Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технико-экономического обоснования




Разработка экологических разделов

Проблемы столичных регионов. Над крупными городами атмо-
сфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов.
Более активная конденсация влаги приводит к увеличению осад-
ков на 5—10 %. Самоочищению атмосферы препятствует сниже-
ние на 10—20 % солнечной радиации и скорости ветра. При этом
60—70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт.
Поэтому серьезный вклад в снижение загазованности атмосферы
городов могут внести мероприятия по совершенствованию управ-
ления автомобильными потоками и рационализации перевозок
внутри города. Создание в городах единой автоматизированной
системы управления перевозками может резко снизить пробег автомобилей в черте города и, соответственно, уменьшить загрязнение их воздушного бассейна.

Характеризуя загрязнение воздушного бассейна города, необ-
ходимо упомянуть о том, что оно подвержено заметным колеба-
ниям, вызываемым как погодными условиями, так и режимом
работы предприятия и автотранспорта.


Как правило, загазованность атмосферы днем больше, чем но-
чью, зимой больше, чем летом, но и здесь встречаются исключе-
ния, связанные, например, с фотохимическим смогом в летнее
время или образованием над городом застойных масс загрязнен-
ного воздуха в ночное время. Для городов, расположенных в раз-
личных климатических зонах и находящихся в специфических ланд-
шафтных условиях, характерны различные типы критических си-
туаций, во время которых загазованность атмосферы может дости-
гать критических значений, но во всех случаях они связаны с про-
должительной безветренной погодой.

Загрязнение атмосферного воздуха — самая серьезная экологи-
ческая проблема современного города; оно наносит значительный
ущерб здоровью горожан, материально-техническим объектам,
расположенным в городе (зданиям, объектам, сооружениям, про-
мышленному и транспортному оборудованию, коммуникациям,
промышленной продукции, сырью и полуфабрикатам), и зеле-
ным насаждениям.

С удорожанием стоимости промышленных оборудования и про-
дукции ущерб, наносимый загрязнением воздушного бассейна,
неуклонно возрастает. Более того, оказывается, что уже сейчас
целый ряд наиболее передовых отраслей промышленности, таких
как электроника, точное машиностроение и приборостроение,
испытывают серьезные затруднения в своем развитии на террито-
рии городов. Предприятиям приходится затрачивать немалые сред-
ства на очистку воздуха, поступающего в цеха, и, несмотря на
это, на производствах, расположенных в крупных городах, нару-
шения технологии, вызванные загрязнением воздушного бассей-
на, учащаются с каждым годом.

Хозяйственная деятельность, планировка жилых кварталов, огра-
ниченное количество зеленых насаждений приводят к тому, что в
городах, особенно крупных, складывается свой микроклимат, ко-
торый в целом ухудшает экологические характеристики. При ма-
лой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охва-
тывают слои атмосферы в 250 — 400 м, а контрасты температуры
могут достигать 5 — б °С. С ними связаны температурные инверсии,
приводящие к повышенному загрязнению, туманам и смогу. Осо-
бо следует сказать о неблагоприятных ветровых режимах, возника-
ющих во многих районах новостроек со свободной застройкой.
Хорошо известно, что перепады атмосферного давления, в осо-
бенности его снижение, весьма неблагоприятно сказываются на
самочувствии людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболе-
ваниями. Вместе с тем, во многих районах новостроек из-за нера-
циональной планировки кварталов в отдельных их точках могут
наблюдаться местные падения атмосферного давления. Так, в не-
больших промежутках между двумя крупными домами при опре-
деленных направлениях ветра скорость его потоков может значи-


тельно возрастать. Согласно законам аэродинамики в этих точках
происходит местное падение атмосферного давления (до десятков
миллибар), которое с внутренней стороны квартала приобретает
пульсирующий характер (частота около 5 — 6 Гц). Зона подобного
пульсирующего давления распространяется на 15—20 м в стороны
от промежутка между домами. Сходное, хотя и менее четко выра-
женное положение наблюдается и на верхних этажах зданий с плос-
кой кровлей.

Решение данной проблемы постоянно требует проведения в
районах новостроек комплекса мер по нормализации ветрового
режима за счет более рациональной планировки кварталов, стро-
ительства ветрозащитных сооружений и посадки зеленых насажде-

ний.

Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет ло-
кальный характер и преимущественно вызывается средствами транс-
порта — городского, железнодорожного и авиационного. Уже сей-
час на главных магистралях крупных городов уровни шумов пре-
вышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ,
что является наибольшей опасностью для окружающей среды в
районах оживленных транспортных магистралей. Борьба с шумом

в центральных районах городов затрудняется из-за плотности зас-
тройки, из-за которой невозможны строительство шумозащитных
экранов, расширение магистралей и высадка деревьев. Наиболее
перспективными решениями этой проблемы являются снижение
собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и
применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные ма-
гистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального
озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным
применением принудительной вентиляции).

Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на
одного человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов
достигает катастрофических размеров. Объемы сточных вод дости-
гают 1 м3 в сутки на одного человека. Поэтому практически все
крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие
из них получают воду из удаленных источников.
Водоносные горизонты под городами сильно истощены в ре-
зультате непрерывных откачек скважинами и колодцами и загряз-
нены на значительную глубину. Коренному преобразованию под-
вергается и почвенный покров городских территорий. На больших
площадях под магистралями и кварталами он физически уничто-
жается, а в зонах рекреаций — парки, скверы, дворы — сильно
загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из ат-
мосферы, обогащается тяжелыми металлами. Обнаженность почв
способствует водной и ветровой эрозии.

Растительный покров городов обычно практически полностью
представлен культурными насаждениями — парками, скверами,


газонами, цветниками, аллеями. Структура антропогенных фито-
ценозов не соответствует зональным и региональным типам есте-
ственной растительности. Поэтому развитие зеленых насаждений
городов протекает в искусственных условиях и постоянно поддер-
живается человеком.

Принципы экологического обоснования градостроительных про-
ектов.
Негативное воздействие на окружающую среду связано с
новым строительством, расширением, реконструкцией, рестав-
рацией и техническим перевооружением отдельных зданий и со-
оружений, а также благоустройством земельных участков. Про-
изводство собственно строительных работ (воздвижение промыш-
ленных сооружений, жилых зданий и других объектов) приво-
дит к отчуждению новых территорий, нарушению гармонии ста-
рых городских застроек и сельских ландшафтов, загрязнению
строительным мусором, твердыми и жидкими отходами. Загряз-
нение окружающей среды при этом связано также с обеспече-
нием строительства транспортными и погрузо-разгрузочными
работами, эксплуатацией различных строительных машин, элек-
тросварочных и газопламенных работ и т. п. Антропогенное воз-
действие на природу возрастает и в связи с проблемой урбани-
зации.

Различные виды загрязнения характерны для дорожного строи-
тельства. Негативное влияние на окружающую среду связано также
с технической эксплуатацией промышленных и гражданских зда-
ний (ремонтно-строительные работы).

В целом степень негативного влияния строительной индустрии
на окружающую среду весьма значительна, а ее экологически без-
опасное развитие во многом зависит от качества проектирования
при строгом выполнении природоохранных требований.

Природоохранная деятельность в строительной индустрии мно-
гопланова, так как охватывает различные сферы хозяйственной и
иной деятельности. Это добыча и производство строительных ма-
териалов, собственно строительство и эксплуатация зданий, стро-
ений, сооружений и иных объектов в населенных пунктах и на
территории регионов, а также обеспечение строительства различ-
ными видами работ и услуг других отраслей хозяйства. Здесь наи-
более широко используются все требования в области охраны окру-
жающей среды, установленные различными федеральными, реги-
ональными и муниципальными законодательствами. Это относит-
ся не только к сфере строительной индустрии, но и к требовани-
ям, применяющимся для обеспечивающих отраслей хозяйствен-
ной и иной деятельности.

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооруже-
ний и иных объектов должны осуществляться по утвержденным
проектам, имеющим положительные заключения ГЭЭ, с соблю-
дением требований в области охраны окружающей среды, а также


санитарных и строительных требований, норм и правил. Запреща-
ется строительство и реконструкция зданий, строений, сооруже-
ний и иных объектов до утверждения проектов и отвода земельных
участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в
ущерб окружающей среде.

При планировании и застройке городских и сельских поселе-
ний должны соблюдаться требования в области охраны окружаю-
щей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвре-
живанию и безопасному размещению отходов производства и по-
требления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбро-
сов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению при-
родной среды, рекультивации земель, благоустройству террито-
рий и иные меры, соответствующие законодательству. Создаются
защитные и охранные зоны, в том числе СЗЗ, озелененные терри-
тории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и
иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования тер-
ритории с ограниченным режимом природопользования.
В мае 1998 г. введен в действие Градостроительный кодекс РФ,
регулирующий отношения в области системы расселения, градо-
строителъного планирования, застройки, благоустройства город-
ских поселений, развития их инженерной, транспортной и со-
циальной инфраструктур, рационального природопользования, со-
хранения объектов историко-культурного наследия и охраны окру-
жающей среды в целях обеспечения благоприятных условий про-
живания населения.

