КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опыт новой теории человеческой способности представления
НЕМЕЦКИЕ КАНТИАНЦЫ РЕЙНГОЛЬД Карл Леонард Рейнгольд (Reinhold, 1758—1823) — немецкий философ-идеалист, последователь и систематизатор философии Канта; профессор университетов в Иене и Киле. В «Письмах О канТовской философии» («Briefe über die Kantische Philosophie», 1786—1787) излагал в общедоступной форме основные философские идеи Канта, преимущественно под углом зрения отношения к религии и морали. Не ограничиваясь популяризацией кантианства, Рейнгольд утверждал, что критическая философия Канта должна быть дополнена учением о представлении как реальном основании всей теории познания. Развитая Рейнгольдом собственная философская система получила наименование «элементарной философии» и была изложена им в сочинении «Опыт новой теории человеческой способности представления» («Versuch einer neuen Theorie des menschlichen Vorstellungsvermögens», 1789). Обоснованию «элементарной философии» посвящена также работа Рейнгольда «О фундаменте философского знания» («Über das Fundament des philosophischen Wissens», 1791) и другие произведения. Основной идеей философской системы Рейнгольда является утверждение, что существует некая центральная функция всякой деятельности разума — представление. Оно содержит в себе и сознание субъекта, который имеет это представление, и сознание объекта, к которому это представление относится. Поэтому субъект отличает представление как от субъекта, так и от объекта и относит представление к ним обоим. Таким образом, действительный смысл «элементарной философии» состоял в субъективно-идеалистическом истолковании кан-товского критицизма с помощью положения о неразрывной связи субъекта и объекта. Вместе с тем Рейнгольд не решился полностью отбросить утверждение Канта о существовании «вещей в себе» вне нашего сознания. Однако последующая эволюция взглядов Рейнгольда шла в направлении еще большего сближения с субъективным идеализмом.
Ниже публикуются извлечения из произведения Рейнгольда «Опыт новой теории человеческой способности представления». Перевод этих отрывков сделан автором данного вступительного текста о Рейнгольде В. В. Мееровским по изданию: К. L. Reinhold. «Versuch einer neuen Theorie des menschlichen Vorstellungsvermögens» Darmstadt, 1963. Слова «способность представления» охватывает в своем широком значении все то, что принадлежит к условиям представления (стр. 195). Имеются внешние и внутренние условия представления. Внешние — это те, которые существуют сами вне представления, должны с необходимостью от него отличаться, но вместе с тем связаны с ним как необходимые условия. Внутренние — это те, которые должны существовать в самом представлении, являются его существенной составной частью и не могут быть от него отделены, не упраздняя самих себя. Так, например, родители являются внешними, а душа и тело внутренними условиями [существования] человека. [...] Следует согласиться, к чему вынуждает нас сознание, с тем, что каждому представлению принадлежит представляющий субъект и представленный объект, которые оба отличаются от представления, хотя и принадлежат ему (стр. 199—200). Поскольку представляющий субъект и представленный объект не только можно, но и должно отличать от представления, к которому они принадлежат, постольку они не являются составной частью представления и относятся только к внешним условиям последнего [...] (стр. 202). Слова «способность представления» охватывают в своем узком значении только то, что принадлежит к внутренним условиям представления, и исключают, следовательно, как представленный объект, так и представляющий субъект, которые относятся к внешним условиям [представления] (стр. 202).
Слово «представление» охватывает в своем широком значении чувство, мысль, взгляд, понятие, идею — одним словом, все то, что существует в нашем сознании как непосредственное действие чувствования, мышления, воззрения, понимания (стр. 209). Способность чувствовать, мыслить, понимать и т. д. принадлежит к способности представления в узком смысле; [...] слова «способность представления» охватывают в своем узком значении чувственность, рассудок и разум (стр. 212). Слово «представление» охватывает в своем самом узком значении только то, что является общим в чувстве, мысли, взгляде, понятии и идее (стр. 214). Слова «способность представления» охватывают в своем самом узком значении только то, что принадлежит к внутренним условиям чистого представления в самом строгом смысле [этого слова] и не является, следовательно, ни чувственностью, ни рассудком, ни разумом (стр. 216). Каждому представлению принадлежит в качестве внутреннего условия (как существенная составная часть чистого представления) нечто, что соответствует представленному. ' (т. е. предмету представлений, отличаемому от самого представления посредством сознания); это я и называю материей (Stoff) представления (стр.230).. То, чему в представлении не соответствует никакая материя, безусловно, непредставляемо. [...] К представлению вообще принадлежит в качестве внутреннего условия (как существенная составная часть чистого представления) нечто, посредством чего чистая материя становится представлением; и это нечто я называю формой представления (стр. 235). Понятию представления вообще противоречит представление предмета в его собственной форме, независимой от формы представления или, иначе говоря, так называемой вещи в себе, т. е. вещь в себе непредставляема (стр. 244). В «Критике [чистого] разума» Кант доказал с недостижимой глубиной и величайшей ясностью невозможность познания вещей в себе и показал, что познаваемы только вещи, выступающие в форме чувственных представлений, или, как οή выражался, явления. Однако ни его последователи, ни его противники не могут прийти к соглашению относительно того, что хотел сказать этим великий мыслитель. При этом догматические приверженцы
познаваемости (Kennern) вещей в себе объявляют [Канта] догматическим скептиком, а догматически-скептические, отрицающие познаваемость (Nichtkennern) вещи в себе, считают его обычно идеалистом. Если я, смею надеяться, буду понят" моими читателями (эту надежду я основываю лишь на том обстоятельстве, что моя проблема разрешается легче, чем кантовская), то доказанная Кантом невозможность познания вещи в себе сможет быть понята более простым путем. Ведь вещь в себе непредставляема, как же она может быть тогда познана! (стр. 254—255). Чистая материя представления и чистая форма представления, безусловно, вообще непредставляемы (стр. 276). .Способность представления состоит, во-первых, из рецептив-ности, или восприимчивости к материи представления, под которой понимается только пассивно проявляющая себя способность (стр. 264). Способность представления состоит, во-вторых, из спонтанности, или деятельной способности, которая производит из данной материи форму представления (стр. 267). Бытие предметов вне нас настолько же очевидно, как и бытие представления вообще (стр. 299). Все представления, которые содержат объективную материю, являются представлениями a posteriori или эмпирическими представлениями (стр. 302). Представления чистой формы рецептивности и спонтанности содержат в способности представления определенную a priori материю и поэтому называются представлениями a priori [...]. Представление a priori ни в коем случае не следует смешивать с материей a priori, которая составляет лишь его содержание, чтобы не могли возникнуть путаница и недоразумение (стр. 304-305).
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |