Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая теория как наука




Сущность и особенности переходной экономики.

Рыночный механизм регулирования.

Рынок, его функции и структура.

Производство: основные цели, факторы и результаты.

Собственность, ее место и роль в экономике.

Экономическая система общества.

Экономическая теория как наука.

МИНСК

А.В. КОРОТКОВ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

для студентов ИПП

Автор-составитель


СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (краткий лекционный материал)  
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)  
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ, ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ  
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ  
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ  
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(краткий лекционный материал)

 

Тематика лекций:

 

 

 

1.1. Возникновение и развитие экономической теории. Основные экономические школы.

 

Термин «экономика» происходит от древнегреческого слова «ойкономиа» («ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон), что в буквальном переводе означает «правила ведения домашнего хозяйства». В античный период понятие «экономика» обычно рассматривалось достаточно узко и использовалось лишь для обозначения искусства ведения домашнего хозяйства (отечественный аналог этого толкования – «домоводство», «домострой»). В понятие «экономика» входила обработка земли, выращивание и сбор урожая, уход за скотом, хранение и экономное использование имеющихся средств, управление рабами, правила внутреннего распорядка и т.д. Для обозначения других видов хозяйственной деятельности, не связанных с ведением домашнего хозяйства и производством необходимых для жизни продуктов, могли использоваться другие термины (например, «хрематистика» – искусство делать деньги, т.е. искусство вести коммерческую деятельность). Как считают исследователи, термин «экономика» был впервые использован древнегреческим поэтом и философом Геспидом (VI в. до н.э.), а ввел его в широкое употребление древнегреческий ученый и политический деятель Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.).

В современных условиях термин «экономика» рассматривается гораздо шире и имеет два основных смысловых значения:

· во-первых, экономика – это хозяйственная деятельность, хозяйствование, производство в широком смысле, то есть совокупность деятельности всех субъектов хозяйствования, совокупность всех субъектов хозяйствования, всех средств, ресурсов, используемых людьми в целях обеспечения своей жизнедеятельности и удовлетворения своих потребностей. Синонимами этого понятия являются термины «народное хозяйство», «реальная экономика», «общественное воспроизводство», а за рубежом, особенно в англоязычных странах – «economy» («экономи»). Экономику как хозяйственную деятельность по своим масштабам принято подразделять на несколько уровней: мировую экономику (мировое хозяйство), национальную экономику (народное хозяйство, государственная экономика), экономику отдельных отраслей, экономику предприятий, домашних хозяйств и т.д.

· во-вторых, экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей (хозяйственной деятельности), об использовании разнообразных, как правило, ограниченных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества в целом, об отношениях, возникающими между людьми и группами людей в процессе хозяйствования. Синонимами этого понятия являются термины «экономическая теория», «экономическая наука», «политическая экономия». За рубежом этому понятию соответствует термин «economics» («экономикс»).

В экономической теории выделяются отдельные уровни или части, различающиеся охватом, масштабом изучаемых объектов и отношений, вследствие чего различаются цели и задачи исследований, методы исследований, применяемые показатели и т.д. Принято выделять:

· мировую экономику (мегаэкономику), которая изучает экономические процессы и отношения в масштабах всей нашей планеты;

· макроэкономику, которая изучает экономические процессы и отношения в рамках государства;

· микроэкономику, которая изучает экономические процессы и отношения на уровне отдельных хозяйственных субъектов: домашних хозяйств, предприятий, организаций и учреждений.

Мегаэкономика, макро- и микроэкономика тесно связаны между собой, взаимодействуют друг с другом, взаимодополняют друг друга и призваны отражать явления, происходящие в окружающем нас мире с различных точек зрения.

В зависимости от области приложения, использования результатов исследований принято различать:

· позитивную экономическую теорию, которая изучает и пытается научно объяснить суть происходящих экономических явлений, не давая при этом готовых рецептов хозяйственной деятельности;

· нормативную экономическую теорию, которая не только объясняет происходящие экономические процессы, но и дает обоснование того, как следует действовать, что необходимо предпринять для достижения желаемых результатов.

