Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Современный этап развития российской юридической науки 2 страница




Самыми острыми на сегодня являются методологические проблемы теории права и государства, которые в своей глубинной (фундаментальной) основе связаны именно с проблемой правопонимания — что есть право как ценностно-нормативное явление действительности, обладающее информационно-регулирующей основой. Не решив вопроса о праве как способе социального бытия (правосубъектности, права, обязанности, статусе, гарантии), нельзя подойти к проблеме целостного правового познания и обоснованности правовой доктрины.

Не менее важными проявляют себя практические проблемы во всех сферах правореализации, которые юридическая наука должна также осмыслить. В первую очередь это касается вопросов качественной модернизации правовой идеологии и правовой системы, а во-вторых, совершенствование механизма внедрения этой правовой идеологии на всех ее структурных уровнях. Отечественные правоведы давно отмечают, что современная социально-политическая ситуация в нашей стране настойчиво требует новых подходов (идей) к строительству национальной политико-правовой системы.

В настоящий период проблемы в политико-правовой и, соответственно, социально-экономической жизни все настойчивее показывают, что существующее право (тип правопонимания) и правовая организация общества в действительности не отвечают вызовам современного времени. Это проявляется в негативных обстоятельствах правовой действительности (массовых правонарушениях), которые мешают не только становлению жизнеспособного правового государства, согласованности и скоординированности правового взаимодействия между людьми, но и самой постсоветской науки. К этому можно добавить и то, что в связи с бесконечными и скороспелыми улучшениями и новациями законодательство значительно усложнилось, запуталось и оторвалось от социальной действительности. Существенно понизилась эффективность правового регулирования, что вызвало дезорганизацию и дезориентацию общественного сознания, граничащую с деградацией, патологиями и апатией. Правосознание общества испытывает глубокую системную деформацию, пребывая в состоянии отрешенности, хаоса и неопределенности относительно текущей и стратегической социально-экономической и политической ситуации. Вследствие этого ослабляется регулятивное воздействие на общественное сознание с помощью права, а в результате происходит катастрофичное падение уровня правовой культуры, выражающейся в крайнем правовом нигилизме. Правотворчество как специальная деятельность стала излишне технологичной, подчас ангажированной (лоббизм) и коррумпированной административно-финансовой элитой. Качество и количество законодательного материала не переходит в качество правовой жизни и качество правовой культуры, что ведет к пробуксовке правовых нововведений.

К сожалению, прошедшая государственно-правовая реформа и в целом попытки создать работоспособную государственно-правовую систему не дали столь ощутимых результатов, в том числе построения правового и демократического государства, создания гарантий прав личности и существенного расширения свободы. А это ослабляет не только веру в право, но и надежду на быстрое улучшение качества жизни российского общества. Отсутствуют ясные представления не только о стратегии государственно-правового развития России по всем направлениям социальной жизни, но и концепция правового развития государства.

Все эти проблемы так или иначе свидетельствуют не столько о низком качестве деятельности законодателя и в целом неадекватности власти (это важный фактор дестабилизации), слабости права, его регулятивного воздействия, существенно осложняющих и без того неустойчивые процессы правореализации, сколько о том, что существующая в настоящий момент правовая идеология и технология формирования и реализации права не соответствует вызовам современной действительности.

Короче говоря, становление отечественной юридической науки в настоящий период сопровождается многочисленными концептуальными сложностями и противоречиями мировоззренческого (системного) характера. Рушатся, казалось бы, ранее незыблемые постулаты, и на их основе рождается много новых положений, часть которых внедряется в профессиональное правовое сознание скороспело и там же отмирает. Конечно же, все это, прежде всего, обусловлено динамичными изменениями во всей правовой действительности современного общества.

Теоретико-понятийные границы правовой науки, особенно ее отдельных направлений (информационное право, биоэтика), изменяются стремительным образом, при всем при этом введенные «новые» понятия (например, «правовая деятельность», «правовое пространство», «правовая реальность», «право виртуального пространства», «право реального пространства», «теневое право», «правовая метатеория», «правовая материя» и др.) ошеломляют своей образностью, масштабностью и даже метафоричной многозначностью, что в целом не меняет катастрофических тенденций ее бытия. Данные процессы и явления в юридической науке закономерны и неизбежны: развитие науки, как известно, всегда сопровождается признаками кризиса роста научного знания, что характеризуется усложнением взглядов и системы научного знания, где основными тенденциями являются дифференциация и унификация познания.

Юридическая наука выступает в качестве яркого и демонстративного примера сложности и противоречивости процесса становления на сегодняшнем этапе общественной эволюции, а также заблуждений, в плену которых, даже не подозревая об этом, долгие годы может пребывать значительная часть научного сообщества. Речь, в частности, идет о той или иной правовой доктрине, о важнейшей дилемме современной науки в плане выбора направлений государственно-правового развития современной России.

Эти обстоятельства в свою очередь обусловлены важным фактором действительности, какая правовая доктрина господствует в настоящее время в науке, общественном сознании и государственной политике, — правовым монизмом, когда государство признается основным источником формирования права, или правовым плюрализмом, когда общество, самые разнообразные его институты создают право наравне с государством, т. е. формируют ареал проявления права и границ правовой действительности.

Правовая наука по своей природе отражает реальные правовые процессы и явления, позволяя проникать в них посредством системы понятий, образуя сложнейшие и многообразнейшие категориальные ряды юридической науки. И такой взгляд на юриспруденцию, который видит весь мир многообразных правовых явлений под призмой системы понятий, занимающих собственное место в юридической науке, способен преодолеть «разорванный» бессистемный подход к объяснению правового мира.

Так или иначе, в существующем хаотическом потоке нынешних учебников, монографий, статей, публикаций, подходах и взглядах о путях развития постсоветской юриспруденции можно выделить несколько концептуально отличающихся направлений. К числу таких направлений, по мнению В. С. Нерсесянца, следует отнести: конституционно-демократическое направление; прежнее (несколько словесно модернизированное) марксистско-ленинское направление; традиционалистское (антизападническое направление, апеллирующее к дореволюционной русской юриспруденции, причем по преимуществу в ее почвенно-славянофильской трактовке).

Очевидно, что два последних направления (марксистско-ленинское и традиционалистское) обращены в прошлое, и лежащие в их основе консервативные идеи и концепции не могут стать надлежащим общим объединяющим началом для постсоветской юриспруденции. Хотя возможно, что эти направления (при определенной идейно-теоретической модернизации) могут сложиться и устояться как отдельные школы в общих рамках постсоветской российской юриспруденции.

Первое (конституционно-демократическое) направление представляется в складывающихся условиях более перспективным в плане путей развития постсоветской юриспруденции в России. Данное направление развивается (не всегда, правда, осознанно и целеустремленно) в целом в русле положений действующей Конституции и общих идей, понятий и ориентиров, разработанных передовыми взглядами современного юридического правопонимания.

Отмечая определенные достоинства конституционно-демократического направления в рамках нынешнего этапа развития российской юриспруденции, мы, вместе с тем, полагаем, что его существенный недостаток (как, впрочем, и коренной недостаток всей избранной стратегии и практики постсоциалистических преобразований в стране) состоит в буржуазной (буржуазно-правовой) ограниченности его ориентиров, установок и устремлений.

Между тем анализ — с позиций современных теоретических подходов к нынешней правовой ситуации — постсоциалистической ситуации, логики, тенденций и закономерностей постсоциалистического пути к праву ведет, на наш взгляд, к концепции правового (а некоторые говорят – квазиправового) государства как эволюционно более жизнеспособного, но в свое время отвергавшегося советской наукой, течения правовой мысли.

Для формирующейся постсоветской российской юриспруденции (в ее сегодняшней демократической версии) принципиальное значение имеет то обстоятельство, что Конституция Российской Федерации 1993 г. в своей регламентации основных сторон постсоциалистического строя (включая право государства) опирается на юридический (антипозитивистский) тип правопонимания. Это и определяет, в конечном счете, как правовой характер основного закона страны, так и правовые ориентиры и цели отечественной юриспруденции.

При этом особенности правопонимания, присущие новой российской Конституции, обусловлены тем принципиальным обстоятельством, что речь идет о Конституции страны, осуществляющей переход от тоталитарного, антиправового социализма к постсоциалистическому государственно-правовому строю. В такой ситуации речь идет не о совершенствовании и дальнейшем развитии уже давно сложившегося права и правопорядка (которых в наших условиях пока нет), а о формировании и утверждении правовых начал в общественной и политической жизни, в правовой организации государственной власти, в правовых отношениях между властью и индивидами и признании и защите прав и свобод человека и гражданина.

