Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система норм и права и система законодательства




<CLOSETEST12< FONT>Система норм права и система законодательства – взаимосвязанные, но самостоятельные категории. Их соотношение можно, в принципе, выразить двумя словами: содержание и форма. Речь идет о том, что законодательство (система нормативных правовых актов) является одной их форм внешнего выражения правовых норм (См. тему «Источники права».). Наряду с законодательством существуют и другие формы внешнего выражения правовых норм, например, правовые обычаи, судебные прецеденты, договоры с нормативным содержанием. Поэтому нормативными правовыми актами не исчерпывается форма внешнего выражения системы норм права. Неверной представляется позиция некоторых авторов, например, И.Н. Синякина25, согласно которой вне законодательства (т.е. системы нормативных актов) права не существует, законодательство в широком смысле слова отождествляется с правом. Нормативные правовые акты долгое время оставались по сути единственными источниками российского права, и сейчас трудно спорить с их доминирующим значением в правовой системе современной России. <CLOSETEST11< FONT>Однако Конституция РФ признает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью (ч.4 ст.15 Конституции РФ) ее правовой системы26, а ст. 5 Гражданского кодекса РФ санкционирует в качестве источника (формы) права обычаи делового оборота27. Ни международные договоры, ни юридические обычаи не относятся к нормативным актам (законодательству) России, т.е. не входят в систему законодательства.

<OPENTEST11< FONT>Система норм права – это доктринальная конструкция (модель), выражающая внутреннюю организацию правовых норм, правовых институтов, отраслей норм права, правовых общностей. Она основана на выявленных юридической наукой закономерностях регулирования разных сфер (видов, групп) общественных отношений. Как считал В.С. Нерсесянц (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 442.), «в отличие от законодательства (и других форм и актов правоустановительной деятельности) система права – это определенная научно-доктринальная, юридико-логическая конструкция, выражающая результаты научного познания специфических закономерностей правового регулирования общественных отношений»28. <CLOSETEST10< FONT>Система законодательства, являясь системой нормативных правовых актов, должна служить внешней формой системы норм права как юридико-логической конструкции.

Соотношение и взаимосвязь системы норм права и системы законодательства можно проследить по ряду моментов.

1. Первичным элементом системы норм права являются нормы, из которых складываются отрасли права, правовые институты. <OPENTEST10< FONT>Основным элементом системы законодательства выступают сами нормативные акты, отличающиеся юридической силой, изданные разными государственными органами. Нормативные акты состоят из статей, поэтому статью нормативного правового акта можно рассматривать первичным элементом системы законодательства.

2. В системе норм права нормы объединяются в отрасли права по предмету и методу правового регулирования. Система отраслей норм права должна отражаться в системе законодательства, т.е. должна восприниматься законодателем (нормотворческими органами) в качестве доктринальной модели «для реальной практики правоустановительной деятельности, издания соответствующих законодательных и иных правоустановительных актов, их рационально организованного учета и систематизации»29. И если основным критерием дифференциации отраслей норм права служит предмет регулирования (однородные общественные отношения), следовательно, <CLOSETEST13< FONT>система законодательства должна представлять собой систему отраслей законодательства, регулирующих при помощи специфических методов качественно-однородные общественные отношения.

Надо сказать, что основным отраслям права, действительно, соответствуют самостоятельные отрасли законодательства, например, уголовному праву соответствует уголовное законодательство (Уголовный кодекс РФ), гражданскому праву соответствует гражданское законодательство (Гражданский кодекс РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы (ст.3 Гражданского кодекса РФ). Однако отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. С одной стороны, могут существовать отрасли законодательства, т.е. фактически обособившиеся группы нормативных правовых актов в системе законодательства в целом, без отраслей норм права (например, законодательство об охране здоровья, законодательство о нотариате, Воздушный кодекс и т.п.), а с другой стороны, объективно сформировавшаяся отрасль норм права не получает отраслевого (кодифицированного) законодательного выражения (например, нормы финансового права, права социального обеспечения, образовательного права не кодифицированы, рассредоточены по различным, порой противоречащим друг другу, нормативным актам, изданным разными органами государственной власти).