При осуществлении всех видов градостроительной деятельно-
сти обязательному исполнению подлежат государственные градо-
строительные нормативы и правила — нормативно-технические
документы, разработанные и утвержденные федеральным органом
архитектуры и градостроительства субъектов РФ. При этом в гра-
достроительную документацию в соответствии с заданием на ее
разработку включаются разделы об охране окружающей среды,
рациональном использовании природных ресурсов и землеустрой-
тве.

Анализ и оценку состояния городской среды осуществляют по
санитарно-гигиеническим критериям и нормам: ПДК вредных
примесей в атмосферном воздухе, допустимому уровню шума и
напряженности электромагнитного поля в городской застройке.
Принципиально важной для решения градостроительных задач
является разработка дифференцированных в зависимости от кли-
матических особенностей различных районов России проектируе-
мых параметров окружающей среды.

На основе микроклиматической оценки территории дополни-
тельно рассчитывают возможное влияние элементов города на
микроклиматические условия. Например, определяют инсоляци-
онный режим на территории жилых групп, микрорайонов и рай-


онов, выявляют составляющие радиационного баланса для раз-
личных участков городской застройки, учитывая этажность, раз-
рыв между зданиями, альбедо отдельных элементов застройки и
благоустройства. Разработанные методы расчета и моделирования
аэрорадиационного режима позволяют проектировщику отбирать
эффективные в различных климатических условиях приемы за-
стройки и озеленения.

Основным градостроительным документом является Генераль-
ный план города, определяющий условия формирования среды
жизнедеятельности, направления и границы развития городских
поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транс-
портной и социальной инфраструктуры, градостроительные требо-
вания к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо
охраняемых природных территорий, экологическому и санитарно-
му благополучию в интересах государства и населения.

Утверждение норм проектирования и проектной документации,
а также ввод в эксплуатацию объектов допускается при наличии
санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких
объектов санитарным правилам (СанПиН 2.1.2.1002-00 и СанПиН
2.2.1./2.1.1.1031-01).

Согласно Градостроительному кодексу РФ при разработке гра-
достроительной документации создаются схемы зонирования тер-
риторий, являющиеся основой для реализации требований охра-
ны окружающей среды. Зонирование территорий (рис. 2.1) направ-
лено на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности и
защиту от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и тех-
ногенного характера, предотвращение чрезвычайной концентра-
ции населения и производства, загрязнения окружающей среды,
охрану и использование особо охраняемых природных террито-
рий, в том числе природных ландшафтов и историко-культурных
объектов.

Ограничения на использование территорий для осуществления
градостроительной деятельности устанавливаются в следующих
зонах:

охраны памятников культуры, историко-культурных комплек-
сов и объектов;

особо охраняемых природных территорий, округов санитарной
(горно-санитарной) охраны;

водоохранных, санитарных, прибрежных защитных и санитар-
но-защитных;

залегания полезных ископаемых;

подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природно-
го и техногенного характера;

чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бед-
ствия;

экстремальных природно-климатических условий.


В городских поселениях и населенных пунктах могут устанавли-
ваться территории следующих видов:

жилые (селитебные) зоны;
общественно-деловые зоны;

производственные (промышленные) зоны;

СЗЗ;

зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;

рекреационные зоны;

зеленые зоны;

зоны специального значения;

зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.
В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенноти

которых определяются градостроительным регламентом и


ограничениями на их использование, установленными законода-
тельством РФ об охране окружающей среды, законодательством
РФ об охране памятников истории и культуры, иными законода-
тельствами РФ.

Территориальные зоны могут включать в себя территории об-
щего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, до-
рогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и дру-
гими объектами. Территории общего пользования в городских по-
селениях предназначены для удовлетворения общественных инте-
ресов населения. Порядок пользования такими территориями и
требования к охране окружающей среды устанавливаются органа-
ми местного самоуправления.

