Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О Гудрун 6 страница




 

[359]Орел кричит рано – герой должен смолоду проявить себя героем.

 

[360]…что дашь в придачу… – Полагалось, чтобы тот, кто дает имя, сделал подарок.

 

[361]…на лезвие змей окровавленный лег, // другой обвивает хвостом рукоять. – Речь идет о рисунке на лезвии и украшении на рукояти.

 

[362]Щиты на бортах… – На боевых ладьях щиты воинов располагались в ряд вдоль бортов.

 

[363]…стоять на носу. – На нос боевой ладьи ставили наиболее смелых и надежных воинов.

 

[364]Атли мне имя, дрожи, ужасайся… – Игра слов: имя Атли и слабая форма прилагательного «ужасный» звучат одинаково.

 

[365]Ночные всадницы – ведьмы.

 

[366]Руны смерти – магические руны, вырезанные на оружии, чтобы придать ему губительную силу.

 

[367]…в камень… ты превратишься. – См. прим. к «Речам Альвиса».

 

[368]Йоль – языческий праздник, связанный с культом плодородия и праздновавшийся в середине зимы. Считалось, что злые силы особенно опасны в это время.

 

[369]Она ехала на волке… – Колдуний, ведьм и великанш всегда представляли себе верхом на волке.

 

[370]Она предложила Хедину сопровождать его. – Она была дух‑двойник, или фюльгья (буквально «спутница») Хельги и, чувствуя приближение его смерти, искала себе другого хозяина.

 

[371]Хедин дал обет жениться на Сваве… – Такой обет заставила его дать женщина‑тролль, которую он встретил в вечер под Йоль. В этом заключалась ее месть.

 

[372]Духи‑двойники. – Выше рассказывалось, что Хедина посетил один дух‑двойник. Но, по‑видимому, существовало поверье, что их может быть несколько у одного человека.

 

[373]…оградил ореховыми ветвями… – Так принято было огораживать площадку, предназначенную для поединка.

 

[374]Сказание о Хельги Убийце Хундинга – несомненно скандинавского (датского) происхождения. Судя по некоторым именам, историческая основа этого сказания – события V в. Географические названия (их очень много в песни) указывают, по‑видимому, на Данию, южное побережье Балтики, южную Швецию, но многие из них явно выдуманы для украшения и стоят на границе с именами нарицательными: Химинфьёлль – «небесные горы», Сольфьёлль – «солнечные горы». По содержанию песнь приближается к хвалебным песням скальдов. Она приближается к поэзии скальдов и по стилю. Песнь обычно считается сравнительно поздней.

 

[375]Палаты луны – небо.

 

[376]Нери сестра – норна.

 

[377]Славный Ильвинг – Сигмунд, отец Хельги и также Сигурда Убийцы Фафнира. Первоначально Ильвинги – датский род, но в этой песни они отождествлены с Вёльсунгами.

 

[378]…лук благородный герою вручил он. – Вручение растения при передаче земель было символическим обрядом, а лук (которому приписывалась целебная и волшебная сила) считался благороднейшей из трав.

 

[379]Змея крови – меч.

 

[380]Брат Синфьётли – Хельги.

 

[381]Буря копий – битва.

 

[382]Сходка мечей – битва.

 

[383]Мир Фроди – см. «Песнь о Гротти».

 

[384]Псы Видрира – волки. Видрир – Один.

 

[385]Мимир копий – воин, в данном случае Хундинг. Мимир – один из асов.

 

[386]Убийца Исунга – Хёдбродд. Кто такой Исунг, неизвестно.

 

[387]Сверканье моря – золото.

 

[388]Хьёрлейв – один из спутников Хельги.

 

[389]Шатер на носу. – Такой шатер разбивали во время стоянки у берега и в нем спали.

 

[390]Сестры Кольги – волны. Кольга – одна из дочерей морского великана Эгира.

 

[391]Дочь Эгира – волна.

 

[392]Ран – жена Эгира.

 

[393]Олень моря – корабль.

 

[394]Гудмунд – младший брат Хёдбродда.

 

[395]Червленый (красный) щит – знак войны.

 

[396]…в груде камней ползал ты, корчась… – На такие груды в Норвегии было принято бросать падаль, которую потом пожирали волки. Синфьётли, согласно сказанию, был одно время оборотнем и потом убил своего сводного брата.