Новый правовой подход (и, можно сказать, новое юридическое мировоззрение, новая правовая идеология), присущий Конституции 1993 г., опирается на исторически апробированное положение о правах и свободах человека и гражданина как основной показатель признания и соблюдения права и справедливости в общественной и государственной жизни людей. Такой человекоцентристское (антропоцентристское) правопонимание можно охарактеризовать как определенный вид (направление) юридического правопонимания — как своеобразный естественно-правовой вариант в рамках общей концепции правового государства.

Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что присущий действующей Конституции юридический тип правопонимания распространяется и на государство, т. е. включает в себя также и юридическое понимание государства. Об этом свидетельствует закрепленная в Конституции конструкция правового государства.

Для формирующейся новой концепции отечественной юриспруденции данное обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку такое единое для права и государства конституционное правопонимание по сути своей соответствует теоретико-методологическому требованию объективно-юридического подхода о единстве предмета юриспруденции как единой науки о праве и государстве. Подобное понятийно-правовое соответствие (и смысловая согласуемость) между конституционным правопониманием и требованиями единства предмета юриспруденции достижимо лишь на базе юридического или правопонимания.

С позиций же позитивистского типа правопонимания речь, в лучшем случае, может идти лишь о единственных силовых характеристиках (сущностных свойствах) государства и права, т. е. о единой силовой природе и сущности государства и права, о соответствии между пониманием (и понятием) государства как правообразующей силы и пониманием (и понятием) права как силовых, принудительно-приказных установлении такого государства — силы.

Постсоветская российская юриспруденция, исходящая из юридического (антилегистского, антипозитивистского, антиэтатистского) типа правопонимания, имеет развитую теоретическую и методологическую основу в виде соответствующего (объективного) юридического учения о праве и государстве. При этом именно объективная, основанная на естественно-научном мироощущении, правовая концепция юриспруденции, которая обладает и необходимым внутренним понятийно-правовым единством своего предмета и надлежащим ценностно-правовым потенциалом, может теоретически последовательно выразить и развить правовое содержание действующей Конституции и в целом отвечает потребностям, целям и задачам развития отечественной юридической науки в постсоциалистической России. Подобная концепция и есть по существу в складывающихся условиях наиболее адекватная парадигма для постсоветской российской юриспруденции.

В рамках, условно назовем, объективно-юридической концепции юриспруденции можно (и необходимо) учесть все познавательно значимое и ценное из достижений отечественной и зарубежной юриспруденции, из богатого и поучительного опыта разных направлений юридического и позитивистского учений о праве и государстве.

Вместе с тем, с позиций объективной юридической концепции юриспруденции, соответствующей теоретическим потребностям и специфическим особенностям постсоциалистического периода развития юридических исследований, очевидны несостоятельность и бесперспективность разного рода представлений о том, будто современную российскую юриспруденцию следует строить путем простого заимствования и воспроизводства соответствующих теоретико-методологических концепций и конструкций из западной и дореволюционной русской юриспруденции или развивать ее в духе «обновленного» марксистско-ленинского учения о государстве и праве.

Говоря о значении присущего действующей Конституции юридического правопонимания для развития юриспруденции в постсоветской России, мы, разумеется, не считаем ни нынешнюю юриспруденцию, ни саму Конституцию, ни тем более реалии государственно-правовой жизни безупречными и лишенными существенных недостатков. Речь идет прежде все о надлежащем выборе общей концептуальной модели юридической науки, о выборе целей и ориентиров для развития практики и теории права и государства в постсоциалистической России.

В этом смысле представляется вполне естественной и обоснованной ориентация на такую концепцию постсоветско-российской юриспруденции, с позиций которой возможно адекватно теоретически выразить и в надлежащем направлении развить правовой смысл и содержание первой постсоциалистической Конституции России. Ведь именно в Конституции нашли свое концентрированное правовое выражение и закрепление стратегические цели, ориентиры, а отчасти достижения (пусть, пока и скромные) в движении страны о тоталитаризма к постсоциалистическому государственно-правовому строю.