Жилые зоны предназначены для застройки многоэтажными
многоквартирными домами, жилыми домами малой и средней
этажности, индивидуальными домами с приусадебными земель-
ными участками. В жилых домах допускается размещение отдель-
но стоящих, встроенных или пристроенных объектов социально-
го и культурно-бытового обслуживания населения, культурных
зданий, стоянок автомобильного транспорта, промышленных,
коммунальных и складских объектов, для которых не требуется
установления СЗЗ и деятельность которых не оказывает негатив-
ного воздействия на окружающую среду (шум, вибрация, маг-
нитные поля, радиация, загрязнение воздуха, воды, почв и иные
вредные воздействия). Селитебная зона располагается, как пра-
вило, с наветренной стороны выше по течению рек по отноше-
нию к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям.
В ней должны быть зеленые насаждения общего пользования: буль-
вары, скверы, парки, сады (их площадь составляет до 15м2 на
человека).

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения
объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного
питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а
также образовательных учреждений среднего профессионального
и высшего образования, административных, научно-исследователь-
ских учреждений, культурных и иных зданий, строений и соору-
жений, стоянок автомобильного транспорта, центров деловой,
финансовой, общественной активности. В перечень объектов не-
движимости, разрешенных к размещению в общественно-деловых
зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные и
многоэтажные гаражи.

Производственные (промышленные) зоны предназначены для
размещения промышленных, коммунальных и складских объек-
тов, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечива-
ющих функционирование производственной и коммунально-
складской зоны, а также для установления СЗЗ в соответствии с
требованиями соответствующих законодательств. Располагается


производственная зона с подветренной стороны и вниз по тече-
нию рек относительно жилой зоны. Ее удаленность зависит от
характера выпускаемой продукции и природоохранных требова-ний.

Благоустройство территорий производственных зон осуществ-
ляется за счет собственников объектов хозяйственной и иной де-
ятельности.

В СЗЗ промышленных, коммунальных и складских объектов не
допускается размещение жилых домов, дошкольных образователь-
ных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений
здравоохранения и отдыха, физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических
кооперативов. Величина (ширина) санитарно-защитных зон ко-
леблется от 1000 до 50 м и зависит от класса воздействия предпри-
ятия на окружающую среду (от I до V). Зеленые насаждения в ней
должны занимать не менее 40 % территории.

Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназна-
чены для размещения и функционирования сооружений и комму-
никаций железнодорожного, автомобильного, речного, морско-
го, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженер-
ного оборудования.

Для предотвращения негативного воздействия на окружающую
среду сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженер-
ного оборудования должны соблюдаться необходимые расстоя-
ния от таких объектов до территорий жилых, общественно-де-
ловых и рекреационных зон и другие требования в соответствии
с государственными градостроительными нормативами и пра-
вилами, а также специальными нормативами и правилами заст-
ройки.

Территории в границах отвода сооружений и коммуникаций
транспорта, связи, инженерного оборудования и их СЗЗ подлежат
благоустройству с учетом технических и эксплуатационных харак-
теристик таких сооружений и коммуникаций. Обязанности по бла-
гоустройству указанных территорий возлагаются на собственни-
ков сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерно-
го оборудования. Если эксплуатация последних оказывает вредное
влияние на безопасность населения, они размещаются за предела-
ми городских поселений.

Рекреационные зоны предназначены для организации мест от-
дыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса,
лесопарки, пляжи и иные объекты. В них могут включаться особо
охраняемые природные территории и природные объекты. На тер-
риториях рекреационных зон не допускается строительство и рас-
ширение действующих промышленных, коммунальных и склад-
ских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией
объектов оздоровительное и рекреационного назначения.


Зоны специального назначения выделяются для размещения
кладбищ, крематориев, свалок бытовых отходов и иных объектов,
использование которых несовместимо с использованием других
видов территориальных зон городских поселений. Порядок их ис-
пользования устанавливается правилами застройки с учетом тре-
бований государственных градостроительных нормативов и пра-
вил, специальных нормативов.

Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий
предназначены для размещения объектов с особым режимом. По-
рядок их использования в пределах границ (черты) городских по-
селений устанавливается федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по согла-
сованию с органами местного самоуправления в соответствии с
государственными градостроительными нормативами и правила-
ми застройки.

Могут также разрабатываться функциональные схемы исполь-
зования территорий.

