Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс решения задач




С точки зрения необихевиористов, задачи решаются на основе процесса проб и ошибок. Поскольку они не видят существенных различий этого процесса у животных и у человека, эксперимен­тальное изучение процесса решения задач проводится ими глав­ным образом на животных.

К. Халлу принадлежит попытка, исходя из созданной им теории организации знаний-навыков, вскрыть закономерности этого процесса. Согласно его теории, знания-навыки организова­ны в особые системы — иерархии семей навыков. Такие системы образуются в результате того, что благодаря индивидуальному опыту с одним и тем же раздражителем оказываются связанны­ми несколько инструментальных реакций. Они имеют, по выра­жению Халла, различный потенциал возбуждения, что обуслов­лено количеством их подкреплений в разные промежутки вре­мени. Таким образом, возникает иерархия различных по силе и способности актуализироваться инструментальных навыков-знаний. Все навыки, входящие в их «семью», эквивалентны, по­скольку каждый из них помогает осуществлению одной и той же цели или приспособлению к определенной ситуации. Актуали­зация каждого из этих навыков происходит, однако, не слепо, не автоматически.

Важнейшим фактором актуализации навыков является ча­стичная антиципирующая реакция, указывающая организму, ка­ково будет следствие той или иной реакции на данный стимул. По мнению Халла34 и его последователей К. Спенса, И. Мальцмана и других, частичные антиципирующие реакции, указываю­щие на характер цели, являются теми центрами, вокруг которых группируются поведенческие «знания» организмов. Несколько реакций связываются с одним и тем же объектом потому, что воздействия на него ведут живое существо к одной и той же цели. В то же время может оказаться, что одна и та же реакция будет связана с разными раздражителями, потому что реагиро­вание на них вызывает тождественные следствия.

________________________

34 С.L. Hull. The concept of the habit-family hierarchy and maze lear­ning. — «Phychological Review», 1934, v. 41, N 1, 2.

 

Отираясь на такую теорию организации «знаний», бихевиористы пытаются объяснить последовательность появления различ­ных реакций животных в проблемных клетках. Обычно, когда взрослое животное попадает в новую для него ситуацию, у него уже имеется ряд навыков-знаний, имеющих различный потенциал возбуждения. Животные в проблемных клетках кусают рычаг, дергают его и нажимают на него. Если нужная реакция нажимания имеет наибольший потенциал возбуждения, она сразу актуа­лизируется в данной ситуации и задача будет решена. Если тре­буемая реакция слабо связана с данным раздражителем, актуа­лизируется иная реакция, например кусание рычага. Оставаясь неподкрепленной, она станет слабее, но все же ее возбудительная тенденция, по мнению Халла, будет сильнее, чем при нажимании. Поэтому животное еще раз будет реагировать ошибочно. Вторич­ное неподкрепление обусловит появление реакции дерганья. За это время частично восстановится первая угашенная реакция, которая снова появится в поведении животного. Только после этого будет произведена правильная реакция. В следующем опы­те животное будет ошибаться, но в этот раз неверные действия исчезнут быстрее. Так, через некоторое время процесс проб и ошибок приведет к закреплению требуемого действия. Поведе­ние путем проб и ошибок, заключает Халл, подчиняется законо­мерностям взаимодействия потенциалов возбуждения и торможения, характерных для тех или иных двигательных реакций35.

Однако ограничение процесса проб и ошибок лишь отбором реакций грубо упрощает и искажает действительный процесс ре­шения даже простейших задач животными. Во-первых, отбор реакций всегда взаимосвязан с дифференцировкой тех объектов, на которые направлены действия животных. Это доказано опы­тами советских исследователей. Так, в экспериментах А.Е. Хильченко 36, а также М.И. Лихтерева37, собаки, которых обучили открывать дверцу клетки, нажимая лапой на рычаг, действительно проявляли разные двигательные реакции, из которых за­тем выделялось правильное движение. Однако наблюдение пока­зало, что при помощи разных двигательных реакций животные анализировали и разные части затвора: ударяли лапой по левой, потом по правой части затвора и, если дверца не открывалась, нажимали мордой на середину затвора, где находился шарнир. Сам по себе отбор реакций без дифференцировки объекта никог­да не происходит.

