Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы интерпретации операциональной концепции интеллекта




Мы изложили в общих чертах основные принципы психологической концепции Ж. Пиаже. Теперь перейдем к рассмотрению вопросов, возникающих в связи с интерпретацией операциональ­ной концепции интеллекта.

Попытки построения таких интерпретаций появились61, и естественно предположить, что работа в этом направлении будет продолжена. Ниже мы попытаемся предложить интерпретацию ряда важных аспектов концепции Пиаже.

________________________

59 J. Piaget. Le jugement moral chez l'enfant. Paris, 1932.

60 J. Piaget und B. Inhelder. Die Psychologie der friihen Kindheit, S. 312.

61 См. А.Г. Комм. Проблемы психологии интеллекта в трудах Ж. Пиа­же; В.А. Лекторский, В.Н. Садовский. Основные идеи «генети­ческой эпистемологии» Ж. Пиаже — «Вопросы психологии», 1961, № 4, и др.

 

Построить интерпретацию операциональной концепции ин­теллекта это значит, во-первых, реконструировать ее предмет, во-вторых, установить принципиальные результаты, полученные в ходе ее развертывания, и, в-третьих, соотнести теоретическое представление исследуемого Ж. Пиаже предмета с современным пониманием данного объекта.

Для реконструкции предмета, исследуемого в операциональ­ной концепции интеллекта, необходимо выделить исходный пункт психологических исследований Ж. Пиаже. В качестве такового, как уже отмечалось, выступает задача анализа психического развития индивида в зависимости от изменения форм социальной жизни. Схематически такой предмет исследования можно представить в следующем виде:

 

 

Где означает непосредственное воздействие различных форм социальной жизни на индивидуальное психическое, раз­витие.

Относительно выделенного на схеме (1) предмета исследова­ния необходимо подчеркнуть следующее.

1. Психическое развитие индивида с самого начала пони­мается Ж. Пиаже, во-первых, как определенная специфическая форма деятельности и, во-вторых, как нечто, производное от внешней непсихической (предметной) деятельности.

2. В реальном исследовании (как, например, оно проведено в первых книгах Ж. Пиаже) анализу подвергается отнюдь не вся структура, изображенная на схеме (1), а ее сравнительно узкий «срез».

3. При исследовании предмета (1) понимание психики как специфической деятельности, производной от предметной деятельности, будучи принимаемым в принципе, фактически подменяется рассмотрением лишь словесной деятельности (разговоров де­тей), отчего, как известно, Пиаже был вынужден сам скоро отказаться.

Отвлекаясь пока от факта эволюции концепции Пиаже (т. e. от модификации предмета, исследуемого в рамках этой концеп­ции, мы считаем необходимым обратить особое внимание на исходную структуру, анализ которой пытался дать Ж. Пиаже в своих первых работах. Выделение предмета (1) в качестве объек­та психологического анализа ставит Пиаже на передний край современной ему психологической науки. Более того, в этой структуре содержатся все принципиальные элементы, необходи­мые для построения психологии мышления с точки зрения сегодняшних теоретических представлений на этот счет. Осо­бо следует упомянуть осознание факта зависимости психического развития от изменений социальной действительности и принцип деятельности, т. е. понимание психики не как некоего статиче­ского внутреннего состояния индивида, а как продукта особой формы активности субъекта.

Однако, задав в качестве исходного предмета исследования структуру (1), Пиаже по существу оказался в неразрешимой (во всяком случае для периода 20-х годов) ситуации. Дело в том, что такой предмет исследования является чрезвычайно сложным структурным образованием, методы ис­следования которого не разработаны в достаточной мере и сегодня. Успех анализа предмета (1) возможен лишь в случае построения развернутых теорий генезиса психических функций и эволюции форм социальной деятельности, а уже на этой основе — детализированного представления способов воздействия социаль­ной действительности на психику индивида.

Пиаже не располагал ни первым, ни вторым, ни третьим. У него в тот период не было и конкретного аппарата для анализа каждого из этих компонентов.

В этой ситуации представляется вполне естественным совер­шенный Пиаже переход от исходного предмета исследования к его существенной модификации, значительно более простой по своей структуре и поэтому поддающейся детализированно­му анализу. Эта модификация касалась прежде всего трех мо­ментов:

1. Связь порождения формами социальной деятельности психических состояний индивида заменяется отношением взаимовыражения первого во втором, и наоборот.

