Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема путей интеллигенции и революции. Булгаков, Олеша и др




Проблема интеллигенции в революции была актуальной проблемой в литературе 1920 годов. Об этом писали Б.Пильняк, А.Толстой, И.Бабель, многие другие. И в романе Булгакова «Белая гвардия» герои-интеллигенты, профессорские дети Турбины, застигнутые бураном революции, — должны найти свой путь в новой реальности, когда рушится система ценностей, на которой они воспитаны. Булгаков был свидетелем всего происходящего и понимал, что революция разрушит культуру России, потому что нанесет страшный удар по интеллигенции, носительнице старых традиций и олицетворения русской культуры. Пьеса «Дни Турбиных». Как и в романе, Турбины в пьесе, киевские интеллигенты, образованные, порядочные, радушные, доброжелательные, — главные герои. Им выпало жить и искать ответы на главные вопросы бытия в эпоху исторической смуты. Родной город Турбиных — столица объявленной после Брестского мира гетманской республики — переживает страшные дни. Гетмана поддерживают немцы, недавние враги России в мировой войне.

События завязаны в тугой противоречивый узел. Действие пьесы носит черты исторической хроники, хотя основное место действия, композиционный центр пьесы — дом Турбиных. Писатель с теплотой и симпатией описывает семью Турбиных. Их дом символизирует успокоение, доброту, любовь. Для Булгакова страшно, что это должно неизбежно погибнуть и что в хаосе и неразберихе могут не заметить потери самого ценного, потому что, умирая, интеллигенция уносит с собой русскую культуру. Люди не задумываются о том, что очень трудно восстановить уничтоженное. Как будут жить новые поколения, если сметены старые основы жизни? Этот вопрос писатель задает всем своим произведением. О причинах трагедии русской интеллигенции говорит герой пьесы “Дни Турбиных” Алексей Турбин: “Народ не с нами, он против нас”. В изолированности носителей культуры видит Булгаков их трагедию. Писатель глубоко переживает, что в России утрачиваются вечные ценности, традиции, передававшиеся из поколения в поколение.

Огонь в камине — знак домашнего очага, тепла и человеческой общности. основы Дома определены уже в ремарке: булгаковские герои пытаются сохранить духовно-нравственные ценности жизни своей среды в хаосе революционной эпохи. Но события исторического времени бесцеремонно вторгаются в их мир, стремясь разрушить, уничтожить его. Основной конфликт булгаковской пьесы может быть обозначен как конфликт человека и истории. Герои-интеллигенты в ходе развития действия каждый по-своему вступают в прямой диалог с Историей. Так, Алексей Турбин, понимая обреченность белого движения, предательство «штабной оравы», выбирает смерть. Мышлаевский с горечью и обреченностью констатирует промежуточное и потому безвыходное положение интеллигенции в катастрофической реальности. Он близок к признанию большевиков. Студзинский убежден в необходимости продолжать борьбу в рядах белой гвардии, рвется на Дон к Деникину. Елена уходит от Тальберга, человека, которого она не может уважать, по ее же признанию. Она попытается построить новую жизнь с Шервинским. Важное значение в пьесе и ее финале имеет образ Лариосика. Этот подчеркнуто чеховский персонаж (он завернул собрание сочинений Чехова в собственную рубашку; постоянно попадает в нелепые ситуации — «недотепа») прямо цитирует любимого писателя: «Мы отдохнем, мы отдохнем...». Он убежден в самоценности жизни, по-прежнему считает дом Турбиных островком покоя в бушующем океане истории. Автор не отнимает у читателя веры в ценность жизни, но цитатный характер реплики Лариосика и ее стык с ремаркой «Далекие пушечные удары!» возвещают конец старого мира, подчеркивают трагизм судьбы интеллигенции в революции. Идея обреченности старого мира, гибели белого движения и неизбежного прихода большевиков составляет идейное содержание пьесы. В начале пьесы о грядущей встрече с большевиками говорил Алексей. В конце — ее роковую очевидность ощущают все персонажи. Кольцевая композиция — четвертое действие, по сути, повторяет ситуацию первого — усиливает трагический мотив.

