Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. “Серебряный век” русской культуры




Славянофилы. Западники. Триада графа С.С. Уварова. Романтизм. Гражданский романтизм. Исторический роман. Русский ампир. Эклектика. Монументальная скульптура. Малая пластика. Монументально-декорати-вная скульптура.

В чем состояло своеобразие русской культуры 1-й половины XIX века?

Тема 4. “Золотой век русской культуры

Ответы

1) С.Л. Крашенинников. 2) Д.И. Фонвизин. 3) М.В. Ломоносов. 4) B.B. Растрелли. 5) А.Н. Радищев. 6) М.Ф. Казаков. 7) Ф.Г. Волков. 9) Ф.И. Шубин. 10) И. ff. Кулибин. 11) Э.М. Фальконе. 12) И.E. Старов. 13) Д.Г. Левицкий. 4) М.И. Козловский. 15) М.М. Щербатов.

Рабочая программа

Основные черты русской национальной культуры XIX в.: самобытность, демократизм и гуманизм. "Александровский" классицизм и ампир как выражение национального самосознания первой четверти XIX в. Расширение интеллектуально-информационной среды и рост общественной значимости образования и науки. Роль печати и литературы в формировании гражданского и национального самосознания. Идейная направленность журналистики 20 - 50-х гг. XIX в. Книгоиздатели и эффект "массовой книги". Русская литература XIX в. и ее мировое значение. Творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Сословные и демократические тенденции в образовании. Начальное и среднее образование. Рост удельного веса интеллигенции в пореформенный период. Российские университеты. Женское образование.

Новые эстетические модели в художественном творчестве. Идеи "передвижничества" и индивидуализации искусства в конце XIX в. Русские "передвижники" и их философия творчества. Русская пейзажная живопись. Возникновение русской исторической живописи. Архитектура и градостроительство. Эклектика и псевдорусский стиль, Становление русского театра и музыкального искусства. Петербургская и Московская консерватории. "Могучая кучка". Творчество М.И. Глинки, П.И. Чайковского. Русский театр в XIX веке. Создание музеев. Русское меценатство. Культурное развитие российской провинции.

g Контрольные вопросы для самопроверки h

2. Какие основные направления общественной мысли противостояли в первой половине XIX века официальной идеологии?

3. Как вы оцениваете реформы 60-70-х гг. в области просвещения? Какое влияние они оказали на развитие культуры в целом?

4. В чем сущность философско-религиозных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского?

5. В чем вы видите развитие традиций национальной музыкальной школы участниками “Могучей кучки” и П.И. Чайковским?

6. Насколько закономерно было появление передвижников в пореформенный период?

a Основные термины и понятия b

aТ Тесты b

1. К шедеврам русской живописи относятся полотна “Всадница”, “Вирсавия”, “Итальянское утро”, “Итальянское право”, написанные:

а) А.А. Ивановым; б) В.А. Тропинин; в) О.А. Кипренский; г) К.П. Брюллов

2. Самым значительным произведением А.М. Опекушина стал памятник:

а) Ф.М. Достоевскому; б) Николаю I; в) М.В. Ломоносову; г) А.С. Пушкину.

3. Картины “Приезд станового на следствие” и “Чаепитие в Мытищах”, отражающие идейные искания передвижников, принадлежат кисти:

а) И.Н. Крамского; б) В.Г. Петрова; в) Ф.А. Васильева; г) И.Е. Репина.

4. После пожара 1812 г. в Москве было построено здание Большого театра по проекту архитектора:

а) О.И. Бове; б) М.Ф. Казакова; в) А.Н. Воронихина; г) Д.И. Жилярди.

5. Картина “Меньшиков в Березове” написана:

а) В.И. Суриковым; б) В.М. Васнецовым; в) В.Г. Петровым; г) А.Г. Венециановым.

6. Всю жизнь посвятил созданию аппарата тяжелее воздуха русский изобретатель, живший в XIX в.