________________________

35 С.L. Hull. Simple trial and error learning — an empirical investiga­tion. — «Journal of Comparative Psychology». 1939, v 27, N 2, p 233

36 A.Е. Хильченко. Роль искусственного стимула в образовании мо­торных навыков у животных — В сб. «Исследования высшей нервной деятель­ности в естественном эксперименте». Киев, 1950, стр. 57.

37 М.И. Лихтерев. Случайны ли пробы? — Сб. «Исследования высшей нервной деятельности в естественном эксперименте», стр. 39.

 

Механизмом организации знаний-навыков Халл пытается объяснить и внезапное решение задач, рассматриваемое гештальт-психологией как проявление интеллекта, внезапного понимания животным проблемной ситуации. По мнению Халла, если в ка­кой-либо новой ситуации подкрепляется один из навыков, вхо­дящих в иерархию, то посредством частичной антиципирующей реакции возрастает потенциал возбуждения всех реакций иерар­хии. В результате этого самая сильная из них может актуализи­роваться в новой ситуации как бы внезапно. В качестве примера Халл приводит опыты Джонсона. Двух слепых и одну зрячую собаку обучали открывать дверцу ящика с пищей. Животные подходили к ящику всегда с юга. В первом опыте дверца была обращена на северо-запад. Потом ящик повертывали последова­тельно на 90° и еще раз на 90°, так что дверь оказывалась обра­щенной сначала на северо-восток, а затем на юго-восток. Таким образом, животные могли подойти к дверце прямо, не обходя ящик. Несмотря на это, обе слепые собаки шли к двери обходным путем. В отличие от этого зрячая собака после семи реакций обхода устремилась к дверце по прямой, проявляя тем самым элементарное понимание ситуации. По мнению Халла, поведение зрячей собаки объясняется тем, что у нее, как и у всех животных, в раннем онтогенезе была сформирована иерархия навыков передвижения к цели в свободном пространстве. Из них самым сильным был навык двигаться по прямой. Поскольку в проблемной ситуации навык обхода был подкреплен пищей, антиципирующая пищевая реакция актуализировалась уже при виде ящика. Она в свою очередь возбудила и наиболее сильный в иерархии на­вык — движение к цели по прямой линии, что создавало впечатление внезапно возникшего разумного решения. «Таким образом, — заключает Халл, — иерархия семьи навыков выдвигается как один из основных механизмов инсайта. Имеется, вероятно, много других механизмов такого рода»38.

По мнению Халла, механизм антиципирующих реакций обеспечивает объединение нескольких приобретенных отдельно рефлексов и делает ненужным постулирование каких-либо особых переживаемых психических факторов гештальта, чтобы объяс­нить существование этой своеобразной формы интеллектуального действия39.

________________________

38 С.L. Нull. The coricept of the habit family hierarchy and maze lear­ning. — «Psychological Review». 1934, v. 41, N 2, p 147 — 148.

39 С.L. Hull. The mechanism of the assembly of behavior segments in no­vel combinations suitable for problem solution. — «Psychological Review», 1935, v. 42, N 3, p 244.

 

Выводы и теории Халла в последние годы были применены к анализу практического мышления детей в возрасте от трех до пяти лет. У детей вырабатывали отдельные навыки или практи­ческие знания. Некоторые из этих навыков надо было потом ис­пользовать в качестве средств для достижения определенной цели. Например, в одном из опытов Кендлер40 перед ребенком помещал щит. В середине его было окно, в котором появлялось лакомство. Слева и справа в отверстиях лежали предметы, ко­торые могли служить орудиями для добывания лакомства. Вна­чале ребенка учили тянуть к себе орудие, находящееся в отвер­стии оправа или слева от окна. В результате этого действия в окне появлялось лакомство. После этого детей учили тянуть шну­ры, прикрепленные к отверстиям, что вызывало появление раз­личных предметов и среди них того, который в предыдущем опы­те служил средством для добывания лакомства. Затем детям предлагали самим добыть себе лакомство. Образование и замы­кание такого рода условных рефлексов и является, по мнению авторов, механизмом интеллектуального поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.