Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности Биеннале графики как независимой фестивальной формы. 1 страница




 

В настоящее время при сложившейся экономической ситуации художественные выставки приобретают новые очертания, переосмысливают свою роль в современной действительности, ищут и создают новые модели актуализационных форм изобразительного искусства. Этот процесс нашей культуры является одним из самых динамичных, постоянно изменяющихся и находящихся в поисках оригинальных, необычных решений и как отмечает Н.Суворов: «... при этом утрата традиционной определенности эстетического и художественного заменяется постулированием этих качеств в новой интерпретации» В Москве ежемесячно проводится множество экспозиций, различного содержания, объема, качества, направленности. Никого уже не удивляет присутствие на выставках видеоряда, сценических представлений, показа слайд-шоу. Все эти механизмы стремятся сконцентрировать на себе как можно больше внимания, привлечь и заинтересовать посетителей, работают на популяризацию той или иной акции, фестиваля, конкурса и пр. Разнообразие проводимых выставочных мероприятий; как государственными организациями, музеями, галереями, выставочными залами, так и частными независимыми ни от каких-либо структур кураторами, не позволяет дать однозначную оценку происходящих процессов в художественном мире: «... исторические и культурные события фиксируются в памяти лишь при условии высокой зрелищности. Разного рода красочные праздники, равно как и непредвиденные катастрофы, всегда доходят до массового сознания и оставляют в нем неизгладимый след»[49]. Быстро меняющаяся современная ситуация как социальная, так и психологическая, влияет на создание художественных произведений и специфику выставок изобразительного искусства. Можно отметить явную тенденцию временной концентрации, сжатости или ускорения творческого процесса в целом. Поэтому и сам процесс выставочной деятельности представляет собой динамичную ситуацию, развивающуюся стремительно и сумбурно. В этом процессе вопрос о роли и месте графики в современном мире искусства сейчас воспринимается сложно и неоднозначно. При сложившихся обстоятельствах справедливо, что Биеннале графики возникла именно в Москвае, городе скорее «графическом», чем «живописном», культурном центре, где несколько «графических волн» (Мир искусства, детская книга, литографские мастерские...) во многом определили развитие отечественной культуры. Выставки, выделяющие какую-либо отрасль искусства, создают удобные условия для восприятия и на время дают возможность забыть о противоречивости всяких делений и о «пограничных проблемах». Но уют таких экспозиций в современных условиях относителен. Уже не только извечно решаемый вопрос, что есть графика и что есть живопись, стоит за дверями, но и родившиеся в последние десятилетия новые отрасли тоже нарушают «порядок». Причем вопросы организационные (нет, это нам не подходит, это - живопись..., это — объект..., это — концептуальный текст...) перетекают в вопросы философские - в чем суть каждой отрасли. Наряду с укоренившейся «производственной» классификацией Павел Флоренский предлагает и другую - «формообразующую». Он отмечает, что: «Трудно ждать полного тождества разделов двух классификаций,... но... должно быть какое-то соответствие обеих...»261. В эпоху постмодернизма реализованное в действии разделение искусства по какому-либо признаку заостряет вопрос о современности принципов. Ситуация на Биеннале графики усложняется к тому же внутренним делением по номинациям, которое тоже может породить «пограничные» споры. Таким образом, помимо эстетических радостей выставка может натолкнуть зрителя на теоретические размышления не только по поводу современного состояния и путях развития графики, но призвать по-новому, взглянуть на ее специфику. Как уже говорилось ранее, в 2002 году, в рамках международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней» состоялась Первая Биеннале графики в Москве, заложившая основу новому независимому выставочному проекту. На ее опыте была разработана и опробована ведущая структура проекта, определены дальнейшие цели, задачи и направления развития Биеннале. Но в условиях современности проведение масштабного международного проекта требовало принципиально новых механизмов развития и дополнительных ресурсов: - во-первых, проект крупного масштаба требовал соответствующего финансирования, во-вторых, для осуществления Биеннале требовалась самостоятельная структура по общему руководству выставки, поэтому было необходимо иметь определенный кадровый аппарат, «команду» единомышленников с определением области деятельности каждого участника. Важным звеном в проведении Биеннале стал Оргкомитет, собранный из представителей профессиональной художественной общественности. Были назначены кураторы по Сибири, Уралу, Центральной и Южной части России, а также кураторы по зарубежным странам, которые отобрали и представили работы различных авторов, дали информацию о предстоящем проекте, многие из них активно помогали в дни монтажа экспозиции. На протяжении действия всего срока выставки работала административная группа, в которой каждый ее член выполнял определенные функции. Не менее ответственной и важной задачей стало формирование Жюри Биеннале^. Было принято решение создать независимое Жюри, в котором его члены не являлись бы членами Оргкомитета или заинтересованными лицами (имеется в виду участников проекта). Таким образом, учитывая сложившиеся обстоятельства, автором проекта Биеннале было принято решение о создании независимой организации, направленной на поддержание и дальнейшее развитие проекта в целом. Таким институтом стал некоммерческий Фонд развития графики «Современная графика»", позволяющий чутко реагировать на все общественные изменения и мобильно