Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На базе высшего неюридического образования 1 страница




Тематический план учебной дисциплины

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

 

для заочной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

  Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа
         
4 – й семестр
РАЗДЕЛ І
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система международного частного права   - -  
Тема 2. Источники международного частного права   - -  
Тема 3. Субъекты международного частного права   - -  
Тема 4. Понятие и виды коллизионных норм международного частного права   - -  
Тема 5. Применение коллизионных норм международного частного права        
РАЗДЕЛ ІІ
Тема 6. Право собственности в международном частном праве   - -  
Тема 7. Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические сделки: общие положения   -    
Тема 8. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок        
Тема 9. Деликтные обязательства в международном частном праве   - -  
Тема 10. Вопросы интеллектуальной собственности в международном частном праве   -    
Тема 11. Трудовые отношения в международном частном праве     -  
Тема 12. Семейно-брачные отношения в международном частном праве   - -  
Тема 13. Наследование в международном частном праве   -    
Тема 14. Международный гражданский процесс   -    
Тема 15. Правовые основы взаимодействия судов, арбитражей и нотариата различных стран: современное состояние     -  
Тема 16. Международный коммерческий арбитраж   -    
Экзамен        
Всего по дисциплине:        

для заочной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинарские (практи-ческие) занятия Самосто-ятельная работа
         
5- й семестр
РАЗДЕЛ I
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система международного частного права   - -  
Тема 2. Источники международного частного права   - -  
Тема 3. Субъекты международного частного права   - -  
Тема 4. Понятие и виды коллизионных норм международного частного права   - -  
Тема 5. Применение коллизионных норм международного частного права        
РАЗДЕЛ ІІ
Тема 6. Право собственности в международном частном праве     -  
Тема 7. Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические сделки: общие положения     -  
Тема 8. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок   -    
Тема 9. Деликтные обязательства в международном частном праве   -    
Тема 10. Вопросы интеллектуальной собственности в международном частном праве   - -  
Тема 11. Трудовые отношения в международном частном праве   -    
Тема 12. Семейно-брачные отношения в международном частном праве   - -  
Тема 13. Наследование в международном частном праве   - -  
Тема 14. Международный гражданский процесс   -    
Тема 15. Правовые основы взаимодействия судов, арбитражей и нотариата различных стран: современное состояние   - -  
Тема 16. Международный коммерческий арбитраж        
Экзамен        
Всего по дисциплине:        

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Методические рекомендации для преподавателя

 

Дисциплина «Международное частное право» преподается студентам уже имеющим опыт обучения в высшем учебном заведении и обладающим знаниями по ряду юридических дисциплин. Основная сложность при изучении данного предмета заключается в появлении новых, ранее неизвестных студентам правовых терминов и понятий, а также необходимости анализа обширного круга законодательных актов зарубежных стран и текстов международных правовых актов. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на доступность изложения материала.

Лекция представляет собой одну из важнейших форм вузовского образовательного процесса и призвана решать следующие задачи: когнитивную -дать студентам определенную систему теоретических знаний по изучаемой дисциплине; развивающую - способствовать выработке навыков самостоятельной познавательной деятельности и мышления; воспитательную.

Лекция представляет собой логическое изложение материала в соответствии с планом, который сообщается студентам в начале каждой лекции и имеет законченную форму, т.е. содержит пункты, позволяющие охватить весь адресованный студентам материал. Содержание каждой лекции имеет определенную направленность и учитывает уровень подготовки студентов.

Перед лектором в ходе подготовки и проведения лекции стоят следующие задачи:

1) передача знаний студентам и формирование умений по
применению полученных знаний;

2) определение дидактических единиц, рассматриваемых в процессе чтения лекции;

3) выявление междисциплинарных связей с другими гуманитарными и естественными науками;

4) оценка знаний и умений, полученных студентами на предыдущих занятиях;

5) предоставление студентам ссылок на учебно-справочную и методическую литературу для самостоятельного изучения дисциплины;

6) воспитание в студентах собственной мировоззренческой позиции и умение самостоятельно ориентироваться в современном мире.

