Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экополисы




Так как рост городов – неминуемое явление современности, человечество должно искать пути ослабления пресса городской цивилизации на окружающую среду и его здоровье. Основные пути решения этой проблемы – экологизация городской среды через формирование или сохранение в границах городских поселений естественных или искусственно созданных экосистем (ботанические сады, лесопарки, скверы и т. п.). Такие поселения, где сочетаются городская застройка и природные ландшафты, получили сегодня название экополисов или экосити В городском строительстве часто используют термин «экологическая архитектура». Речь идет о застройке городских территорий, при которой максимально учитывают социально-экологические потребности человека: приближение его к природе, освобождение от монотонности пространства. Очень интересны при этом некоторые экологоградостроительные разработки, в которых увеличение доли экологического пространства в городах достигается, как правило, не за счет освоения новых территорий. Здесь проводится такие мероприятия, как перемещения в подземные сооружения нежилых (коммунально-бытовых и др.) помещений, перевод жилищ на автономное энергообеспечение, создание зеленых стенок и висячих садов озеленение крыш домов. Вводится в практику строительство домов, приподнятых над почвой, которую используют ее для озеленения, увеличивают водопроницаемость покрытий дорог и других площадей создают шумозащитные зеленые стенки, применяют для строительства природные материалы и т. п. Современные архитекторы предлагают также создание дополнительной системы питьевого водоснабжения, в которую подается высококачественная вода объемом не более 3 – 4 л/сутки на человека.

Второй путь приближения человека к естественной среде – это расширение пригородных территорий и формирование их по типу экополисов. Все более широкое распространение получают они вокруг крупных городов, особенно благодаря бурному развитию средств связи и транспортных путей. В США более 50% горожан имеют дома в пригородах.

Необходимо, однако, помнить, что это экстенсивный путь экологизации городов. Он имеет и отрицательные последствия. Так, расширение пригородных застроек, скорее всего, усугубляет, а не решает экологические проблемы. Застройка пригородов коттеджами связана со значительным отчуждением земель, истреблением естественных экосистем, их разрушением. Строительство в пригороде неминуемо связано с применением больших пространств для прокладывания дорог, водопроводов, канализации и других коммуникаций.

 

 

19. Международное сотрудничество в сфере экологии.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности развивается в рамках многосторонних конвенций и соглашений, международных организаций, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.


Многосторонние конвенции и соглашения

 

Рамочная конвенция ООН об изменении климата. В декабре 2007 г. в Индонезии (о. Бали) состоялось 13-е совещание Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) и ее вспомогательных органов, а также 3-е совещание Сторон Киотского протокола, в которых приняла участие делегация Правительства Российской Федерации. Главным итогом стала выработка “Балийской дорожной карты” – мандата на проведение в 2008–2009 гг. переговоров по будущему режиму сотрудничества в период после 2012 г. Учрежден новый вспомогательный орган – “Специальная рабочая группа по долгосрочным мерам сотрудничества по Конвенции”. На Конференции Сторон получило дальнейшее развитие российское предложение об упрощении существующих и создании новых процедур принятия добровольных обязательств по снижению выбросов парниковых газов. За Россией сохранен пост вице-президента Конференции Сторон, представители Российской Федерации введены практически во все ключевые органы, в том числе во вновь созданный орган по управлению Фондом по адаптации.

В рамках выполнения обязательств по Конвенции принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 332 “О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата”. Разработан и утвержден приказами Минэкономразвития России ряд нормативных правовых документов, касающихся процедуры реализации проектов совместного осуществления, в том числе приказ Минэкономразвития России от 20.12.2007 № 444 “Об утверждении Методических указаний по рассмотрению проектной документации”, приказ Минэкономразвития России от 30.11.2007 № 424 “Об утверждении Положения о Комиссии по рассмотрению заявок об утверждении проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата”. Приказом Минэкономразвития России от 30.11. 2007 № 422 на период 2008–2012 гг. установлен лимит величины сокращения выбросов парниковых газов в рамках проектов совместного осуществления в объеме 300 млн. т в CO2-эквиваленте. Рослесхозом начата реализация программы создания углерододепонирующих лесных насаждений (подробно о выполнении программы Рослесхоза и схеме размещения углерододепонирующих насаждений в России см. часть II, раздел 1, “Бюджет углерода”).

