонов. Настраивается по шести различным сочетаниям нот. Играют при помощи плектра, который называют батун.

45. Бинанчи вина. Разновидность индийской цитры с 5 струнами.

46. Биссекс. 12–струная гитара с грифом и 20 ладами, плоской крышкой и выпуклым дном, которую в 1773 г. в Париже сделал знаменитый скрипичный мастер Жан Анри Надерманн. Придумал инструмент преподаватель гитары и пения, уроженец Нидерландов Ван Хекке.

47. Бихуга ситер. Старинное название одного из вариантов тьорбы.

48. Борделето. Инструмент, который упоминает Серон в произведении "Мелопей и Маэстро" (1613 г.). Рассуждая об инструментах своего времени, он упоминает сакабуче, дольсайну, гитару, борделето и т. д. Может быть, слово "борделето" происходит от итальянского "бордоне" или испанского "бордон"? "Может быть, такое название дали тому, что мы в Испании называем бахонсильо, так как это испанское название Серон не упоминает в своем перечне инструментов". (Педрель в своем техническом словаре (1894 г.).

49. Бриссекс. Древняя 2–струнная гитара.

50. Булу. Арфа, на которой играли негры из Сенегамбии. Имела 10 струн, которые настраивались длинными колками.

51. Буни. Примитивное название египетской арфы в древности.

52. Буче. См. Горизонтальная гитара.

53. Бхарата вина. Современный инструмент, широко распространенный у индийцев. Принадлежит к семейству цитр.

54. Ванн. Арабский сальтерио трапециевидной формы. Инструмент кладут на колени и играют кончиками пальцев или кольцом с закругленным наконечником.

55. Венедхе. Арабская лютня; это усовершенствованный оуд.

56. Вентурина. Гитаррильо, который в 1851 г. сделал некто Вентура из Лондона.

57. Вигуэла. Устаревшее от виуэла.

58. Вина. Название, которое, будучи поставленным перед другим словом или после него, дают индийцы самым разным инструментам, струны которых берут пиццикато, таким, как лютня, с которой имеет определенное сходство. Изобретение примитивной вины приписывают богу с тем же именем. Происхождение инструмента, таким образом, очень древнее. Состоит из бамбука с полой тыквой на каждом конце. На стебле бамбука при помощи колков и кобылки хорошо натянуты 4 стальных струны, настроенных ля – до–диез – ре – соль. Между колками и кобылкой установлено 18 опор ниже них и подвижных. Исполнитель должен закреплять их воском там, где нужно, чтобы одна струна давала кварту или октаву и т. д. от другой, чтобы последовательность звуков соответствовала индийской тональной гамме, которую хотят использовать. На струнах играют наперстком с железным наконечником. Какчапи–вина, или качуасетар означает "вина–черепаха". Ката–тантри–вина означает "стострунная лютня", – так в Бенгале называют инструмент, который в других частях Индии называется камма, или катиайана–вина. Махати–вина – большая лютня индийцев. Тумбуру–вина – инструмент, образованный половиной большой тыквы с длинным грифом без ладов и четырьмя струнами, на которых индийцы играют пальцами, для сопровождения звука вокальной музыки. Тритантри–вина значит "трехструнная вина, или цитра". Карадийя–вина означает "осенняя вина", которую в Индии также называют шароде. Рудра–вина – родовое название семейства этого класса струнных инструментов, к нему принадлежит рабаб, очень популярный у арабов. Рудра – имя одного из индийских богов. Вина–сонора, или сур–вина, классический индийский инструмент, похож на рудра–вину. Вина Индии, современный вид, который там называют кахрата–вина, происходит от рудра–вины и качапи–вины.

59. Виола брагеза. Гитара, на которой играют в различных областях Португалии. Несколько меньше обычной гитары. Имеет 6 двойных струн и 10 ладов. Отверстие инструмента овальной формы. Как большинство португальских и бразильских гитар, обычно имеет на нижнем краю деки украшения и инкрустацию, которые могут служить усилением.

60. Виола михаэльская. Португальская гитара формы и размера обычной гитары. Имеет 6 двойных струн и 21 лад. Отверстие в форме двух сердец с острием, направленным в разные стороны.

61. Виола с Мадейры. Гитара, на которой играют в некоторых областях Португалии. Выпуклая часть дуги очень выражена, из–за чего две половинки гитары, определяемые верхним и нижним ободом, весьма пышные. Имеет 6 двойных струн и 13 ладов.

62. Виола французская. Так в древности называли обычную гитару.