Таким образом, возможны несколько вариантов соотношения отраслей права и отраслей законодательства. Рассматривая систему права в качестве результата научной, юридико-логической систематизации правовых норм, следует признать, что отраслевая структура законодательства (действующих нормативных актов) должна, в целом, отражать отраслевую структуру системы норм права.

Систематизация законодательства – это рациональная деятельность, направленная на упорядочение нормативных предписаний. Поэтому система нормативных актов, хотя и должна следовать доктринальным положениям о структурных взаимосвязях правовых отраслей, не может копировать структуру системы норм права30. Если система норм права концептуально обоснована современными ей научными представлениями о порядке и средствах регулирования общественных отношений, и в этом смысле носит достаточно консервативный и объективный характер31, то система законодательства, являясь совокупностью нормативных актов, изданных в одностороннем порядке различными государственными органами, в большой степени подвержена субъективным факторам и обусловлена потребностями современной (текущей) юридической практики. В частности, это проявляется в формировании, так называемых, комплексных отраслей законодательства, которые объединяют нормативные правовые акты, содержащие нормы разной отраслевой принадлежности.

Комплексные отрасли законодательства направлены на регулирование не однородных, а разнородных общественных отношений: административных, финансовых, гражданских, трудовых, предпринимательских и т.д. Примерами могут служить транспортное законодательство, законодательство о науке, о культуре. Такие отрасли законодательства возникают в связи с необходимостью всеобъемлющего (комплексного) юридического регулирования специфической (в ряде случаев профессиональной) сферы (вида) деятельности посредством сочетания норм разных отраслей права, а иногда, включая в статьи комплексного законодательства технические (технико-юридические) нормы.

Следует сказать, еще в к. ХХ в. в российском правоведении указывалось на то, что упорядочение (систематизация) законодательства может осуществляться по областям деятельности людей, которые не тождественны видам общественных отношений32. Система отраслей права стабильна настолько, насколько стабильна структура общественных отношений. Структура системы законодательства более изменчива, динамична, так как появляются новые виды (сферы) деятельности, расширяются или сужаются уже существующие. Примером появившейся относительно недавно комплексной отрасли законодательства Л.Ю. Кролис (Кролис Л.Ю. Предмет и метод налогового права/ Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики на современном этапе: Материалы межвузовской научно-практической конференции// Под общ. ред. О.А. Заячковского. Калининград, 2004. С. 166 – 167.) считает законодательство о налогах и сборах33, к регулированию которым относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, отношения, возникающие в процессе налогового контроля, вопросы обжалования актов налоговых органов, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, вопросы перераспределения налогов между бюджетами разного уровня, финансовая дисциплина, бухгалтерский учет и т.д. «Налоговые отношения, - пишет автор (Кролис Л.Ю. Предмет и метод налогового права/ Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики на современном этапе: Материалы межвузовской научно-практической конференции// Под общ. ред. О.А. Заячковского. Калининград, 2004. С. 167.), - регулируются не только нормами Налогового кодекса и специальными налоговыми законами, но и Кодексом об административных правонарушениях, иными административно-правовыми нормами, относящимися к функциям органов исполнительной власти, нормами бюджетного законодательства в части бюджетного устройства, бюджетного процесса и др.»34.

4. Структура системы законодательства (нормативных правовых актов) в целом и отдельных ее элементов (отраслей законодательства) складывается в соответствии не только с отраслевым делением системы норм права, но и в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов. Другими словами, место нормативного акта в системе законодательства определяется, с одной стороны, тем, каким государственным органом он принят, а с другой - теми общественными отношениями, на регулирование которых направлен данный нормативный правовой акт.

Таким образом, система норм права и система законодательства взаимосвязаны. Основываясь на системе норм права как юридико-доктринальной модели, система законодательства должна отражать систему общественных отношений, нормативно- правовые особенности регулирования их отдельных видов.

 

 

  Тема 13. Правовые отношения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.