Готов к вводу в эксплуатацию российский реестр углеродных единиц, которым предусмотрено проведение операций по введению в обращение, хранению, передаче, приобретению, аннулированию, изъятию из обращения и переносу углеродных единиц со счета на счет, резервирование углеродных единиц, в том числе под проекты, осуществляемые в соответствии со ст. 6 Киотского протокола. Совместным приказом МПР России и Минэкономразвития России от 07.05.2007 № 121/148 утвержден Порядок формирования и ведения Российского реестра углеродных единиц. Функционирует официальный сайт российского реестра углеродных единиц(carbonunitsregistry.ru). Формирование и ведение российского реестра будет осуществляться по мере поступления администратору российского реестра углеродных единиц заявок на открытие счетов в реестре. Подготовлен Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, за 1990–2005 гг. (Росгидромет и МПР России). На семинаре “Реализация Киотского протокола в России: текущее состояние и перспективы”, организованном 6 декабря 2007 г. Национальной организацией поддержки проектов поглощения углерода (Россия), представители Ростехнадзора выступили с докладом-презентацией по заданной теме.

Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.). В 2007 г. Российская Федерация приняла участие в 19-м Совещании Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (17–21 сентября, Монреаль, Канада) и заседаниях 27-й рабочей группы открытого состава МП (РГОС) (4–7 июня, Найроби, Кения).

В ходе 19-го Совещания всеми Сторонами Монреальского протокола (МП) было поддержано решение об ускоренном отказе от гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) и соответствующей корректировке МП. Принцип ускоренного отказа от ГХФУ был принят на уровне глав государств и правительств “Группы восьми ” (п. 59 итогового документа саммита в Хайлигендамме). В 2007 г. Российская Федерация направила в Секретариат МП две заявки на предоставление исключений в отношении важнейших видов применения хладона-11 и хладона-1212 в производстве медицинских дозированных ингаляторов в Российской Федерации в 2008 г. и хладона-113 для использования в производстве ракетно-космической техники в Российской Федерации в 2008 и 2009 гг. С учетом результатов дискуссии на пленарных заседаниях 27-й РГОС и договоренностей на соответствующей контактной группе в июне 2007 г. в Найроби Стороны МП приняли положительное решение в отношении вышеуказанных заявок России. Заявка Российской Федерации на предоставление исключений в отношении важнейших видов применения хладона ХФУ-113 была обусловлена тем, что до конца 2006 г. на мировом рынке химической продукции не появился растворитель, который по своим физико-химическим свойствам, технологическим и потребительским качествам мог бы успешно заменить хладон ХФУ-113 в технологических процессах изготовления изделий ракетно-космической техники. Своим решением XIX/14 19-е Совещание Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, разрешило Российской Федерации: производство и потребление хладона ХФУ-113 в объеме 140 т для основных видов его использования в ракетно-космической промышленности в 2008 г.; применение в 2009 г. хладона ХФУ-113 в объеме 130 т при условии, что Группа по техническому обзору и экономической оценке МП не выявит никаких альтернатив, которые можно было бы внедрить к 2009 г.

На 19-м Совещании Сторон МП было принято решение о делегировании представителя Российской Федерации в состав Комитета по выполнению МП. Российская Федерация своевременно и в полном объеме обеспечивает выплаты в основные фонды Венской конвенции об охране озонового слоя и МП, включая выплаты за 2007 г. В 2007 г. Российская Федерация представила в Секретариат МП отчеты о производстве, потреблении, экспорте и импорте озоноразрушающих веществ и отчеты о потреблении в Российской Федерации озоноразрушающих веществ для удовлетворения основных видов применения (производство медицинских дозированных ингаляторов).