Само наличие новой Конституции, ее правовые идеи нормы, ее положения о правах и свободах человека и гражданина, закрепленные в ней основы гражданского обществ правового государства и правового закона имеют существенно значение как для продолжения необходимых реформ, так для удержания всего процесса постсоциалистических преобразований в конституционно-правовых границах. А без этого сам юриспруденция может вновь оказаться беспредметной дисциплиной.

Российская юриспруденция вместе с тем должна критически проанализировать достоинства и недостатки Конституции и действующего законодательства в их взаимосвязи с реальной практикой, определить пути и средства преодоления имеющихся недостатков, обосновать направления, способы и формы становления и развития в стране современного государственно-правового строя, прочного утверждения принципов, институтов, норм и процедур господства права, правового государства и правопорядка.

Что касается самой юридической науки, то адекватное осмысление правовых изменений, происходящих сегодня, эффективные исследования новых реалий в жизни общества требуют серьезной проработки системы теоретических представлений, а самое главное — пересмотра философских оснований и методологии научного познания права и правовых явлений. Анализ научных предложений по преодолению кризиса теоретического правосознания показывает единство позиций всех правоведов в том, что это должна быть такая юридическая наука, которая по-новому, целостно, интегрировано опишет и объяснит правовую реальность. Как справедливо отмечает В. Н. Синюков, период теоретического замешательства и хаоса не может продолжаться столь долго: «Государственно-правовая система такого масштаба и потенциала, как российская, не может жить без осмысленной правовой идеологии. Поэтому в данной ситуации требуется восстановление приостановленного процесса исследования отечественной правовой системы, начатого в 70 — 80-е гг. В противном случае наука оказывается без стратегических заделов в столь жизненно важной для России области. Самому правоведению это грозит утратой самостоятельной позиции в дискуссиях о путях государственно-правового самоопределения Российской Федерации и обрекает его вновь плестись в хвосте произвольно меняющихся политических установок».

Между тем, представленные выше концептуальные направления развития постсоветской теоретико-правовой науки дополняются, а где-то и включаются в другие школы и научные доктрины, развиваемые сегодня. Среди них такие, как: либертарно-юридическая концепция акад.

В. С. Нерсесянца; национальная культурно-историческая реконструкция

В. Н. Синюкова, А. П. Глебова, А. П. Семитко; правовой реализм

Г. В. Мальцева; правовой социологизм С. С. Алексеева; естественно-правовой антропоцентризм Е. А. Лукашевой; правовой нормативизм

М. Н. Марченко, О. А. Лейста; интегративная юриспруденция

В. В. Лазарева; коммуникативный подход А. В. Полякова, системно-процедурный подход Н. И. Карташова, В. Н. Протасова, деятельно-правовой энергетизм В. П. Вопленко, Р. В. Шагиевой, и др.

Все эти направления научной мысли являются важным подспорьем для преодоления той заскорузлости правового мышления (речь идет о материализме в виде позитивистского правопонимания), которое до сих пор господствует в умах многих правоведов-теоретиков, да и практиков-отраслевиков (в том числе и молодой поросли ученых), что, конечно, тормозит развитие науки и возможности ее перехода на подлинно объективные основания правопонимания.

В итоге, для решения теоретических и практических проблем необходима кардинальная смена типов юридического мышления и технологии управления обществом с помощью права, а значит, и самой господствующей доктрины правопонимания. Это насущная потребность сегодняшнего дня, которая позволит оптимизировать государственные ресурсы и сформировать жизнеспособную и адекватную современным условиям действительности правовую систему.

Нынешняя государственно-правовая действительность свидетельствует не только о кризисе правовой культуры и правосознания, что обусловлено в первую очередь несовершенством правовой идеологии позитивизма (правового монизма), но и в целом кризисом прагматического типа миропонимания. Именно юридический позитивизм с его близкородственной либеральной естественно-правовой риторикой, по мнению ведущих отечественных и зарубежных теоретиков права (Ц. Кетц, К. Цвайгерт), привел человечество и его лидирующую западную часть к нынешнему системному (мировоззренческому) кризису. Правовой позитивизм, в особенности легистский (законнический), и юриспруденция интересов с их формально-догматическим инструментарием оказались не в состоянии понять право как феномен бытия, упростив его до известной банальной формулы: «право — это совокупность социальных норм, данных государством».