2. Для строгого представления различных этапов интеллектуального развития индивида привлекается аппарат современной формальной логики таким образом, что логические структуры со­ответствуют определенным, выделяемым в психологии интеллек­туальным структурам, и наоборот. В результате этого устанавли­вается отношение взаимовыражения не только между психиче­скими и социальными структурами, но и между социальными структурами и структурами логическими.

3. В генетическом плане интеллектуальные структуры порож­дены внешними предметными действиями; со своей стороны, форма организации интеллектуальных структур выражает в четком виде ту организацию, к которой стремятся структуры внешних предметных действий, иными словами—строение систем внешних действий предвосхищает (выра­жает в неявной форме) логическую организацию ин­теллекта.

С учетом этих модификаций можно дать следующее изобра­жение предмета исследования в работах Ж. Пиаже:

 

 

На схеме (2) стрелка изображает отношение взаимовыраже­ния одного компонента предмета в другом, пунктирная стрелка --- характеризует отношение порождения системами внешних действий интеллектуальных структур, а стрелка указывает на ту область науки, из которой Пиаже в своих исследованиях исходит при построении в одном случае теории логических струк­тур, а в другом — теории генезиса интеллекта.

Многокомпонентность структуры (2) в значительной мере яв­ляется мнимой. Введением отношения взаимовыражения Ж.Пиа­же по сути дела редуцирует структуру (1) до предмета, в котором каждый компонент является лишь иной формой выраже­ния другого, т. е. до предмета, в котором имеет место лишь раз­личное выражение одной и той же структуры. Тем самым произ­водится действительное упрощение предмета анализа; он сво­дится до структуры, которая поддается — на современном уровне развития — детализированному исследованию.

Для понимания защищаемой Пиаже позиции о взаимоотно­шении социальных структур и структур интеллекта (как логиче­ских, так и собственно психических) чрезвычайно интересно об­ратить внимание на постановку им этой проблемы в книге «Пси­хология интеллекта». Вопрос здесь ставится так: логическая группировка — причина или результат социализации?62 На него, по мнению Пиаже, следует дать два различных, однако, допол­няющих друг друга ответа. Во-первых, необходимо отметить, что без обмена мыслями и без кооперации с другими людьми инди­вид никогда не смог бы соорганизовать свои мыслительные опе­рации в единое целое — «в этом смысле операциональная груп­пировка предполагает социальную жизнь»63. Но, с другой стороны, обмен мыслями сам подчиняется закону равновесия, который является не чем иным, как логической группировкой — в этом смысле социальная жизнь предполагает логическую груп­пировку. Таким образом, группировка выступает как форма рав­новесия действий — как межиндивидуальных, так и индиви­дуальных. Другими словами, группировка представляет собой некоторую структуру, которая содержится и в индивидуально-психической, и в социальной деятельности.

________________________

62 См. J. Рiagеt. La psychologie de l'intelligence, p. 195.

63 Там же.

 

Вот почему, продолжает Пиаже, операциональную структуру мысли можно вычленить и из исследования мысли индивида на высшей стадии ее развития и из анализа способов обмена мыслями между членами общества (кооперации)64. «Внутренняя операциональная активность и внешняя кооперация... является лишь двумя дополнительными аспектами одного целого, т. е. равнове­сие одного зависит от равновесия другого»65.

________________________

64 См. J. Piagеt. La psychologiede l'intelligence, p. 197.

65 Там же, стр. 198.

 

Центральное звено предмета, представленного на схеме (2), несомненно, заключено в характере отношения логиче­ских и реальных психических структур. Эта про­блема и способ ее решения, предложенный в операциональной концепции интеллекта, выражают наиболее специфические осо­бенности подхода Ж. Пиаже к исследованию психики.

В случае принятия структуры (1) перед исследователем имеются два возможных пути дальнейшего анализа — либо в плане выяснения воздействия форм социальной деятельности на индивидуальное психическое развитие (что, как мы выяснили, значительно превосходило реальные возможности психологии 20 — 30-х годов), либо в направлении вскрытия закономерностей «внутренней» психической деятельности. Переход к структуре (2) свидетельствует о том, что Пиаже решает проблему в поль­зу второго члена альтернативы, что с неизбежностью выдвигает вопрос об аппарате такого исследования.