Всемирная история воздействовала на Юрия Олешу драматическими перипетиями взаимоотношений интеллигенции и революции. Основные герои у него— мелкобуржуазные интеллигенты, воспитанные «старым миром» и унаследовавшие его культурные традиции. Основная тема произведений— столкновение такого интеллигента с «новым миром». Необходимость идейно-психологической перестройки для индивидуалиста-романтика, разошедшегося с новой действительностью, — тезис, проводимый О. через все произведения. Герои О. — индивидуалисты-романтики — сами начинают осознавать свою историческую обреченность. Им свойственен «гамлетизм», раздвоенность между старым и новым. Конфликт мысли и ощущения, разума и чувства — основное в характеристике внутреннего мира героев О., стоящих на историческом рубеже. Эта тема в книге о послереволюционном государстве «Зависть», написанной следом за книгой о революции «Три толстяка», выразилась в конфликте между поэтом и обществом. В книге, написанной человеком, пережившим первое десятилетие нового государства, конфликт художника и общества возникает из-за того, что художник ждал от революции нечто иное, чем то, что она могла или должна была дать. Образ Кавалерова — обобщение типических черт мелкобуржуазного интеллигента, существующего в пореволюционной действительности. Кавалерова характеризует созерцательно-эстетическое и субъективистски-романтическое отношение к жизни. Его устремления проникнуты крайним индивидуализмом, антисоциальностью, стремлением к личной славе, утверждению своего «я» хотя бы в форме нелепого и преступного «гениального озорства». На этой почве Кавалеров и приходит в конфликт с советской действительностью. Заслуга О.- показ того, как индивидуалистическое, анархическое бунтарство в условиях нашего времени скатывается к обывательщине. Как только Кавалеров переходит от романтических мечтаний к реальной действительности, он оказывается в рядах того же мещанства- попадает в объятия гиперболически пошлой Анички Прокопович. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя — образ колбасы как символ благополучия.

Иван Бабичев, с одной стороны — дальнейшее развитие и гиперболизация Кавалерова- трагикомическая фигура защитника эгоистической обывательщины. Оба они «завидуют» новому миру, но не имеют реальной почвы под ногами для борьбы с ним. Изображая их поражение, О. в то же время расцвечивает всеми красками внутренний мир этих героев. Мир фантазии, мечты, искусства является достоянием их, а не обезличенных и «лишенных воображения» людей нового мира. Им противостоят образы Андрея Бабичева и володи Макарова. Андрей Бабичев показан здоровым, жизнерадостным, чуждым рефлексии, благодушно настроенным делягой. Лишенный внутреннего идейно-психологического богатства, ушедший в строительство «Четвертака» узкий практик, он не может противопоставить Кавалерову и Ивану Бабичеву всеохватывающего, качественно иного мировоззрения. Еще более узким показывает Олеша Володю Макарова. Лейтмотив Макарова — стать «человеком индустриальным», «человеком-машиной», равнодушным ко всему, что не есть работа.

 

29. Проза 1930-х в героико-трагических обстоятельствах времени (Платонов, Булгаков, Эренбург, Островский):

В это время принято постановление о коллективизации, силой загоняют в колхозы. Отбирают «излишки», скот. Раскулачивание. Высылка кулаков. Статья Сталина "Головокружение от успехов", в которой он возлагает вину за катастрофические последствия коллективизации на местные власти. ГУЛАГ. Самоубийство В. В. Маяковского (1930). XVI съезд партии утверждает лозунг "Пятилетку - в 4 года" (1930). Постановление об обязательном всеобщем начальном образовании. Система внутренних паспортов (ограничить передвижение), крестьянам не выдаются – прикрепить их к земле. Страшный голод в Украине. Закон об измене родине (смертная казнь, коллективная ответственность членов семьи) (1934). Убийство Кирова, арест Каменева и Зиновьева (1934). Ежовщина – террор НКВД (1936-38). 1939 – начало 2МВ, нападение Германии на Польшу. В таких обстоятельствах приходилось творить Платонову, Эренбургу, Булгакову, Островскому.