 

[397]Жена Грани – кобыла. Грани – конь Сигурда.

 

[398]Голльнир – имя великана.

 

[399]Имд – имя великанши.

 

[400]Хнифлунги – в данном случае сыновья Гранмара. Но см. прим. к «Отрывку Песни о Сигурде».

 

[401]Желудь духа – сердце.

 

[402]Ингви – см. прим. к «Речам Регина».

 

[403]Песнь состоит из нескольких частей, связанных прозой. Выделяется своей законченностью конец песни (строфы 30–51) – смерть и возвращение Хельги с того света на свиданье с Сигрун. Мотив возвращения мертвого к своей возлюбленной, широко представленный в народных балладах и сказках, трактован здесь с эмоциональной силой, единственной в эддической поэзии. Различные части этой песни датируются различно.

В издании С. Бюгге строфы 19–24 были переставлены после строфы 29, т. е. Бюгге переставил перебранку между Гудмундом и Синфьётли на то место, где она по смыслу должна стоять.

 

[404]Вёльсунги и Ильвинги – первоначально эти родовые названия не были тождественны: Вёльсунги – южногерманский род, Ильвинги – датский.

 

[405]…какого мужа убили воины. – Речь идет, по‑видимому, об отце Хельги, и, следовательно, в этом фрагменте представлена та форма сказания, в которой Хельги еще не сводный брат Сигурда и в которой он мстит Хундингу за убийство отца (не Сигмунда!).

 

[406]Серый волк – Хельги, поскольку он Ильвинг (буквально – «волчонок»).

 

[407]…Хундинг думал – то Хамаль. – Хельги выдал себя за Хамаля, сына своего воспитателя.

 

[408]Зерна молоть – занятие рабынь.

 

[409]…там они порезали скот… – Во время викингских походов принято было сгонять захваченный скот к берегу и там его резать.

 

[410]Свава – героиня «Песни о Хельги Сыне Хьёрварда».

 

[411]Хамаль – так Хельги в шутку называет себя.

 

[412]Хлесей – остров Лесё в Каттегате. Одно из немногих вполне конкретных географических названий в песнях о Хельги.

 

[413]Гусята валькирий – вороны.

 

[414]…медведей убил я… – т. е. воинов. Хельги говорит о совершенном им подвиге иносказательно, уклончиво.

 

[415]Древняя песнь о Вёльсунгах. – Это название относится, по‑видимому, к строфам 14–18. Но неясно, действительно ли эта часть песни древнее других ее частей.

 

[416]…в Песни о Хельги. – См. «Первую Песнь о Хельги Убийце Хундинга», строфы 20 след.

 

[417]…и это тоже уже было написано. – См. «Первую Песнь о Хельги Убийце Хундинга», строфы 34 след., и ср. ниже строфы 20 след.

 

[418]…дал клятву Вёльсунгам. – Он дал клятву в том, что отказывается от кровной мести за отца.

 

[419]…была ты нам Хильд. – Хильд – героиня сказания о Хьяднингах, которая тоже была причиной распри между ее отцом и ее возлюбленным (но буквально Хильд – «битва», а также имя одной из валькирий). Каждой ночью, после дневного боя, Хильд оживляла своих воинов, павших в бою, и Сигрун в своем ответе намекает на это. Имя Хёгни, отца Сигрун, тоже из сказания о Хьяднингах.

 

[420]Палка битвы – меч.

 

[421]Фьётурлунд – «роща оков». Считается, что в этом названии сохранилась память о священной роще семнонов, в которую, по словам Тацита, нельзя было входить иначе как в оковах.

 

[422]…клятвы, которые дал ты когда‑то Хельги… – т. е. клятвы в том, что он отказывается от кровной мести за отца.

 

[423]Лейфтр – река в Хель.

 

[424]Унн – одна из дочерей морского великана Эгира. Буквально – «волна».

 

[425]Указывалось, что эта клятва очень похожа на клятву в договоре князя Игоря с византийским императором: «да не ущитятся щиты своими, и да посечены будуть мечи своими» и «Аще ли же кто… преступить се, …будеть достоин своим оружьем умрети» («Повесть временных лет», т. 1. М. – Л., 1950, с. 35 и 39).

 

[426]Соколы Одина – вороны.

 

[427]Роса смерти – кровь.

 

[428]Роса горя – слезы.

 

[429]Алая дорога – окрашенное утренней зарей небо.

