Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория интеллектуальных операций О. Зельца




 

Работы Зельца непосредственно продолжают и развивают идеи Вюрцбургской школы, направленные против ассоциативной тео­рии мышления. Вюрцбуржцы, однако, не смогли преодолеть ассоцианистского понимания мышления и лишь дополнили его определенными новыми элементами. Теория же Зельца, если и не противоположна ассоциативной теории, тем не менее во мно­гих существенных пунктах резко отличается от нее и преодоле­вает слабости этой последней.

Теория Зельца начала складываться в новый период развития психологической мысли, когда психология сознания начала сме­няться психологией поведения Значительные видоизменения претерпела также и психология сознания. Реакция против «ато­мистической» ассоциативной психологии с позиций целостности воплотилась в создание гештальт-психологии. Такой научно-те­оретический контекст объясняет, почему уже первая работа Зельца, вышедшая в 1913 г., т. е. всего через три-четыре года по­сле опубликования основного цикла работ Вюрцбургской школы, значительно отличается от теоретических установок этой школы. В этой и последующих работах Зельц принимает идею целостно­сти психических явлений, но он отвергает развитие этой идеи в рамках гештальт-психологии. С его точки зрения, синтетические целостности действительно характерны для мышления. Они, од­нако, не даны изначально, а подготавливаются интеллектуальной деятельностью человека, являясь результатом мыслительной пе­реработки материала предлагаемых человеку задач.

В теории Зельца, как в гештальт-психологии, понятие отно­шений — одно из центральных. Однако в отличие от представи­телей гештальт-психологии, понимавших отношения в духе ней­трального монизма, Зельц подчеркивает объективное существование предметных отношений, которые человек может лишь аб­страгировать из комплекса раздражений. С точки зрения Зельца, вопрос о характеристике предметных отношений не является пси­хологическим, поскольку они существуют в мире физических объектов, существуют «не через соотносящий акт сознающего субъекта, но совершенно независимо от того, замечает ли их ка­кой-нибудь субъект»1. Зельц согласен, что могут быть и идеаль­ные отношения. Но они непременно основаны на природе объек­тивно данного. Этот выход за пределы психологии сознания является характерной чертой теории мышления Зельца.

Определение мышления как функционирования интеллекту­альных операций, попытки соотнести строение моторных и ин­теллектуальных действий, рефлекторная характеристика связи условий задачи с операциями — все это свидетельствует о влия­нии бихевиоризма. Но сознание остается для Зельца основной областью психологии. Вместе с тем он далек от мысли, что че­ловек может осознавать все процессы своей мыслительной дея­тельности и сообщать о них в интроспективном отчете. Поэтому анализ Зельцем ретроспективных отчетов иной, нежели анализ представителей Вюрцбургской школы.

Организация эксперимента у Зельца принципиально не отли­чается от опытов Вюрцбургской школы. Но, продолжая тенден­цию, выявившуюся в позднейших работах Вюрцбургокой шко­лы (у Аха и Бюлера), Зельц не ограничивается «редактиро­ванием» полученных высказываний, а пытается их анализиро­вать с точки зрения своей теории интеллектуальных операций.

Отход от чисто интроспективного понимания и исследования мышления Зельц считает своей принципиальной позицией и выдвигает «двойное методологическое требование — дополнить описательный (феноменологический) анализ 1) генетическим анализом и 2) функциональным анализом...»2

________________________

1 O. Selz. über die Gesetze des geordneten Denkverlaufs. Stuttgart, 1913, S. 132.

2 O. Selz. über die Gesetze des geordneten Denkverlaufs, Zweiter Telli Zur Psychologie des produktiven Denkens und des Irrtums. Bonn, 1922, S. 272.

 

Генетический анализ реализуется Зельцем в попытках вскрыть, как происходит формирование того или иного результа­та мыслительной деятельности. Функциональный подход заклю­чается в стремлении показать роль (функцию) каждого этапа интеллектуальной деятельности в детерминации последующих стадий и этапов.

Впервые в истории психологии мышления теория Зельца рез­ко разделяет содержание умственной деятельности и собственно мыслительные операции. Основное внимание он уделяет анализу мыслительной деятельности человека. С этой точки зрения тео­рию мышления Зельца можно было бы назвать теорией интеллектуальных операций. Происходящие же в ходе мышления из­менения того материала, над которым совершается умственная деятельность, выступают в работах Зельца лишь как фон для изучения операции. В этом отношении теория Зельца является антитезой психологии мышления гештальтистов.

Рассматривая мышление как познавательную деятельность, Зельц в качестве основных элементов мышления выделяет имен­но интеллектуальные, или мыслительные, операции. Вопрос же о не наглядных элементах мышления, имеющий центральное зна­чение в исследованиях Вюрцбургской школы, занимает в рабо­тах Зельца второстепенное место.

Разработка вопроса о механизмах мыслительной деятельно­сти, о составе и связи интеллектуальных операций является для Зельца тем фундаментом, на котором он пытается построить свою теорию продуктивного, или творческого, мышления. Зельца стремился преодолеть резкое, до предела заостренное противо­поставление продуктивного и репродуктивного мышления гештальтистами, которые вообще исключили репродуктивные эле­менты из мышления, характеризуя его как приспособление к новым условиям без использования прошлого опыта. В противо­положность этому, Зельц говорит не о репродуктивном и продук­тивном мышлении, но о репродуктивных и продуктивных момен­тах в единой мыслительной деятельности.

Процессы репродукции, с его точки зрения, не являются пассивными, ассоциативными; они относятся к интеллектуальным операциям, которые не навязываются непроизвольно субъекту, но, напротив, активно им выполняются и нередко являются до­вольно сложными по своему составу. Репродуктивные процессы непременно включают и элементы продуктивности в жизни че­ловеку очень редко приходится решать совершенно тождествен­ные задачи. Поэтому при наличии задачи человек должен вспом­нить какую-либо сходную. А для этого сначала необходимо «аб­страгировать», как выражается Зельц, общую характеристику данной задачи и затем лишь, варьируя остальные части задачи, найти сходную с ней, решавшуюся раньше. Хотя человек может хорошо владеть операцией сравнения, тем не менее в результате этого актуализированного интеллектуального действия он прихо­дит к установлению нового, неизвестного ему раньше отноше­ния — отношения сходства между двумя данными задачами.

В свою очередь продуктивная сторона мышления непременно включает репродуктивные процессы. «Мы снова находим, — пи­шет Зельц, — те же интеллектуальные операции, которые образу­ют репродуктивное течение мысли, в качестве частичных процес­сов продуктивного мышления»3. По мнению Зельца, продуктивность в своей значительной части вытекает из применения уже известных операций и методов решения к новому материалу и связана с установлением новых связей, новых систем из извест­ных интеллектуальных операций.

________________________

3 O. Selz. Op. cit., S. VII.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.