Экономика как область человеческих знаний начала формироваться еще в глубокой древности. У истоков экономической теории стояли древнегреческие ученые Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнекитайские ученые Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Сюнь-Цзы (313-238 гг. до н.э.), древнеримские ученые Катон (234-149 гг. до н.э.), Варрон (116-27 гг. до н.э.), а также многие другие ученые древней Индии, Месопотамии, Ближнего Востока, Египта и Европы. Однако становление экономики как подлинной науки произошло гораздо позднее, в XVI - XVII вв. н.э., когда сформировалась первая научная школа (научное направление) – «меркантилизм» (от итальянского merkante – торговля). Яркими представителями меркантилизма, как экономического учения, были английские ученые В. Стаффорд (1554-1612), Т. Мен (1571-1641), французский ученый А. де Монкретьен (1575-1622), итальянские ученые Г. Скаруффи (1519-1584), А. Джевонези (1712-1769), шотландский ученый и государственный деятель Д. Лоу (1677-1729). Приверженцами меркантилизма как государственной политики, были такие известные государственные деятели, как кардинал Ришелье (премьер-министр Франции) и российский император Петр I. Свои научные исследования меркантилисты ограничивали сферой обращения: торговлей и денежным обращением. В середине XVIII в. сформировалось другое экономическое направление – школа «физиократов» (от древнегреческих слов «физиос» – земля, природа и «кратос» – сила, власть, что в совокупности означает «власть природы» или «сила земли»). Основателем учения физиократов считается французский ученый Ф. Кенэ (1694-1774), а наиболее видными представителями являются В. де Мирабо (1715-1789), Д. де Неймур (1731-1817), Ж. Тюрго (1727-1781). Физиократы, в отличие от меркантилистов, сосредоточили свое внимание на исследовании сферы сельскохозяйственного производства и взаимоотношений при этом различных хозяйственных субъектов.

Во второй половине XVIII в. в Англии, вступившей в эпоху бурного экономического развития, сложилась классическая экономическая школа, легшая в основу всей современной экономической науки. Первым представителем классической школы считается У. Петти (1623-1687), но подлинного расцвета классическая экономическая школа достигла к концу XVIII - началу XIX в., что связано с деятельностью таких выдающихся ученых, как А. Смит (1723-1790), Д. Рикардо (1772-1823), Т. Мальтус (1766-1834), Д.С. Милль (1806-1873), Ж.Б. Сэй (1767-1832). В работах экономистов классической школы органически соединились основные аспекты хозяйственной деятельности: промышленное производство, сельскохозяйственное производство и обращение товаров и денег. Именно представителями классической школы было сформулировано большинство экономических законов.

В то же время классическая школа не могла дать ответ на многие актуальные вопросы жизнедеятельности общества, особенно касающиеся справедливого перераспределения национального дохода, социального обеспечения и улучшения условий труда. Не видя, каким образом можно усовершенствовать сложившиеся экономические отношения, которые представлялись несправедливыми, многие ученые подвергли резкой критике существующий строй и предложили пути построения нового, на их взгляд более справедливого общества. Наиболее известными из подобных левых течений стали утопический социализм и марксизм. Особенностью подобных течение стало тесное переплетение экономики и политики, когда на основе экономических положений делались далеко идущие политические выводы. Расцвет идей леворадикального крыла экономической мысли пришелся на конец XIX – начало XX вв., хотя зародились они в эпоху позднего Возрождения (XV–XVII вв.). Наиболее яркими представителями этих течений были К.А. де Сен-Симон (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858), К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. Ленин (1870-1924).

Другой реакцией на недостатки классической школы стало возникновение нового течения в экономической науке – «маржинализма» (от французского marginal – предельный). Представители маржинальной школы исходили из того, что стоимость товаров устанавливается не на стадии их производства, а лишь в процессе обмена. Т.о. ценность товара определяется не количеством труда и не общими издержками производства, а в зависимости от особенностей субъективного психологического восприятия полезности товара покупателем. Виднейшими представителями маржинализма были: К. Менгер (1840-1921), О. Бем-Баверк (1851-1914), Ф. фон Визер (1851-1926), У. Джевонс (1835-1882), Л. Вальрас (1834-1910), Д. Кларк (1847-1938), В. Парето (1848-1923).