Основными требованиями, предъявляемыми к лекции, являются: - научность и информативность (современный научный уровень) предлагаемого в лекции материала;

- четкая структура раскрытия темы, последовательность изложения вопросов;

- доказательность и аргументированность, достигаемые логикой и теоретическим обоснованием положений лекции, а также достаточным количеством ярких и убедительных примеров;

- наличие нравственного, ценностного подхода при объективном освещении различных позиций, особенно по дискуссионным проблемам;

- активизация мышления слушателей путем постановки вопросов для осмысления, обращения в ходе лекций к повторению уже изученных тем;

- методическая обработка материала: выведение главных положений, подчеркивание основной мысли, формулирование выводов;

- ясный и доступный язык изложения, разъяснение вновь вводимых терминов и названий.

Для решения названных задач при подготовке лекции преподавателю целесообразно:

1) сформулировать цель и задачи лекции;

2) определить содержание лекции и план ее проведения так, чтобы это отвечало поставленным задачам;

3) разработать методы активизации познавательной деятельности студентов с учетом уровня их знаний;

4) продумать возможности использования изучаемого материала в рамках других дисциплин и в практической деятельности;

 

5) предоставить студентам ссылки на источники для самостоятельного изучения материала;

6) по материалу лекции сформулировать задачи с целью подготовки студентов к семинарам.

Тематика и содержание лекции определяются рабочей программой, составленной в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Можно выделить несколько разновидностей лекций.

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, обозначаются вехи развития науки и практики и достижения в этой сфере, сообщаются имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. Кроме того, обращается внимание на методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы отчетности.

Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в высшей школе.

Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, которая допускает большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметных и межпредметных связей, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

Проблемная лекция вводит новое знание через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа точек зрения.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по принципу «вопросы-ответы». Лектор в течение лекционного времени отвечает на вопросы студентов по всему разделу или курсу. Второй вариант такой лекции, проводящейся по принципу «вопросы-ответы-дискуссия», сочетает в себе три элемента: изложение лектором новой учебной информации, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на эти вопросы.

По своей структуре лекции могут быть разнообразны - это зависит от содержания и характера излагаемого материала. Однако существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции.

Прежде всего, это сообщение плана лекции студентам и строгое ему следование. В план включаются наименования узловых вопросов лекции, которые могут послужить основой для составления экзаменационных билетов.

В начале изложения полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение рассматриваемой темы в изучаемой дисциплине и в системе других наук.

При раскрытии темы можно применять индуктивный метод, переходя от примеров, фактов к научным выводам. Можно также использовать метод дедукции: сначала разъяснение общих положений, затем показ возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией.

В конце лекции необходимо подвести итог.

При подготовке лекции преподаватель планирует управление вниманием слушателей с помощью педагогических приемов. Излагая материал, он должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Необходимость записи лекций диктуется рядом причин:

- каждый преподаватель читает свой авторский курс, по материалам которого студенту предстоит сдавать экзамен или зачет;

 

- запись лекций является главной формой усвоения основного материала. Средствами, помогающими конспектированию, являются: акцентированное

изложение материала, использование пауз, записи на доске, демонстрация иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий. Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей и ключевых слов, заключению выводов в рамки, использованию заметок на полях и знака NB - «nota Ьепе».

Таким образом, руководство работой студентов со стороны преподавателя осуществляется в следующих формах:

- требование вести конспекты, обучение конспектированию;

- контроль за выполнением, просмотр конспектов (в течение лекции, после ее окончания, на семинарских занятиях);

- использование приемов управления вниманием: контрольные и риторические вопросы, варьирование интонации, другие ораторские приемы;

- применение приемов закрепления: повторение основных положений и выводов с использованием различных формулировок, вопросы к аудитории на проверку внимания.

Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания - все это активизирует работоспособность и мышление, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, формирует интерес к предмету.

К основным видам аудиторных учебных занятий наряду с лекциями отнесены семинарские (практические) занятия. Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе семинарских (практических) занятий студенты выполняют одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с содержанием учебного материала.

Семинарские (практические) занятия имеют целью:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Темы, по которым планируются семинарские (практические) занятия и их объемы, определяются учебно-методическим комплексом. В нем зафиксированы также перечень занятий и вопросы для обсуждения.

