Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Римская цивилизация 2 страница




Население Средиземноморья в X—II вв. вело цивилизованный образ жизни, занимаясь активной доходной хозяйственной деятельностью, использовало достижения античной культуры. I—II столетия Римской Империи были временем активных религиозных исканий и интенсивного творчества, в процессе которых произошли существенные трансформации культов, формирование новых религиозных систем. Одним из важных факторов религиозной жизни I-II вв. стало реформирование традиционной римской религии и создание официальной религиозной идеологии и государственного имперского культа для наиболее глубокого и массового обоснования огромной власти римского императора и стоящих за ним господствующих классов. В целом народные массы как западных, так и восточных провинций продолжали исповедовать свои традиционные культы. Важным фактором религиозной ситуации I-II вв. является взаимовлияние различных религиозных идей и концепций. Так, не без влияния иудейских воззрений среди населения восточный провинций и даже в Италии распространяется идея пришествия мессии, божьего посланца, который должен перестроить мир на началах добра и справедливости. Ни одна из религиозных систем римской империи не могла создать нравственно-этическую систему и освятить лучшие стороны человеческого существа. Такой религиозной системой стало рождающееся и формирующееся христианство.

Зародившись в первой половине I в. н. э. на территории маленькой римской провинции Палестины как одна из местных иудейских сект, главой и основателем которой мог быть исторический Иисус, проповедовавший идеи покаяния, близкого конца мира, божественного суда, добра и любви к людям, новое вероучение стало распространяться среди низших и обездоленных слоев населения Восточного Средиземноморья и к середине I в. н. э. проникло в Рим. В ходе распространения первохристианских идей среди различных слоев населения происходило формирование нового учения, разрыв его религиозно-идеологических связей с иудаизмом, разработка его богословия через использование положений вульгаризированной греческой философии, римского стоицизма, традиций иранской (религия Митры), греческой и римской религий. Зародившись в Палестине как одно из отколовшихся сект иудаизма, пер-вохристианство стало превращаться в новую религиозную систему лишь на просторах средиземноморской империи и после включения в состав своего культа и богословия целого ряда греко-римских религиозных идей. К концу I в. н. э. христианство уже окончательно выделилось из круга религиозных представлений иудейства, к началу II в. н. э. сложилась в основных чертах евангельская традиция происхождения новой религии. В христианском вероучении прокламировался космополитический характер. Оно исходило из принципиального положения о единстве всего рода человеческого, выполнении главных заповедей христианства и веры в Иисуса Христа. Божество понималось как абсолют могущества, разума, добра и милосердия, карающая сила. Земная жизнь — греховное существование, после окончания которой можно приобщиться к божеству, к вечной жизни около бога. В раннехристианской этике главное внимание обращалось на чистую добродетельную жизнь, внутреннее самоусовершенствование. Первое крупное гонение на христиан скорее всего было в Риме при императоре Нероне в 64 г. К концу II в. христианство превратилось в большую силу.

В I-II вв. происходят крупные сдвиги в культурной жизни, главным итогом которых было создание качественно новой средиземноморской культуры. Впервые в истории древних обществ появилась особая общественная прослойка, которую можно определить как античную интеллигенцию. К ней относились учителя, грамматики, риторы, странствующие философы, архитекторы, зодчие, скульпторы, поэты и писатели, жречество многочисленных религиозных культов. Громадное, стабильное и процветающее государство рождало особое чувство гордости. У населения Империи в I-II вв. был довольно высокий уровень грамотности. Особенностью средиземноморской культуры I—II вв. был ее городской характер. Городская среда создавала грамотного горожанина который был основным потребителем культурных ценностей. Политика романизации римских провинций как распространение цивилизованного образа жизни по всему пространству Империи благоприятствовала культурному развитию средиземноморского мира. Система ценностей предполагала особый стиль жизни, включающий довольно благоустроенный городской быт, известный уровень благосостояния, гордость за великую державу, сильную и благодетельную для всех подданных власть Рима. Но в I—II вв. сложилось глубокое противоречие между высоким уровнем цивилизации и потребительским характером культуры.

Имперская система воспитания и образования к I—II вв. представляла собой довольно продуманный и стройный комплекс, который предполагал три последовательные ступени обучения. Первая — с 7 лет и продолжалась около 4-5 лет. Это была массовая школа, которая учила читать и писать. Средней ступенью обучения была школа грамматика. Она длилась около 4-х лет и предполагала 5 дисциплин. Высшая ступень обучения — школа ритора (3-4 года), которая считалась школой элитарной и кроме 5 предметов предшествующей ступени обучала ораторскому искусству и музыке.

В многообразной, богатой литературе I—II вв. отразилась сложная и противоречивая жизнь римского средиземноморского общества, его материальное благополучие и падение нравов, общечеловеческие ценности и примитивный сословный эгоизм.