В конце XIX в., критически и рационально используя все предшествующие идеи, сформировалось направление в экономической науке, получившее название «неоклассической» (новой классической), которое воплотило в себе все лучшее, чем обладала к тому времени экономическая мысль. Основателем этого течения считается А. Маршалл (1842-1924), а наиболее видными представителями – Д. Робинсон (1903-1983), Э. Чемберлин (1899-1967), Ф. фон Хайек (1899-1992), Й. Шумпетер (1883-1950).

Социально-экономические потрясения начала ХХ в. потребовали серьезного переосмысления теории и практики экономики. Это нашло свое отражение в экономической теории, оказавшей огромное влияние на развитие экономики ХХ в. – «кейнсианстве», получившей свое название по фамилии основателя данного направления, выдающегося английского экономиста Д.М. Кейнса (1883-1946). Согласно теории Кейнса, главная задача государства состоит в сохранении так называемого макроэкономического равновесия через воздействие на совокупный спрос. Если в стране начинается инфляция, это означает, что совокупный спрос становится излишним и он должен быть сокращен усилиями государства. Ужесточая налоговый режим, проводя политику «дорогих денег», правительство должно снизить платежеспособный спрос, вследствие чего инфляция прекратится. Наоборот, если главная проблема в стране – это проблема безработицы, правительство должно ослабить налоговый режим, сделать кредиты легкодоступными для предпринимателей (политика «дешевых денег»). Это приводит к росту совокупного спроса, созданию новых рабочих мест и снижению безработицы. Кейнсианство стало теоретической основой ставшей традиционной на Западе системы государственного антициклического регулирования.

После второй мировой войны кейнсианство заняло господствующие позиции в области экономической теории и практики. Однако последовательное применение кейнсианской доктрины сопровождалось рядом негативных явлений в экономике. Государственное регулирование требовало повышенных расходов средств бюджета, что вело к постоянному дефициту государственного бюджета (превышению расходов над доходами), росту государственного долга, хронической инфляции. Хозяйственная деятельность постепенно бюрократизировалась, что вело к снижению экономических стимулов развития и замедляло темпы экономического роста. К концу 60-х гг. базовые постулаты кейнсианской школы стали подвергаться все большей критике. Среди альтернативных экономических течений, которые появились в качестве оппонентов кейнсианства, наибольшую известность приобрел «монетаризм» (чикагская экономическая школа). Монетаризм – это экономическая теория, исходящая из представлений о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и на весь ход экономических процессов. Поэтому монетаристы, не отрицая необходимости государственного регулирования, сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег.

Элементы монетаризма просматриваются еще в экономических учениях древности и в явном виде присутствуют у меркантилистов. В определенной степени монетаризм присущ и классической школе, в частности, Д. Рикардо. Элементы монетаризма встречаются в кейнсианской теории. Но в современном, достаточно законченном виде концепция монетаризма была сформирована в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. американского ученого-экономиста Милтона Фридмена. Расцвет идей монетаризма пришелся на 80-90-е гг. ХХ в., когда принципы монетаризма успешно применялись и продолжают применяться в большинстве стран мира, не исключая и бывшие социалистические страны.

Все крупнейшие экономические кризисы, включая «великую депрессию» 20-30-х гг. ХХ в., объясняются монетаристами последствиями непродуманной денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики. По мнению Фридмена, влияние денег на экономическую активность – это не внешний (экзогенный) фактор хозяйствования, а, скорее, наоборот – внутренний (эндогенный) фактор. Монетаристы считают, что спрос на деньги является важнейшим побудительным мотивом в экономике. Как полагает М. Фридмен, государственное вмешательство в рыночную систему может дать лишь кратковременный положительный результат. Любая экономическая система настолько сложна и непредсказуема, что в долгосрочной перспективе еще неизвестно, будут ли общие последствия государственных мер положительными или отрицательными. Приверженцы монетаризма считают, что государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения. Довольно своеобразно монетаристы относятся и к социальной политике государства. Они часто высказываются против социальных мер правительства, направленных на поддержку низкооплачиваемых слоев населения, полагая их неэффективными социальными действиями, пустой тратой денег. По мнению Фридмена, большие расходы на социальные нужды не улучшают, а ухудшают положение не только малообеспеченных категорий граждан, но и всей экономики в целом. В противовес бюрократизированной социальной политике Фридмен и его последователи всегда подчеркивают необходимость обеспечения свободы в рыночной экономике. Именно свобода хозяйствования создает условия для устойчивого экономического роста, увеличения занятости и повышения доходов населения.

