Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Основу российской системы экологической оценки составля- ют экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружаю- щую среду (ОВОС)




Основу российской системы экологической оценки составля-
ют экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружаю-
щую среду (ОВОС), а также согласование применяемых подхо-
дов с международной практикой при учете специфики нашей
страны.

Системы экологической оценки намечаемой деятельности се-
годня используются практически всеми странами мира и многими
международными организациями. Экологическая оценка (ЭО) ос-
нована на простом принципе: легче выявить и предотвратить нега-
тивные для окружающей среды последствия деятельности на ста-
дии ее планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии
осуществления этой деятельности. Экологическая оценка сосре-
доточена на всестороннем анализе возможного воздействия пла-
нируемой деятельности на окружающую среду и использовании
результатов этого анализа для предотвращения или смятения эко-
логического ущерба. Она позволяет учитывать наряду с экономи-
ческими экологические факторы уже на стадии формулировки це-
пей, планирования и принятия решений об осуществлении той
или иной деятельности.

В России основными составляющими системы ЭО являются эко-
логическая экспертиза, организуемая государственными природо-
охранными органами, и ОВОС, проводимая заказчиками доку-
ментации, подлежащей экспертизе.

Системы ЭО очень молоды. Истоки их восходят к земельным и
горным законам Великобритании, Германии и США. Активно раз-
виваться системы ЭО стали в середине XX в. в связи с проблемой
предупреждения техногенных катастроф и вопросами организа-
ции экологического мониторинга, которые к настоящему време-
ни являются главным содержанием проблемы обеспечения эколо-
гической безопасности. Они входят как обязательный элемент в
состав обоснования проекта любой промышленной деятельности,
в том числе для предупреждения и особенно управления аварий-
ной ситуацией и ее последствиями.

Роль современной процедуры проведения ОВОС в обосновании
инвестиций очень велика. Экологические ограничения хозяйствен-
ной деятельности при реализации предлагаемых инвестиционных


проектов позволяют выполнять ранжирование территории по уров-
ню экологической безопасности на региональном и локальном
уровнях и определять допустимость будущих техногенных воздей-
ствий на объекты природы. Уже на стадии планирования готовятся
рекомендации и регламенты обеспечения безопасности населения.
Соотношение различных видов хозяйственной деятельности и
деловой активности определяется уровнями приемлемого риска
возможных отклонений в рамках установленных научно обосно-
ванных и принятых обществом ограничений. Экономическая ин-
терпретация экологических ограничений — это оценка ущерба при-
родной среде и здоровью населения в результате воздействий раз-
личного рода, в том числе и чрезвычайного характера.

Создание национальных систем ЭО во многих странах нередко
сталкивалось с противодействием. В Словакии и Великобритании,
например, проектировщики и градостроители полагали, что они
и без нее адекватно учитывают экологические факторы при разра-
ботке территориальных планов и утверждении проектов. В Герма-
нии экологические министерства считали, что они проводят не-
обходимый анализ потенциальных воздействий в ходе лицензиро-
вания основных аспектов намечаемой деятельности (например, воз-
душных выбросов), и, следовательно, никакие дополнительные
процедуры не нужны.

В России понятие об экологической оценке возникло в 70-е гг.
XX в. сначала в виде экологически ориентированных правил пла-
нирования и проектирования, а затем, в последнее десятилетие,
как условия природопользования и экологического лицензирова-
ния. Экологически ориентированные правила проектирования вы-
полняли некоторые функции ЭО, однако не могли учесть всех
нюансов конкретной ситуации, особенно мнения заинтересован-
ных сторон. Система экологического лицензирования намечаемой
деятельности часто осуществлялась с ведомственным уклоном. Бо-
лее того, большинство систем лицензирования в значительной мере
полагались на технические стандарты, которые, во-первых, не
всегда способны регулировать непрямые и синергетические воз-
действия и, во-вторых, не обязательно отражают мнение заинте-
ресованных сторон.

Непосредственными предшественниками российской системы
ЭО явились правила проектирования, территориальные комплекс-
ные схемы охраны природы и разрешения на отдельные виды при-
родопользования, а также ведомственные и межведомственные
экспертизы, не обеспечивавшие подлинную комплексность ана-
лиза экологических воздействий.

Дадим определения основных терминов.

Экологическая экспертиза (Еnvirоптепtа1 Review, Епvirоптепtа1
Ехрert Review, Еnvirоптепtа1 Ехатinаtion) —
установление соответ-
ствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологи-


ческим требованиям, определение допустимости реализации объек-
та экологической экспертизы в целях предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую
природную среду и связанных с ними социальных, экономичес-
ких и иных последствий.