 

[430]Бледный конь – в поверьях – предвестник смерти.

 

[431]Сальгофнир – петух в Вальгалле, который будит утром обитающих там героев – эйнхериев.

 

[432]…идут на тинг сновидений – ложатся спать.

 

[433]Песнь о Каре. – Эта песнь не сохранилась, но пересказ ее содержания есть в исландских римах XVI в.

 

[434]Фраккланд – страна франков, Франция. Возможно, что это след франкского происхождения сказания.

 

[435]У Боргхильд был… брат, которого звали… – Здесь в рукописи выпущено имя брата Боргхильд.

 

[436]«Выпей, сын!» – Это место истолковывают и так, что Сигмунд якобы предложил сыну дать напиться усам, рассчитывая, что яд осядет в них. В «Саге о Вёльсунгах» говорится, что Сигмунд сказал так потому, что был пьян.

 

[437]Какой‑то человек – перевозчик мертвых, Один.

 

[438]Эта песнь служит как бы введением к песням о Сигурде. Она дает обзор содержания всех песен о Сигурде. Песнь обычно считают самой поздней в «Старшей Эдде». Перечисление всех событий в жизни Сигурда мотивируется тем, что их предсказывает ему Грипир, его дядя. Сам Грипир нигде вне данной песни не упоминается. Предполагается поэтому, что он придуман при составлении сборника песен. Форма симметричных вопросов и ответов вызывает некоторые повторения и несообразности (см., например, прим. к строфе 42). Строфы 42–43 были переставлены С. Бюгге для симметрии вопросов и ответов.

 

[439]Конунга дочь – валькирия, которую разбудил Сигурд. В этой песни она не отождествлена с Брюнхильд, т. е. восстановлена более ранняя форма сказания.

 

[440]Убийца Фафнира – меч Грам.

 

[441]Бурю копий зовущий – воин, герой.

 

[442]Готы – в «Старшей Эдде» обычно южные народы или вообще воины. Но ср. прим. к «Гренландской Песни об Атли».

 

[443]Клятвы – обет побратимства.

 

[444]Обе свадьбы вместе сыграют… – Этот мотив есть только в «Песни о нибелунгах». Возможно, что он был в утерянных песнях «Старшей Эдды».

 

[445]Три ночи. – Говоря о трех ночах, Сигурд как бы сам дополняет пророчество Грипира.

 

[446]Жилище солнца – небо.

 

[447]В этой и двух следующих песнях сюжетом являются сказания о молодости Сигурда. Сказания эти южногерманского происхождения. Историческая основа их совершенно не известна. Во всех трех песнях о молодости Сигурда строфы «эпические» (восьмистрочные) чередуются со строфами «гномическими» (шестистрочными). «Гномические» строфы (они преобладают) не развивают действия, они содержат различного рода поучения. В изданиях «Старшей Эдды» принято выделять «Речи Регина», «Речи Фафнира» и «Речи Сигрдривы» в самостоятельные песни. Но в сущности рукопись не дает для этого достаточного основания (в частности, названий этих в рукописи нет).

 

[448]Хьяльпрек – отец отчима Сигурда.

 

[449]…карлик ростом. – А дальше («Речи Фафнира», строфа 38) он назван великаном. Это противоречие – след того, что сказание о воспитателе‑карлике первоначально не было связано со сказанием о драконе.

 

[450]Пламя вод – золото.

 

[451]Вадгельмир – река в Хель.

 

[452]…ушел в камень. – Представляли себе, что карлики живут в камнях.

 

[453]Густ – предок Андвари или, возможно, он сам.

 

[454]Братьям двоим – Фафниру и Регину.

 

[455]Восьмерым героям – Сигурду, Готторму, Гуннару, Хёгни, Атли, Эрпу, Сёрли и Хамдиру.

 

[456]…за тебя отмстит! – Фафниру отмстил Сигурд, и, следовательно, он должен был бы быть сыном дочери Люнгхейд. Но сказанием это не подтверждается.

 

[457]Битвы я жду от жадного волка – распространенная поговорка.

 

[458]Ингви – бог Фрейр. Но Фрейр был родоначальником шведских и датских конунгов (Инглингов), а не Вёльсунгов (родоначальником которых был Один). Следовательно, здесь Сигурд втянут в скандинавскую родословную.

 

[459]Рейн – след южногерманского происхождения сказания.