Ведущим жанром 30–х годов становится роман. В литературе утверждается новый художественный метод – социалистический реализм. Цели и задачи литературы были определены на Первом съезде писателей, где с главным докладом выступил М. Горький. В качестве основной темы названа тема труда. Перед литературой была поставлена задача: помочь формированию нового советского человека. Литература должна была показывать достижения, воспитывать новое поколение.

Несравненно углубились пути производственной и колхозной тематики в советской литературе. Стали возникать живые образы людей, борющихся за социализм. Классовая борьба и классовая ненависть, борьба за социализм в городе и деревне показываются как дело жизни новых людей. Именно в этом состоит главная ценность таких произведений, как «Большой конвейер» (1933) Я. Ильина, «Люди Сталинградского Тракторного» (1933) Б. Галина, «Поднятая целина» (1932) М. Шолохова. Эти произведения открывают дорогу к самой глубокой теме социалистической литературы - теме человека, как главной ценности, «самого драгоценного капитала» развивающегося советского общества. Здесь и лежит причина огромной популярности этих книг их подлинно-народного читательского успеха.

Развивается исторический жанр («Петр I» А.Толстого, «Цусима» Новикова – Прибоя, «Емельян Пугачев» В.Шишкова). Остро ставится в литературе проблема воспитания людей - «Люди из захолустья» А.Малышкина, «Педагогической поэме» А.Макаренко.

Выдающимся новеллистом 30–х годов является А.Платонов, художник–философ, он сосредоточил внимание на нравственно-гуманистических темах. Платонов тяготеет к жанру рассказа-притчи. Внимание художника сосредоточено на духовной эволюции персонажа («Фро», «Бессмертие», «В прекрасном и яростном мире»).

В 30–е годы работает над романом «Мастер и Маргарита» М. Булгаков. Это многоплановый философский роман. В нем слилось воедино несколько творческих тенденций, характерных для произведений Булгакова 20–х годов. Центральное место в романе занимает драма мастера–художника, вошедшего в конфликт со своим временем.

Роман первоначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрав в себя судьбу самого писателя. История пребывания Сатаны в Москве 1930–х годов вторит легенде о явлении Иисуса, произошедшего два тысячелетия назад. Точно так же, как некогда не узнали бога, москвичи не узнают и дьявола, хотя Воланд и не скрывает своих общеизвестных признаков. Причем с Воландом встречаются просвещенные, казалось бы, герои: литератор, редактор антирелигиозного журнала Берлиоз и поэт, автор поэмы о Христе Иван Безродный.

События совершались на глазах множества людей и, тем не менее, остались не понятыми. И лишь Мастеру в созданном им романе дано восстановить осмысленность и единство течения истории. Творческим даром вживания Мастер «угадывает» истину в прошлом. Быт и нравы новой России, человеческие типы и характерные поступки, одежда и еда, способы общения и занятия людей, – все это развернуто перед читателем с убийственной иронией и одновременно пронзительным лиризмом в панораме нескольких майских дней.

30–е годы – время подведения значительных социально–исторических, философско–этических итогов в прозе. Не случайно все крупнейшие эпопеи, берущие начало в 20–е годы («Тихий Дон», «Жизнь Клима Самгина», «Хождение по мукам»), получают завершение именно в этот период.

Очень ярко гуманизм Платонова проявился в повести “Котлован”. Размышления П. над проблемами советской эпохи трагичны и необыкновенно глубоки.

В повести “Котлован” Платонов показал российскую действительность конца 20 — начала 30 годов как эпоху почти необратимого истощения почвы, на которой вырастает “культура жизни” — культура человечности, накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческого существования.