Как и любое специально научное исследование, анализ Пиа­же психологии становления интеллекта опирается на некото­рые — может быть, не всегда четко формулируемые — предпо­сылки. В этой связи следует прежде всего назвать конкретиза­цию идеи интеллекта как деятельности (интеллект как опреде­ленная совокупность операций, т. е. принятие тезиса о том, что операция есть элемент деятельности). Дальнейший шаг состоит в определении того, что такое операция. Этот вопрос решается путем отнесения операции к некоторой целостной системе, только в результате вхождения в которую действие есть операция. Наконец, последняя предпосылка состоит в принятии генетического подхода к анализу интеллектуальной деятельности как различным системам операций.

Указанные предпосылки психологических исследований Пиа­же представляют собой определенную абстракцию от накоплен­ного в психологии мышления (в том числе и в работах Пиаже) экспериментального материала, и как таковые они должны вы­ступать в качестве средств дальнейшего теоретического анализа. Но вместе с тем — и это не менее очевидно — в самом по себе экспериментально-психологическом материале эти принципы не­посредственно не со держатся: процесс их выявления (и особенно дальнейшей разработки) необходимым образом связан с при­влечением особого аппарата, который может быть непосред­ственно не связан с психологией ребенка, но, однако, должен быть способен четко выразить эти принципы и обладать доста­точными «возможностями» для их конкретизации.

Сейчас мы можем четко сформулировать вслед за Ж. Пиа­же основные предпосылки его подхода к анализу психологии ин­теллекта только потому, что автор этой концепции «нашел» та­кой аппарат, и выбор при этом оказался весьма перспективным.

Таким образом, в плане становления самой концепции Ж. Пиаже имело место следующее отношение ее логического и психологического аспектов:

 

 

Логические структуры, входящие в операциональную концеп­цию интеллекта, представляют собой особое переформулирова­ние содержания определенных разделов формальной логики. Ха­рактер этого переформулирования задается, однако, не только и не столько соответствующими формально-логическими теория­ми, сколько строением тех интуитивно выделяемых психических структур, особым способом описания которых в конечном счете должны выступить логические структуры. Поэтому при построе­нии концепции Пиаже, наряду с отношением «формальная логи­ка логические структуры», важнейшую роль играло воздей­ствие интуитивно выделяемых психических структур на форму­лирование теории логических структур с тем, чтобы впоследствии—после построения основ теории — эти последние выступили в качестве аппарата описания (а не интуитивного представления) первых. Подобный механизм становления кон­цепции и привел к тому, что в созданной теории между логиче­скими и психологическими структурами было установлено отно­шение взаимовыражения. «Ставшая» теория снимает процессы, приведшие к ее созданию, и оставляет лишь конечный резуль­тат — соответствие одних структур другим.

Как в этой связи решается в рамках концепции Пиаже проб­лема статуса логики и психологии мышления? В противовес различным трактовкам предмета логики, отказывающим ей быть способом описания мышления — платонизму, конвенциона­лизму и т. д.66, Пиаже выдвигает тезис о том, что как традицион­ная, так и современная формальная логика в конечном итоге описывают те или иные закономерности мышления. В зависимости от способа построения, степени формализации, аксиоматизации варьируется отнесенность логических систем к реальному процессу мышления. Эта отнесенность весьма опосредствована в случае, например, аксиоматических исчислений современной формальной логики и существенно более близка для операциональной трак­товки логики.

В той мере, в какой психология анализирует конечные состоя­ния равновесия мышления, имеется, утверждает Пиаже, соответ­ствие между психологическим экспериментальным знанием и ло­гистикой, как имеется соответствие между схемой и реальностью, которую она представляет67. При этом частный параллелизм между логикой и психологией не означает, что логические пра­вила суть психологические законы мысли, и нельзя без цере­моний прилагать законы логики к законам мысли68.

Таким образом, между логикой и психологией нет паралле­лизма, понимаемого буквально. Отношение взаимовыражения, соответствия логических структур имеет место только для тех конечных состояний равновесия, которые формируются в ходе индивидуального психического развития. Во всем остальном психология мышления и логика относятся к разным областям и решают отличные друг от друга задачи.