По линии Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.) в период с 3 по 7 сентября 2007 г. в Швейцарии (г. Женева) состоялось 6-е совещание Рабочей группы открытого состава, в котором приняла участие комплексная российская делегация. Совещание рассмотрело ход осуществления решения о расширении сферы действия Целевого фонда для оказания содействия развивающимся и другим странам, нуждающимся в помощи, в выполнении Базельской конвенции. В рамках обсуждения вопроса о Базельском протоколе об ответственности и компенсации рассмотрены варианты удовлетворения требования относительно наличия страхования, обязательств и других финансовых гарантий. Рабочая группа одобрила проект решения по экологически безопасной утилизации электронных отходов на 2009–2010 гг.

В рамках вопроса “Стратегические партнерские связи” обсуждались вопросы партнерства по асбесту; разработки Технических руководящих принципов, касающихся асбестовых отходов, и учебных материалов для обоснованного регулирования асбестовых отходов. Необходимо особо отметить наметившуюся в последние годы тенденцию, когда международные многосторонние природоохранные конвенции торгового характера используются как средство лоббирования и продвижения экономических интересов конкурирующих на мировом рынке производителей. Характерным примером этого является Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (Россия не является ее Стороной), а с 2007 г. также Базельская конвенция. Предусмотренные ими механизмы активно используются конкурентами российских компаний для вытеснения минерала хризотил-асбест с мирового рынка, что может нанести ущерб строительной отрасли России. Приняты проекты решений предстоящей сессии Конференции Сторон Базельской конвенции (июнь 2008 г.) по вопросам мобилизации ресурсов и устойчивого финансирования и Программа работы Рабочей группы открытого состава на 2009–2010 годы. Выплачен взнос Российской Федерации в бюджет Базельской конвенции в полном объеме.

По линии Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) и Протоколов к ней 17–20 апреля 2007 г. в Женеве состоялась 39-я сессия Рабочей группы ЕЭК ООН по стратегиям и обзору, в которой приняла участие делегация МПР России. Важнейшим вопросом был обзор Гетеборгского 1999 г. протокола о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном. На сессии впервые рассматривался вопрос о политических последствиях пересмотра Руководящих принципов представления данных о выбросах. Внесены предложения об обязательном использовании Справочного руководства по кадастрам атмосферных выбросов КОРИНЭИР/ЕМЕП для расчета коэффициентов и величин выбросов; о представлении Сторонами информационных докладов о кадастрах выбросов и использовании формуляров отчетности Совместной программы наблюдений и оценки переноса на большие расстояния загрязняющих воздух веществ в Европе (ЕМЕП) Конвенции; представлении прогнозных данных до 2020 г. и др. Обсуждался вопрос об осуществлении Плана действий для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) по активизации процесса ратификации Конвенции и Протоколов к ней в этих странах. В сентябре 2007 г. в Женеве состоялась 40-я сессия Рабочей группы ЕЭК ООН по стратегиям и обзору, в которой приняла участие делегация Ростехнадзора. В декабре 2007 г. в Женеве состоялась 25-я сессия Исполнительного органа Конвенции, в которой участвовала комплексная российская делегация. Сессия приняла План работы по Конвенции на 2008 год. Представлены в Секретариат ЕЭК ООН и центры ЕМЕП данные о выбросах основных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также информация о политике и стратегии борьбы с загрязнением воздуха (по результатам выполнения НИР). Взнос Российской Федерации в бюджет ЕМЕП, выплаченный в 2007 г. в полном объеме, составит на 2008 г. 64,24 тыс. долл. США, при этом финансирование Метеорологического синтезирующего центра – Восток (Москва) остается на уровне 2007 г.

 

20. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.