Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и свойства сознания




Функции и свойства сознания являются следствием тех или иных дефиниций сознания. С другой стороны, имманентность определенных свойств и функций сознанию расширяет сущностные характеристики сознания. Согласно С.Л.Рубинштейну, это способность человека выходить за пределы своего собственного одиночного существования, отдавать отчет о своем отношении к миру и другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за содеянное, ставить перед собой задачи, не ограничиваться приспособлением к наличным условиям жизни, изменять мир или, обобщенно, способность к рефлексии на окружающий мир и на собственную жизнь (Рубинштейн, 1957).

Аналогичные характеристики находим у А.Г.Спиркина: способность ставить осуществимые ближайшие и отдаленные цели; умение контролировать свои чувства, мысли, поступки; отдавать отчет в своих действиях; предвидеть последствия своих поступков; осуществлять самовоспитание воли, характера, личности в целом (Спиркин, 1972). А.Г.Спиркин усматривает жизненный смысл сознания в том, «чтобы верно ориентироваться в мире, утверждать себя в нем, познавать и преобразовывать его на основе общественной практики» (Гам же. С. 81). Относительно последней функции - важнейшей среди других, А.Г. Спиркин утверждает, что «именно в преобразующей деятельности заключен основной жизненный смысл сознания» (Там же. С. 90). В категориях системного подхода можно заключить, что в теоретической схеме А.Г.Спиркина преобразующая деятельность человека является системообразующей характеристикой сознания, инициированной методологическими позициями диалектического и исторического материализма. В этом плане и антиципация как предусмотрение конечного результата поступков (Там же. С. 82), предвидение, предвосхищение будущего; и целеполагание как «идеальная модель желаемого будущего» {Там же. С. 122) и «условие любого сознательного поступка» (Там же. С. i 19); и опережающее отражение в форме «преднастрой-ки» к предстоящим действиям (Там же. С. 123) и т.д., и т.п. - суть следствия преобразующей функции сознания.

В одной из своих работ Н.И.Чуприкова, констатируя неудовлетворительность тех или иных конкретизации сущности сознания, утверждает, что обычно отмечаемые признаки сознания:

выделение себя из окружающей действительности, т.е. отнесение природных и социальных явлений к «Я» и «не - Я»; «данность объекта субъекту», т.е. совокупность чувственных образов; способность к предвиденью, планированию; способностьк абстрактному мышлению (вербальное мышление); знания, которые можно передать другим людям - не образуют внутренне связную систему (Чуприкова, 1999). Проблему исчерпывающего описания сущности сознания ограниченным набором функций усложняет разнообразие функциональных структур различных авторов, обосновывающих необходимость тех или иных функциональных элементов, определяющих работу сознания. Так, в работе Л.И.Божович находим, что «интегрирующая и регулирующая функция сознания осуществляется на основе не только интеллектуальных, но и аффективных обобщений» (Божович, 1995. С. 118).

Достаточно спорным является отнесение к функциям сознания, а не к его структурным элементам переживания, познания, отношения, как это можно предположить из заключения К.К.Платонова, что «сознание имеет три основных функции: регуляторную, познавательную и оценочную и, соответственно, три взаимодействующих атрибута: переживание, познание (имеющее результатом знание) и отношение» (Платонов, 1982.С. 182). Впоследующей работе автор включил эти атрибуты сознания в разветвленную структурную схему сознания в качестве одной из подструктур (Платонов, 1986).

Весьма специфический функционал, описанный Ю.М.Орловым, можно отнести к классу «иррадиирующих» функций сознания, основанных на механизмах осознания бессознательного, способствующих индивидуализации и самосовершенствованию человека. «Расширение сознания - это включение в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, его привычек и психических состояний... Расширение сознания делает человека более зрелым и способным в большей степени управлять своими психическими силами» (Орлов, 1991. С. 79-80). В приведенных утверждениях Ю.М.Орлова не дифференцируются количественная и качественная стороны расширения сознания.