 

1.2. Предмет и методы экономической теории.

 

Предмет экономической теории – это то, что изучает экономическая теория. Предметом экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии, их взаимодействие с производительными силами и экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех членов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также на различных уровнях функционирования экономической системы – в звеньях микро-, макро- и мировой экономики.

Методы экономической теории – это пути, подходы, формы и способы познания. Общенаучными методами познания и методами экономической теории являются метод научной абстракции, диалектический метод, методы дедукции и индукции, анализ и синтез, системный подход, метод единства исторического и логического и др.

Исходным методом является обобщение сущности экономических явлений и процессов в абстрактных по форме выражениях, но реальных по связи с практикой категориях и законах, принципах и методах, выражающих глубинные причинно-следственные связи и закономерности экономического развития. Важная ступень познания – это движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному.

Экономические явления рассматриваются диалектически, т.е. в их развитии (возникновении, зарождении, зрелости, отмирании), в борьбе противоположностей, разрешении противоречий, с выделением количественных и качественных сторон. Важным методом познания был и остается метод наблюдения с последующим описанием непосредственно видимых фактов и явлений. Наука о методах познания (методология) не стоит на месте она постоянно развивается. Экономическая наука путем логического мышления, путем анализа и синтеза проникает в суть явлений, выделяет наиболее характерные и сущностные признаки, формулирует законы закономерности. Ученые-экономисты пользуются методами индукции (вывод теории из фактов и наблюдений) и дедукции (формирование гипотез и подтверждение их фактами).

Экономические явления исследуются системно, т.е. по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости. Диалектика и системность предполагают использование исторического и логического подходов к экономическим явлениям и процессам. Кроме того, ученые-экономисты применяют статистические, экономико-математические, программные, экспериментальные и другие частные методы с учетом специфики экономической теории, способов достижения экономических целей, конкретных целей и задач исследования.

 

 

1.3. Сущность основных категорий экономической теории.

 

Суть экономики как человеческой жизнедеятельности заключается в разнообразной хозяйственной деятельности. Хозяйственную деятельность можно определить как целенаправленную деятельность людей, направленную на производство необходимых средств для существования, на обеспечение жизни. Необходимость осуществления хозяйственной деятельности можно объяснить при помощи теории мотивации (мотивация, мотив – это побудительная причина какого-либо действия). Согласно теории мотивации, любой индивидуум (человек) руководствуется в своей деятельности наличием различных потребностей. Образно говоря, жизнь человека – это постоянное удовлетворение тех или иных потребностей и изыскание средств для этого. Под потребностями обычно понимают субъективные человеческие ощущения дефицита (недостатка) в чем-либо (пище, тепле, защите, внимании, общении, здоровье и т.д.), связанные со стремлением устранить или хотя бы частично восполнить этот дефицит.

Потребности бывают разные. Например, в зависимости от того, кому присущи данные потребности, различают:

· индивидуальные (личные) потребности – они присущи какому-то конкретному человеку;

· общественные или социальные (групповые) потребности – они присущи одновременно группе людей (например, трудовому коллективу) или всему обществу (всем гражданам) в целом.

С точки зрения возможностей удовлетворения тех или иных потребностей, различают:

· достижимые потребности – когда имеются возможности по их удовлетворению;

· недостижимые потребности – когда возможности по их удовлетворению отсутствуют.

Существуют и другие варианты классификации потребностей. Широкую известность получила классификация потребностей, предложенная в 50-х гг. ХХ в. американским ученым А. Маслоу (1908-1970) – так называемая «пирамида потребностей Маслоу».

А. Маслоу представил иерархию (последовательность) человеческих потребностей в виде пирамиды, состоящей из пяти уровней или ступеней (страт). Маслоу сделал предположение о том, что в простейшем случае потребности удовлетворяются одна за другой, т.е. как только удовлетворена одна потребность, она выступает мотивацией для удовлетворения следующей потребности и т.д. При этом преимуществом обладают базовые (физиологические) потребности, что означает: при удовлетворении любой группы потребностей, если возникает какая-то базовая потребность (например, в пище), человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь именно ее. Исчезновение удовлетворенных потребностей и появление других в виде мотивации является неосознанным процессом.