 

[460]Эйлими – дед Сигурда со стороны матери.

 

[461]Некий человек – Один.

 

[462]Кони Ревиля – корабли (Ревиль – какой‑то морской конунг).

 

[463]Кони паруса – корабли.

 

[464]Деревья моря – корабли.

 

[465]Хникар – одно из имен Одина.

 

[466]Фенг или Фьёльнир – имена Одина.

 

[467]Древо меча – воин.

 

[468]…к закатному солнцу. – Запад вообще считался несчастливой стороной, восток – счастливой.

 

[469]Дисы – норны, валькирии.

 

[470]Кровавый орел…вырезан сзади! – Раскроена спина, ребра оттянуты вперед в виде крыльев и легкие вытащены наружу (способ предания смерти, практиковавшийся в некоторых случаях викингами).

 

[471]К этой песни относится все сказанное о предыдущей песни. Фафнир, умирая, произносит поучения потому, что умирающему приписывались особые знания и особая сила (см. прозу после строфы 1). Сигурд задает Фафниру вопросы (на которые может ответить только умирающий) и тем самым не дает ему сказать что‑либо опасное для него, Сигурда.

 

[472]Я зверь благородный… – По‑видимому, этими словами Сигурд зашифровал свое собственное имя.

 

[473]…без матери. – Возможно, что это след первоначальной (южногерманской) версии сказания, по которой Сигурд воспитывался у чужих и не знал своих родителей. Но в строфе 4 уже представлена скандинавская форма сказания.

 

[474]…в неволе рожденный… – Хьёрдис, мать Сигурда, после гибели Сигмунда, его отца, была захвачена в плен Альвом и родила сына у Хьяльпрека, отца Альва. Потом Альв женился на ней.

 

[475]Норн приговор у мыса узнаешь – в виду земли (т. е. когда уже не будешь думать об опасности); по другому толкованию – у мыса, где находится вход в Хель.

 

[476]Мешать кровь – сражаться.

 

[477]Сурт – в данном случае представитель злых сил, которые уничтожат асов. Ср. прим. к «Прорицанию вёльвы».

 

[478]Бильрёст – радуга, мост с земли на небо, который рухнет, когда наступит гибель богов.

 

[479]Игры валькирий – битвы.

 

[480]Дарящий кольца – конунг.

 

[481]Радовать ворона – сражаться.

 

[482]Волка узнаешь по волчьим ушам – пословица, в данном случае – предательский замысел Регина можно узнать по его словам.

 

[483]Ясень сраженья – воин (Сигурд).

 

[484]Вершина войска – вождь (Сигурд).

 

[485]Кольца – золото, сокровища.

 

[486]Гибель ясеня – огонь.

 

[487]И к этой песни относится все сказанное о «Речах Регина». Сюжет этой песни – встреча молодого Сигурда с валькирией, усыпленной Одином шипом сна (мотив сказки о спящей красавице). Валькирия и в этой песни не отождествлена с Брюнхильд. Большую часть песни занимают поучения в рунической и прочей мудрости (строфы 6–37). Поучения эти вложены в уста Сигрдривы потому, что она проснулась от долгого сна, во время которого ее душа могла, как полагали, скитаться по другим мирам и, следовательно, приобрести тайные знания. Есть в песни две строфы гимнического характера (3–4). Конец песни падает на лакуну в рукописи.

 

[488]…и в ограде – знамя. – Оно, видимо, было на копье валькирии.

 

[489]Будет выдана замуж – перестанет быть валькирией, так как валькирии не выходили замуж.

 

[490]Клен тинга кольчуг – воин. Тинг кольчуг – битва.

 

[491]Тюр – бог войны и название руны «т».

 

[492]Руна Науд – руна «н» (буквально – «нужда»).

 

[493]Дисы – праматери.

 

[494]Стоял… – подразумевается Один.

 

[495]Голова Мимира – см. прим. к «Прорицанию вёльвы».

 

[496]Бог света – солнце.

 

[497]Альсвинн и Арвак – кони, везущие колесницу солнца. См. «Речи Гримнира», строфа 37.

 

[498]Убийца Хрунгнира – Тор.

 

[499]Слейпнир – конь Одина.

 

[500]Браги – бог поэзии.

 

[501]След помогающий. – По‑видимому, речь идет о руне, нанесенной на след отсутствующего человека и помогающей ему.