Воздействие на окружающую среду — любое изменение в окру-
жающей среде, которое полностью или частично может быть ре-
зультатом намечаемой хозяйственной или иной деятельности (ГОСТ
Р ИСО 14001—98). Отрицательное воздействие на окружающую
среду оказывают любые потоки вещества, энергии и информа-
ции, непосредственно образующиеся или способные возникнуть в
ней в результате антропогенной деятельности и приводящие к ее
деградации в результате необратимых последствий изменения.

Экологическое обоснование — совокупность доводов (доказа-
тельств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологичес-
кую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности
для экосистем (природных территориальных комплексов) и чело-
века (Инструкция Минздрава России, 1995).

Оценка воздействия на окружающую среду (Assessment оf Еnvironmental Impacts) — анализ вида деятельности с точки зрения связанных с ним экологических последствий до принятия решения о
его осуществлении. Положение об оценке воздействия, утверж-
денное приказом МПР России от 18.07.94 № 222, дает следующее
определение: «Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду — это процесс, способ-
ствующий принятию экологически ориентированного управлен-
ческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной
деятельности посредством определения возможных неблагоприят-
ных воздействий, оценки экологических последствий, учета об-
щественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотв-
ращению воздействий».

Экологическая оценка —- это процесс систематического анализа
экологических последствий намечаемой деятельности, консульта-
ции с заинтересованными сторонами, а также учет результатов
этого анализа и консультаций в планировании, проектировании,
утверждении и осуществлении данной деятельности. По определе-
нию:

ЭО является процессом (процедурой), а не просто суммой дан-
ных, сведений или документов, полученных в результате этого
процесса;

ЭО выполняется по определенным систематическим правилам;

ЭО охватывает все этапы осуществления намечаемой деятель-
ности;

процесс ЭО состоит из анализа (прогноза) потенциальных воз-
действий намечаемой деятельности на окружающую среду и кон-
сультаций с заинтересованными сторонами;

 


результаты прогноза воздействий и консультаций используют-
ся при выработке решений, относящихся к намечаемой деятель-
ности.

Экологическая оценка оказывается наиболее эффективной в том
случае, если ее материалы используются не только при принятии
решения о возможности осуществления намечаемой деятельности
в целом, но и различных решений в ходе планирования и проек-
тирования. Поэтому консультации, а также использование резуль-
татов ЭО при принятии решений следует рассматривать как пос-
ледовательные этапы единого процесса.

«Классический» процесс ЭО (Епviroптепtal Assessment (ЕA)) де-
лится на два вида.

1. Экологическая оценка проектов (ЭОП), Епviroптепtal Iтрасt
Assessment
(ЕIА).

2. Стратегическая экологическая опенка (СЭО) Strategic Еnviro-
птепtа1 Аssеssтепt (SЕА).

Экологическая оценка проектов (ЭОП) включает в себя:

1) экологическую оценку намечаемой деятельности стратеги-
ческого уровня (планов, программ, стратегий и проектов норма-
тивных актов);

2) систематический процесс выявления и учета экологических
факторов и возможных экологических послелствий предлагаемых
стратегий, политик, планов и программ;

3) формализованный, систематический и всесторонний про-
цесс оценки экологических последствий осуществления полити-
ки, плана или программы и их альтернатив, включая подготовку
письменного доклада о результатах этой оценки и использование
этих результатов в принятии решения.

В большинстве систем ЭО важную роль играет документ, назы-
ваемый по-английски Еnvironтепtal Imрасt Statement (ЕIS). Прямой
перевод этого термина — «заявление о воздействии на окружаю-
щую среду» (ЗВОС). В отличие от ОВОС он не имеет официального
определения в российском законодательстве.

В основе методологии ЭО лежат три принципа: превентивность,
комплексность и демократичность.

Принцип превентивности означает, что ЭО проводится до приня-
тия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а
также что ее результаты используются при выработке и принятии
решений. Экологическая оценка должна проводиться и до принятия
важнейших проектных решений. Наконец, последовательная реали-
зация принципа превентивности приводит к необходимости СЭО,
предметом которой являются решения более высокого уровня, пред-
шествующие планированию конкретных проектов.

Одним из важных инструментов реализации принципа превен-
тивности является анализ альтернатив. Рассмотрение и сравнение
нескольких альтернатив достижения целей намечаемой деятель-


ности и вариантов ее осуществления дает возможность принять
оптимальное решение в зависимости от результатов ЭО.

Принцип комплексности подразумевает совместное рассмотре-
ние и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и свя-
занных с ними изменений во всех природных средах, а также в
социальной среде. Задача ЭО состоит не только в том, чтобы про-
следить, насколько соблюдаются «стандарты и нормативы» для
отдельных компонентов природной среды, но и в том, чтобы по-
нять, как природно-социальная система в целом отреагирует на
воздействие намечаемой деятельности.

