Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ прибыли организации, оценка динамики и факторов её формирования




 

Цель анализа прибыли организации — финансово-экономическое обоснование вариантов управленческих решений, реализация которых позволит обеспечить устойчивый рост её финансовых результатов. Для изучения прибыли за отчётный период необходимо:

ü проанализировать выполнение плана финансовых результатов компании в целом, а также по направлениям деятельности, по структурным подразделениям;

ü провести структурно-динамический анализ показателей прибыли;

ü выявить и оценить влияние внешних и внутренних факторов на формирование финансовых результатов;

ü установить резервы роста прибыли и разработать меры по их мобилизации.

Анализ прибыли начинается с оценки её общей величины и её элементов в сравнении с планом и предыдущим годом. Для этого используются показатели «Отчёта о прибылях и убытках (форма № 2)» и данные бизнес-плана организации. Для получения динамики производится сравнение отчётных показателей прибыли с аналогичными показателями за предыдущий (базисный) период. С этой целью определяются значения абсолютных и относительных отклонений.

Анализу «качества» чистой прибыли должно быть уделено особое внимание. Считается, что более высоким «качеством» характеризуется чистая прибыль организации, если она в большей степени обеспечена за счёт повышения отдачи ресурсного потенциала компании. Об этом будет свидетельствовать рост прибыли от обычной деятельности за счёт интенсификации использования основных факторов производства − трудовых и материальных. Вместе с тем на «качество» прибыли могут оказывать влияние, и другие внешние и внутренние факторы:

Ø внешние − ситуация в секторе рынка, где предприятие представлено своей продукцией; общие финансово-экономические, политические, социальные, природно-климатические условия ведения бизнеса и др.;

Ø внутренние − учётная политика организации (в частности, в отношении признания доходов и расходов; оценки материально-производственных запасов, основных средств, финансовых вложений, обязательств и т.д.), налоговая политика, использование эффекта операционного и финансового рычага, дивидендная политика и т.д.

На основе показателей отчёта о прибылях и убытках ОАО «Норд» составлена таблица 16, из которой следует, что чистая прибыль компании как в 2009 г., так и в 2008 г. была сформирована в рамках обычной деятельности (за счёт прибыли от продаж).

Темп прироста прибыли от продаж составил 67,96 %, абсолютный прирост 1964 тыс. руб.


Таблица 16 − Основные факторы формирования чистой прибыли ОАО «Норд» за 2008-2009 гг.

Показатель Сумма, тыс. руб. Темп прироста (снижений), %
2008 г. 2009 г. изменение (+, -)
Прибыль от продаж − всего       67,96
Результат операционных доходов и расходов -182 -675 -493 -270,88
Результат внереализационных доходов и расходов -264 -325 -61 -123,11
Налог на прибыль       37,93
Чистая прибыль (п. 1 + п. 2 +п. 3 – п. 4)       67,52

 

Несмотря на отрицательные значения сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов, их негативную динамику, а также рост налога на прибыль, компании удалось увеличить чистую прибыль в 2009 г. на 1102 тыс. руб., или на 67,52 %, по сравнению с 2008 г. В целом сложившуюся ситуацию можно оценить как позитивную, но вместе с тем необходимо установить конкретные причины существенного роста операционных и внереализационных расходов, вследствие чего чистая прибыль уменьшилась на 554 тыс. руб. [(-493) + (-61)]. Поскольку прибыль от продаж (финансовый результат от обычных видов деятельности) является главным источником чистой прибыли организации, а, следовательно, и источником роста масштабов всей её деятельности, то особое внимание необходимо уделить факторному анализу. Многообразие воздействия на прибыль внешних и внутренних факторов диктует необходимость их систематизации. Одним из общепринятых подходов при проведении факторного анализа прибыли от продаж является ранжирование факторов на уровни первого, второго и т.д. порядка. К факторам первого порядка относятся выручка и сгруппированные по функциям расходы по обычным видам деятельности: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы. Аддитивную факторную модель зависимости прибыли от продаж от вышеперечисленных факторов можно выразить следующим образом:

 

,

 

где – прибыль от продаж;

N − выручка от продаж;

− себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

– коммерческие расходы;

– управленческие расходы.

Расчёт влияния каждого фактора, включённого в модель, производится методом цепных подстановок. По данным отчёта о прибылях и убытках ОАО «Норд» установлено, что величина прибыли от продаж в 2009 г. возросла по сравнению с 2008 г. на 1964 тыс. руб. (4854 - 2890). В этом проявилось совокупное влияние (как положительное, так и отрицательное) четырёх факторов. Расчёт влияния каждого фактора в отдельности представлен в таблице 17.

 

Таблица 17 – Расчёт влияния факторов первого порядка на прибыль от продаж ОАО «Норд» по данным формы № 2

Факторы Условное обозначение 2008 г., тыс. руб. 2009 г., тыс. руб. Абсолютный прирост (гр. 4 - гр. 3) Влияние факторов на прибыль от продаж
           
1. Выручка от продаж N        
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг     -610  
3. Коммерческие расходы       -1070
4. Управленческие расходы       -1210

 


Как видно из расчётов, положительное влияние на прибыль ОАО «Норд» в 2009 г. оказали рост выручки от продаж (3634 тыс. руб.) и экономия себестоимости проданной продукции (610 тыс. руб.). Вместе с тем рост коммерческих и управленческих расходов привёл к сокращению прибыли соответственно на 1070 тыс. руб. и 1210 тыс. руб. В ОАО «Норд» темп роста выручки от продаж в 2009 г. по сравнению с 2008 г. (см. таблицу 17) составил 112,25 %, а темп роста общей величины коммерческих и управленческих расходов − 150,66 % ((2550+4230 / (1480+3020) * 100 = 150,66 %). Таким образом, увеличение выручки от продаж не компенсировало рост коммерческих и управленческих расходов.