 

[502]Гунгнир – копье Одина.

 

[503]Клен лезвия – воин.

 

[504]Дерево битвы – воин.

 

[505]Волчьи клятвы – клятвы сына или брата убитого.

 

[506]Сюжет этой и трех следующих песен – сказание о Брюнхильд и смерти Сигурда. Сказание это южногерманского (франкского) происхождения и известно особенно по «Песни о нибелунгах». Историческая основа этого сказания не поддается установлению. Исторически обосновываются в нем только имена Гуннара, Гьюки и Готторма. Но в данном сказании они не из истории, а из другого сказания (см. прим. к «Песни об Атли»). В «Отрывке Песни о Сигурде» сказание наиболее близко к первоначальной форме, – в частности, Брюнхильд еще не отождествлена с валькирией, разбуженной Сигурдом, и Сигурд убит в лесу, «к югу от Рейна» (единственное южногерманское географическое название, сохранившееся в песнях), а не в постели. Начало этой песни падает на лакуну в рукописи. По‑видимому, конца песни тоже не хватает и последовательность строф нарушена (предполагаемая большинством издателей первоначальная последовательность строф указана нумерацией). Содержание лакуны восстанавливается по «Саге о Вёльсунгах». Оно сводится к следующему. Сигурд и Брюнхильд (она же разбуженная валькирия) обмениваются клятвами верности. Сигурд останавливается у Хеймира. Во время охоты ястреб Сигурда садится на окно Брюнхильд, Сигурд узнает ее, идет к ней, и они снова обмениваются клятвами. Гудрун, дочь Гьюки и сестра Гуннара, Хёгни и Готторма, видит вещий сон, отправляется к Брюнхильд, и та истолковывает ее сон. Гримхильд, мать Гудрун, дает Сигурду напиток забвения, и он забывает Брюнхильд, женится на Гудрун и заключает побратимство с ее братьями Гуннаром и Хёгни. Гуннар сватается к Брюнхильд, которая дала обет выйти замуж только за того, кто проедет через огненный вал, окружающий ее чертог, но он не может проехать через этот вал ни на своем коне, ни на коне Сигурда. Тогда Гуннар и Сигурд обмениваются обличьями, и Сигурд проезжает через огненный вал и проводит у Брюнхильд три ночи, но между ней и им лежит его обнаженный меч. Сигурд получает от Брюнхильд перстень возвращается обратно и снова меняется обличьями с Гуннаром. Гуннар женится на Брюнхильд, а Сигурд вспоминает о клятвах, которыми он когда‑то обменялся с Брюнхильд. Во время купанья в реке Брюнхильд и Гудрун спорят о том, кто имеет право на место выше по течению, чей муж достойней, и Гудрун открывает Брюнхильд, что Сигурд, муж Гудрун, проехал через огненный вал, а не Гуннар, муж Брюнхильд, и показывает ей ее же перстень, который Сигурд, вернувшись из своей сватовской поездки к Брюнхильд, отдал своей жене Гудрун. В диалогах между Сигурдом и Гудрун, Гудрун и Брюнхильд, Брюнхильд и Гуннаром и особенно Брюнхильд и Сигурдом раскрывается обида и гнев Брюнхильд. Брюнхильд требует от Гуннара, чтобы он убил Сигурда, поскольку Сигурд обманул не только ее, но, по ее словам, и его. Гуннар советуется с Хёгни. Здесь начинается «Отрывок».

 

[507]…вороньего мяса… – Готторма (который не был побратимом Сигурда, хотя тоже был братом Гудрун) кормили мясом волка, змеи и ворона, чтобы придать ему свирепость, необходимую для совершения убийства.

 

[508]Атли о вас клинки окровавит! – Намек на будущие события. См. «Гренландскую Песнь об Атли».

 

[509]…я сон страшный увидела… – Сон – вещий, см. «Песнь об Атли».

 

[510]Нифлунги – в данном случае Гьюкунги, дети Гьюки. (Немецкое – Нибелунги.) Первоначально, в южногерманском сказании, нибелунги – это карлики (альбы), сокровищем которых завладел Сигурд. Потом это название распространилось на тех, кто завладел сокровищем после смерти Сигурда, т. е. на Гуннара и Хёгни и весь род Гьюкунгов, а также на любой род героев. По народной этимологии также Хнифлунги.