Последняя, качественная сторона расширения сознания, представлена, на наш взгляд, в работах В.В.Знакова по психологии понимания. Согласно автору, «понимание - есть процесс и результат сопоставле-

ния существующего с должным» и «для того чтобы понять, сформировать для себя смысл понимаемого, мы, во-первых, должны включить то, что нужно понять в какой-то уже известный нам из опыта контекст. И, во-вторых, соотнести понимаемое со своими ценностоно - нормативными представлениями» (Знаков, 1998, С. 166-167). Таким образом, пониманиекак функция сознания, реализуется как «вширь», выходя за непосредственные границы ранее известного содержания и включая объект (предмет) понимания в более широкий контекст; так и «вглубь», в случае соотнесения понимаемого с субъективным представлением о должном, т.е. сопоставления понимаемого с ценностными представлениями субъекта (Знаков, 1993).

Если вернуться к перечню функций сознания по А.Г.Спиркину или Н.И.Чуприковой, то можно заключить, что понимание не определяет собой элементарной или унитарной функции сознания и может быть представлено как композиция (или суперпозиция) двух или более унитарных функций,к примеру, познания и прогнозирования или познания и отношения.

К этим двум сочетаниям можно отнести две выделенные в качестве основных функции сознания по В.С.Ротенбергу:

- объективирование и закрепление в речи сознания об объективной реальности и выделение из окружающей среды самого себя как субъекта познания этой реальности. С этой функцией сознания связано формирование значений;

- выделение себя из окружающей среды в качестве субъекта - личности. Эта функция сознания обеспечивает возможность самовосприятия и самооценки, и с ней связано формирование личностного смысла (Ротенберг, 1994).

В связи с последним, т.е. с самовоспринимающей и самооценивающей функцией сознания, следует отметить, что рефлексия, по мнению В.П.Зинченко,, в отличие от таких функций сознания, как отражение, порождение (творчество), регуляция и оценка, является основной функцией сознания, характеризующей сущность сознания (Зинченко, 1991). В одной из своих публикаций В.П.Зинченко определяет более общую формулу для выражения основной функции - механизма сознания, сохраняющую основные позиции отечественной психологии (сознание отражает мир) и определяющую пути дальнейшего развития отечественной платформы (сознание создает, творит человечес-

кий мир) (Зинченко, 1999). Основной тезис В.П.Зинченко о том, что «внешний мир стр о ится внутри... в феноменальном, символическом поле - пространстве - теле.,. Внутр енний ми р строится вовне», обра-щает(инверсирует) гипотезу А.Н.Леонтьева об уподоблении как механизме отражения (действия субъекта уподобляются свойствам объекта). В.П.Зинченко совместно с А.В.Запорожцем дополняют этот механизм процессом уподобления объекта субъекту (субъектом же) (Там же).

Аналогичная идея в иной стилистике и более категорично утверждается в работе В.М.Аллахвердова: «сознание конструирует смыслы, а не находит их в окружающем мире. Именно в этом конструировании сознание проявляет свою свободу, потому что в реальном мире нет никакого смысла... Но свобода сознания в выборе догадок всегда оставляет возможности для ошибок, неточностей, неправильного понимания» (Аллахвердов, 2000. С. 501-502). Последнее объясняетка-тегориальную необходимость, на наш взгляд, помимо свободы как созидательной функции сознания, также контакта для ее (свободы) обеспечения в отражательной функции сознания.

Функции свободы (созидания) и контакта (отражения) обуславливают практически все множество свойств сознания. Так, широта -узость сознания определяется, с одной стороны, глобальностью - локальностью свободных, созидательных устремлений человека, с другой-пространством, временем, многообразием форм, плотностью и т.д. контактов (познавательных интересов и соответствующей активности). Не случайно В.П.Зинченко связывает узость, ограниченность, неразвитость, несовершенство сознания с нарушениями открытости сознания к различным мирам - идей, эмоций, воображения и практической деятельности.

Социально и индивидуально определенная мера соотношения узости - широты сознания в различных сферах жизнедеятельносш.чело-века задает свойства гармоничности сознания (Зинченко, 1991). В этом плане можно интерпретировать понятие гармоничности -дисгармоничности сознания (личности) и в работах Л.И.Божович, связывающей это свойство с соотношением сознательных и бессознательных образований (мотивов, желаний), с отсутствием аффективного конфликта между сознательно и бессознательно действующими мотивами (Божович, 1995).