В теоретическом плане узость юридического позитивизма заключается в том, что он не хочет, да и не способен понять ценностную, подлинно социальную и духовно-нравственную (мировоззренческую) природу права, ограничиваясь рамками официального формально данного законодательства, исходящего от государства. На эмпирическом уровне ограниченность юридического позитивизма, в основном, связана с его излишним формализмом, тем самым оторванностью от реальных обстоятельств действительности, от фактических и нетипичных условий жизни, неспособностью быстро адаптироваться к изменяющимся духовно-нравственным и социально-экономическим условиям.

Поэтому требуется осмысление правовой действительности с точки зрения строго системного и деятельностного методов исследования. Известные научные работы по теории правовой системы написаны учеными–правоведами с позиции ее статики — структуры, элементного состава и средств функционирования. Пришло время рассмотрения ее динамики — целостного видения правовой действительности — в контексте современных научно-методологических подходов познания, в связи с чем существует настоятельная необходимость в выработке более объективных и строгих подходов к исследованию права и правобытия, основанных на универсальных закономерностях сложных систем, строго научной методологии, учитывающих все факторы и условия социальной и природной действительности.

Изучение правовой действительности в российском обществе предоставляет широкое поле для теоретического исследования. Современный этап развития российского общества, связанный с трансформацией всех сфер общественной жизни, органов государственной власти, характеризуется значительной активизацией всех правовых процессов. Механизм этого влияния непосредственно связан с системным видением и управлением общественных процессов.

Таким образом, лишь только с учетом имеющегося исторического опыта (зарубежного и своего) можно уяснить подлинный смысл и условия реализации конституционных начал и ценностей, трезво и без иллюзий оценить реальное состояние права и государства в современной России и реальные потенции общества в плане продвижения его к идеалам справедливости, свободы личности и общества, правам человека, а самое главное — к подлинно объективному взгляду на окружающий мир и бытие.

Решив эти задачи, юридическая наука сможет показать объективно выверенный путь правового развития государства и права в нынешних условиях действительности. Какой выход из этой ситуации видится сегодня? Каковы должны быть те верные и принципиальные шаги в преодолении существующего научного догматизма, сложившегося в сфере правоведения?

Современная жизнь подталкивает нас изменить отношение к самому правовому способу бытия (правовой деятельности), а соответственно, и к правовой практике, ко всей правовой действительности современного общества, отражаемых в правовой науке. Прежнее внешнее украшательство основных научных категорий и конструкций, переодевание старых и заскорузлых штампов и научных клише в новые формы, не дающие ничего нового для более глубокого познания новых правовых явлений, процессов и тенденций, ведет к научному правовому застою и стагнации, пробуксовыванию новых научных методов познания и внедрений, поверхностному «спекулятивному» разглагольствованию в духе правовой риторики, что, в целом, грозит еще более мощной догматизацией основных постулатов либерально-правовой мысли без их критического осмысления. Пришло время принципиальных модернизаций правового знания на современном этапе, приближения научного правового мышления к естественнонаучному объективному видению правовых тенденций.

В конечном счете, необходимость разработки отечественной правовой доктрины (российской правовой науки) со своими особенностями важна с точки зрения безопасности общества, а также построения жизнеспособного и самостоятельного государства как необходимого инструмента идеологического воздействия на различные социальные процессы как внутри государства, так и вовне. С точки зрения политической безопасности, требуется, чтобы отечественная правовая система имела, утверждала и реализовывала национальную правовую доктрину.

И в этой связи особое значение для всего общества приобретает такой вопрос, как состояние разработанности и защищенности объективных данных о возникновении, развитии и функционировании отечественной правовой системы, т. е. требование исторической преемственности правовой культуры. Уроки (выводы и знания) истории государства и права должны использоваться как для определения путей дальнейшего правового развития общества и государства, так и в качестве средства объяснения и критической оценки существующей политики государства на благо общества. Основные угрозы исторической безопасности, как правило, исходят от самого государства, а также и от научно-исследовательских учреждений, общественных организаций и партий, работников архивов и других держателей исторической информации. Между тем, именно государство призвано определять идеологическую политику и гарантировать соответствующие интересы личности и общества. А выражены эти угрозы в разнообразных действиях: отказе от исторических исследований; сокрытии исторических данных; подтасовке исторических данных; недобросовестной интерпретации данных; неполноте предоставляемых исторических сведений, оставляющей возможность для произвольной интерпретации изучаемых явлений; тенденциозном подборе исторических данных, рассмотрении их вне связи с другими фундаментальными данными; воспрепятствовании проведению исторических исследований и т. д. Для разработки отечественной правовой доктрины требование исторической безопасности актуально в высшей степени, так как политика государства последних веков была направлена на искажение и переписывание истории народа, на доказывание неспособности титульного народа построить собственное государство, а также управлять им, что естественно, не соответствует истине. Отсюда историческая безопасность для российской правовой доктрины является важнейшей предпосылкой ее разработки, реализации и поддержания.