 

Рис. 1.1. Классификация потребностей по А. Маслоу.

 

Все, что служит удовлетворению потребностей, является жизненными благами. Некоторые виды жизненных благ (воздух для дыхания, солнечный свет, некоторые виды природных ресурсов) пока еще имеются в достаточном количестве, свободно доступны всем и их не надо дополнительно изготовлять, чтобы удовлетворить потребность в них. Такие жизненные блага получили название нехозяйственных (неэкономических) благ. Однако большинство жизненных благ встречается в природе в ограниченном количестве, ощущается их недостаток (продукты питания, хлопок, лен, древесина) или вообще не встречаются в природе (автомобили, телевизоры, станки, оборудование), поэтому их необходимо производить для удовлетворения различных потребностей. Такие жизненные блага получили название хозяйственных (экономических) благ. Таким образом, хозяйственная деятельность заключается в производстве хозяйственных благ для удовлетворения растущих человеческих потребностей. Следует обратить внимание на тот факт, что человеческие потребности практически безграничны, а количество хозяйственных благ и необходимых средств для их производства ограниченно. Поэтому любая хозяйственная деятельность протекает в условиях все возрастающей недостаточности возможностей (ограниченности ресурсов) для производства хозяйственных благ. Кроме разделения (классификации) жизненных благ по принципу необходимости их создания на нехозяйственные (неэкономические) и хозяйственные (экономические) блага, существуют и другие варианты их классификации. Так, например, с точки зрения содержания различают:

Ÿ материальные блага, имеющие материально-вещественную форму или природу (содержание);

Ÿ нематериальные блага, которые не имеют материально-вещественного содержания. В свою очередь нематериальные блага подразделяются на:

Ÿ внутренние, присущие самому человеку, которые он развивает и использует по собственной воле (характер, здоровье, зрение, слух, знания, умения, опыт);

Ÿ внешние, даваемые человеку извне, из окружающей среды (общение, внешняя информация, признание заслуг, почет, уважение, положение в обществе).

Выделяют также и особые (специфические) формы жизненных благ:

Ÿ товары – это разновидность хозяйственных (экономических) благ, специально созданных для обмена (продажи). Особым свойством товаров является то, что они могут храниться. Момент производства и момент потребления товаров не совпадает по времени. Товары вначале производятся, а лишь затем потребляются. Различают самые разнообразные виды товаров:

а). по срокам хранения:

Ÿ товары с небольшим сроком хранения (скоропортящиеся товары);

Ÿ товары со средним сроком хранения;

Ÿ товары с длительным сроком хранения.

б). по способам использования:

Ÿ товары одноразового использования;

Ÿ товары многоразового использования.

в). по целям использования:

Ÿ потребительские товары – предназначены для целей конечного потребления;

Ÿ производственные (инвестиционные) товары – предназначены для производства других товаров.

Ÿ услуги – это определенные осознанные действия людей, имеющие полезный эффект для других людей и удовлетворяющие их потребности. В отличии от товаров услуги не могут храниться и потребляются в момент их производства. Услуги также очень разнообразны, в их составе различают:

а). по предназначению:

Ÿ услуги личного характера;

Ÿ услуги общественного характера.

б). по сфере использования:

Ÿ бытовые услуги;

Ÿ производственные услуги (работы).

Хозяйственная деятельность – это комплексная деятельность, представляющая собой совокупность различных действий, объединенных единой целью – созданием необходимых хозяйственных (экономических) благ. Основу хозяйственной деятельности составляет сочетание трех видов деятельности:

Ÿ производственной деятельности;

Ÿ управленческой деятельности;

Ÿ обеспечивающей деятельности.

Центральное место занимает, конечно, производственная деятельность. Производственная деятельность (производство) рассматривается как любая целенаправленная деятельность по использованию различных ресурсов (включая и ресурсы самого человека) для получения (создания) широкого спектра материальных и нематериальных хозяйственных благ. Хозяйственная деятельность представляет собой циклическую (повторяющуюся) деятельность. В каждом цикле хозяйственной деятельности принято выделять четыре основных этапа:

Ÿ собственно производство;

Ÿ распределение – это процесс разделения созданных хозяйственных (экономических) благ в определенной пропорции между хозяйственными субъектами;

Ÿ обмен – это процесс движения хозяйственных благ между хозяйственными субъектами;

Ÿ потребление – это целевое использование полученных благ для удовлетворения тех или потребностей.