действовать в современных условиях. Фонд «Современная графика» занялся созданием, разработкой и полным проведением всего комплекса выставок. Необходимость такого института была обусловлена рядом причин и сложившейся ситуацией нашего времени. Одной из важных причин является потребность в поиске и моделировании принципиально новых форм выставочной деятельности, где наряду с устойчивыми, традиционными примерами, возникла необходимость в более мобильных и актуальных образованиях. Использование инновационных технологий, позволяющих заниматься не только устройством выставок как таковых, но и комплексным продвижением всего искусства через Р1аг-технологии, сетевые системы Интернет, текстовые и тел е- источники. Другая проблема, поставленная временем, относится к исследовательской и аналитической работе, позволяющей определить развитие основных направлений в современном искусстве и на этом основании строить дальнейшую деятельность в области проведения крупных международных проектов. На фоне этих аспектов Москваская ситуация имеет свои уникальные особенности. В Москве среди множества различных выставочных проектов, графические[50] довольно редки, как правило, проходят в рамках других мероприятий и имеют второстепенную значимость. Более того, в сложившейся ситуации, можно отметить «зауженность» и определенную направленность; либо тематическую, либо связанную с конкретным видом графического искусства. С другой стороны, искусство графики имеет за собой богатый арсенал технических возможностей, где наряду с традиционными формами активно существуют и развиваются экспериментальные виды печати, объемно- пространственные, фото, компьютерные направления. Такая вариабельность именно этого вида искусства показывает его уникальные возможности развития в современных условиях и востребованность. Доказательством могут служить ныне действующие и постоянно работающие в области* графики организации и частные коллекционеры; - книжное издательство «Вита Нова»" собирает уникальную графическую коллекцию произведений известных художников, работающих с этим издательством. Как правило, презентация очередной вышедшей из печати книги сопровождается выставкой работ художника, литературными чтениями, встречами писателей, художников и творческой интеллигенции, галерейный проект «Невская башня»Москваский коллекционер, автор галерейного проекта, Кирилл Авелев, с 2001 года занимается выставочной деятельностью, организуя экспозиции графики Москваских художников и собирая собственную коллекцию уникальных книг и авторских произведений. Кирилл Авелев осуществляет, в основном, графические проекты, приобретает эстампы и книжные знаки. Коллекционер не только собирает произведения отдельных художников, но и устраивает их выставки, организует интересные графические проекты с привлечением многих Москваских мастеров графики, дает информацию в журналы и принимает активное участие в других, схожих мероприятиях, Санкт-Москваская Печатная Студия (СППС)" работает со многими Москваскими художниками как в области традиционной печати (офорт, литография, линогравюра), так и основывается на работе в сфере новейших экспериментальных технологий (фотополимерный способ печати с металла и камня, а также смешанные виды печати). Художники студии дают частные уроки и мастер-классы по печатным техникам, занимаются обменными программами с зарубежными партнерами, Межрайонная Централизованная Библиотечная система им. 2 У М.Ю.Лермонтова " постоянно проводит выставки-конкурсы книжных иллюстраций, персональные выставки известных художников, уникальные ретроспективные фотовыставки и графические экспозиции, более того, при поддержке Администрации города, Дирекцией библиотечной системы был заложен фундамент формирования коллекции городского музея книги и графики, Фонд развития графики «Современная графика»", созданный в поддержку проведения Биеннале графики (2003 г.) постоянно реализует ряд различных графических проектов и выставок. Помимо Биеннале, ежегодно проводится Фестиваль Графического Искусства[51], выставки в рамках культурных программ Правительства Москвы, обменные проекты под общим названием «Арт-мост» как в городах России, так и за рубежом, а также персональные и уникальные тематические выставки. Такгш образом, если глубже проанализировать современную ситуацию в общелг культурном пространстве, можно отметить ряд качеств графического искусства, задающих приоритет этого вида над другими в современных условиях: Формирование и проведение международных обменных выставок гораздо проще, чем выставок других видов искусства (более простое решение таможенных вопросов, экспертизы, транспортировки и пр.). Мгновенное освоение и приспособление новейших технологий в экспериментальном графическом искусстве. Тиражность печатной графики делает ее более доступной для широкого круга зрителей (один и тот же сюжет может быть показан на разных выставочных площадях в одно время). Применение новейших технологий (фото, компьютер) позволяет сократить срок работы над произведением. Тиражность позволяет формировать доступную финансовую политику. Учитывая вышеизложенные аспекты, можно сделать следующий вывод: - общий анализ современной ситуации показал, что в настоящее время именно в Москвае сложились уникальные условия не только для проведения крупномасштабных выставочных проектов графики, но и определение лидирующих позиций графического искусства в становлении города одним из мировых центров в этой области. Наглядно и как можно шире показать картину происходящего в современном графическом мире с различными школами и направлениялш, новейшими технологиями — сложная задача, поставленная организаторами Второй Международной Биеннале графики в Москве (БИН- 2004). Исходя из опыта I Биеннале графики", автор этого проекта Международной конкурсной выставки, проводимой раз в два года, Олег Яхнин, отказался от стандартной выставочной формы проведения Биеннале и разработал новую структуру, поддерживающую и развивающую графическое движение в целом и Биеннале в частности. Такое решение было обусловлено требованием времени, заставляющего по-новому осмыслить существование современного искусства. В данном контексте можно рассмотреть исследования И.