При планировании содержания таких занятий следует исходить из того, что основной дидактической целью семинарских занятий является углубленное изучение дисциплины и овладение методологией применительно к особенностям международного частного права как отрасли права, а ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, то есть способности выполнять определенные действия, операции, которые будут необходимы в последующей профессиональной деятельности.

В соответствии с этим содержание практических занятий включает в себя решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), работу с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление специальной документации и др.

При разработке содержания семинарских (практических) занятий следует иметь в виду, что в совокупности они должны охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентировано международное частное право, а в совокупности по всем учебным дисциплинам -охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

На семинарских (практических) занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и производственной, преддипломной практики.

Состав заданий для семинарского (практического) занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов.

Важными структурными элементами семинарского (практического) занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются анализ и оценка выполненных ими работ, степени овладения необходимыми умениями. Этому предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

Семинарские (практические) занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны цель работы, порядок ее выполнения, даны пояснения, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не сообщается порядок выполнения действий; такие работы требуют от студентов самостоятельного выбора в справочной литературе способов их выполнения.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании семинарских (практических) занятий необходимо оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ для обеспечения высокого уровня интеллектуальной деятельности.

Существуют следующие формы организации студентов на семинарских, практических, лабораторных занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек. При индивидуальной форме каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Формы проведения семинарских (практических) занятий зависят от предмета и методики ведения занятий, избранной преподавателем. К ним относятся: подготовка студентами докладов, сообщений; написание эссе; организация дискуссий; разбор практических ситуаций; решение задач, выполнение упражнений; проведение тестирования; организация деловых игр и др.

Оценки, выставленные студентам на семинарских (практических) занятиях, могут учитываться как показатели их текущей успеваемости.

Методические указания для студентов

Освоение курса «Международное частное право» предполагает взаимодействие различных форм обучения: лекционных и семинарских занятий, самостоятельной работы, включая подготовку курсовых работ, участие в научных и научно-практических конференциях.

Программой дисциплины предусматривается изучение нормативно-правовых актов Российской Федерации, зарубежного законодательства, международно-правовых документов, а также учебной и научной литературы российских и иностранных авторов.

В ходе лекций студенты знакомятся с теоретическими основами международного частного права, законодательством, действующим в РФ и иностранных государствах, мировыми тенденциями развития международного частного права и опытом применения его норм в судебной и арбитражной практике.

На семинарских занятиях предполагается углубленное изучение различий в законодательстве иностранных государств по предмету регулирования отрасли, заслушивание докладов и сообщений по дискуссионным вопросам науки и правоприменительной практики.

Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение дополнительной литературы и анализ судебных и арбитражных решений в РФ и за рубежом.

Одной из эффективных форм самостоятельной работы студентов является написание курсовой работы по наиболее актуальным теоретическим и практическим проблемам международного частного права.

В курсовой работе подводятся итоги научно-исследовательской деятельности студента, отражается позиция автора по дискуссионным вопросам международного частного права.

Примерная тематика курсовых работ приведена в УМК, но по согласованию с преподавателем может быть избрана и иная тема. Подготовка курсовой работы проходит под непосредственным руководством преподавателя: согласовывается название и план работы, определяются источники (правовые акты и литература), обсуждается и формулируется позиция студента по дискуссионным вопросам, конкретизируются предложения по совершенствованию законодательства.

Требования к оформлению курсовой работы изложены в Положении о курсовой работе.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1. Понятие международного частного права

1. Предмет международного частного права.

2. Понятие и виды иностранного элемента.

3. Метод и способы правового регулирования в международном частном

праве.

4. Понятие международного частного права, его место в правовой системе.

 

 

Семинар 2. Источники международного частного права

1. Понятие и виды источников международного частного права. Содержание теории о двойственности источников международного частного права.

2. Внутреннее право - основной источник международного частного права. Практика различных государств.

3. Роль международных договоров в сфере международного частного права.

4. Особенности применения обычаев в международном частном праве.

5. Судебная и арбитражная практика как источник международного
частного права.

1. Правовое положение физических лиц в международном частном праве.

2. Государственная принадлежность юридических лиц в международном частном праве: основные способы определения.

3. Правовое положение государства в международном частном праве:
современное состояние.

 

 

Семинар 4. Понятие и виды коллизионных норм международного частного права

1. Понятие и структура коллизионной нормы; современные теории.