63. Випанчи–вина. Индийский инструмент, звуковая коробка которого состоит из специальной тыквы из Бенгалы, образованной из двух шаров, поставленных один на другой и разделенных мембраной. Похож на киннари–вину и какчапи–вину, или вину–черепаху.

64. Виуэла ручная. Так раньше называли виуэлу или гитару, на которых играли пиццикато, чтобы отличить их от виолы, называемой виуэлой. На ней играли смычком.

65. Виуэла. Из всех инструментов, форма которых свидетельствует о древнем происхождении, самым древним является виуэла. Многие авторы написали об этом инструменте значительные труды и считают, что она появилась в 3000 г. до н. э.Ф. Педрель при описании инструмента указывает, что "по мнению народа и как чаще всего говорили, это тот же инструмент, что и гитара". Первоначально виуэла была разновидностью лютни, но не по форме (очень похожей на форму гитары), а по расположению струн, которых могло быть пять, шесть и даже семь. При этом в "Трактате о виуэле, орфеника лира" Буэнльяны, вышедшем в 1554 году, оцифровка виуэлы никоим образом не путается с оцифровкой гитары. Коваррубиас в "Сокровище" пишет: "Виуэла, музыкальный народный инструмент с шестью рядами струн. Латиняне называли его лира, барбитус, юарбитон. Изобретение инструмента приписывают Меркурию. Но авторы, которые приписывают это Меркурию, не знают, какой была форма инструмента. Виуэлу называли сильной по силе, которую она имеет в музыке, чтобы привлекать к себе души людей и воодушевлять людей. Древние авторы утверждают, что в прошлом процветающие музыканты гармонией этого или другого инструмента так лечили больных, меняя звук до тех пор, пока не находили подходящий для выздоровления больного; звуком этим они возвращали настроение больных к естественному состоянию. То, что Орфей привлекал к себе музыкой камни, деревья, животных, дает нам понять, какой силой обладает музыка, хотя сам для себя я понимаю, что он привлекал грубых людей своим красноречием. Этот инструмент до нашего времени был очень уважаемым, на нем играли превосходные музыканты, но после изобретения гитары изучением виуэлы занимались немногие. Это было большой потерей, потому что для виуэлы создавались все виды музыки с перебором, и сейчас гитара – всего лишь колокольчик для скота, на котором так просто играть, особенно в "расгеадо", что нет ни одного ковбоя, который бы не был музыкантом на гитаре. О виуэле есть такая загадка: "Я, хотя и не упорядоченная, имею все ряды, какие хотите".

66. Виэлья, по–французски "вьей"; по–немецки "дрекляйер"; по–итальянски "немецкая лира"; по–английски "хёди гёди"; по–латыни "деревенская лира", "языческая лира", или "рота" (колесо). Древний 6–струнный инструмент, о котором одновременно трется колесо из лошадиной гривы, покрытое смолой, или которое вращают рукояткой и правой рукой. На звуковой коробке, похожей на коробку гитары, расположена небольшая клавиатура; белые и черные клавиши соответствуют разным точкам струн, чтобы укоротить их длительность нажатием на клавиши пальцами левой руки. Первые две струны, которые называют "примы", или "певучие", настроены в унисон при помощи двух колков на грифе. Другие четыре, настроенные иногда по две каждая, дают фиксированный звук. Третья струна называется "труба"; четвертая – "муха"; пятая – "бордонильо" и шестая – "бордон", большая басовая струна. Этот инструмент, популярный уже в 10 в., назывался органиструм и имел 8 клавиш, одну октаву в отличие от инструментов, которые в прошлом веке делали с двумя хроматическими октавами. В 12–15 вв. инструмент пользовался чрезвычайным успехом; это был любимый инструмент самых аристократических трубадуров. Названия "гармония", или «симфония» (которое превратилось в "кифония") и названия сампунья, самбука и вращающаяся самбука – разновидности этого инструмента, на котором были изображены гербы, орнаменты и эмблемы с богатой инкрустацией. Рукоятка могла быть из серебра и золота. Во Франции в 15 в. инструмент называли "вьей", и на нем играли только уличные музыканты. Только Вирдунг (1511 г.) называет инструмент лирой и считает его недостойным какого–либо описания. Преториус (1618 г.) не придает инструменту большого значения. Несомненно, слава к инструменту пришла в прошлом веке (особенно во Франции в эпоху царствования Людовика XIV), когда он стал самым любимым концертным инструментом. Игра на нем Марии Антуанетты, Лароза, Батона, Жано и др. вознаграждалась бурными аплодисментами. Инструмент значительно усовершенствовали Пьер и Жан Луве–Делоне из Парижа, Ламбер из Нанси, Барж из Тулузы и т. д.