Расцвет римского урбанизма стал мощным стимулом для развития строительного искусства и архитектуры, что проявилось в освоении и использовании новых высококачественных строительных материалов — так называемого римского бетона и обожженного кирпича. Римские строители создали новую конструкцию — ордерную аркаду, т. е. поставили арки на колонны и столбы. Архитекторы разработали новые типы зданий — отдельно стоящую городскую виллу, дома террасного и атриумно-перистильного типов. Оригинальным, чисто римским архитектурным сооружением стали знаменитые термы — сложный архитектурный комплекс, включающий серию банных помещений. Господствующей эстетической и концептуальной идеей, пронизывающей римскую скульптуру I-II вв. была центральная идея официальной культуры — идея величия Рима. Особенностью римской науки I—II вв. была направленность на достижение практических результатов, применение научных знаний для решения хозяйственных, социальных и политический задач.

Римской мировой державе удалось до известной степени унифицировать социально-экономические структуры многочисленных (народов в процессе романизации провинций, сочетать авторитарные методы древневосточных монархий и методы полисно-общин-ных республик. Но римское имперское общество было вместе с тем разнородным.

В конце II в. появились симптомы кризиса, а III в. разразился всеобщий кризис). Попытку вывода Империи из кризиса предприняла династия Северов, укрепившая армию; реформировавшая государственный аппарат, превратив его в хорошо отлаженную бюрократическую машину; усилившая роль принцепса вплоть до абсолютизации монархии; правящей массой подданных (все жившее в границах империи свободное население стало гражданским).

Однако, после пресечения династии Северов римское общество вступило в полосу еще более жестокого кризиса государственной власти. Вышедшая из под контроля армия диктовала свои условия многочисленным "солдатским" императорам. Следствием ослабления центральной власти явилось усиление местного сепаратизма и рост народных движений в разных частях Римской Империи. Участие армии в политических распрях снижало ее военную мощь, облегчало варварам прорыв границ Империи. Политический кризис проявил более глубокие экономические и социальные противоречия. К III в. римская рабовладельческая система исчерпала свои возможности и накопила пороки, тормозившие экономическое развитие общества: сократилось общее количество рабов, сельское хозяйство пришло в запустение, многие области заброшены; от интенсивных отраслей в сельском хозяйстве наблюдается отход к экстенсивным; жесткий контроль государственного аппарата приводит к сокращению ремесленного производства, ухудшению качества изделий; сокращению товарного обращения и расстройству денежного обращения и инфляции. Как следствие начинается упадок городов и отток населения в сельские местности. Здесь происходит укрепление поместья типа — латифундии, мало связанной с городом, производящей сельхозпродукты и ремесленные изделия для внутреннего пользования. Под защиту латифундистов стекается население, превратившееся в арендоторов-колонов. Изменение хозяйственной жизни отразилось на социальной структуре общества. Сокращается роль класса рабов. Основным производителем становится колон — арендатор. Постепенно сокращается класс свободных производителей, т. к. сельское население зависит от латифундиста. Латифундисты-колоновладельцы составляют теперь верхушку общества. Глубокий кризис классического рабства в середине III в. поставил средиземноморскую Империю на грань распада.

Выход из кризиса в конце III в. был связан с деятельностью императора Диоклетиана. При нем были найдены новые формы объединительных связей в государстве соответствующие изменившейся социально-экономической структуре. В противоположность Принципату, пронизанному полисными традициями^ новая политическая система получила название — Доминат — абсолютная монархия. Правитель — бог и господин над всеми. Диоклетиан, а вслед за ним император Константин, заложили основы римского абсолютизма и провели серию реформ по укреплению основы римской государственности. Была создана система тетрархии — т. е. территория государства была для лучшего управления поделена на две части (Западную и Восточную), а затем каждая из них еще на две. Во главе двух частей империи стояли императоры — соправители — августы; их заместители и приемники — цезари управляли 1/2 от Западной или Восточной части империй. Старший август (Диоклетиан) обладал абсолютной властью и правил с помощью Императорского Совета, члены которого не могли даже сидеть в присутствии императора. Значительное увеличение бюрократического аппарата произошло за счет появления новых ведомств, обслуживающих императора. Императорское хозяйство преобразуется в государственный сектор экономики; его богатства становятся основой власти при абсолютизме. В административном управлении произошло разукрупнение провинций — их число увеличилось до 100. Несколько провинций объединялись в диоцез, 3 диоцеза в префектуру; всего было 4 префектуры. Каждая провинция, диоцез, префектура имели канцелярии, аппарат которых контролировал все стороны жизни. Система провинциального управления подменила существовавшие во II в. экономические связи Средиземноморья. Влияние императорской бюрократии было столь велико, что она в некоторой степени ограничивала деятельность монарха.