а) А.Ф. Можайский; б) Л.Б. Красин; в) К.Э Циолковский; г) И.И. Сикорский.

7. В 1873 г. была поставлена опера “Псковитянка”, первая опера композитора:

а) Н.А. Римского-Корсакова; б) М.П. Мусоргского; в) Ц.А. Кюи; г) А.П. бородина.

8. Автор оперы “Садко”:

а) Н.А. Римский-Корсаков; б) М.П. Мусоргский; в) Ц.А. Кюи; г) П.И. Чайковский.

9. Картина “Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем” принадлежит кисти:

а) В.И. Сурикова; б) В.Г. Перова; в) И.е. Репина; г) В.В. Верещагина.

Рабочая программа

Основные черты культуры “серебряного века”.

Русский религиозный ренессанс. Философское творчество Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, С.Н. и Е.Н. Требецких. Концепция возрождения России Вл. Соловьева. Сборник “Вехи”.

Искусство критического реализма на рубеже XIX-XX вв. Творчество А. П. Чехова, М. Горького. Общие проблемы развития модерна и символизма в русском искусстве начала XX в. Проблема синтеза искусств. Символизм в литературе: два поколения поэтов-символистов. Творчество К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Блока. Символизм и поиски выражения "вселенского чувства" в живописи. Акмеизм. Творчество Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой. Другие поэты “серебряного века”: М. Цветаева, Б. Пастернак. Модернизм в изобразительном искусстве. “Мир искусства”.

Авангардные направления в русском искусстве. Русский авангард в живописи. Три периода в его развитии. Авангард в литературе и поэзии. Театр. Балет.

Социально-политические аспекты развития искусства и художественной жизни. Носители историко-культурных и мировоззренческих тенденций России начала XX в. Роль интеллигенции в духовной жизни страны.

g Контрольные вопросы для самопроверки h

1. Как вы можете объяснить необычайное многообразие форм историко-культурного процесса в России на рубеже XIX-XX веков.?

2. Какими обстоятельствами обусловлены и в чем заключались качественные изменения в системе образования на рубеже веков?

3. Какие открытия русских ученых определили развитие передовой научной мысли на десятилетия вперед?

4. Какие особые черты присущи реализму рубежа веков?

5. Почему рубеж веков принято называть “серебряным веком” русской поэзии?

aТ Тесты b

1. Лауреатами Нобелевской премии в 1904 и 1908 гг. стали известные русские ученые:

а) Д.И. Менделеев и Н.Е. Жуковский; б) И.П. Павлов и И.И. Мечников; в) Д.И. Менделеев и И.П. Павлов; г) И.И. Мечников и Д.И. Менделеев.

2. Первая русская игровая картина, снятая в 1908 г., называлась:

а) “Стенька Разин и княжна”; б) “Оборона Севастополя”; в) “Оборона Порт-Артура ”; г) “Покорение Сибири”.

3. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. “Ассоциацию эгофутуристов” возглавлял:

а) В. Хлебников; б) Д. Бурлюк; в) И. Северянин; г) В. Маяковский.

4. Творческое общество “Мир искусства” оставило глубокие след в развитии не только живописи, но и:

а) оперы и балета; б) оформительского искусства и художественной критики; в) музейного и выставочного дела; г) верно все указанное.

5. Заказ на картину “Торжественное заседание Государственного совета” получил в начале XX в. известный художник:

а) И.Е. Репин; б) И.н. Крамской; в) В.А. Серов; г) В.М. Васнецов.

6. Обучение в России в начале XX в. было:

а) платным; б) бесплатным; в) в зависимости от имущественного ценза семьи; г) в начальных учебных заведениях бесплатным, а в средних платным.

7. Музыкальные произведения “Петрушка” и “Весна священная” созданы:

а) С.В. Рахманиновым; б) А.К. Глазуновым; в) И.Ф. Стравинским; г) Н.А. Римским-Корсаковым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.