67. Восьмиструнная гитара. Гитара, придуманная Штауфером из Вены. От обычной гитары отличалась только числом струн.

68. Вьей–гитара. Это обычная вьей с добавлением двух регистров флейты, емкости воздуха и двух мехов внутри коробки. Имеет 4 симпатические струны на правой стороне инструмента, настроенные ля – соль – ми – до.

69. Галемпунг. Самый полный струнный инструмент на Яве. Имеет от 10 до 15 струн из кишок, по форме похож на китайский кин.

70. Ганибри. Барабан кабилов, разновидность банджо. Имеет две струны. Это разновидность гитары с чрезвычайно длинным грифом.

71. Гармониарфа (фр.). Современный инструмент семейства цитр. Для игры инструмент кладут на стол и играют на расположенных по длине струнах, как на струнах арфы.

72. Гармоническая гитара. Сделана в 1820 г. Виллерой де Миллем. При помощи специального аппарата, приспособленного к грифу этой гитары, можно было легко и чисто получить гармоники гитары.

73. Гексакорд. Греческая 6–струнная лира. Музыкальная система из 6 нот.

74. Геликон. Так называлась четырехугольная 9–струнная лира, изобретенная музыкантами–математиками Греции, которые искали соотношения созвучности.

75. Гептакорд. Разновидность 7–струнной лиры или цитры, на которой играли древние трубадуры.

76. Гизл. Струнный инструмент рабов. Эрудиты считают его предшественником гуслей и их вариантов. Инструмент был известен уже во времена христианства. Основные характеристики инструмента: удлиненная доска с острыми краями кобылкой и пятью колками по краям. Постепенно появлялись варианты путем добавления струн к примитивному гизлу.

77. Гисарке, или гихарк. Инструмент, очень популярный у жителей Донголы, одной из провинций Судана в древней Нубии в Африке. По мнению некоторых авторов, инструмент также назыают катарах, киссар и кикарах. Используют для сопровождения нежных мелодических песен жителей Донголы. Разновидность древней лиры, грубо изготовленная. Звук, хотя и недостаточно гармоничный, достаточно нежный. Имеет 8 струн, на которых играют медиатором. Инструмент держат как гитару.

78. Гитара венецианская. Гриф венецианской гитары короче грифа испанской гитары. Число струн разное.

79. Гитара клавишная. Ее изобрел в 1780 г. Бахман из Берлина. Состояла из серии небольших молотков справа от гармонической коробки, которые ударяли по струнам при помощи специального механизма.

80. Гитара латинская. Так в древности называли испанскую гитару, чтобы отличать ее от мавританской гитары, которая очень походила на лютню.

81. Гитара мавританская. Так гитару называли во Франции, где она была очень распространена. Похоже, что французы позаимствовали ее у испанских мавров, происходивших от арабов из Азии и Африки. Мавританскую гитару называли также арфо–лира и колачон. На гитаре было 3 струны и, очевидно, именно эту гитару называет кодекс "Трактат Апокалипсиса Иоханис – Объяснение Даниэлиса–Пророка" 1047 г., хранящийся в Национальной Библиотеке в Мадриде.

82. Гитара маленькая. На инструменте играют в некоторых провинциях Испании, где на ней, наряду с обычной гитарой и другими инструментами, аккомпанируют народным фольклорным песням и танцам. На инструменте 6 струн, он настраивается: шестая – си; пятая – ми; четвертая – ля; третья – ре; вторая – фа–диез; первая – си. Как и на других гитарах, запись для нее условная. Самая низкая нота маленькой гитары–рекинто: си ниже нотного стана и самая высокая: си после пятой линейки. Реальный звук на октаву ниже. Для исполнения некоторых пьес применяется другая настройка.

83. Гитара Мандинги. Примитивная 5–струнная гитара.

84. Гитара многострунная. Инструмент, придуманный Мюнхом и Шарпентье. На инструменте было 20 струн, распределенных по 3 грифам, которые придавали инструменту вид лиры.

85. Гитара негров. Разновидность тыквы, покрытая очень продолговатой деревянной пластиной с 3–мя, 4–мя или 6–ю струнами.

86. Гитара с двумя грифами, двумя специальными рядами струн. Ее сделал Обер де Трой (1789 г.). Этот инструмент был в коллекции Адольфа Сакса.

87. Гитара со струнами из гривы. Примитивный инструмент негров. Состоит из куска полой древесины, покрытого кожей и украшенного бубенцами и металлическими кольцами.