Реформы армии сводились к: введению принудительного набора на военную службу; разделению войск на две части — военных колонистов и подвижные корпуса; уменьшению роли пехоты и усилению роли кавалерии. Все это выводило из кризиса армию и поднимало ее боеспособность.

Вместо многочисленных косвенных налогов на подданных империи был введен единый поземельный налог для сельских жителей и поголовный в городах. Происходил переход к натуральному налогообложению, одновременно с учетом земель и рабочей силы. Проводились попытки денежных реформ для стабилизации экономики.

Благоприятные последствия реформ позволили провести юридическое оформление положения сословий. Колоны зависимые от латифундиста — прикреплялись к месту жительства; куриалы (жители города), ремесленники — к городам. Шел процесс всеобщего прикрепления к месту проживания.

Усложнилась и религиозная жизнь империи. Диоклетиан предпринял общеимперское гонение на христиан, не увидев в этой религии силу и перспективу. Его попытка потерпела полный провал. Император Константин в 313г. уравнял христиан в правах с другими языческими культами. С325г. — христианская религия стала господствующей.

Все эти мероприятия конца III — начала IV вв. возродили империю. Однако, социально-экономическая стабилизация оказалась временной. Новые социальные отношения зарождались при исчерпании всех возможностей рабовладельческой системы. К концу IV в. намечается распад империи. В 395 г. после смерти императора Феодосия произошло окончательное политическое разделение ранее единой Средиземноморской Империи на два государственных образования: Западную Римскую Империю и Восточную Римскую Империю (Византию). Процесс исторического развития на Западе и Востоке стал приобретать разные формы и пошел по разным путям. Ослабление центральной власти Западной Римской империи привело в начале V в. к захвату Рима вестготами во главе с Ала-рихом. В V в. на территории Империи формировались политически самостоятельные варварские королевства: вестготов, вандалов, англо-саксов, бургундцев... Постоянно сокращающаяся Римская Империя была обречена и в 476 г. после низложения последнего императора Ромула Августа Западная Римская империя прекратила свое существование. 476 г. стал важнейшим рубежом — концом древнего мира и началом средневекового периода европейской истории.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

История Древнего Египта

1. Страна и ее народ. Первобытный Египет.

Географическое положение и природные условия Египта. Нил и его значение в древнеегипетской истории. Климат, природные ресурсы, растительный и животный мир Египта. Хозяйственно-экологические проблемы и преимущества его древнейших обитателей. Возможности становления производящего хозяйства. Геополитическое положение Египта.

Заселение долины Нила. Афроазийцы, их прародина, миграции и формирование древне-египетского этноса.

Непрерывность древнейшей истории Египта. Экономическое и социальное развитие Египта в V-IV тыс. до н.э. Начало формирования основных политических, религиозных, культурных институтов. Первые египетские государства и их судьба.

2. Египет в эпоху Раннего и Древнего Царств.

Консолидация верхне- и нижнеегипетского государств с деспотической властью. Объединение Египта при Мине.

Централизованное государство в эпоху Древнего Царства. Социальная структура и ее развитие. Государственное, частное и общинное начала в общественной жизни. Государственный сектор в экономике. Состав, положение и самосознание социальной верхушки и "низов" общества.

Политический строй. Царская власть и изменение ее места в обществе. Аппарат управления. Храмы. Основные направления и характер внешней политики.

Единая ирригационная система. Ремесло и торговля. Правление IH-IV династий. Расцвет деспотии. Окончательное оформление древнеегипетской религии как системы. Строительство пирамид. Активизация внешних связей при V-IV династиях. Засилие знати и падение Древнего Царства.

3. Египет во II тыс. до н. э. в Среднее Царство.

Первый Переходный период. Распад Египта на новые царства. Социльно-политическая и экономическая катастрофа. Иноземные вторжения. Выделение новых политических центров. Борьба Ге-раклеополя с Фивами и объединение страны.

Общественный переворот эпохи Первого Переходного периода и его причины. Исчезновение частно-общинного сектора, новый состав общественных верхов и низов. Новый характер общественных отношений.

Египет при XII династии. Социальная структура. Номовая аристократия. Служилая знать. Социальные преимущества и противоречия новой эпохи. Политический строй, нестабильность и сопра-вительство. Внешняя экспансия и эксплуатация периферии.

Технический прогресс и экономический расцвет.

Среднеегипетская культура как "классическая" культура в истории Египта.

Упадок Среднего Царства, его характер и причины. Народное восстание и вторжение гиксосов.

Второй переходный период. Общая политическая раздробленность. Усиление знати и реставрация крупного частного хозяйства.

Гиксосский период и ветхозаветная история: античная традиция и взгляды современной науки. История Иосифа и ее возможная принадлежность гиксосскому периоду.

4. Великая Египетская держава Нового Царства.