Близким к свойству широты - узости сознания является предложенное еще В.М.Бехтеревым понятие «объем сознания», т.е. предельное количество представлений, одновременно содержащихся в сознании {Бехтерев, 1888. С. 14).

Сближая понятия сознания и «волевого внимания» («произвольного действия»), Ю.М.Орлов отмечает, что «... чем больше... жизненных функций становится объектом... волевого внимания, тем шире и полнее... сознание, чем больше привычного и механического, тем уже сознание» (Орлов, 1991. С. 69). Здесь мы также встречаем понятие «расширение сознания». Соответствующую задачу В.П.Зинченко считает насущной проблемой сегодняшнего дня. В.П.Зинченко выделяет следующие направления расширения сознания:

- мир науки (знаний);

- мир производительного существования (предметно-производственная деятельность);

- мир человеческих ценностей (эмоции);

- мир культуры (культурные символы и знаки) (Зинченко, 1990. С. 87).

В.П.Зинченко считает, что если охвачен только один мир, то сознание узкое, одностороннее, ограниченное. Автор выделяет помимо узости сознания также такие возможные его характеристики, как неразвитость, разорванность.

Работа сознания по устранению или «прикрытию» внутреннего конфликта связанас таким свойством, как невозможность сохранения противоречия в содержании сознания (закон Фрейда - Фестингера, по В.МАллахвердову). Действительно, при наличии противоречия в содержании сознания, оно перестает быть свободным, теряя тем самым свою определенность как сознание, либо нарушается системавнешних контактов ввиду отсутствия единого источника и «приемника» содержания контакта.

Аналогичным образом можно объяснить другое свойство (закон), формулируемое В.М-Аллахвердовым следующим образом: «все неизменное исчезает из сознания, т.е. перестает осознаваться, или же происходит изменение данного сознанию представления об этом неизменном», другими словами «сохранение осознаваемого обеспечивается только путем его изменения» (Аллахвердов, 2000. С. 358). Действительно, неизменное перестает быть содержанием контакта, либо нарушается свобода (возможность) его варьирования. Поэтому, как

справедливо напоминаетВ.М.Аллахвердов, постоянный раздражитель (одежда, часы и т.д.) перестает ощущаться; цветовой фон при длительной фиксации теряет свою цветность, становится серым; при многократном повторении слова или фразы теряется смысл («семантическая сатиация») и др. Однако при малейшем восстановлении кок-такта или свободном манипулировании, осознанность возвращается.

В связи со сказанным трудно согласиться с понятием «опустошение сознания», используемым В.М.Адлахвфдовым для ситуаций повторения, описанных выше (потеря осознания в результате многократного повторения, например, ходьбы, периодических движений, восприятий и т.д.). Автор понятия не учитывает функции свободы сознания, позволяющей при любой возможности автоматического (бессознательного) выполнения действий, операций сознанию освобождаться для более полной ориентировки в возможных фоновых или других внешних или внутренних изменениях.

Отработанная до автоматизма внешняя или внутренняя деятельность (активность) человека, лишаясь сознательного контроля, перестает быть подвластной контакту и свободе сознания, поэтому «возвращающемуся к этой деятельности сознанию приходится либо терять в общей эффективности деятельности, вмешиваясь в.отлаженный механизм, либо жертвовать свободой «командования» этой деятельностью, освобождаясь для свободы и контактов в других сферах деятельности» {Аллахвердов, 2000). Принципы контакта и свободы в работе сознания позволяют разрешить и этот парадокс изменения исходного состояния сознания в случае внутреннего или осознанного внешнего вмешательства в работу сознания.

Таким образом, принципы свободы и контакта, имманентные сущностной характеристике сознания и связанные с ними функции познания и созидания, позволяют вывести из этих двух важнейших функций достаточно полный спектр таких традиционно перечисляемых функций сознания, как: творческое или созидательное целеполагаиие (отличающееся от целеустремления как целенаправленной активности и целеопределения как выбора одной цели из нескольких), планирование, программирование, антиципация и прогнозирование, принятие решения, контроль и самоконтроль, отношение, оценка, самооценка, самоанализ, самоактуализация, самокатегоризация, идентификация и самоидентификация, осознание и самосознание, самодеятельность, самокоррекция и самореализация и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 1637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.