88. Гитара. Происходит от греческого citara и является одной из разновидностей этого инструмента. Несомненно, гитара пришла к нам из арабских стран, где на ней было 4 струны. Отсюда инструмент заимствовали турки и персы и культивировали ее со всей любовью, с которой в те времена относились к музыке и народным инструментам. У турков и персов игре на гитаре научились мавры из Азии и Африки, которые, в свою очередь, с триумфом принесли ее в Испанию, где у гитары появились ее самые великие распространители и виртуозы. Испанцы возвеличили гитару и подняли на достойный инструмента уровень. В ценном кодексе Факундоса Скриптора (см.) под названием "Трактат Апокалипсиса Иоханис – Пояснение Даниэлиса–Пророка", хранящемся в Национальной Библиотеке в Мадриде, изображено множество фигур с гитарами того же типа, что представлена в кантиках Альфонсо X Мудрого. Кодекс Факундоса датируется 1407 г., т. е. двумя веками раньше Кантиков. Первые гитары 15 в. уже напоминали "шею и фигуру женщины"; инструмент был небольших размеров, с 3–мя сдвоенными струнами и одной простой. В средние века существовало много разнообразных форм. Об этом можно судить по моделям, хранящимся в музеях. Преториус в синтагме сообщает о гитаре конца 16 в., с 5–ю двойными и одной простой струной и дает ее рисунок. Мерсенье во "Всеобщей гармонии" (1636 г.) представляет как устаревшую одну гитару с 3–мя двойными струнами и одной простой и как современную – гитару с 5–ю двойными струнами. Этот последний инструмент все больше нравился музыкантам, что вызвало появление множества фабрикантов, оспаривавших друг у друга первенство в конструкции и звуке. Это дало такое разнообразие моделей, предлагавшихся исполнителям. Очень оригинальной можно назвать гитару с двумя рогами, по форме напоминающую лиру. Между рогами натягивался гриф со струнами. Этот оригинальный экземпляр был первым среди других с 2–мя и 3–мя грифами. В 1808 г. Рихтер изобрел такую гитару из бумажной массы, которую превзошла арфо–лира, придуманную Саломаном в 1828 году. В древности гитара отличалась от виуэлы. Виуэла была инструментом аристократии, щипковым инструментом. Существовали и ноты для этого инструмента, хотя и немногочисленные, но ценные. Гитара была народным инструментом, и струны ее перебирались. От этой гитары у некоторых испаноговорящих и италийских народов до наших дней остались гитарро, гитаррильо и типле–гитара, то есть три тона: низкий, средний и высокий. Настройка этого инструмента была чрезвычайно путаной и сложной, что послужило основанием для определения настройки как чего–то очень сложного, что замечает Фелипе Педрель в своем "Техническом Словаре". Гитара с 5–ю двойными струнами настраивалась: соль, до, фа, ля, ре в ключе соль. Гитара Эспинеля, или с 5–ю простыми струнами, настраивалась: ля, ре, соль, си, ми в ключе соль в восходящем порядке. Эта настройка, "заданная" Эспинелем и до настоящего времени окончательная, послужила мотивом к тому, что Эспинеля считают автором новой пятой струны. Современная шестиструнная гитара с тремя струнами из кишок и тремя из шелка, покрытого металлическим проводом, настраивается точными восходящими квартами, кроме второй и третьей, интервал между которыми – большая терция. Аккорд следующий: ми, ля, ре, соль, си, ми. Настройка на октаву ниже реального звука. Музыка записывается в ключе соль. Имеется 19 ладов, которые, считая шесть свободных струн, дают 120 нот в натуральном звучании, не считая гармонических естественных и октавированных звуков. В это значительное число звуков включается бесчисленное количество эквитонов, правильное применение которых дает правильное представление о несравненном богатстве инструмента. Говорить далее об этом инструменте значило бы нагромождать новые слова к уже написанным в словаре, полностью посвященном этому волшебному инструменту. Читатель увидит историю и эволюцию гитары, а не только синтез, на всех и на каждой из страниц этой работы.

89. Гитара–арфа. Коническая 7–струнная гитара, которую в 1875 г. изобрел Л. Леньяни(?).

90. Гитара–лира. Так называли различные гитары, по форме напоминавшие лиру. Называют гитару–лиру Мунья–де–Лиона (1811 г.), Левьена (1825 г.), Вентура (1825 г.) и др. разных моделей.

91. Гитара–систро. Прекрасная модель инструмента была в известной коллекции Адольфа Сакса. Гитара пришла из Персии или Индии; на ней было 6 струн.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.