 

[511]…клятве он верен… – Таким образом, Брюнхильд берет назад свое обвинение Сигурда в том, что он обманул доверие Гуннара в те три ночи, которые он провел у нее в обличье Гуннара.

 

[512]…убит в постели, спящий. – Так рассказывается в «Краткой Песни о Сигурде», «Подстрекательстве Гудрун», «Речах Хамдира», «Саге о Вёльсунгах» и «Младшей Эдде».

 

[513]…убит в лесу. – Так рассказывается во «Второй Песни о Гудрун», «Саге о Тидреке» и «Песни о нибелунгах».

 

[514]…ехали на тинг, когда его убили. – Эта версия возникла, по‑видимому, в результате неправильного истолковання одного места из «Второй Песни о Гудрун».

 

[515]Эта песнь – наиболее законченная из так называемых героических элегий в «Старшей Эдде». Содержание таких песен‑элегий – одна трагическая ситуация из сказания и связанные с ней переживания и воспоминания героини. В данном случае это Гудрун скорбит над телом своего мужа Сигурда. Указывалось на близость данной песни (и вообще этого типа песен) к датским и немецким народным балладам на сходные сюжеты.

 

[516]Гунны… – В «Старшей Эдде» так называются южные народы вообще. Сигурд называется «гуннским конунгом» и т. д., но ср. прим. к «Гренландской Песни об Атли».

 

[517]Жилье души – грудь.

 

[518]Девы Одина – валькирии.

 

[519]Семерых конунгов горе – см. прим. к «Речам Регина».

 

[520]Атли тогда зло совершил… – Подразумевается, что Атли принудил Брюнхильд принять сватовство Гуннара, когда Брюнхильд увидела Сигурда рядом с Гуннаром и полюбила его. Ср. «Краткую Песнь о Сигурде», строфы 35 след.

 

[521]Огонь ложа дракона – золото.

 

[522]В этой песни подразумеваются те же события, что и в «Отрывке Песни о Сигурде», но трактуются они иначе: в центре внимания оказывается Брюнхильд и ее переживания. Речи занимают в этой песни во много раз больше места, чем повествование. Песнь эта (она одна из наиболее длинных в «Эдде») называется «краткой» потому, что существовала еще одна песнь о Сигурде – «Большая Песнь о Сигурде», которая была еще длинней и в которой речи играли еще большую роль. «Краткую Песнь о Сигурде» обычно считают наиболее поздней из песен на сюжеты из южногерманских сказаний.

В издании Бюгге некоторые строфы были переставлены.

 

[523]Братьев обоих – Гуннара и Хёгни.

 

[524]Сын Гьюки – Гуннар.

 

[525]Волка кормить… – Сын убитого врага считался опасным, как волк.

 

[526]Сокровище Рейна – сокровище, которым завладел Сигурд, убив Фафнира, и которое впоследствии (но не Сигурдом, а Гьюкунгами!) было спрятано на дне Рейна.

 

[527]…вчетвером… – Речь идет, по‑видимому, о трех сыновьях Гьюки (Гуннаре, Хёгни и Готторме) и Сигурде.

 

[528]Гуннский Бальдр войска – Сигурд. Бальдр войска – воин, герой.

 

[529]Друг Фрейра – Сигурд.

 

[530]…братья твои живы еще! – Сигурд утешает Гудрун тем, что у нее остались братья (несмотря на то, что именно эти братья были причиной его смерти!), потому что брат считался лучшей защитой сестры и смерть брата – наибольшим горем (ср. строфу 32).

 

[531]…вы, Гьюкунги… трое… – Речь идет о Гуннаре, Хёгни и Сигурде. В следующих строфах подразумевается та же форма сказания, что и в строфах 25–26 «Первой Песни о Гудрун».

 

[532]Земля ожерелий – женщина, Брюнхильд.

 

[533]…мертвых рабынь и служанок убитых… – Они были убиты, чтобы последовать на погребальный костер за своей хозяйкой. Из ответа оставшихся служанок (строфа 50) следует, что Брюнхильд хотела подарками побудить их тоже последовать за ней на костер. Из строфы 70 следует, что всего было убито пять рабынь и восемь слуг.

 

[534]Сокровища Меньи – золото. Ср. «Песнь о Гротти».

 

[535]В этой и следующей строфах Брюнхильд предсказывает события, о которых рассказывается во «Второй Песни о Гудрун», «Плаче Оддрун», «Песни об Атли» и «Подстрекательстве Гудрун».