«Собачье сердце» Булгакова - это фантастическое произведение, обрисовавшее происходящее в России после революции 1917 года как предзнаменование близящегося Апокалипсиса, оказалось злободневным.Судьба дома в Обуховом переулке соотносится с судьбой России. «Пропал дом», — говорит Преображенский после вселения в его дом жилтоварищей. То же Булгаков говорил о России после захвата власти большевиками. Нелепо выглядящие, невоспитанные и практически незнакомые с культурой мужчины и женщина, на женщину не похожая, во главе со Швондером «воспитывают» в Шарике Шарикова и рекомендуют его на государственную службу.

Булгаков предвидел, что шариковы легко могут сжить со свету не только преображенских, но и швондеров. Сила Полиграфа Полиграфовича - в его девственности в отношении совести и культуры. Преображенский пророчествует, что в будущем найдется кто-то, кто натравит Шарикова на Швондера. Писатель как бы предсказал кровавые чистки 30-х годов среди коммунистов.

 

30. Гражданская война в литературе 1920-х годов (А.Фадеев, И.Бабель, М.Булгаков, С.Есенин):

Главным героем в этих творениях выступает народ. Ведущим конфликтом служила классовая борьба двух миров: “белых” и “красных”.

Роман А. Фадеева «Разгром» (1926) повествует об истории партизанского красного отряда. События происходят в 1920-е годы во время Гражданской войны в Уссурийском крае.

Основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все, неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей”.

Действие в “Разгроме” длится приблизительно около трех месяцев. В центре внимания автора — изображение человеческих характеров. Главное событие — военный разгром партизанского отряда. Вся первая половина романа представляет собой историю человеческих переживаний, обусловленных не частным военным эпизодом, а совокупностью условий революционной эпохи, когда характер действующих лиц обрисован, автор показывает сражение как испытание качеств людей. И в момент военных действий все внимание поглощено не описанием их, а характеристикой поведения и переживания участников борьбы.

Роман заканчивается гибелью большинства героев: осталось в живых только девятнадцать. Сюжет романа, таким образом, заключает в себе элемент трагедии, что подчеркнуто в самом заглавии.

Бабель «Конармия» (1926). Герой Бабеля - Лютов, представляющий интеллигенцию, во всех ситуациях старался избежать кровопролития. Другие герои - конармейцы - напротив, изображены жестокими убийцами и чуть ли не бандитами.

Что ни рассказ, то зверства: "Письмо" - отец резал врага-сына до темноты, "Соль" - красноармеец жестоко пристрелил женщину с солью, "Павличенка" - кровавая расправа над барином на глазах жены. При всем этом, Лютов завидует жестокости бойцов.

Бабель показал жизнь, в которой переплелись героизм и жестокость, правдоискательство и душевная неразвитость, прекрасное и отвратительное, смешное и трагическое.

И в "Разгроме", и в "Конармии" особо остро ставятся гуманистические вопросы и изображается их решение.

В романе М. Булгакова “Белая гвардия ” (1922—1924) отражаются события гражданской войны периода 1918—1919 гг. в его родном городе Киеве. Эти события Булгаков рассматривает не с классовых или политических позиций, а с человеческих. Кто бы ни захватил город — гетман, петлюровцы или большевики, — неизбежно льется кровь, сотни людей умирают в мучениях. Насилие рождает еще больше насилия. Это волнует писателя больше всего.

Необычными оказались действующие лица. Автор вступил в полемику с распространённой в лит-ре 20х тенденцией изображать гражданскую войну как столкновение масс, множеств. Булгаков отходит от подчёркнуто отрицательного изображения белогвардейцев и идеализирует их.

Необычная композиция. Летописный стиль. Центральный образ – Дом, символ родного очага. Его составляющие – кремовые шторы, белоснежная скатерть, зеленый абажур...

Автор задумывается о возможной судьбе как самих персонажей, так и всей России. Дом Турбиных был возведен не на песке, а на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. И вот Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить.

Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта С. Есенина и его творчестве. Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы («Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий.

В " Анне Снегиной" демонстрируется позиция поэта: герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за чей-то чужой интерес» стрелял и «грудью на брата лез», а потом отказывается участвовать в кровавой бойне, выправив себе «липу» и «став первым в стране дезертиром».

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси - действие в поэме кончается 1923 годом. Одна из главных тем поэмы - тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне времен революции и гражданской войн неспокойно. Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки. Прон для Есенина —русский традиционный мятежник новой формации.

 

31. Анализ новеллы из цикла Бабеля «Конармия»

“Конармия” И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя.“Конармия” написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова.

В сборнике «Конармия» он показывает нам гражданскую войну без всяких прикрас. Писателя волнует проблема гуманизма на войне. Он тремится не рассказывать о человеке, а показывать его, раскрывая перед читателем отдельные страницы жизни своих героев, обнажающих их сущность. Среди таких персонажей “мальчик Курдюков” из новеллы «Письмо».

Содержание рассказа почти целиком составляет письмо, продиктованное Лютову, работнику Политотдела Первой конной армии, подростком Василием Курдюковым и переданное читателю “дословно, в согласии с истиной”.

Нет никакой авторской оценки - он дистанцируется, но в то же время оно иногда прорывается (в начале - "письмо не подлежит забвению" и в конце - описание фоторгафии)

Перед нами наивное и одновременно жестокое послание сына к матери, раскрывающее как семейную трагедию Курдюковых, так и характер мальчика, ещё почти ребёнка: сочетание заботы об оставленном хозяйстве, равнодушно-безжалостного отношение к отцу, ни грамма заботы о матери.

Василий Курдюков:

- верующий

- пишет матери с уважением, называя её “любезной мамой”

- забота мальчика об оставленном дома коне

- рассказывает о том, как ему живется, чем занимается (стремится успокоить мать)

- НО: первостепенны хозяйственные проблемы и заботы о хлебе насущном, они перевешивает родственные чувства к отцу.

- события, описываемые им, страшные, но поражает сам мальчик, состояние его души - в нем нет детсткости

- безэмоционален. Достаточно подробно излагает, как “папаша порубали брата Фёдора Тимофеича Курдюкова тому назад с год времени”, не выражает своего отношения к злодейскому поступку родителя, а только сообщает матери, что “папаша начали Федю резать... и резали до темноты, пока брат Фёдор Тимофеич не кончился”.

- Вероятно, собственные мучения, которые подросток, попавший в руки к отцу вместе со старшим братом, “принимал... как спаситель Иисус Христос”, кажутся ему более значительными. Не случайно он сравнивает их со страданиями Сына Божия, забывая, однако, что сравнение неуместно: Всевышний послал на мучительную гибель единственного Сына, чтобы тот искупил людские грехи, а “мальчик Курдюков” испытывает на себе жестокость родителя только лишь потому, что воюет на стороне “красных”.

- он еще не очерствел душой окончательно, но он несколько огорчен тем, что описать, “как кончали папашу”, он не может, так как “был усланный со двора”. И хотя сам герой рассказа “резать” пока не готов, ему, несомненно, нравится “отчаянность” брата Семёна, с которой тот рубит головы направо и налево. Нравится это качество красного бойца и всему полку, желающему Семёна Тимофеича “иметь за командира”.

- восхищен тем, что брат получил дары от Буденного => опять хозяйственная жилка

- Значительность брата-головореза в глазах подростка и в том, что если какой-либо сосед мать “начнёт забижать, то Семён Тимофеич может его вполне зарезать”. (а-ля Прищепа)

- сломанная семейная фотография (сломана, изувечена, как и фотография, судьба людей, их жизнь), где поражают взгляд “тупые, широкие, лупоглазые” физиономии “чудовищно огромных мужчин”, и только у матери, “крохотной крестьянки”, “светлые и застенчивые черты лица”.

Письмо - жуткий документ того времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.