В конечном счете, совершенствование научно-правовых представлений позволит более точно сформулировать практические решения и пути правового развития государства.

Применительно к правовому будущему российского общества существуют несколько способов фундаментальных изменений, направленных на преодоление существующего положения. По нашему мнению — это не прямая (чистая) рецепция — воспроизводство в современной правовой науке и системе традиций классического, выработанного западной правовой цивилизацией юридического инструментария и материала на базе институтов римского права, которые мы до конца не поняли. Этот путь как раз нас и привел к нынешнему правовому прагматизму и утилитаризму.

Это также не путь рефлексивного «расчленения» юридического наследия с последующим произвольным (либо соответствующим какой-либо теории) синтезированием его элементов в каких-то новых его комбинациях. При таком способе происходит некоторое копирование правового опыта, ранее позитивно себя зарекомендовавшего в отечественной правовой истории и культуре.

А вот третий способ, может быть, нам и подходит — это генезис нового в праве, предполагающий полную отмену старого качества и формы с попыткой создания нечто абсолютно новаторского и противоположного прошлому. Именно такой подход, условно называемый как «постмодернизм», может основываться на принципиально новых достижениях правовой науки и практики (В. Н. Синюков). Данный способ — это путь фундаментальной инновации, своеобразная правовая новизна, отвечающая требованиям современного представления о социальной жизни, соотносящаяся с естественнонаучной картиной мира. Данный путь преобразований, безусловно, не отрицает всех предшествующих достижений правовой культуры и традиции, а наоборот, где-то основывается на них. Однако он значительно трансформирует и преобразует имеющиеся правовые институты и правовые стереотипы, привнося в него системную упорядоченность на основе новых идей и формул.

Сердцевиной механизма этих инноваций представляется духовно-мировоззренческая, идеологическая и ценностная модернизация, приближенная к объективным тенденциям реальности и современной социальной жизни. Речь идет об эволюционно необходимом совершенствовании права и всех правовых явлений без исключения на основе современных научных прорывов в области физики, биологии, генетики, медицины и др. наук. Время благих призывов и пожеланий прошло — право должно основываться на строгих научных формулах и подходах, соответствующих современным достижениям науки (это относится и к Конституции и преамбуле Основного Закона). Как справедливо отмечает член-корреспондент РАН Г. В. Мальцев: «Основой юридического мировоззрения в будущем могут стать идеи антропокосмизма, учения о ноосфере, но прежде всего, конечно, переосмысление на базе современных естественнонаучных и общественных знаний теории естественного права и естественной справедливости. Антропокосмизм восстанавливает давно утраченную здоровую связь с природой и космосом и, следовательно, соотносит социальные, в том числе позитивно-правовые нормы, по которым живет человек, с природными и космическими императивами».

Отсюда понимание сложившейся ситуации в постсоветской юриспруденции, и пути совершенствования отечественной правовой системы и права связаны с признанием объективных закономерностей объективной действительности в научном сознании. Именно идейно-инновационная основа, выраженная в духовной ценностно-мировоззренческой роли права, отражающей объективные тенденции реальности, по нашему глубокому убеждению, становится той доминантой, которая способна восстановить российское правосознание, активизировать его обновление и усовершенствовать правовую жизнь. Такое понимание позволит провести системные, т. е. скоординированные, правовые преобразования, синхронизированные с духовно-нравственным, социально-экономическим и научно-просветительским обновлением общества. В противном случае, без такого преобразовательного гармоничного продвижения будет потеряны качество и замысел нового. Только лишь опора на объективные закономерности правовой жизни способна реально усовершенствовать правовую организацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 3888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.