На основе сказанного в структуру (2) необходимо внести следующую конкретизацию (мы берем лишь один фрагмент це­лого предмета):

 

________________________

68 См. J. Рiaget. Logic and psychology. Manchester, 1953.

67 См. J. Рiaget. La psychologie de l'intelligence, p. 40.

68 J. Piaget, E. Вeth, J. Dieudоnne, A. Liсhnerоwiсz, G. Сhoquet, C. Gattengo. L'enseignement dep Mathématiques. Neuchâtel Pa­ris, 1955.

 

Логические структуры S1, S2, S3..., включенные в операциональ­ную концепцию интеллекта, представляют собой множество алгебраических образований, между которыми установлены ло­гико-математические отношения, основанные в конечном счете на использовании дедуктивной техники вывода. Ничего специ­фически психологического, таким образом, в этой области нет. Структуры S1, S2, S3,... описывают некотррые идеальные усло­вия равновесия и как таковые соответствуют (при надлежащей психологической интерпретации) реальным интеллектуальным структурам S1´, S2´, S3´,..., формируемым в ходе генетического развития. Частный параллелизм, или точнее взаимовыражение, соответствие некоторых «конечных продуктов» — таков реальный смысл связи логики и психологии в трудах Ж. Пиаже.

Не подлежит никакому сомнению тот факт, что идея единства психологического и логического исследований — важнейшая заслуга Ж. Пиаже и его существеннейший вклад в развитие психологии мышления69. Только в результате широкого привлече­ния к психологическому исследованию логического аппарата Пиаже смог далеко продвинуться в анализе важнейших проблем современной психологии: идеи деятельности и генезиса психики, вопросов производности интеллектуальных структур от внеш­них предметных действий и системности психических образо­ваний.

________________________

69 См. В.А. Лекторский, В.H. Садовский. Основные идеи «гене­тической эпистемологии» Жана Пиаже. — «Вопросы психологии», 1961, № 4, стр. 167 — 171, 176 — 178; Г. П. Щедровицкий. Место логики в психолого-педагогических исследованиях. — «Тезисы докладов на II съезде общества психологов», вып. 2. М., 1963.

 

Хорошо известно, что понятие деятельности лежит в ос­нове многих современных психологических трактовок мышления.

Однако, как правило, это понятие принимается за интуитивно очевидное и далее неопределяемое, что с неизбежностью приво­дит к тому, что оно по сути дела выпадает из анализа. Пиаже, начав с такого интуитивно принимаемого понятия деятельности, затем через призму своего логического аппарата внес в это понятие известную строгость и определенность. Логический аппа­рат в его концепции служит именно тому, чтобы дать расчлене­ние деятельности и превратить это понятие в действительное средство психологического анализа. Но, идя по пути к достиже­нию этой цели, Пиаже — в силу используемого им логического аппарата — дает лишь предельно одностороннее представление деятельности. Анализируемая в рамках операциональной кон­цепции интеллекта деятельность — это предмет, построенный на основе применения логических структур, и как таковой он, с од­ной стороны, может быть проанализирован в рамках возможно­стей, заложенных в психологически интерпретированных логиче­ских структурах, а с другой, ни в коей мере не может служить, изображением деятельности в целом. Ведь даже для самого Пиаже логика — это лишь некоторая идеальная схема, которая никогда не представляет реальность в полном виде.

Сказанное очень отчетливо проявилось в характере генетиче­ского исследования Ж. Пиаже. Вскрыть каузальный механизм генезиса, это значит, по Пиаже, «во-первых, восстановить исход­ные данные этого генезиса... и, во-вторых, показать, каким об­разом и под влиянием каких факторов эти исходные структуры превращаются в структуры, являющиеся предметом нашего ис­следования»70.

Давая более развернутое изложение критериев генетического анализа, Б. Инельдер пишет, что развитие интеллекта проходит ряд стадий. При этом: 1) каждая стадия включает период формирования генезиса и период «зрелости»; последний характе­ризуется прогрессивной организацией структуры мыслительных операций; 2) каждая структура есть в то же самое время суще­ствование одной стадии и исходная точка следующей стадии, но­вого эволюционного процесса; 3) последовательность стадий по­стоянна, возраст достижения той или иной стадии варьируется в некоторых пределах в зависимости от опыта культурной среды и т. д.; 4) переход от ранних стадий к более поздним совершает­ся путем особой интеграции: предшествующие структуры оказы­ваются частью последующих71.