Пригожина, исследовавшего общий процесс эволюционного развития, как усложнение и разнообразие структур, посредством появления новых, более высокого порядка «диссипативных» (рассеивающихся) образований. В этом процессе «паука о сложности»" приводит к принципиально новому пониманию культурных явлений. И в конкретном случае создания графического проекта Биеннале встала проблема отбора и соотнесения произведений художников к графике как определенному виду искусства. В качестве отдельного примера можно рассмотреть работы, выполненные в техниках акварели или пастели, где сама техника предполагает прием более живописный, нежели графический. Мягкость и плавность линий, растекающиеся живописные пятна, цветовая насыщенность, богатые тоновые градации — все это можно отнести к арсеналу живописи. Более того, с развитием современных технологий, художники используют необычные совмещения техник и приемов. Так, к примеру, работы Москваского художника Валентина Герасименко, выполненные в уникальной авторской технике печатной графики, соединяют в себе элементы коллажа, высокой и глубокой печати одновременно и ручной- подкраски. А сложные, аналитические акварели Павла Обуха, совмещают акварель с корпусной подкладкой на основе темперы или другого кроющего материала. В настоящее время широко применяются фото и компьютерные технологии, как в живописи, так и в графических техниках, особенно в печатных, где фотополимерная печать офорта или литографии уже давно заменила традиционные виды печати, и сам процесс подготовки формы стал более простым и доступным[52]. Особое место в современной ситуации заняли объемно-пространственные объекты, которые совмещают в себе разные виды искусства, что не позволяет определить их к какому-либо конкретному виду. Для решения существующей проблемы было необходимо принципиально новое осмысление сложившейся ситуации в современном искусстве, допускающем многообразие интерпретаций. Множественность различий в тематике и стилистике времени допускает двусмысленность и либерализм, по мнению И.Хасана: «всякая двусмысленность либеральна; она настраивает нас на принятие множественности творчества и увеличивает нашу терпимость к различиям самого разного рода»". Данный вопрос и в настоящее время является довольно спорным и неоднозначным, поэтому его решением стало определение того или иного произведения по основе, на которой оно выполнено, а именно — бумажная основа, сформировавшая принцип бумажного носителя[53]. Это решение позволило более четко определить номинации конкурсной части проекта, выделив их в определенные группы. Такая ситуация дала возможность в полном объеме показать многообразие форм, технологий, различных методов, школ, новых тенденций и направлений графического искусства, основой которого является бумага. В этих условиях демократичный и свободный подход в определении графического искусства по бумажной основе расширил границы между традиционной классической школой и новейшими технологиями, показав одновременно истоки и индустрию современных произведений графики. Более того, проект Биеннале вскрыл общую проблему современного состояния культуры, где по мысли Г.Л.Тульчинского, постмодернизм «...зафиксировал момент ухода конуса свободы и ответственности за границы психосоматической целостности индивида, а деконструкционизм как деперсонологизм оказывается предпосылкой новой персонологии и метафизики нравственности»''. Вопрос о границах современного культурного пространства и графической ситуации в частности, стал одним из центральных в проекте Биеннале графики. Именно поэтому объединение в одном выставочном пространстве различных школ и идеологических направлений (хотя необходимо отметить, что границы между «левыми» и «правыми» в настоящее время стали довольно условными) вызывает множественные споры и рождает различные точки зрения. Но главной задачей Биеннале графики стала задача показа общей ситуации современного графического искусства без приоритетов того или иного направления. Поэтому каждый раз экспозиция заключала в себе сложную и неоднородную среду. По своей структуре проект Биеннале имел два основных раздела: - Внеконкурсный, представляющий различные графические произведения и носящий скорее познавательный характер для дальнейшего изучения и анализа, -Конкурсный раздел представлял работы современных художников на основе конкурсного участия и определения премий, поощрительных призов и награждений. Как первый, так и второй разделы имели сложную, развернутую структуру, развернутую на ведущих выставочных площадях города: Центральном Выставочном зале «Манеж» и залах Выставочного Центра Санкт-Москваского Союза Художников. Важным звеном проекта, сформированным в Союзе Художников, стала базовая внеконкурсная часть проекта, включающая: 1) ретроспекцию[54] ленинградской школы графического искусства в произведениях таких мастеров как: Владимир Лебедев, Юрий Васнег{ов, Валентин Курдов, Николай Муратов, Владимир Ветрогонский. Обращение организаторов проекта к истокам классической школы печатной графики имеет под собой целый ряд причин. Главной, из которой является сохранение истории и традиций Москваской школы. К сожалению, в настоящее время наследие Москваской школы печатной графики остается незаслуженно вне поля внимания, выставки с работами известных мастеров редки и эксклюзивны. 