В экономической теории эти этапы хозяйственной деятельности обычно называются стадиями воспроизводственного процесса.

Особую роль в хозяйственной деятельности играют ресурсы. Ресурсы (имеющиеся или потенциальные) всегда являются необходимыми источниками производства. Что включает в себя понятие «ресурсы производства» (или «производственные ресурсы»)? Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных хозяйственных благ. Традиционно ресурсы производства подразделяются на четыре основных группы:

· природные ресурсы – естественные силы и вещества, потенциально пригодные для использования в процессе производства, среди которых могут быть исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые;

· материально-технические ресурсы – все созданные человеком орудия труда, которые сами являются результатом производства;

· трудовые ресурсы – население в трудоспособном возрасте, которое в качестве «ресурса» оценивают по социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному уровню;

· финансовые ресурсы – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Природные ресурсы выступают обычно в процессе производства в качестве предметов труда. Предмет труда – это все то, что подвергается обработке, воздействию в процессе труда (сырье, исходные материалы). Материально-технические ресурсы в процессе производства играют роль средств труда. Средства труда – это все то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (орудия труда, станки, оборудование, инструменты). Совокупность предметов труда и средств труда составляют средства производства.

Любое производство требует определенных исходных условий, при которых оно может осуществляться. Те необходимые условия, без которых производственная деятельность, производство, просто не может существовать, принято называть факторами производства. В качестве основных факторов производства выделяются:

· земля – в широком смысле выступает как среда обитания (планета Земля), как совокупность всех природных ресурсов;

· труд – целенаправленная, осознанная деятельность людей, основанная на их умственных и физических способностях, направленная на создание материальных и духовных благ;

· капитал – представляет собой совокупность средств (ресурсов), обеспечивающих бесперебойный процесс производства (здания, сооружения, станки, оборудование, иные материальные и нематериальные средства, включая и денежные средства).

Некоторые ученые считают, что в качестве факторов производства необходимо рассматривать также предпринимательство, информацию и время; в настоящее время все чаще подчеркивают особую роль науки, интеллекта в развитии производства.

В хозяйственной деятельности принимают участие большое количество как физических, так и юридических лиц. Всех участников хозяйственной деятельности принято называть субъектами хозяйствования или хозяйственными (хозяйствующими) субъектами. Хозяйственный субъект – понятие обобщающее, в число хозяйственных субъектов могут входить люди, предприятия, различные виды транспортных организаций, банки, магазины, государственные органы и т.д. В силу многообразия хозяйственных субъектов их принято подразделять на определенные группы. Обычно выделяют следующие группы хозяйственных субъектов:

· домашние хозяйства – это совокупность людей, связанных семейными узами с принадлежащим им имуществом. Домашние хозяйства могут быть совсем маленькими (один человек без имущества) или очень большими (много людей, владеющих значительной собственностью, к примеру, семейство Рокфеллеров). Именно домашним хозяйствам принадлежат основные факторы производства. На долю домашних хозяйств приходится потребление большей части производимых хозяйственных благ;

· предприятия – это совокупность субъектов, производящих различные материальные и нематериальные блага для их последующей реализации с целью получения дохода. К числу предприятий принято относить не только заводы и фабрики, банки и строительные компании, но и больницы, библиотеки, учебные заведения, объекты культурного назначения, действующие на коммерческой основе (т.е. продающие свою продукцию или услуги);

· государственные учреждения – это органы государственной власти различных видов и уровней (исполнительные органы, законодательные органы, судебные органы, прокуратура, армия, милиция и т.д.), выполняющие функции экономического регулирования (от издания законов до прямого управления хозяйственными субъектами). Кроме того, государственные учреждения, наряду с домашними хозяйствами, являются основными потребителями производимых благ;

· общественные организации – это союзы и общества граждан, действующие на некоммерческой основе, но, тем не менее, ведущие хозяйственную деятельность (религиозные организации, политические партии, спортивные общества, творческие союзы, клубы по интересам);

· иностранные хозяйственные субъекты – это совокупность различных субъектов хозяйствования, не являющихся резидентами данного государства (не находящиеся под юрисдикцией данного государства).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.