Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шиллер Фридрих




ТЕКСТЫ

Семинар № 7. Историография немецкого Просвещения. Фридрих Шиллер как историк

 

Вопросы

1. Особенности историографии немецкого Просвещения.

2. Жизнь и деятельность Шиллера.

3. Исторические взгляды Шиллера.

 

Доклады и сообщения

1. Жизненный путь Шиллера.

2. Труды Шиллера «История отпадения объединённых Ни- дерландов от испанской короны» и «Тридцатилетняя война».

 

Источники

Шиллер Ф. В чём состоит изучение мировой истории и ка- кова цель этого изучения: Вступительная лекция // Собрание со- чинений: В 7 т. Т. IV. М.: Гослитиздат, 1956. С.9 – 30.

Шиллер Ф. История отпадения Соединённых Нидерландов от испанского владычества // Собрание сочинений: В 7 т. Т.IV. М.: Гослитиздат, 1956. С. 31 – 324.

Шиллер Ф. Осада Антверпена принцем Пармским в 1584 – 1585 годах // Собрание сочинений: В 7 т. Т.IV. М.: Гослитиздат, 1956. С. 335 – 378.

Шиллер Ф. Тридцатилетняя война // Собрание сочинений: В 7 т. Т.V. М.: Гослитиздат, 1957. С. 9 – 400.

Шиллер Ф. Предисловие к полному собранию историчес- ких мемуаров // Собрание сочинений: В 7 т. Т.V. М.: Гослитиз- дат, 1957. С. 401 – 408.

Шиллер Ф. Законодательство Ликурга и Солона // Собра- ние сочинений: В 7 т. Т.V. М.: Гослитиздат, 1957. С. 409 – 448.

Шиллер Ф. Обзор важнейших событий всемирной истории во времена императора Фридриха I // Собрание сочинений: В 7 т. Т.V. М.: Гослитиздат, 1957. С. 449 – 476.


Шиллер Ф. О великом переселении народов, о крестовых похо- дах и о средних веках // Собрание сочинений: В 7 т. Т.V. М.: Госли- тиздат, 1957. С. 477 – 500.

Шиллер Ф. Нечто о первом человеческом обществе по дан- ным Моисеева Пятикнижия // Собрание сочинений: В 7 т. Т.V. М.: Гослитиздат, 1957. С. 501 – 522.

Шиллер Ф. Письма // Собрание сочинений: В 7 т. Т. VII. М.: Гослитиздат, 1957. 786 с.

 

Обязательная литература

Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М.: Высшая школа, 1990. С. 79 – 89.

 

Дополнительная литература

Абуш А. Шиллер: Величие и трагедия немецкого гения. М.: Прогресс, 1964. 311 с.

Гулыга А.В. Исторические взгляды немецких просветителей

XVIII века // Новая и новейшая история. 1963. № 3. С. 109 – 121.

Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М.: Радуга, 1984. 404 с. Лозинская Л.Я. Фридрих Шиллер. М.: Молодая гвардия,

1960. 334 с.

Тер-Акопян Н. Шиллер как историк // Шиллер Ф. Собра- ние сочинений: В 7 т. Т.V. М.: Гослитиздат,1957. С. 529 – 552.

Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер: Жизнь и творчество. М.:

Художественная литература, 1955. 430с.

 

 

 

 

В чём состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения. Вступительная лекция

 

Первая лекция, прочитанная в мае 1789 года новым преподава- телем истории Йенского университета. Текст проникнут исто-


рико-философскими идеями Просвещения. Чётко прослеживается нацеленность просветительской историографии на преобразование общественных отношений. Автор убеждён в необратимом восхо- дящем движении человечества к свободе, идея прогресса – неотъем- лемая составная часть философии Шиллера. При этом, речь идёт, как это и должно быть у просветителя, о прогрессе разума и ду- ховной сферы.

 

Из всей суммы этих событий историк прежде всего извлека- ет те, которые имели важное, серьёзное и совершенно очевидное влияние на существующее ныне положение в мире и на ныне жи- вущее поколение. При собирании материала для всемирной ис- тории необходимо иметь в виду, как связан тот или иной истори- ческий факт с теперешним положением в мире. Всеобщая исто- рия исходит, таким образом, из принципа, прямо противополож- ного фактической последовательности событий. Подлинная пос- ледовательность событий идёт от возникновения вещи к её тепе- решнему состоянию. Историк же отправляется от теперешнего положения вещей и идёт назад к их генезису. Когда от текущего года и столетия он мысленно возвращается к непосредственно им предшествовавшему и встречается здесь с историческими фак- тами, которые объясняют ему последующие события, когда он прослеживает весь процесс до самого начала – не начала мира, для чего у него не может быть путеводителя, - а до начала появ- ления памятников, тогда он получает возможность пойти обрат- ным путём и, имея путеводной нитью отмеченные им факты, лег- ко и беспрепятственно пройдёт от возникновения памятников до новейшего времени. Это и есть наша мировая история, которая будет преподана вам в моих лекциях.