2) Впервые были показаны произведения из частных собраний; коллекция Кирилла Авелева автопортретов художников, коллекции Евгения Красовского, Валенти7{а и Леонида Носкиных, собрание малой печатной графики и экслибриса из коллекции Вениамина Худолея" Последнему собранию хотелось бы уделить особое внимание. Построение выставочного пространства в современной экспозиции служит главным, неотъемлемым элементом любой выставки или проекта, находящего новые, необычные формы показа, в котором выставки книжного знака занимают особую «нишу» среди других видов графического искусства и существуют довольно «самодостаточно». При этом хочется отметить яркую особенность экслибриса - мобильность и коммуникабельность. В мировой выставочной практике малые формы графики приобретают черты массового явления, раздвигающего географические границы. За год в разных точках планеты проходит довольно большое количество конгрессов, выставок, конференций, встреч, связанных с этим видом искусства, что ставит презентации произведений малой печатной графики в ряд событий мирового значения. В общем контексте данной ситуации Москва занял достойное место, во многом благодаря именно энергии председателя Санкт- Москваского Совета библиофилов, вице-президента Российской ассоциации экслибриса профессора Вениамина Худолея. В настоящее время можно говорить об эволюции этого вида искусства. Еще не так давно книжный знак располагал к «камерной среде», музейным залам, уединению и сосредоточию, при этом выставки этих произведений формировались по определенным темам или были приурочены к какому- либо событию. То в настоящее время можно наблюдать расцвет и преобразование этого камерного вида искусства — от простого книжного знака до вполне самостоятельного произведения графики, отражающего внутренний мир, привязанности, фантазии и пристрастия, определенные темы и события нашей жизни. Более того, необходимо отметить еще одну существенную особенность — экслибрис расширяет территории выставочного пространства, органично вливаясь в общий мировой художественный процесс крупных графических выставок и фестивалей. Наглядным примером стал живой опыт работы и сотрудничества В.Худолея, как постоянного" куратора Биеннале в номинации «малые печатные формы и экслибрис». Экслибрис был представлен как в конкурсной части, так и в разделах частных коллекций, ретроспективы. Выставка нескольких экспозиций в одном проекте способствовала раскрытию истоков развития современного экслибриса, и в частности, Москваского, занявшего достойное место среди признанных мастеров из зарубежных стран и городов России" \ Другим ярким звеном внеконкурсной части Биеннале 2004 года стала; 1 - 3) уникальная коллекция центра искусств им. С.Дягилева', собравшая лучших представителей Москваского искусства. Хочется заострить внимание на том, что эта организация имеет живой и развивающийся опыт не только проведения выставок, проектов, конференций, симпозиумов, но и является образцом создания уникальной коллекции лучших произведений современного искусства. Работа центра искусств им. С.Дягилева затрагивает длительный и неоднозначный период Москваского искусства; -так с 1990-х годов в Мраморном дворце каждый месяц состоялись выставки «неофициального искусства», были представлены уникальные экспозиции соотечественников-эмигрантов, а также закладывалась основа формирования коллекции работ как эмигрировавших", так и современных художников Москвы, -Центр плодотворно сотрудничал и принимал участие в ведущих городских и международных программах", а также, по словам директора Центра, Т.С.Юрьевой «...впервые в Москвае было показано искусство русского зарубежья, включая произведения М.Шемякина, Э.Неизвестного, А.Басипа, К.Симуна. Впервые в России состоялась выставка произведений А.Манусова (посмертная)»", -более того, помимо широкого и разнообразного выставочного диапазона, Центром ведутся научные исследования и документальная фиксация современной культурной ситуации посредством постоянного проведения конференций, конгрессов, печатных изданий. Такой живой опыт был очень полезен и важен для устроителей Биеннале в качестве взаимного партнерства и уникального примера сохранения и поддержания исторического наследия нашего города и культуры в целом. В рамках выставочного проекта Биеннале графики также были представлены; 4) авторские иллюстрации к различным книгам из коллекции издательства «Вита Нова». Можно отметить, что книги издательства «Вита Нова» - это уникальные коллекционные издания мировой классики, проиллюстрированные лучшими современными мастерами книжной графики. Ограниченная часть тиража (не более era экземпляров) каждой из книг издательства отличается особым оформлением, а также наличием специальных приложений - авторских оттисков иллюстраций, выполненных в технике офорта, литографии, монотипии, шелкографии.... Все особые экземпляры пронумерованы и заверены подписью художника, "jifif 5) Экспозиции санкт-Москваских Обществ Пастели и Акварели[55], 6) персоналии лауреатов[56] предыдущей Биеннале. 7) В совершенно отдельную и самостоятельную форму была выведена детская часть" (Малая Детская Биеннале), содержащая в себе все элементы основного проекта (конкурс детских работ, определение победителей и лауреатов, а также самостоятельные мастер-классы для детей разного возраста). Таким образом, была сформирована одна из наиболее важных частей Биеннале, позволяющих увидеть не только основные направления развития в области графики, но и заложить фундаментальную базу в исследовании общих графических процессов Москвы и современности. Второй составляющей частью проекта, раскрывающей и наглядно демонстрирующей творчество современных художников в данной области, стала конкурсная выставка по номинациям, расположенная в Центральном Выставочном зале «МАНЕЖ». Изначально руководителями проекта были определены следующие номинации: «Станковая графика», «Печатная графика», «Иллюстрация». «Малые печатные формы и экслибрис», «Авторская книга и бумажные объекты», «Фотография», «Плакат», «Компьютерная графика и дизайн», «Символика и каллиграфия». Даже по скупому перечислению экспозиционного материала, можно представить масштаб и уникальность этого события, не имеющего себе аналогов в мировой практике. Наглядно диапазон современного мирового творчества, представленного на Биеннале, можно было увидеть на экспозиции первого этажа Центрального выставочного зала «МАНЕЖ». Разнообразные виды графики, как формы актуализации современного искусства мировой художественной практики, были показаны Москваскому зрителю в выставочном проекте Международной Биеннале графики БИН-2004. И как справедливо характеризует Т.