Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аристотель-систематизатор древнегреческой философии




Билет

Билет

1– Исторический процесс как проблема социальной философии. Концепция прогрессивного развития общества (Гегель, Маркс, Бердяев, Парсонс)
Один из самых спорных вопросов в соц. философии – вопрос о закономерном характере развития общества. представители Баденской школы неокантианства отрицали наличие объективных законов развития общества. Марксизм приходит к теор.выводу о наличии объективных законов исторического развития. Эти законы не менее объективны, чем законы функц-я природных систем, однако имеют свою качественную специфику. Эта специфика, согласно К.Марксу, проявляется в том, что эти законы – статистические, а не динамические. Они прослеживаются только на больших массах людей и на больших временных интервалах. Второй особенностью общественных законов Маркс считает тот факт, что в механизм действия этих законов включена сознательная деят-ть люде. *Гегель - диалек-й подход к изучению истор.процесса. Дух, воплощаясь в народном духе проходит ряд конкретных ступеней, выражающих историю развития общества. В восхождении народного духа рассматривает: восточный мир(нет свободы, свободный только деспот); греческий мир; римский мир(греко-римский мир – наличие свободы в пределах – не исключало рабство); германский мир(у германских народов разумное государственное устройятво). История – саморазвитие мирового духа – высший этап объективно – идеалистической философи *Бердяев – понимание истории и социальной жизни в свете творчества человека.
для него – исторический процесс – сфера иррац-го, зачатого в недрах первичного хаоса. Это сфера борьбы Бога и человека, Добра и зла. Негативные оценки истории как сферы проявления «неудач духа». Наиболее позитивно оценивает период Средневековья (рыцарь – вырвавшийся из хаоса); выход из исторического кризиса – возврат к вечной правде христианства

2. Марксистская философия и её место в истории философской мысли.

Основоположниками являются К.Маркс и Энгельс, которые являются представителями немецкой классической философии.

Содержание философского учения:

1.) Обоснование материал-й позиции в решении основного вопр.философии (вопрос об отношении бытия и сознания, материи и мысли, объективной реальности и духа). Основной вопр.по их мнению-это что представляет сознание по содержанию. Решение этого вопроса органически связано с мировоззрением людей, социальных групп, общества в целом.
2.) Создание диалектического материализма. Некоторые философы изображают диалектический материализм как механическое соединение диалектического метода Гегеля и материалистической теории Фейербаха. Это упрошенное представление.
Марк-я философия выражает диалектические зависимости и отнош-я в реальных проц-х жизни природы, общ-а. Между материализмом и диалектикой устанавливаются новые соотношения: материализм стал диалектическим, диалектика стала материалистической.
3.) Расширение материализма и диалектики на общественные отношения. Производство материальных благ определяет общественное сознание. Вследствие роста производственных сил из одного уклада общественной жизни развивается другой, более высокий. На месте прежних производственных отношений образуются новые, соответствующие более развитым производственным силам, а значит и более высокой ступени исторической жизни общества.
4.) Объяснение важнейших естественно-науч-х открытий и рассмотрение их диалектико-материалистического значения.
+ Открытие клет-го строения (установлена общность строения биологической формы движении материи; проблема о единстве и многообразии жив-го и раст-го мира)
+ Открытия Ч. Дарвина о происхождении и развитии мира (основа для диалектико-материалистического анализа исторического процесса всего живого).
+ Закон о сохранении и превращении энергии (все явления обусловлены одной и той де энергией, то есть движением).
ВЫВОД: материалистическая диалектика - всестороннее учение, дающее последовательное объяснение взаимосвязи природы, общества и мышления.

 

Аристотель - ученик Платона. Был сыном врача, получил мед обр. Фил изучал в Афинах, в школе Платона. После смерти учителя обосновал свою фил школу (Ликей). После смерти А. Македонского, который покровительствовал ему, завистники стали обвинять Аристотеля в безбожии. Спасаясь от преследователей, философ покинул Афины и поселился на острове Эвбея, где и умер в 322г.до н.э. 1.) Учение о бытие. Материальные вещи сводятся к 4 видам: вода, воздух, земля, огонь. Материя не может возникнуть из ничего и не может измениться в своём количестве. Ей придается форма (это активное начало, благодаря которому вещь становится действительностью). Например, медный шар: медь - вещество, шар - форма.
Таким образом, бытие - единство материи и формы, вещей и формы. Формы принадлежат вещам и неотделимы от них. 2.) Учение о душе. Душа присуща лишь живому существу. Душа – это проявление активности живительной силы.
+ "Растительная душа" ведает функциями питания, поста и размножения.
+ "Животная душа" обладает ощущениями, стремиться к приятному, избегает неприятное.
+ "Разумная душа" свойственна только человеку, она познаёт и думает. Разум - начало души, он не зависит от тела, бессмертен.
Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни.
3.) Познание. Основной и исторически верный уровень познания - чувственный. Научное познание- вершина познания. Оно не ограничивается эмпирией. Чувственное восприятие - причина для постижение общего, для развития теоретического познания. Это ведет Аристотиля к развитию логики.
4.) Логика - средство научного познания. Он считал, что основы логики = основы науки. Он сформулировал законы логики:
+ Закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении)
+ Закон противоречия (не противоречит себе)
+ Закон исключения третьего
Также Аристотель работал над категориями в философии: сущность, качество, кол-во, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.
5.) Социально-философские идеи Аристотеля. Человек - общественное существо, он живет в государстве. Аристотель - защитник рабовладения (это естественное состояние общества). Есть хорошие и дурные формы государства. Хорошие – монархия, аристократия, полития. Плохие – тирания, олигархия, демократия. Идеальное государство – такое, которое обеспечивает меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабы и свободная беднота – политически бесправные. 6.) Изучение медико-биологических проблем. Основа врачебной деятельности - опыт, наблюдения.
Таким образом, Аристотель не только упорядочил, но и обобщал познания своего времени. Он дал начало большинству последующих философских систем.

2. Часть и целое. Типы целостности. Проблемы целостности в медицине.
+ Раньше под частями понимали такие объекты, которые в своей совокуп. образуют новые, бол.сложные объекты. Целое рассматривалось как результат сочетания частей.
+ Уже в древности врачи замечали, что если нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной мере изменяется и весь организм (целое). Гиппократ, Платон, Аристотель.
+ В эпоху механистического способа мышления складывается суммативное понятие целостности. Бэкон: целое есть сумма его простых частей и неделимых свойств. Гоббс: целое - непосредственно данное, познаваемое посредством чувств, части познаются только разумом. Локк: целое есть сумма единичных частей.
Французские материалисты 18 века (Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Дидро) дальше развивали механистическое мышление. Организм - это активное целое, но эта активность объяснилась всецело природой механических сил и связей.
+ Постепенно складывается убеждение, что свойства целого несводимы к набору свойств частей. При изучении целого, необходимо изучать не только его составные части, но и комплексы на основе взаимовлияния частей. Таким образом, ЦЕЛОЕ- предмет, включающий в себя связь частей и, следовательно, обладающий такими свойствами, каких нет в отдельности ни у одной части.
ЧАСТЬ - предмет бытийного мира, взятый в его отношении к другому предмету, выступающему относительно его как целое.
+ Болезнь - это целостная реакция организма. Целое предполагает относительную самостоятельность частей. Клиническая практика показывает, что при заболеваниях нет абсолютно локальных или абсолютно местных процессов. Болезнь всегда включает в себя единство общего и местного, несмотря на то, что в каждом конкретном варианте их соотношение может быть различным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.