Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материальные услуги Нематериальные услуги




Классификация услуг

 

 

Исторически каждый вид услуг рассматривался отдельно, как осо- бая сфера деятельности с присущими только ей особенностями. Сама же сфера услуг, представлялась, как совокупность этих многих видов дея- тельности и фактически сводилась к их перечислению.

Обычное перечисление отраслей услуг может только показать их разнообразие. Специфику же услуг, их экономическую сущность, а, сле- довательно, и специфику методов управления в маркетинге услуг про-

стое перечисление раскрыть не в состоянии.

Всю совокупность услуг можно подразделить на однородные группы, подгруппы, виды и разновидности по достаточно большому

количеству независимых и взаимосвязанных классификационных при-

знаков. Это требует применения различных методов классификации.

Классификация услуг и совершенствование их учета – важная проблема во всех странах мира.

Среди множества принципов классификации услуг, особый инте-

рес представляет классификация Ф. Ловелока (Таблица 1), которая при-

водится в изложении В.Д. Марковой [8, с.24]. Согласно данной теории, главное в классификации – на кого (на что) направлены услуги и явля- ются они осязаемыми или нет.

 


 

 

Классификация услуг Ф. Ловелока


Таблица 1


Основные классы услуг Сферы услуг
  Осязаемые действия, направленные на тело человека. Здравоохранение, пассажирский транс- порт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе.
  Осязаемые действия, направленные на това- ры и другие физические объекты. Грузовой транспорт, ремонт и содер- жание оборудования, охрана, поддержа- ние чистоты и порядка, прачечные, хим- чистки, ветеринарные услуги.
  Неосязаемые дейст- вия, направленные на сознание человека. Образование, радио и телевизионное вещание, информационные услуги, теат- ры, музеи.
  Неосязаемые дейст- вия с неосязаемыми ак- тивами. Банки, юридические и консалтинговые услуги, страхование, операции с ценны- ми бумагами.

 

Приведенная классификация является основной классификацией услуг в сфере нематериального производства, самый общий подход к классификации услуг. Ее вполне можно дополнять новыми видами услуг и развивать в дальнейшем. Услуги, к примеру, можно классифицировать


по степени контакта с потребителем, по степени регулирования законо- дательными и нормативными актами, по трудоемкости, по сегментам потребителей, подразделять на деловые услуги и услуги личного харак- тера, по другим характеристикам.

Классификация услуг может осуществляться по степени их неося-

заемости.

 

 

 

Образование

 

Консультации

 

Гостиницы

 

Парикмахерские

 

Больницы

 

Рестораны

 

Ремонт машин

 

Рис.1.1. Сравнение услуг по степени их неосязаемости

 

 

Чем меньше выражен признак материальности у услуг, тем мень- ше их маркетинг похож на маркетинг товаров. Нематериальные услуги можно оценить только после их получения, при этом, в силу различных факторов, оказывающих влияние на сам процесс оказания услуг, под- держивать постоянный уровень обслуживания довольно сложно.

Факторы сегментации услуг могут быть комбинированными.

 

 


 

 

Потребители Услуги Деловые услуги Личные услуги
Только услуга Франчайзинг, аудит, безопасность, путешествия и т.д Образование, развлече- ния, путешествия, трудо- устройство
Услуга, увеличивающая ценность чего-либо мате- риального Страхование, реклама и дизайн, уборка, ремонт Ремонт, страхование
Услуга, дающая что-то материальное Перевозки, торговля, на- ем персонала Перевозки, торговля

 

Матрица сегментации услуг (потребителей)


Таблица 2


Для классификации политики, проводимой компаниями в сфере услуг, используются аналитические матрицы. Е.В. Майдебура, в своей книге «Маркетинг услуг», приводит один из вариантов подобной матри- цы (Таблица 3), параметрами в которой являются степень участия пер- сонала сферы услуг в установлении контактов с клиентами и степень участия клиента в обслуживании [6, с.85].

 

 

Таблица 3

Матрица сегментации услуг в зависимости от степени участия в об-

служивании клиентов представителей предприятия

  Степень контакта с клиентом
Низкая Высокая
Степень участия клиентов Высокая Самообслуживание Ремонт оборудова- ния, содержание жилья
Низкая Химчистка, телевидение Ремонт бытовой техники

 

Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделив отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику методов управления организацией и специфику применения маркетинга. Разнообразные подходы к сегментации услуг могут оказать- ся полезными при позиционировании услуг на рынке и побудить к поис- ку новых видов услуг, на рынке не представленных.

Услуги, при всем их разнообразии, можно объединить в несколько групп.


 

 

Типы услуг


Таблица 4


Типы услуг Сферы услуг
Производственные Инжиниринг, лизинг, обслуживание (ремонт) оборудования и др.
Распределительные Торговля, транспорт, связь
Профессиональные Банки, страховые, финансовые, консультаци- онные, рекламные и другие фирмы
Потребительские (массовые) Услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением
Общественные ТВ, радио, образование, культура

 

Кроме этого, постоянно появляются и новые виды услуг, в кото-

рых возникает потребность у общества.


 

 

Новые виды услуг


Таблица 5


Услуги Характеристика
Новые виды дело- вых (профессиональ- ных) услуг Торговля недвижимостью, размещение временно свободных средств, информацион- ные, маркетинговые и рекламные услуги, со- ставление бухгалтерских балансов и отчетов, электронный секретарь
Услуги по воспита- нию и обучению детей Гувернантки, частные сады и школы
Услуги по уходу за животными Лечение, кормление, прогулки и временное содержание

 

Многие ранее обособленные виды услуг начинают объединяться в рамках одной компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые, информа- ционные и посреднические услуги сливаются в единый комплекс фи- нансовых услуг, образуя вместе с этим совершенно новые виды услуг (Интернет-трейдинг, Интернет-банкинг). Происходит объединение раз- нообразных услуг в рамках туристского бизнеса. Компании, занимаю- щиеся перевозками, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и имущества, по доставке корреспонденции, туристские услуги и т.д. Таким образом, сегодня мы можем говорить о тенденции диверсифика- ции сферы услуг, проявляющейся в современном мире все более отчет- ливо.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 4661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.