Так как мировая история зависит от богатства или беднос- ти источников, то в ней будет неизбежно столько же пробелов, сколько их имеется в предании. Насколько необходимо, после- довательно и обусловленно вытекают друг из друга события ми- рового развития, настолько же случайно и отрывочно связаны они между собой в историческом изложении. Существует поэто- му явное несоответствие между ходом вещей в действительном мире и ходом их в мировой истории. Ход действительного ми-


рового развития можно было бы сравнить с непрерывным течением реки, в то время как в мировой истории отражаются лишь то одна, то другая волна этой реки. Далее. Так как легко может произойти, что связь какого либо отдалённого мирового события с сегодняшним днём бросается в глаза раньше, чем связь его с явлениями, которые ему предшествовали или происходили одновременно с ним, то неизбеж- но, что события, которые находятся в теснейшей связи с современно- стью, нередко кажутся нам изолированными в том веке, когда они происходили. В качестве фактического примера этого можно было бы привести, например, происхождение христианства и в особенно- сти христианской морали. Христианская религия принимала столь всеобъемлющее участие в формировании современного мира, что возникновение её является важнейшим фактом мировой истории. Но ни то время, когда она зародилась, ни тот народ, среди которого она появилась, не дают (за отсутствием источников) никаких удовлетво- рительных объяснений причин её возникновения.

Таким образом, наша мировая история никогда не могла бы стать чем-либо иным, кроме агрегата отрывков, и не заслужива- ла бы названия науки, если б ей на помощь не пришла филосо- фия. Соединяя эти отрывки искусственными промежуточными звеньями, философия превращает агрегат в систему, в разумное и закономерно связанное целое. Основанием для этого является тот факт, что законы природы, равно как и законы человеческо- го духа, едины и неизменны. Именно это единство является при- чиной того, что, при совпадении аналогичных внешних условий, события, имевшие место в отдалённейшей древности, могут по- вторяться в новейшие времена, вследствие чего, отправляясь от новейших явлений, лежащих в круге нашего наблюдения, ретрос- пективно можно делать выводы и проливать свет на явления, которые теряются в доисторических временах. Метод заключе- ний по аналогии является мощным вспомогательным средством всюду, в том числе и в истории. Но употребление этого метода должно оправдываться достаточно вескими причинами, и при- менять его должно с разумной и необходимой осторожностью.

Философский ум не будет долго задерживаться на материа- лах всемирной истории; в нём возникнет новое стремление асси- милировать всё окружающее его в своей собственной, разумной на-


туре и поднять всякое происходящее перед ним явление на высшую ступень, на ступень мысли. Чем чаще и чем с большим успехом он возобновляет свои попытки связывать происшедшее с настоящим, тем больше он будет склонен трактовать связь того, что он рассмат- ривал как причину и следствие, как связь, существующую между целью и средством. Одно явление за другим начинает ускользать от слепой приблизительности и необусловленной закономерно свобо- ды и как отдельное звено присоединяется к гармонически связанно- му целому (которое существует, конечно, лишь в представлении мыс- лителя). Скоро ему становится уже трудно убедить себя, что после- довательность явлений, которая выглядит в его представлении столь закономерной и разумной, отсутствует в действительном мире. Ему трудно снова вернуться в царство слепой необходимости, которое начало получать столь привлекательный вид под заёмным светом разума. В конце концов, он заимствует гармонию из своего внутрен- него мира и пересаживает её вовне, в мир вещей, то есть он привно- сит разумную цель в мировой процесс и телеологическое начало в историческую науку. Вооружённый всем этим, он снова пробегает историю и подвергает исследованию каждое явление, с которым встречается в этой необъятной области. Тысяча фактов подтвержда- ет телеологический принцип, и такое же количество фактов опровер- гает его. Но пока в цепи мировых событий отсутствует ряд важных промежуточных звеньев, пока судьба отсрочивает своё окончатель- ное решение по поводу столь большого количества событий, он объяв- ляет вопрос открытым, и тогда побеждает тот взгляд, который обес- печивает максимальное удовлетворение разуму и максимальную ра- дость сердцу.

