Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы тренировки




Цель, задачи и содержание спортивной тренировки

ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

 

Спортивная тренировка — это педагогический процесс, направленный на достижение футболистами и командой наивысших спортивных результатов. Задачи тренировки многообразны, и конкретная формулировка каждой из них обусловливается возрастом и подготовленностью футболистов, периодом тренировки, социальными, географическими условиями и т.п. Следует, однако, выделить главные задачи тренировочного процесса:

1) воспитательные, решение которых позволяет сформировать мировоззрение и высокие моральные и нравственные качества футболистов;

2) образовательные, решение которых приводит к формированию специальных знаний о футболе, тактического мышления и технических приемов к развитию необходимых каждому футболисту физических качеств.

Спортивная тренировка футболистов осуществляется на основе общих для всех видов спорта принципов. Однако при их применении учитывают и специфические особенности футбола.

 

 

1. Единство общей (неспецифической) и специализированной подготовки. В многолетней подготовке футболистов используется множество различных упражнений: от простых (бег, прыжки, жонглирование, передачи мяча в парах и тройках, удары по неподвижному мячу) до самых сложных (тактико-технические, игровые). Воздействие каждого из этих упражнений неодинаково и различается как по величине, так и по направленности.

Правильным будет такое использование тренировочных средств, когда потенциальные возможности, создаваемые неспецифическими упражнениями, будут повышаться и реализоваться при применении специфических упражнений. Таким образом, на каждом этапе подготовки перед тренером стоит задача нахождения оптимального соотношения частных объектов неспецифических и специфических упражнений. Количественно оно может быть представлено в виде коэффициента специализированности нагрузки (он определяется как отношение (в %) объема специфических упражнений к общему объему всех тренировочных средств. — Прим. авт.).

Следует учитывать и постоянно действующий механизм адаптации организма к нагрузке. Высокие коэффициенты специализированности и на этапе спортивного совершенствования учитывают эту закономерность: за годы занятий футболом спортсмены адаптировались к простым неспецифическим упражнениям и их тренировочный эффект оказывается низким.

2. Единство соревновательного и тренировочного процессов.

В течение календарного года футболисты участвуют в большом количестве игр (от 50 до 100). Для каждого этапа многолетней подготовки должен быть свой объем тренировочных занятий. Например, некоторые наши юные футболисты проводят в год 80-105 матчей. При таких игровых нагрузках 80 - 105 дней будут предигровыми. В эти дни объемные и интенсивные занятия нереальны. Столько же дней — послеигровых — нужно для отдыха и восстановительных мероприятий. Простой подсчет показывает, что слишком мало дней в году остается на совершенствование подготовленности. Поэтому по достижении 20-22 лет эти, несомненно, талантливые спортсмены перестают прогрессировать.

Объем игр должен быть таким, чтобы тренер имел возможность одновременно решать две, часто не совпадающие задачи. Во-первых, волнообразно повышать величины нагрузок и особенно количество занятий с предельными и около предельными нагрузками в течение многих лет. Только так можно достичь успеха. И, во-вторых, обязательно уменьшать нагрузки к концу межигровых циклов (их число всегда на одно меньше, чем число игр: если игр 100, то межигровых циклов — 99). Это нужно делать, чтобы футболисты подошли к очередной игре в оптимальном состоянии.

При таком подходе удается обеспечить единство тренировочных и соревновательных нагрузок.

3. Направленность на максимальные достижения. Высшая цель для каждого футболиста — играть в сборной команде и в команде высшей лиги. Это, естественно, удается не всем, Но ставить максимально высокие для себя задачи и стараться решить их необходимо. Таким образом, этот принцип определяет цель спортивной тренировки и реализуется в зависимости от ее эффективности.

4. Непрерывность тренировочного процесса. Как известно, в общем виде этот принцип реализуется, если тренировочные эффекты следующих одно за другим занятий взаимосвязаны и во времени. В связи с этим понятие непрерывности тренировки в футболе предполагает, что временные интервалы между занятиями должны обеспечить взаимосвязь срочных тренировочных эффектов по всем видам подготовки.