Юрьева общий процесс посту пательного развития Биеннале Москвы: «...впервые Биеннале состоялось в 2002 году. Тогда, в основном, участниками были художники почти со всей России. В 2004 году откликнулись мастера таких стран как Англия. Аргентина, Бразилия, Германия, Латвия, Литва, Мексика, США, Финляндия. Франция, Швеция, Эстония... у российского графического искусства впервые представилась реальная, а не виртуальная, возможность посмотреть на себя в экспозиции рядом с зарубежными мастерами. Этот опьп необходим и незаменим»" В рамках проекта затрагивается общая проблема востребованности современного искусства в наше время: «В нашем странном настоящем распад времени и пространства очевиден. Биеннале графики 2004 года принципиально важна не количеством участников и даже не географическим разнообразием. Вы попадаете в фантастический мир, насыщенный энергией цвета, многообразием пространственных смещений, новой динамикой Наличествуют произведения собственного космоса, отмеченные движением мысли, меткой системой графического мышления, безупречные с точки зрения художественного вкуса, бесконечно привлекательные и многообразием графических экспериментов. Интеллект, воображение, ирония, интуиция — эти «столпы» искусства XX века, к счастью, востребованы художниками XXI века»[57]. При выполнении организаторами серии поставленных задач, возник ряд проблем, требующих необычного. новаторского решения, как в области пространственного построения экспозиции, так и в формировании подачи экспозиционного материала. Выставочное пространство «МАНЕЖА», как и залы Союза Художников, объединило несколько экспозиций. На первом этаже, помимо конкурсных работ, можно было ознакомиться с экспозициями почетных гостей Биеннале; выдающегося итальянского сценариста Тонино Гуэрры. известных художников - Юрия Купера (Великобритания), Мерсада Бербера (Словения), Москваских мастеров графической школы - Завеиа Аршакунн и Виктора Вильиера. В середине зала расположилась юбилейная выставка Арт-центра «Пушкинская 10» и коллекция музея нонконформистского искусства, представившего лучшие образцы ленинградского художественного андеграунда. Этот внеконкурсный раздел знакомил г историей Москваского неофициального искусства и наглядно представлял деятельность Товарищества «Свободная культура»[58] на примере ярких творческих проектов и произведений самобытных художников этого направления. Противоположный официальному искусству, мир (и разных контекстах его называют также «нонконформизмом», «поставангардом», «андеграундом» или «второй культурой» 295), жил и развивался совершенно по другим законам. В этом смысле семидесятые годы XX столетия яркий показатель бурления и кипения страстей, часто трагедий человеческих, и художественной среде. Говоря о художниках того времени. Сергей Ковальский отмечает, что: «... они оказались непризнаваемыми официально как художники, потому что не приняли государственной идеологии н искусстве, и за это были лишены возможности вести нормальную жизнь профессиональных художников. Их не принимали в Союз художников, у ни\ не было прав иметь мастерские, показывать публично свои каргины и жшь за счет своего профессионального труда»". Это время бунта, вы хода и; «подполья», смелый вызов властям: «В неофициальном потоке юже были свои течения. И энтузиасты борьбы, сопротивления, активных чействий, и небожители, встающие над схваткой, и коммерсанты, пионеры рыночных отношений... по иронии судьбы все они участвовали в размывании системы Ее равно подтачивали и выраженный тематически социальным прочес!: модернистский жест, на Западе давно уже хрестоматийный,! кидашним советским обществом все равно воспринимавшийся как нонконформистский и попытки наладить подобие арт-рынка в обход государства» " Пройдя сложные ситуации истории развития нашего < ос\ чарства. настоящее время, по словам руководителя С.Ковальского Лрт-цетр MOMA- это культурная среда, способствующая формированию н людях собственного взгляда на мир и развивающая способность от стаи вам. I ><>ч свои взгляды не только в художественных, но и в социальных формах» Продолжая эту мысль, С.Ковальский видит основной приорше! клльтуры н деятельности именно независимых, некоммерческих структур: «За последние пятнадцать лет негосударственные некоммерческие организации культуры не только на всех уровнях представляют современное искусство России, по I ведут большую просветительскую деятельность, не получая при ном финансовой поддержки от государства»[59]. Более юго именно некоммерческие организации, в силу своей специфики, объединяю! творческих людей из разных маргинальных групп, способствуют проявлению их талантов и гражданского самосознания, учат терпимости к июлям друпг взглядов и других культур»[60]. Такая позиция Арт-центра полностью совпала с целями и задачами руководителей Биеннале графики в Москве, стремящихся не только к наиболее полному и всестороннему охвату ситуации в области искусства, но и к толерантности по отношению к творческой деятельности современных художников. Подтверждением вышеизложенного может служить другой проект внеконкурсной части Биеннале, представляющий необычные разработки, связанные с отображением слов из будущего в символах настоящего. Синтетические образы слов, знаков, и графических элементов впервые экспонировались Центром Перспективной Символики. В этом же разделе была представлена выставка коллекции фирмы «Регент» из произведений различных авторов на редких, элитарных сортах бумаги с использованием коллажирования и медиа представления. Эти разделы стали еще одним подтверждением синтетической основы в современном культурном контексте, где по определению Ж.