Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика комплексной оценки и анализа результатов производства и продажи продукции




КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ

 

 

В условиях жёсткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчинёное положение. Поэтому не случайно показателям выпуска и продажи продукции уделяется особое внимание в системе комплексного экономического анализа (рисунок 8).

 

 
 

 

 


Рисунок 8 − Система комплексной оценки и анализа результатов производства и продажи продукции

 

Основными задачами комплексного анализа результатов производства и продажи продукции являются следующие:

─ оценка выполнения организацией договорных обязательств по поставкам продукции;

─ изучение динамики выпуска продукции и её продажи в денежном выражении;

─ оценка выполнения плана и изучение динамики выпуска продукции в натуральном выражении;

─ комплексное изучение факторов, оказывающих влияние на выполнение плана по производству и продаже продукции;

─ выявление резервов дальнейшего увеличения объёма выпуска и продажи продукции и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Объём производства и продажи продукции (работ, услуг) — это количество произведённой и проданной организацией продукции (оказанных работ, услуг) за определённый период времени в натуральных, условно-натуральных, трудовых (через трудоёмкость — в нормо-часах) и стоимостных измерителях.

Объём продажи продукции определяется по отгрузке продукции покупателям или по оплате (выручке), может выражаться в сопоставимых, плановых или действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объёмов производства и продажи продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объёмов производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщённой характеристики объёмов производства продукции, например на консервных заводах используется такой показатель, как тысяча условных банок, на полиграфических предприятиях − тысяча условных печатных листов, краско-оттисков, на ремонтных предприятиях − количество условных ремонтов. Однако обобщающие показатели объёма производства продукции (товарной и валовой продукции) получают с помощью стоимостной оценки − в оптовых ценах.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщённой оценки объёмов выпуска продукции, однако в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объём в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Анализ объёма продукции должен проводиться в двух направлениях:

а) оценка выполнения годового плана по выпуску продукции;

б) анализ динамики выпуска продукции за ряд лет.

Анализ выполнения заданий годового плана по объёму производства продукции проводят по данным бухгалтерской отчётности формы № 1, 2 годовой или квартальной и годового плана, а также по данным бухгалтерского учёта о производстве продукции отдельными цехами (подразделениями), о поступлении на склад и реализации готовой продукции и др. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчётные данные по объёму продукции с плановыми, и определяя абсолютное отклонение от плана, процент выполнения годового плана и темпы роста к предыдущему году.

Целесообразно определять следующие показатели динамики объёма производства продукции:

─ абсолютный прирост объёма производства за анализируемый период по сравнению с предыдущим годом, который дает оценку скорости изменения и определяется по формуле

 

,

 

(в данном обозначении «T» определяет выпуск товарной продукции, но такой способ оценки может быть применён и к другому виду продукции);

─ общий прирост продукции за рассматриваемые годы:


,

 

где n – число лет, за которые рассматривается динамика объёма продукции;

─ среднегодовой абсолютный прирост продукции, определяемый путём деления общего прироста продукции на число лет:

 

.

 

─ темп роста () (динамический индекс) и темп прироста () продукции (цепной индекс), которые позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы:

 

, .

 

Темп роста продукции в некоторых методических разработках по комплексному экономическому анализу называют ещё индексом объёма продукции. Данный показатель характеризует динамику развития организации. Однако нужно заметить, если исследователь будет пользоваться только данными внешней бухгалтерской отчётности, то сможет рассчитать динамику, лишь реализованной продукции. По данным формы № 2 составим таблицу 29, затем рассчитаем два индекса − по выручке от реализации и по себестоимости реализованной продукции.

Среднегодовой темп роста и среднегодовой темп прироста продукции определяются по формуле расчёта средней геометрической:


, ,

 

где − выпуск продукции в базовом периоде.

Среднегодовой темп роста (прироста) объёма реализации продукции определяется следующей формулой:

 

,

 

где , , , − среднегодовые темпы роста (прироста) за каждый год временного интервала;

n − число лет в рассматриваемом временном интервале.

 

Таблица 29 – Динамика производства и продажи продукции

Год Объём производства продукции в текущих ценах, тыс. руб. Индекс цен Объём производства продукции в ценах базисного года, тыс. руб. Темпы роста, % Объём реализации, тыс. руб. Темпы роста, %
базисный индексный базисный индексный
    1,0            
    1,3   98,0 98,0   98,0 98,0
    1,32   93,6 95,5   94,0 95,8

 

Анализ динамики выпуска и продажи продукции целесообразно проводить на основе сводных данных (таблица 30).

 


Таблица 30 – Оценка выполнения плана по выпуску и продаже

продукции

Наименование продукции Объём производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. Продажа продукции в плановых ценах, тыс. руб.
план факт (+, -) % к плану план факт (+, -) % к плану
Балки и швеллеры     +12000       +4000 12,5
Катанка     -8000 -30     -8920 -44
Итого     +6000       -6920 -13,3

 

Базисные темпы роста (прироста) определяются по отношению к первому году анализируемого периода. Цепные темпы роста (прироста) рассчитываются по отношению к предыдущему периоду.

Анализируя динамику объёма продажи услуг, необходимо учитывать показатели в сопоставимых ценах. Учёт показателей в фактически действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, попадающих под воздействие стоимостного (ценового) фактора. Следовательно, если в организации не ведётся учёт объёма реализации услуг в сопоставимых ценах, то в процессе анализа необходимо привести показатели в сопоставимый вид, т.е. нейтрализовать влияние стоимостного фактора (способ нейтрализации рассматривается в числе прочих способов и приёмов анализа хозяйственной деятельности).

Анализ данных, представленных в таблице 30, свидетельствует о том, что происходит снижение объёма реализуемой продукции, притом, что объём её производства вырос практически в 2 раза. Это негативно отражается на результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, так как средства отвлечены из оборота и находятся в виде остатков залежалой готовой продукции на складах.

Анализ данных таблице 30 свидетельствует, что за отчётный год план по выпуску продукции перевыполнен на 12 %, а по продаже недовыполнен на 13,3 %, что негативно отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности, так как в организации существуют остатки залежалой (нереализованной) продукции на складе.

Для своевременного принятия управленческих решений в организации проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции. Этот вид анализа осуществляется на основе расчёта, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке, по объёму и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

Также важным направлением анализа является оценка риска невостребованной продукции. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба организации, вызванного этой причиной. Необходимо проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объёме продаж.

В рамках анализа продукции необходимо провести анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам оборачивается для организации потерей выручки, выплатой штрафов, потерей деловой репутации и, как следствие, рынков сбыта.

Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости продажи продукции, является продолжительность её нахождения на стадии реализации.

Для расчёта данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объём продаж; рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.