2. Виды коллизионных норм: основные классификации.

3. Основные формулы прикрепления: общая характеристика.

 

 

Семинар 5. Применение коллизионных норм международного частного

права

1. Условия и процедура применения коллизионных норм.

2. Вопросы, решаемые в ходе первого этапа применения коллизионных

норм:

- обход закона;

- конфликт понятий;

- взаимность и реторсии;

- обратная отсылка и отсылка к третьему закону.

3. Второй этап применения коллизионных норм: основные проблемы:

- оговорка о публичном порядке;

- императивные нормы;

- установление содержания иностранного права.

4. Понятие и содержание права собственности по законодательству различных стран.

5. Основные коллизионные привязки в сфере права собственности: содержание и особенности применения.

 

3. Роль международных договоров в правовом регулировании отношений собственности в международном частном праве.

4. Понятие и правовое регулирование иностранных инвестиций.

5. Национализация: понятие, правовое регулирование.

Семинар 7. Понятие, виды и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

1. Понятие и основные виды внешнеэкономической деятельности: общая характеристика.

2. Этапы правового регулирования внешнеэкономической деятельности, особенности современного этапа.

3. Понятие и содержание термина «1ех mercatoria».

4. Понятие и виды внешнеэкономической сделки.

Семинар 8. Понятие, виды и правовое регулирование внешнеэкономических сделок

1. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок. Роль обычаев в правовом регулировании внешнеэкономической деятельности.

2. Понятие и содержание термина «автономия воли» в международном частном праве: основные подходы.

3. Автономия воли сторон при заключении внешнеэкономической сделки по законодательству различных стран.

4. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: общая характеристика.

 

 

Семинар 9. Международные деликтные обязательства

1. Понятие и виды деликтных обязательств в современном международном частном праве.

2. Международные договоры в сфере деликтных обязательств: общая характеристика.

3. Правовое регулирование деликтных обязательств по законодательству различных стран: современные тенденции.

4. Особенности правового регулирования ответственности за вред,
причиненный потребителю.

 

Семинар 10. Вопросы интеллектуальной собственности в международном частном праве

 

1. Понятие и виды интеллектуальной собственности.

2. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в
международных договорах: общая характеристика.

3. Современные вопросы защиты прав интеллектуальной собственности.

4. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную
собственность (ТРИПС) 1994 г.: общая характеристика.

5. Правовое регулирование прав иностранцев в сфере интеллектуальной
собственности по законодательству различных стран.

1. Понятие и виды международных трудовых отношений.

2. Правовое регулирование международных трудовых отношений.

 

3. Автономия воли сторон при заключении трудового контракта: особенности применения.

4. Правовое регулирование международных трудовых отношений в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы.

 

 

Семинар 12. Семейно-брачные отношения в международном частном

праве

1. Коллизии материальных норм семейного права различных стран: причины возникновения и способы преодоления.

2. Международные договоры в сфере семейно-брачных отношений: общая характеристика.

3. Правовое регулирование семейно-брачных отношений международного характера по законодательству различных стран.

4. Международное усыновление: понятие, правовое регулирование, проблемы и перспективы.

5. Правовые вопросы опеки и попечительства в международном частном

праве.

Семинар 13. Наследственные отношения в международном частном

праве

1. Основные подходы по правовому регулированию наследственных отношений по законодательству различных стран.

2. Коллизионные привязки в сфере международных наследственных отношений: общая характеристика.

 

3. Международно-правовое регулирование наследственных отношений.

4. Правовое регулирование наследственных отношений международного характера по законодательству различных стран.

5. Принятие наследства иностранными гражданами по законодательству различных стран (процедура, ограничения и вопросы налогообложения).

 

 

Семинар 14. Международный гражданский процесс

1. Понятие, содержание и правовое регулирование международного гражданского процесса.

2. Международные договоры в сфере международного гражданского процесса: общая характеристика.

3. Понятие и виды международной подсудности. Конфликт юрисдикции и способы его преодоления.

4. Процессуальное положение иностранного государства, международных организаций, иностранных физических и юридических лиц по законодательству различных государств.

Семинар 15. Вопросы взаимодействия судов, арбитражей и нотариата в сфере международного частного права




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.