 

[536]И пусть ему пяту не отрежет // дверь… – Речь идет, по‑видимому, о двери в Хель, которая опустится за ним.

 

[537]И эта песнь – героическая элегия, но только героиня здесь не Гудрун, а Брюнхильд (ср. прим. к «Первой Песни о Гудрун»). Брюнхильд отождествлена в этой песни с валькирией, усыпленной Одином и разбуженной Сигурдом, а пробуждение этой валькирии и сватовство Сигурда к Брюнхильд объединены в одно событие (ср. «Речи Сигрдривы» и прим. к ним). Песнь относят к наиболее позднему слою.

 

[538]Валланд – в данном случае южные страны вообще.

 

[539]Вар золота – женщина. Вар – имя одной богини.

 

[540]Конунг смелый наши одежды // восьми сестер под дубом схватил. – Здесь в сказанье вплелся сказочный мотив девушек в лебяжьих рубашках (ср. начало «Песни о Вёлунде»).

 

[541]Хильд – имя валькирии, буквально – «битва».

 

[542]Готский край – см. прим. к «Пророчеству Грипира».

 

[543]Губитель дерева – огонь.

 

[544]Пестун мой – Хеймир. О нем упоминается в «Пророчестве Грипира», строфы 19, 27–29.

 

[545]Викинг датский. – Неясно, в результате какой контаминации Сигурд назван так.

 

[546]И эта песнь – героическая элегия. Но форма эта не выдержана: местами речи персонажей развивают действие. Имена некоторых из персонажей (см. строфу 19) указывают на русско‑скандинавские связи XI в. Ярицлейв – это явно Ярослав: Вальдар – возможно, Владимир; Эймод – Эймунд (об одном норвежце с этим именем в так называемой «Эймундовой саге» рассказывается, что он был предводителем варяжской дружины Ярослава Мудрого). Неясно, как эти имена попали в песнь. Есть в песни ряд бытовых сцен, которые всегда привлекали внимание историков культуры (это особенно относится к сценам женского вышиванья, строфы 14–16).

 

[547]Убивший Готторма – Сигурд. См. «Краткую Песнь о Сигурде», строфы 22–23.

 

[548]Гудрун намекает в этой строфе на будущую гибель Хёгни.

 

[549]Сигар и Сиггейр – герои датского сказания.

 

[550]Остров Фьон – Фюн (в Дании).

 

[551]Лангбард – буквально – «длиннобородый», в данном случае, по‑видимому, Атли.

 

[552]…волосы, темные… – признак их южного, возможно, гуннского, происхождения.

 

[553]Вереска рыба – змея.

 

[554]Несрезанный колос края Хаддинги – водоросль. Край Хаддинги – море. Другие толкователи считают, что край Хаддинги – это царство мертвых, и ставят запятую не после «рыба», а после «края». Получается – змея царства мертвых.

 

[555]Роса очага – сажа.

 

[556]Сигмунд – сын Гудрун от Сигурда.

 

[557]Чудовище трупов – волчица.

 

[558]Тот, кто забавы мечей затевает – воин, в данном случае Атли.

 

[559]Вальский – чужестранный, буквально – кельтский, романский.

 

[560]Смысл этой строфы неясен.

 

[561]В этой песни о Гудрун появляются два персонажа, нигде больше в «Старшей Эдде» не представленные, но известные по «Песни о нибелунгах» и другим немецким произведениям: Тьодрек (в немецкой героической поэзии – Дитрих Бернский, исторически – остготский король Теодорих, умерший в 526 г.) и Херкья (в немецкой поэзии – Хельха, жена Этцеля, исторически – Крека или Керка, жена гуннского короля Аттилы). Мотивы и персонажи немецкой героической поэзии скомбинированы в этой песни по‑новому: Херкья – служанка Атли и его наложница, а не жена, и т. д. Сюжет песни – происки коварной любовницы против верной жены – характерен для средневековых народных баллад, но не для героической поэзии. Песнь обычно относят к наиболее позднему слою в «Старшей Эдде».

 

[562]елый священный камень. – Фаллические белые камни найдены в значительном количестве на западном побережье Норвегии. Возможно, что на них произносились некогда торжественные клятвы.

 

[563]Сын Тьодмара – Тьодрек.

 

[564]Князь южан – немецкий князь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.205 сек.