Национальное освобождение египтян. Военно-государственный характер Египетской державы. Изменения в социальной структуре. Старая и новая знать. Военная знать, бюрократия и жречество. Место и роль царской власти при XVIII династии и основные направления ее политики. Организация управления и армии.

Внешняя экспансия XVIII династии.

Социально-политический кризис XIV в. до н. э. и его причины. Религиозно-политический переворот Эхнатона. Псевдомонотеизм Эх-натона и его значение. Амарнская эпоха и ее закат.

Государство XIX династии: новое в социально-политической структуре. Борьба с хеттами.

Упадок Нового Царства. Падение XIX династии. Государство XX династии и его ослабление.

Новоегипетская держава и ветхозаветная традиция. Египет и хетты в Книге Бытия. Проблема датировки Исхода. "Стела Израиля" Мернептаха и ее историографическое значение. Египетское присутствие в. Азии в периоды Завоевания и Судей.

5. Египет в эпоху Позднего Царства.

Ослабление Египта на рубеже II-I тыс. до н.:>

Египет под властью иноземцев. Ливийские вожди на троне египетских фараонов. Борьба эфиопов и ассирийцев им.и и над Египтом.

Возвышение Саиса и новое объединение страны. Саисское возрождение". Ориентация на Древнее Царство. Экономический расцвет, социальные противоречия. Роль иноземцев и наемников. Внешняя политика саисских фараонов. Завоевание Египта персами.

Древнеегипетское наследство в персидский, эллинистический и римский периоды. Поздний Египет в ветхозаветной традиции.

6. Мировоззрение, личная и социальная этика древних египтян.

Внеидеологический характер древнеегипетского образа жизни.

Гедонистический индивидуальный идеал и социально-корноративные ценности. Приближение их к "сверхценностям". Общая ориентация на потребности отдельного человека при высоком уровне гражданской самоидентификации в служилых слоях. "Высокое" и "низкое" в представлении разных общественных слоев и их связь с иерархизацией общества. Прагматизм. Экзистенциальный оптимизм и зарождение скептических настроений. Гендерная и семейная этика, ее связь с понятиями собственности. Свобода и суровость нравов. Внерелигиозный характер этики. Концентрический характер этической мотивации. Концепция личности и отношение к "пороку".

Концепция общества и социально-космический идеал. Специфика отношения к власти и царю. Государственный патерналимм и его значение в развитии социальной культуры. Понятие "страны" и историческое самоощущение. Отношение к жертвам во имя коллектива. Соотношение личного и общественного. Самоощущения "верхов" и "низов" в египетском обществе. Отсутствие кастовости. Карьеризм. "Культурно-образовательная иерархия". Социальный рационализм, социальное единство и отношение к неравенству.

Египтоцентризм и его цивилизационный характер. Восприятие внешнего мира и его изменения.

Характер и цель социальных и политических ограничений Уровень и гарантии индивидуальной свободы. Характер и цель наказаний. "Египетский гуманизм".

7. Религия Древнего Египта.

Основы религиозного мировоззрения. Анимизм, магия, представления о загробной жизни, жрец и храм. Специфика группировки объективной и субъективной реальности.

Общий " материалистический " характер древнеегипетской религии по ее целям, способу существования и месту в обществе. Релятивистское представление о богах. Соотношение религии и этики. Низкая роль религии (кроме загробных культов) в жизни частных людей.

Основные черты древнеегипетской религии. Прагматизм, ведущая роль ритуала. Адогматизм и высокая изменчивость. Политеизм. Веротерпимость. Роль храмов и жрецов в жизни общества.

Уровни существования религии. Общение с богами, спекулятивные представления, обеспечение загробной жизни. Роль последнего фактора в психической и материальной жизни страны.

История египетской религии. Архаический субстрат и зооморфный облик божеств. Создание единой системы верований и роль жреческих спекуляций. Важнейшие мифы и культы. Локальные, великие и "верховные" боги. Взаимодействие и развитие царского и загробного культов. Азиатские религиозные влияния. Квазимонотеизм жрецов и псевдомонотеизм Эхнатона.

Роль древнеегипетской религии в общем религиозном развитии Ближнего Востока.

8. Культура Древнего Египта.

Материальная культура Древнего Египта. Ирригация. Техническое развитие. Ремесла. Военное дело. Жилище, пища, одежда, быт.

Письменность. Изобретение письменности. Характер и системы письма. Отношение общества к письменности и письменной традиции.

Литература. "Официальная" и художественная литература. Основные жанры и произведения. "Рассказ египтянина Синухета" как исторический источник.

Научные знания Древнего Египта. Медицина, математика, астрономия. Египетский календарь.

Изобразительное искусство, архитектура и ее монументальность. Основные принципы художественного отражения в скульптуре. Амарнский период в развитии изобразительного искусства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.