Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кардинал Гранвелла




Шиллер Ф.

 


 

Большой художественный талант, мастерство психологи- ческого анализа, умение выявить индивидуальные черты изобра- жаемого лица и, в то же время, показать его социальный харак- тер – все эти особенности творчества, создавшие славу Шиллеру

– драматургу, в полной мере проявляются и в созданных им исто- рических портретах. Отрывок содержит два таких портрета – короля Испании Филиппа II и кардинала Гранвеллы. В последнем портрете Шиллеру удалось, на наш взгляд, создать типичный об- раз высокопоставленного бюрократа не только XVI века.

 

Антон Перено, епископ Аррасский, в дальнейшем архиепис- коп Мехельнский и митрополит всех Нидерландов, которого не- навидевшие его современники увековечили под именем кардина- ла Гранвеллы, родился в 1516 году в городе Безансоне, в Бургун- дском графстве. Его отец, Николай Перено, сын кузнеца, благо- даря собственным заслугам возвысился до звания тайного секре- таря герцогини Маргариты Савойской, тогдашней регентши Нидерландов. Здесь он стал известен Карлу V как человек спо- собный; император взял его к себе на службу и использовал для самых важных государственных дел. Двадцать лет работал он в кабинете императора, занимал должность его тайного советни- ка и хранителя печати, был посвящён во все государственные тай- ны этого монарха и приобрёл большое состояние. Звание, влия- ние, государственное искусство отца перешли к сыну, Антону Перено, который смолоду проявил большие способности, от- крывшие ему столь славное поприще. В разных высших учебных заведениях Антон развил таланты, которыми природа одарила его с такой щедрой расточительностью, и пошёл дальше отца. Вскоре оказалось, что он и собственными силами может удер- жаться на месте, которое досталось ему за чужие заслуги. Ему было двадцать четыре года, когда император послал его своим уполномоченным на Тридентский собор. Карл пользовался им ещё и в разных затруднительных миссиях, осыпая его хвалами; когда же Карл передавал сыну скипетр, этот драгоценный дар был подне- сён наследнику тем самым министром, который помогал королю уп-


равляться с ним.

Гранвелла начал своё поприще с самого блестящего прояв- ления своего политического таланта: он легко перешёл от мило- стей такого отца к благоволению такого сына.

…В этом человеке удивительным образом сочетались разно- образные свойства: проницательный, многосторонний ум, редкая лёгкость в ведении больших и сложных дел, обширнейшая учё- ность, а рядом с этим упорное прилежание и неистощимое терпе- ние, самый предприимчивый дух и машиноподобная аккуратность. Дни и ночи этот трезвый, не знающий сна человек мог проводить за государственными делами; он обдумывал одинаково добросо- вестно и тщательно и важное и пустяки. Нередко на него работали разом пять секретарей на пяти языках; сам он, как утверждали, говорил на семи. Всё медленно выработанное испытующим умом принимало в его устах силу и привлекательность, и истина, опира- ясь на могучий дар красноречия, неудержимо увлекала всякого слушателя. Его преданность была неподкупна, потому что душа его не знала никаких страстей, которые ставят человека в зависи- мость от других. С удивительной проницательностью вникал он в душу своего господина, и часто один взгляд раскрывал для него весь ход мыслей короля, подобно тому как отбрасываемая тень указывает на приближающийся предмет. С большим искусством оказывал он помощь ленивому уму, придавал бесформенному на- мёку вид законченной мысли, а затем великодушно предоставлял повелителю славу изобретения. Гранвелла понимал трудное и столь полезное искусство отступать в тень самому и отдавать свой гений другому. Так он властвовал, скрывая свою власть, - только так можно было властвовать над Филиппом II. Довольный неза- метной, но действительной властью, он не стремился ненасытно, как мелкие душонки, к внешним знакам этой власти, но всякий новый сан был ему к лицу, словно он всегда был с ним не разлучен. Немудрено, что столь необычайные качества снискали ему милость господина: он был и необходим королю, благодаря той сокровищ- нице политических тайн, которую Карл V на протяжении своей бога- той событиями жизни скопил и завещал ему. Сколько бы ни доверял себялюбивый Филипп собственному уму, его опасливая, идущая ощу-


пью политика искала опоры в сильной личности, чтобы использовать авторитет, чужой пример и опыт другого для преодоления собствен- ной нерешительности. Ни одно политическое событие, ни одно внут- реннее дело королевского дома не обходилось без Гранвеллы, пока Филипп пребывал в Нидерландах. А когда король отправился в Испа- нию, он сделал новой регентше в лице этого министра такой же пода- рок, какой в своё время получил от своего отца – императора.

Деспоты оказывают доверие собственным креатурам, извлечён- ным из грязи; это дело обычное. Но победить замкнутое себялюбие такого человека, как Филипп, победить настолько, чтоб оно сменилось доверием и даже задушевностью, - для этого требовалось исключи- тельное дарование. Малейшее поползновение предъявить права соб- ственности на какую-нибудь мысль, которую король соблаговолил при- знать своею, стоило бы министру всего его влияния. Он мог преда- ваться низким страстям – сладострастию, алчности, мстительности, но он должен был тщательно скрывать от подозрительных взоров дес- пота единственную одушевляющую его страсть – сладкое сознание своего превосходства и силы. Он добровольно отказывался от всех сво- их преимуществ, чтобы вновь получить их от великодушия короля; его счастье заключалось в том, чтобы никакой другой человек на свете не мог рассчитывать на благодарность короля. Он не надел присланно- го ему из Рима пурпура до тех пор, пока не пришло на это королевское соизволение из Испании: повергнув пурпур к подножию престола, он как бы принял его из рук его величества. Герцог Альба, не столь лов- кий политик, устроил лично себе триумф в Антверпене и приписал себе победу, которую одержал в качестве орудия короны, - и Альба сошёл в могилу с немилостью своего владыки.

Перевод С. Фруман и И. Смидович.

Шиллер Ф. История отпадения Соединённых Нидерландов от испанского владычества // Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7 т. Т. IV. М.: Гослитиздат, 1956. С. 112 - 115.

Примечания

Гранвелла (Гранвела) Антуан Перрено (1517 – 86)) – кардинал, министр Карла V и Филиппа II. С 1559 года фактически управлял Нидерландами, являясь советником правительницы Маргариты Пар- мской. Его политика, направленная на полное подчинение Нидерлан-


дов Испании, вызвала всеобщее возмущение, и в 1564 году Гранвел- ла был отозван. Позднее занимал самые высокие должности при дво- ре Филиппа II, в том числе возглавлял королевский совет.

Карл V Габсбург (1500 – 58) - император Священной Римской Империи, испанский король, потерпел поражение в войне с протес- тантскими князьями и в 1556 году отрёкся от престола.

Филипп II Габсбург (1527 – 98) – испанский король с 1556 года. Проводил политику жестокого подавления национально- освободительного движения в Нидерландах.

 

Вопросы и задания

1. В чём сила Шиллера – мастера исторического портрета? Какие художественные приёмы он использует для создания пор- третов Гранвеллы и Филиппа II?

2. Охарактеризуйте особенности жанра исторического пор- трета.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.