Принцип демократичности отражает тот факт, что ЭО не долж-
на ограничиваться научно-техническими проблемами, поскольку
предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на окружа-
ющую среду затрагивает интересы потенциально неограниченного
круга лиц и организаций. Большинство из них не обладают каки-
ми-либо формальными полномочиями в отношении этой деятель-
ности. Интересы общества в целом защищают разного рода систе-
мы разрешений и лицензирования, нормы проектирования. Об-
щественность должна иметь возможность непосредственно участво-
вать в процессе ЭО, и мнение населения должно учитываться на-
ряду с заключениями экспертов.

Поэтому ЭО должна проводиться в соответствии с регламен-
тированной процедурой, правила которой известны и понятны
всем ее участникам, имеющим определенные права и обязан-
ности.

Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность про-
цесса принятия решений часто приводят к тому, что на практике
те принимаются на основе неформальных переговоров и соглаше-
ний с участием отдельных, наиболее влиятельных заинтересован-
ных сторон. В результате нередко страдает объективность ЭО.

Теоретические основы курса опираются на положения теории
экологической безопасности, фундаментальными составляющи-
ми которой являются теории риска, устойчивости (резистентно-
сти) экосистем различного уровня иерархической организации,
их индикаторного отклика на природно-климатические и антро-
погенные воздействия и закономерности восстановления биоты
при компенсации угнетающих факторов или при снятии нагру-
зок. Немалое место при этом занимают идентификация вредных
воздействий, вопросы мониторинга и экологического нормиро-
вания.

Предметом ЭО являются воздействие намечаемой деятельно-
сти на окружающую среду, те изменения в ее компонентах, ко-
торые полностью или частично являются результатом этой дея-
тельности. Прогноз и разработка мер по их смягчению составля-
ют основные элементы процесса ЭО. Ее систематическая, комп-
лексная природа позволяет выявлять те воздействия, которые


могут неадекватно учитываться стандартами, установленными для
отдельных сред и источников воздействия, — прежде всего, не-
прямые и кумулятивные воздействия. О непрямых воздействиях
говорят в том случае, когда изменения в одной природной среде
вызывают изменения в другой (например, аэротехногенное заг-
рязнение вызывает загрязнение почв и угнетение растительнос-
ти). Кумулятивное воздействие создается совместным действием
нескольких источников, распределенных в пространстве, или дей-
ствием одного, распределенным во времени. Для того, чтобы был
возможен систематический анализ источников и факторов воз-
действия, а результаты его применимы на практике, ЭО должна
быть сконцентрирована на наиболее важных, ключевых воздей-
ствиях.

Ранние представления об экологической экспертизе в Совет-
ском Союзе основывались на убеждении в том, что достаточно
провести ЭО проекта до начала осуществления деятельности. Ины-
ми словами, считалось, что достаточно сначала подготовить про-
ект, затем «просчитать» последствия его осуществления и на ос-
нове результатов этих подсчетов принять решение о возможности
осуществления намечаемой деятельности. Экспертиза, в лучшем
случае, могла вернуть проект «на доработку», которая нередко
носила косметический характер, или вообще его отклонить. Все
это приводило к принципиальному противопоставлению эконо-
мического развития и охраны окружающей среды. Но, как пока-
зывает опыт, такой подход часто оказывается недостаточным. Если
проект уже разработан без учета экологических соображений, то
никакая экспертиза не может сделать его экологически безопас-
ным.

В соответствии с современными требованиями, процесс ЭО
должен начинаться на самых ранних стадиях разработки проекта и
проходить параллельно с процессом проектирования. При этом
результаты ЭО проекта используются не только для «обоснова-
ния» уже принятых проектных решений и разработки специаль-
ных природоохранных мероприятий, но и для принятия ключевых
решений по выбору технологии и места размещения объекта.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность экологического обоснования проектов хозяйствен-
ной деятельности?

2. Чем обусловлена необходимость проведения государственной эколо-
гической экспертизы проектов?

3. Чем важны принципы комплексности, превентивности и демокра-
тичности при экологической оценке различных проектов?

4. Из каких основных документов состоит нормативно-правовая база
проведения государственной экологической экспертизы?


 

5. Расскажите о становлении оценки воздействия на природную среду
(ОВОС).

6. Какова роль экологических экспертиз в устойчивом развитии госу-
дарств?

Список литературы

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95
№ 174-ФЗ.

ГОСТ Р ИСО 14001—98. Системы управления окружающей средой. Тре-
бования и руководство по применению. — М.: Изд-во стандартов, 1998.

Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной
деятельности: Приказ МПР России от 29.12.95 № 539.

Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Россий-
ской Федерации: Приказ МПР России от 18.07.94 № 222.

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду в Российской Федерации: Приказ
Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372.

Экологическая оценка и экологическая экспертиза / О.М.Черп,
М.В.Хотулева, В.Н.Винченко идр. — М.: Социально-экологический союз,
2001.-312с.


ГЛАВА 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.