________________________

70 Ж. Пиаже и Б. Инельдер. Генезис элементарных логических структур. М., 1963, стр. 10.

71 В. Inhelder. Some aspects of Piaget's genetic approach to cogniti­on. — In: «Thought in the Young Child», p. 23.

 

Что же реально получается в результате исследования, построенного на таких принципах? Фиксация последова­тельных ступеней, которые, согласно этой концепции, про­ходит ребенок в своем развитии как в области логического мы­шления и освоения действительности, так и в области аффектив­ной жизни. Единственным работающим критерием при этом вновь выступают логические структуры. Они не только соответ­ствуют реальным психическим структурам, но и предопределяют — на каждом этапе развития — то, что должно быть сформировано у индивида.

Генетическое исследование интеллекта, таким образом, вы­ступает как фиксация стадий достижения соответствующих логи­ческих структур. Из исследования в результате этого выпадает анализ внутренних механизмов процесса развития, а генетиче­ское рассмотрение в лучшем случае дает представление о псевдо­генезисе, построенном в соответствии с требованиями, вытекаю­щими из системы логических структур.

Та же самая трудность, но в несколько иной форме выступает при рассмотрении процесса порождения внешними предметными действиями первичных интеллектуальных структур. Сенсомоторный интеллект, согласно Пиаже, представляет собой неразвитую форму равновесия. Но в этом случае, как отметил А. Валлон, про­исходит ошибка предвосхищения следствия. Не имея возможнос­ти вывести из системы действий интеллект, личность, Пиаже, по мнению Валлона, внес интеллектуальные структуры в сами дей­ствия72. В значительной степени этот аргумент обоснован. Его, конечно, не следует понимать в том смысле, что сама идея вы­ведения интеллектуальных структур из сенсомоторики является ложной. В систематическом рассмотрении этой возможности за­ключена важнейшая позитивная часть работ Пиаже. Дело в дру­гом — нормативные логические требования и здесь выступают в качестве единственного реального исследовательского принципа, сводя тем самым генетический анализ к заведомо односторонней псевдогенетической реконструкции.

Большие трудности остаются у Пиаже и в его трактовке интеллекта как системы операций. Пиаже разделяет с рядом других современных исследователей заслугу выдвижения проблемы системности в качестве одной из центральных проб­лем науки. Многое им сделано и по конкретному приложению этой идеи к анализу психики. Пиаже неоднократно подчеркивает мысль о построении «логики целостности» в виде логико-алгеб­раических структур: «...надо построить логику целостностей, если хотят, чтобы она служила адекватной схемой для равновес­ных состояний духа, и анализировать операции, не возвращаясь к изолированным элементам, недостаточным с точки зрения пси­хологических требований»73.

________________________

72 См. А. Валлон. От действия к мысли. М., 1956, стр. 43, 46 — 50.

73 J. Piaget. La psychologie de l'intelligence, p. 43; J. Piaget. Methode a»iomati(iue et methode operationnelle.—«Synthese», vol. X, 1957, N 1.

 

Алгебраический аппарат, используемый Пиаже в этой свя­зи, несомненно, выступает в известных пределах системной альтернативой по отношению к атомизированной аксиоматике. Группа, группировка и другие алгебраические структуры задают элементы, их связи и отношения в зависимости от целого. Но очевидно, что в случае алгебраических систем мы имеем дело с очень узким и наиболее простым классом системных образо­ваний.

Интеллект же Пиаже видит только через призму этих алгебраических структур, неадекватность которых в плане анализа мыслительной деятельности не требует даже развернутого обоснования.

Таким образом, исключительно важная проблема системности психических функций получила у Пиаже первые реальные результаты, приведшие, однако, по существу к необходимости но­вого «захода» в ее анализе.

Завершая рассмотрение интерпретации психологической тео­рии Ж. Пиаже, необходимо подчеркнуть, что реконструкция ис­следуемого в этой теории предмета помогла нам установить как реальную область, подвергаемую анализу, и понятийный аппа­рат, используемый для этого, так и основные трудности построе­ния психологии мышления, которые не смог преодолеть Ж. Пиа­же. Дополнительные соображения на этот счет мы сможем по­лучить в ходе анализа принципов «генетической эпистемологии».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.