Можно тренироваться каждый день, по два раза в день и, тем не менее, нарушать принцип непрерывности. Рассмотрим следующий пример: в микроцикле (12 занятий в неделю) в первый и четвертый дни запланированы скоростные тренировки для квалифицированных футболистов. Можно ли говорить о соблюдении принципа непрерывности? В целом — да, так как спортсмены тренируются дважды в день, но по отношению к развитию скоростных качеств нет. Слишком велик перерыв между занятиями. доказано, что совершенствование скоростных качеств идет лучше, если проводится подряд несколько тренировок такой направленности.

То же самое можно сказать и о воздействии на другие качества и навыки спортсменов.

5. Вариативное изменение тренировочных нагрузок. Варьирование

нагрузок в футболе исключительно важно в силу следующих обстоятельств:

а) применение одинаковых, пусть даже и очень значительных по величине нагрузок быстро приводит к адаптации и к тому, что спортсмен перестает прогрессировать;

б) основными в подготовке футболистов являются специализированные упражнения. Направленность большинства из них примерно одинакова. Не случайно, что в разных по форме выполнения и количеству игроков упражнениях ЧСС оказывается примерно равной: 130-160 уд/мин. Большой объем таких функционально однообразных упражнений приводит к стабилизации физической работоспособности на одном зачастую, невысоком, уровне;

в) физическое состояние футболистов изменчиво. С учетом этого и надо планировать занятия в микроциклах и на этапах.

6. Индивидуализация тренировочного процесса. При планировании в футболе нужно учитывать два фактора. Первый из них - это структура игры, характеристики которой определяют требования к подготовленности футболистов. Например, с точки зрения этих требований футболист должен быстро и правильно решать тактические задачи, технично выполнять игровые приемы, быть физически работоспособным, быстрым, ловким. С этой целью нужно соответствующим образом планировать тренировочный процесс.

Однако нельзя не учитывать второго фактора — индивидуальной структуры подготовленности каждого футболиста. Один может быстро, ноне всегда точно решать тактические задачи, другой обладает хорошими скоростными качествами, но недостаточно вынослив. У третьего прекрасные задатки, но, как только он начинает тренироваться дважды в день, у него сразу же учащаются болезни и травмы.

Поэтому при планировании надо учитывать как требования игры, так и индивидуальную структуру подготовленности. В связи с этим 70-80% упражнений выполняют с учетом требований игры, а 20-30% - в зависимости от индивидуальных особенностей футболистов. В таких тренировочных занятиях совсем необязательно, чтобы футболисты упражнялись индивидуально. Они могут работать в группе, но по своим заданиям.

Например, в игровом упражнении 5х5 трем футболистам из десяти раз решается играть только в одно касание. При завершении атаки два игрока могут бить по воротам с любых позиций, а два других — только с 16-25 м.

Можно выделить еще одну форму занятий, при проведении которых решаются задачи индивидуальной подготовки. Это — самостоятельные для каждого спортсмена занятия, когда он один выполняет различные тренировочные упражнения.

Индивидуализация тренировочного процесса, прежде всего, должна содействовать развитию лучших качеств футболистов. Чем выше уровень подготовленности и чем старше футболист, тем более индивидуализируется его подготовка.

7. Цикличность тренировочного процесса. Известно, что цикличность проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса; отдельных занятий, микроциклов, мезоциклов, периодов, макроциклов (В.Н.Платонов). Наиболее важными в футболе являются микроциклы (в соревновательном периоде их называют межигровыми циклами). В принципе наиболее эффективен недельный межигровой цикл. В нем можно так планировать нагрузки, что удается и готовиться к очередной игре, и решать стратегические задачи тренировки. Не случайно поэтому, что в подавляющем большинстве чемпионов «футбольных стран» (ФРГ, Италия, Англия, Бельгия и др.) 80-100% межигровых циклов — недельные.

Условия проведения чемпионата могут привести к появлению циклов большей или меньшей длительности. Важно только, чтобы их было не очень много. Большое число одинаковых по длительности циклов позволит систематизировать их в зависимости от содержания. Например, можно спланировать циклы с концентрированным воздействием нагрузки и циклы тактической направленности с развитием всех двигательных качеств, скоростно-силовых или выносливости.

Чередование этих циклов на этапах соревновательного периода позволит варьировать разные нагрузки и отдалить адаптацию и утомление.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.