Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блока. Значение центрального эпизода поэмы




Невозможно поэму читать вне контекста символизма, вне контекста поэзии Блока. «12» - завершение романа в стихах Блока, его творчества. Это первая поэма об Октябрьской революции. Револ его погубила ((слопала поганая родимая Россия как чушка своего поросенка)

«12» - загадочное произведение еще и потому, что неясно, что значит эта поэма: ура или долой. В оценке революции проявляется митинговое мышление; некоторые восприняли поэму как апофеоз революции, и за это Блока хвалили; другие, в основном эмигранты, ругали за это же (Бунин). Некоторые были поэмой недовольны, т.к. она показывала революцию неправильно, по их мнению. Некоторые видели в поэме кощунство. Видели и просто злую иронию на революцию. Но все сводится к одному вопросу: Блок за революцию или против?

На «12» в принципе нельзя смотреть как на политический плакат. Это символическое произведение, очень противоречивое. Когда Блока спрашивали о появлении Христа в конце поэмы, он не мог объяснить. Художественный смысл поэмы заключен в этих противоречиях. Их надо просто принять как данность.

Противоречия важны; их надо уметь увидеть, не надо расшифровывать. Ближе всего к пониманию поэмы подошел М. Волошин: одно из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя самому себе, ни своим приемам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и лирически объективную (настолько объективную, насколько мог лирик) вещь.

 

Почему центром великой поэмы о революции является полууголовное убийство, лишенное идеологических, политических, классовых оснований?

Народная стихия пронизывает поэму. Центральный кульминационный эпизод поэмы - убийство Катьки - является вершиной драматических страданий Петрухи - одного из "двенадцати", который в отличие от своих товарищей никак не может подавить своих чувств: то бешеной ревности к неверной Катьке, то глубокого отчаяния и любви к ней, то мрачного приступа тоски ко всему окружающему.

Блок, сосредоточив внимание на интимно-личных переживаниях человека, раскрыл их социальную и общественную значимость. Поэт сумел уловить зарождение опасной тенденции подавления ради идеи всего личного, которая впоследствии приведет к нравственной деформации общества. Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Конфликт поэмы скрыт глубже - в душе бандитов-красногвардейцев, идущих "без имени святого", которым "ничего не надо, ничего не жаль". Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого, не глядя, не раздумывая, ожидая, что "вот проснется лютый враг".

В поэме явно присутствуют как минимум 2 мотива ненависти к Ваньке: он чужой, и он богат. Бывший товарищ. Катька изменила круг клиентов – воспринято как измена. Наказаны по законам полублатной морали.

Из первых реплик видно, что Катька безвинная жертва. В этом суть поэмы. Поэтому так важен центральный эпизод. Революция – всегда убийство, гибель не только виновных, но и невиновных. Они гибнут вместе. Именно в этом – трагизм революции. Вот почему уголовная драма приобретает черты высокой трагедии. Внутренняя тема «12» – оправдание убийства невиновного. Революция, по Блоку, - преступление, переступление через невинную кровь. Изображение преступления – не значит оправдание. «Черная злоба, святая злоба» - оксюморон.

Стратоновский сравнивает «12» с «Преступлением и наказанием». В центре там и там убийство; показана неминуемость цепочки убийств. У дост – юрид наказание, просветление, отвергает насилие. У дост убийство, оправданное по теории (существа, которое не заслуживает жизни), влечет за собой другое, которое не оправдано никакой идеей. Блоковский Петруха живет в то время, когда теоретики, которым он поверил, разрешили ему проливать кровь во имя революции. Петруха страдает не так, как Раскольников; Достоевский показывает наказание Раскольникова и возможность его пройти; у Петрухи нет мук совести и наказания. Достоевский отвергает насилие в принципе, а Блок считает его допустимым. Стратоновский: в русской литературе «12» - негатив «Преступления и наказания».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.