Делеза настоящему времени соответствуют «размытые совокупности» и «зоны близости», которые характерны во всех сферах жизнедеятельности. Таким образом, актуальная проблема времени, когда нельзя провести четкую грань и представить определенное деление по видам, жанрам или иным признакам, то или иное явление, когда происходит полное взаимовлияние и взаилюпроникновение различных видов искусства, где нельзя расставить никакие приоритеты, показ широкого диапазона графического искусства стал базовым элементом в проекте Биеннале. В данной ситуации, многообразие графического мира, показанное во внеконкурсном разделе, являлось преддверием, «парадным входом» в основную конкурсную часть выставки, расположенную на втором этаже «Манежа». Конкурсный раздел Биеннале также имел сложную, многоэтапную структуру, составленную задолго до решения экспозиции, а затем, продолжающую конкурсный отбор во время формирования выставочного материала в зале. Помимо первого предварительного отбора работ, сама выставка, являлась частью конкурса, определяя место расположения в экспозиции и количество работ от каждого участника. Конечно, такой объем экспозиционного материала[61] трудно выстроить в целостную систему, и Олег Яхнин придумал нетрадиционный вариант развески. Во-первых, каждый автор, представленный в конкурсной части выставки, занимал определенный блок-модуль по формату работ. Такое решение создавало пространственный ритм экспозиции и позволяло выделить работы каждого автора. Во-вторых, все произведения были разделены по номинациям, что позволяло проанализировать сложившуюся ситуацию в целом и выявить лучших претендентов на конкурсные премии. В этой ситуации можно выделить важную проблему, связанную непосредственно с формированием Жюри конкурсной частиш. Другое звено конкурса - это сводный каталог Биеннале, имеющий, как и выставка, четкое деление по номинациям, определяя уровень и качество произведения того или иного автора размером и числом опубликованных работ. Более того, печатное издание каталога было лл* 305 продублировано в электронном виде"' на Интернет-сайте Биеннале и было готово к открытию выставки. Если глубже рассмотреть весь комплекс современных опосредованных форм презентации, то можно увидеть определенную проблему, характерную для настоящего времени: - В первую очередь, большинство современных изданий, как печатных, так и электронных основываются, прежде всего, на лшссовол1 сознании и спросе. Исследуя эту тему, Н.Суворов справедливо отмечает: «Складки массового сознания утверждаются на ценностях природного существования, но скрыты паутиной многочисленных симулякров, превращающих натуральность существования в искусственный перформанс химер престижного потребления»[62]. Такая ситуация ведет к подмене истинных человеческих ценностей, как отмечает Г.Дебор в своей теории «посткультурного спектакля» и порождает «продуцирование» сознания. При этом продолжает исследователь: «фантазия уничтожается, свобода перелицовывается в дурную бесконечность потребления»[63]. Отсюда вытекает другая проблема — проблема качества представленной информации, которая ориентирована на широкий спектр потребителей и является поверхностной, сугубо информационной. Поэтому в современной массовой культуре, как отмечал Г.Лебон: «образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными, не сопровождающимися никакими толкованиями»[64]. В этой ситуации можно рассмотреть два аспекта этой проблемы; один из которых — предельная информационная сжатость текста, превращающегося в форму знака, другой аспект воздействует на сознание восприятия зрелища и праздника (примером могут служить многочисленные глянцевые издания), причем, в данном контексте, по словам М.М.Бахтина: «праздник всегда изначален или безначален»-509, что низводит зрелище к бытовому потреблению. Таким образом, анализируя сложившуюся ситуацию в области опосредованных форм актуализации современного искусства, перед организаторами проекта Биеннале встал ряд сложных задач, связанных непосредственно; с сохранением достойного уровня подачи материала и, одновременно, его доступности не только для узкого круга специалистов, но и для более широкой публики. Решением обозначенных проблем стал общий комплексный подход, включающий различные виды информационной поддержки; отработка 310 авторского стиля проекта, элементы которого присутствовали во всех презентационных формах, использования СМИ и аналитических публикаций в научных изданиях, интерактивности и различных зрелищных программ с конференциями, круглыми столами, авторскими встречами. Если учесть современную ситуацию, где, по словам Э.