Вряд ли нужно упоминать о том, что создание в вышеупо- мянутом духе мировой истории как науки достижимо лишь в более отдалённом будущем. Преждевременное применение тако- го широкого масштаба легко могло бы привести исследователя к тому, что бы насиловать исторические факты и тем самым ото- двинуть счастливое царствование мировой истории как науки, вместо того, чтобы её приблизить.

… Изучение всемирной истории, милостивые государи, если под- ходить к нему именно таким образом, будет настолько же полезным,


насколько и приятным занятием. Оно озарит светом ваш разум и вос- пламенит благотворным энтузиазмом ваше сердце. Оно предохранит ваш дух от низменного и мелочного подхода к нравственным пробле- мам и, раскрывая перед вашими глазами великую картину времён и народов, будет корректировать ваши слишком поспешные заключения, сделанные под влиянием минуты, и предохранит от ограниченных суж- дений, продиктованных эгоизмом. Приучая человека рассматривать себя в связи со всем его прошлым и подготовляя его к выводам в отно- шении отдалённейшего будущего, изучение истории стирает границы между рождением и смертью, которые замыкают в столь тесныеи столь гнетущие границы индивидуальную человеческую жизнь, и своей оптической иллюзией удлиняет его краткое существование до беско- нечности, делая незаметным переход от индивидуума к роду.

Человек изменяется и уходит со сцены; вместе с ним изменяют- ся или исчезают его воззрения. Лишь одна история остаётся неиз- менно на сцене – бессмертная гражданка всех времён и народов. На кровавый бранный труд и на мирные народы, безмятежно питающи- еся молоком своих стад, она взирает одинаково светлым взором го- меровского Зевса. Как бы произвольно не обращалась человеческая свобода с ходом мирового развития, история спокойно глядит на всю эту путаницу, потому что своим проницательным взором она уже прозревает мгновение, когда эту безудержную и мятущуюся свободу обуздает необходимость. То, что она скрывает от папы Григория или Кромвеля, терзаемых угрызениями совести, она охотно раскрывает перед человечеством – «именно, что хотя самолюбивый человек мо- жет преследовать и низкие цели, он нередко бессознательно содей- ствует самым благородным».

Её не ослепит никакой блеск, она не попадёт под власть пред- рассудков, ибо она – воплощение подлинных судеб всех вещей. Всё, что перестало существовать, для неё просуществовало поло- женное время. Для неё не увядает лавровый венок, завоёванный действительными заслугами, и она разбивает обелиски, воздвиг- нутые тщеславием. Раскрывая перед нами тот тонкий механизм, посредством которого тихая рука природы с начала времени плано- мерно развивает в тиши человеческие силы и с точностью отмечает, что сделано в каждый промежуток времени во исполнение этого ве- ликого плана природы, история восстанавливает правильный масш-


таб для оценки счастья и заслуг, который всячески искажается иллю- зиями, господствующими в данном веке. Она предохраняет нас от преувеличенного преклонения перед древностью и от ребяческого сожаления о прошедших временах.

…Все прошлые века, не сознавая того, или не достигая цели, напряжённо работали над тем, чтобы подняться до нашего чело- веческого века. Все сокровища, добытые трудом и талантом, разумом и опытом на протяжении долгого существования мира, принадлежат, в конце концов, нам. Только история в состоянии научить вас правильно ценить те блага, за которые мы не чув- ствуем благодарности только потому, что мы к ним привыкли и получили их без борьбы; между тем эти блага оплачены кровью лучших и благороднейших людей и для завоевания их нужен был тяжкий труд многих поколений.

Перевод под редакцией Е. Книпович. Шиллер Ф. В чём состоит изучение мировой истории и како-

ва цель этого изучения. Вступительная лекция // Шиллер Ф. Со- брание сочинений: В 7 т. Т. IV. М.: Гослитиздат, 1956. С. 23 – 28.

 

Примечания

Телеологический принцип – принцип телеологии (от гр. telos

– цель и … логия) – учение о том, что все процессы в обществе и природе целесообразны, подчинены определённым целям, пре- дусмотренным Богом или природой.

 

Вопросы и задания

1. Составьте таблицу «Исторические взгляды Шиллера»

2. Каково, по мнению Шиллера, главное условие превращения истории в науку?

3. Согласны ли вы с мыслью Шиллера, что «законы приро-

 


ды, равно как и законы человеческого духа, едины и неизменны»? Обоснуйте свою точку зрения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.