В качестве факторов первого порядка можно также рассматривать расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные то элементам. Исходной информацией для проведения факторного анализа в этом случае служат данные раздела «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам)» Приложения к балансу форма № 5.

К факторам второго порядка относятся те, которые оказывают влияние на прибыль от продаж опосредованно, влияя непосредственно на факторы первого порядка. К числу таких наиболее значимых факторов относятся: общий объём реализованной продукции: структура произведённой и реализованной продукции; уровень цен на продукцию; уровень цен и тарифов на потребляемые в процессе производства и реализации продукции сырьё, материалы, услуги, трудозатраты и т.п. Для исследования влияния таких факторов использованы исходные данные отчёта о прибылях и убытках ОАО «Норд» за 2008 г. (гр. 3) и за 2009 г. (гр. 5), а также дополнительно исчисленные показатели (гр. 4), представленные в таблице 18.

 


Таблица 18 – Факторный анализ прибыли от продаж ОАО «Норд» за 2009 г.

Показатель Условное обозначение Предыдущий год Отчётный год по ценам, тарифам, ставкам предыдущего года Отчётный год
         
1. Выручка от продаж N      
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг      
3. Коммерческие расходы      
4. Управленческие расходы      
5. Прибыль (убыток) от продаж      

 

Показатели графы 4 определены расчётным путём. Для этого использованы объёмы продажи продукции в количественном выражении (q) за отчётный год, умноженные на цены, ставки и тарифы (р) предыдущего года.

Например, гр. 4, п. 1:

 

.

 

Для расчёта влияния шести факторов на прибыль от продаж использован метод цепных подстановок. В качестве факторов выбраны следующие показатели:

− объём продаж продукции в количественном выражении;

− себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

− коммерческие расходы;

− управленческие расходы;

− структура реализованной продукции;

− цены на реализованную продукцию.

Вначале определяется совокупное воздействие всех шести факторов на прибыль от продаж:

 

= 4854 – 2890 = + 1964 тыс. руб.

 

Далее производится расчёт влияния на прибыль каждого из шести факторов в отдельности.

1. Изменение прибыли в связи с ростом количества проданной продукции ():

− определяется темп роста количества проданной продукции:

= 30600 / 29670 = 1,0313 (или 103,13 %);

− темп прироста составил 0,0133 (или 3,13 %);

 

= 0,0313 × 2890 = + 90 тыс. руб.

2. Изменение прибыли в связи с сокращением себестоимости продукции:

 

= -(21670 - 23180) = + 1510 тыс. руб.

3. Изменение прибыли в связи с ростом коммерческих расходов:

 

= - (2550 - 1520) = +1030 тыс. руб.


4. Изменение прибыли в связи с ростом управленческих расходов:

 

= - (4230 - 3020) = +1210 тыс. руб.

 

5. Изменение прибыли в связи с ростом цен на продукцию:

 

= 33304 - 30600 = +2704 тыс. руб.

 

6. Изменение прибыли из-за структурных сдвигов в реализации продукции:

 

= 2880 - (2890 × 1,0313) =

= -100 тыс. руб.

 

Далее производится проверка правильности расчётов, для чего определяется алгебраическая сумма влияния шести факторов на изменение прибыли от продаж:

 

= (+90) + (+1510) + (-1030) + (-1210) + (+2704) + (-100) = +1964 тыс. руб.

 

Как видно из приведённых расчётов, наиболее существенное положительное влияние на прибыль от продаж в отчётном году показал рост цен на реализуемую продукцию (2704 тыс. руб.), а также сокращение себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (1510 тыс. руб.). Отрицательное воздействие на прибыль оказало резкое увеличение коммерческих и управленческих расходов, в результате чего она оказалась меньше на 2230 тыс. руб. (1030 + 1210). Динамика объёма продаж и структура реализованной продукции в совокупности оказали незначительное отрицательное влияние на прибыль (-10 тыс. руб.) (+90 - 100 = - 10).

Следует отметить, что выявленный рост прибыли за счёт цен и себестоимости можно оценить неоднозначно. Скорее всего, рост цен стал результатом инфляционного воздействия. Если принять во внимание, что за 2009 г. инфляция составила около 12 % (условно), то выручка отчётного года в сопоставимых ценах 2008 г. составит:

 

= 33304 / 1,12 = 29736 тыс. руб.

 

Сравнив полученный результат с выручкой, взятой из графы 3 таблицы 18, можно определить влияние на прибыль нового фактора. То есть, реализуя свою политику управления ценами с учётом инфляционной составляющей, ОАО «Норд» в 2009 г. не только не нарастило прибыль, как это было рассчитано п. 5, но получило отрицательный эффект:

 

= 29736 - 30600 = -864 тыс. руб.

 

Действие второго положительно повлиявшего на прибыль фактора − себестоимости − обусловлено, по-видимому, относительным снижением расходоёмкости производства и реализации, сокращением удельных расходов материальных, трудовых и других затрат в расчёте на единицу продукции. Можно предположить, что компания закупала более дешёвое сырье, экономила на тарифных ставках оплаты труда производственных рабочих и т.п. Вместе с тем закупки более дешёвого аналогичного сырья удаётся осуществлять, как правило, увеличивая объём партии или не прибегая к отсрочке оплаты поставщикам. При этом возрастает потребность в оборотных средствах, источником покрытия которой становятся дорогостоящие банковские кредиты, проценты по которым увеличивают другие виды расходов. В результате прибыль предприятия может быть существенно сокращена. Кроме того, увеличение доли заёмных средств в составе всего капитала повышает финансовую зависимость, увеличивает финансовые риски, снижает платёжеспособность компании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 4347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.