Тоффлера: «время требует демократизации процесса принятия технологических решений»[65], то можно сказать, что настоящий комплексный подход в области презентации проекта Биеннале стал инновационным решением существующих проблем. Заключительной частью конкурса явилось формирование призового фонда и присуждение премий, медалей, памятных призов и подарков[66]. Проанализировав ситуацию, можно увидеть ряд проблем, которые должны были быть решены в следующем проекте; Одной из наиболее значимых проблем, стало большое количество информации, и разнородность материала, которые создавали затруднение для общего восприятия. Но в данном случае организаторы не ставили своей задачей показ «однородных» работ определенной направленности и уровня. Биеннале вскрывала современную ситуацию во всех областях графики и одинаковой она никак не могла быть. Другой, не менее сложной задачей, с которой столкнулись организаторы проекта, стала работа по определению лучших конкурсных произведений художников. Эта проблема неразрывно связана с предыдущей и полностью влияет на общую работу Жюри выставки. И еще одна проблема, взаимосвязанная с двумя другими, стала проблема общего макетирования сводного каталога выставки, с обширной подачей материала разнородного качества. Таким образом, проанализировав общую ситуацию, по проведению Биеннале 2004 года, можно было наметить круг основных нерешенных аспектов, которые следовало учесть в предстоящей работе над следующими проектами. Но если говорить о ситуации в целом, то можно отметить, что несмотря на присутствующую сумбурность и чрезмерный объем разнородного материала, была заложена базовая ситуация по проведению масштабных графических проектов международного уровня именно в Москве и данная ситуация стала актуальна как для художников России, так и для зарубежных участников. Более того, проект превратился в настоящую лабораторию искусства; 313 с мастер-классами, аукционом уникальнои авторской книги, встречами художников из разных городов, общением обменом мнениями и открытием новых направлений и путей развития. В качестве яркого примера можно рассмотреть проведение книжного аукциона - Artist's book (книга художника или авторская книга). Книга художника - это объект, выполненный на стыке традиционной книжной культуры и современного искусства, обыгрывающий элементы «книжного организма» - страницы, бумагу, переплет, или сам образ книги как символа культурных знаний. Главное в нем - концепция взаимодействия текста и изображения, особенность — в стремлении к уникальности издания, рукотворный тираж которого составляет всего несколько экземпляров. Разнообразие графических техник (офорт, литография, линогравюра, шелкография, рисунки тушью), материалов (бумага ручной отливки, ткани, кожа, картон, пластик, металл, керамика), тепло рук и души художника превращают книгу в раритет, в предмет гордости истинных библиофилов. Такие книги ценятся не только как источник информации, интеллектуальная ценность, но, в первую очередь, как произведение искусства, как синтез слова и формы. Это был первый аукцион в России, специализирующийся именно на уникальной книге ручной работы. К сожалению, в настоящее время организаторы этого мероприятия переключены на другие виды деятельности и вопрос подготовки очередного аукциона отложен. Во всяком случае, в общем контексте Биеннале, данное событие было ярким явлением и хорошим пробным опытом, как и другие мероприятия, заложившие основу для следующего проекта. Л I J И Биеннале 2006 года ', сохраняя принцип булшжного носителя, приобрела более четкие очертания. Важным моментом в развитии проекта стал процесс обновления, раскрывающий перед нами новую ситуацию, коренным образом отличающуюся новым типом мышления и свежими, творческими поисками. Ситуация обновления можно рассматривать в общем культурологическом контексте: «... мы можем говорить, что каждая эпоха рождает искусство заново таким, каким оно необходимо именно ей, оставляя от прошлой художественной культуры лишь то, что не готова подвергнуть изменению,... художественное творчество не утрачивает прежний опыт, но как бы произрастает заново в новых условиях»[67]. Осмыслив и переработав предыдущий опыт, выставочный проект Биеннале был основан на принципиально новом решении. Если Биеннале 2004 года базировалась на широком показе творчества Российских авторов, а раздел, представляющий произведения зарубежных художников был сформирован без определенной системы из полученного материала от разных художников, то новый проект сформировал более целостную картину мировой практики. Как отмечает Т.Юрьева: «III Биеннале графики 2006, открывающаяся в Москве — событие знаковое. Мир стал открыт для нас, а мы для мира. Ситуация, к которой мы постепенно привыкали, принципиально новая и требующая не только широты русской души, но и создания международных проектов, способных создать неожиданное художественное пространство, когда из многочисленных и разных «Я» выявляются объективные тенденции, характерные не только для данной творческой индивидуальности, но для культурного процесса в целом». Как и предыдущий проект, выставка 2006 года состояла из двух разделов, расположенных на разных этажах и открывающихся в разное время. Можно сказать, что основой Биеннале стал международный раздел, выстроенный в определенную структуру и широко представляющий различные мировые направления и школы в области графического искусства. - На первом этаже экспонировались конкурсные и международные кураторские проекты, из которых наиболее объемным был интернациональный раздел партнеров Биеннале - Краковской Триеннале графики под названием «Краков — Санкт-Москва. Мост интеграции европейской культуры» и экспозиция польского плаката из музея Варшавы. В этом разделе экспонировались лучшие произведения художников — лауреатов Краковской Триеннале из их коллекции. В выставке участвуют совсем молодые художники, которые уже накануне своей творческой деятельности получали международные награды. На выставке выставлены работы известных польских художников — профессоров. Это сопровождается выраженной сменой поколений, заметной не только в области искусства, где нарастающее влияние цифровых технологий очаровало новыми возможностями многих, особенно молодых творцов. Польская графика оказалась в сфере перелома и все более расширяющегося поля творческих экспериментов. Проблему взаимодействия и взаимопроникновения современного польского и российского графического искусства польский профессор и куратор выставки «Краков — Санкт- Москва. Мост интеграции европейской культуры» Витольд Скулич видит, прежде всего, во взаимном объединении и партнерстве: «... прошлое рождает современность, а мы можем ее создавать, опираясь на оптимистическое видение прошлого. Именно поэтому приглашение организовать совместную выставку Еврографик 2006 имеет такое большое значение. На этой выставке встречаются не только художники двух народов, но и два великих мероприятия, демонстрирующие чувство общности целей и 317 действий на благо искусства». Продолжил «польскую ситуацию» кураторский раздел Варшавского музея плаката. Он знакомил с произведениями не только выдающихся мастеров, но и наиболее характерных для истории польского плаката представителей отдельных школ и направлений, представляющих перемены в графическом искусстве Польши. И тем интереснее воспринимался сам жанр плаката, который служит не только восприятию определенного эстетического впечатления, но также передаче конкретных идей, ссылается на знания зрителя, на известные ему символы, знаки, контекст событий. Так, в сложной политической ситуации прошлого, польским художникам оставляют свободу выбора формы, при этом расцветает театральный, цирковой, музыкальный плакат, а пропагандистский плакат, продолжая традиционное развитие, ищет новых путей выражения, появляется рекламный плакат. Художники пользуются широким объемом формальных свобод и заявляют в официальных плакатах символику и аллюзии из круга запрещенных идей. По мнению кураторов этого раздела, именно в сложный период 1950-х - 1980-х годов рождается польская школа художественного плаката, успешно развивающаяся и в настоящее время. Другая важная проблема времени - проблема определения места и роли графического искусства в нашей современности была ярко выражена как раз в разделе польского искусства: «Теперь спор о том, что такое графика, спор о ее определении идет на многих конференциях. Мир рекламы и десинга, окружающий польских графиков, вызвал у них потребность соответствовать повседневной действительности. Молодое поколение художников знает, что нужно действовать быстро, быть везде и постоянно поражать новым. Все меньше художников, искусство которых опознаваемо. Произведения искусства не вовлекают, как раньше, в глубь рефлексивных размышлений. Теперь в выставочных залах выигрывает наисильнейший импульс, который привлечет взгляд зрителя. К счастью, не касается это 3 18 всех». Наглядным подтверждением современной ситуации, обозначенной польским разделом, и как бы ее логическим продолжением стали проекты Центра.современного искусства Литвы и кураторский проект Андрея Маевского с произведениями латвийских художников. Тем более, в международном преломлении, стал интересен срез искусства молодых Москваских авторов и художников разных городов России. Особое место и значение в экспозиции Биеннале 2006 года занял авторский проект Израильской школы печатной графики, представленный кураторами Ильей Богдановским и Тиной Богдановской «Мастер и ученик». Отношение «народа Книги» к изобразительному искусству складывалось под влиянием одной из заповедей Торы: «Не делай себе никакого изображения, ни того, что небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи 319 им...».И археологические раскопки подтверждают это — в стране Израиля до третьего века новой эры иудеи не делали никаких изображений животных и птиц, и уж тем более людей. В настоящее время можно отметить, что современное израильское искусство несет на себе отпечаток других культур, привезенный израильскими художниками из разных стран и переосмысленное на родной земле. Такая ситуация показывает, как замечал Д.С.Лихачев, что: «с общим ростом культуры и расширением диапазона восприятия, развитием его гибкости и эстетической терпимости падает значение единых стилей эпохи» ". При этом; «искусство и художественное восприятие становятся более разнообразным, многогранным, личностно ориентированным». Ярким примером и доказательством стали работы израильской школы, как сложившихся мастеров графики, так и их учеников, выполненные в сложных и разнообразных видах печати. ~ Таким образом, международный раздел в III Биеннале графики Москвы, представлял определенную продуманную структуру, по которой можно было проследить пути развития современного графического искусства, проанализировать их состояние на настоящем этапе развития и сравнить с российской ситуацией, сгруппированной на первом этаже Центрального выставочного зала «Манеж». Экспозиция второго этажа состояла из конкурсного раздела произведений российских авторов и ретроспективной части. Конкурсные ОЛЛ работы оценивались по номинациям. Как и в 2004 году к открытию Биеннале 2006 года был разработан дополнительный комплекс форм презентации этого проекта. " Если провести сравнительный анализ развития выставочного проекта Биеннале графики 2006 и 2004 годов, то можно отметить явные положительные качества, когда, по словам И.Пригожина «порядок возникает из флуктуаций», иначе говоря «порядок из хаоса»1524. В этом смысле опыт проведения масштабного проекта был упорядочен и выстроен в определенную структуру. Главным достижением всего проекта по мысли М. С.Кагана стало сохранение единства сущности независимо от самостоятельности 325 элементов системы. Например, все экспозиции внеконкурсного раздела, способствовали более глубокому раскрытию и представлению современной ситуации, а новейшие эксперименты творческих работ современных художников позволяли наглядно проследить пути развития современного графического искусства. Однако, современная культурная ситуация в условиях всеобщей глобализации, стремительно развивающихся технологий и «овеществления» или «потребления» культурных ценностей вызывает стремительное ускорение в процессе творчества, который можно сопоставить с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.