Таким образом, требования в области охраны окружающей сре-
ды в Градостроительном кодексе Российской Федерации и во всех
сферах градостроительной индустрии охватывают широкий круг воп-
росов, включающих обязательные условия и ограничения, установ-
ленные соответствующими законами, природоохранными норма-
тивами, правилами застройки, ГОСТами и иными нормативными
документами. Среди наиболее важных природоохранных мероприя-
тий, проводимых в строительстве, следует отметить сокращение
сроков строительства от нулевого цикла до завершения, строгое
соблюдение технологической последовательности, сохранение по-
чвенно-растительного комплекса на месте новых застроек, комп-
лексное использование подземного пространства города, замену
асфальто-бетонных покрытий на другие виды, рекультивацию (вос-
становление) нарушенных при строительных работах земель, раци-
ональное планирование в градостроительстве, применение транс-
портных и других обеспечивающих строительство средств с наилуч-
шей технологией, отвечающей современным природоохранным тре-
бованиям, утилизацию отходов строительного производства, при-
менение современных строительных материалов, экономное расхо-
дование воды для технических нужд, энергосбережение, совершен-
ствование комплексной схемы охраны окружающей среды в составе
Генерального плана города, реформирование и (или) ликвидацию
экологически опасных предприятий и организаций, строительство
кольцевых автомобильных дорог, экологизацию жилищно-комму-
нального сектора городского хозяйства и населенных пунктов, не-
укоснительное соблюдение требований СНиП 12-03-2001. Безопас-
ность труда в строительстве. Часть 1. «Общие требования», совер-
шенствование системы управления окружающей средой и обеспе-
чения экологической безопасности в строительстве.


Наряду с техногенным функционально-коммуникативным кар-
касом, градостроители выделяют экологический каркас городской
территории, представляющий территориально связанную систему
зеленых насаждений, водных пространств и участков под травяни-
стой растительностью и сельскохозяйственными землями.
Город — геотехническая система, включающая природную и
инженерно-техническую подсистемы. В разработке схем геоэко-
логического районирования необходимо учитывать различия в
обеих подсистемах. Оптимальной является двухрядная система так-
сономии. В природном таксономическом ряду основанием деле-
ния должны выступать различия морфолитологического или гео-
структурного каркаса.
В инженерно-технической подсистеме не-
обходимо вычленять функциональные зоны и более мелкие вы-
делы — промышленные узлы и площадки, жилые районы и мик-
рорайоны, т.е. таксономические категории, принятые в градо-
строительстве.

При районировании городской территории необходимо соче-
тание как градостроительных, так и ландшафтоведческих таксо-
нов. В идеале природная составляющая градотаксономических по-
строений, кроме рельефа и характера горных пород, должна учи-
тывать и особенности самоочищения территории (проветривае-
мость воздушного бассейна, направление гравитационных пото-
ков, экспозицию склонов, т.е. векторные (потоковые) и скаляр-
ные позиционные характеристики типа «выше —ниже», «север-
нее —южнее»). Здесь необходим учет ярусности рельефа и его экс-
позиции, что достижимо лишь при крупномасштабном райони-
ровании.

Интегрированная градостроительная модель включает две взаи-
мосвязанные и дополняющие друг друга модели — природно-лан-
дшафтную и эколого-функциональную. Природно-ландшафтная
модель районирования представляет городскую территорию как
мозаику городских урочищ, водосборных бассейнов разного по-
рядка, ярусов и ступеней рельефа и склоновых полос. Эколого-
функциональная модель разделяет городские земли на участки
компактной (массивной) и линейной формы, дифференцирован-
ные по природно-ресурсным и природо-формирующим потенци-
алам и выполняющие различную роль в детериорации (загрязне-
нии, технотрансформации) и мелиорации (санации, восстанов-
лении) природных элементов городской среды.

Линейные структуры различного генезиса образуют техноген-
ные, природно-техногенные и природные сети, в совокупности
формирующие структурно-динамический каркас городской гео-
системы.

В содержание ландшафтно-экологического анализа., включающе-
го инвентаризационно-оценочные методические процедуры, вхо-
дят следующие направления исследований:


разделение городской территории на ландшафтные районы,
подрайоны, местности, урочища, водосборные бассейны, ярусы
рельефа;

создание эколого-функциональной модели путем разбивки го-
родской территории на матрицы, пятна и сети различного эколо-
гического потенциала;

выполнение матрично-сетевого анализа территории города и
пригородной зоны;

объединение природно-ландшафтной и эколого-функциональ-
ной моделей городской среды (применение методологии «дедими-
тационного синтеза»);

анализ и оценка антропогенно-техногенной нарушенной город-
ской и пригородной территорий;

получение показателей трансформации природного ландшафта
городской застройки;

определение ресурсного потенциала, экологической емкости,
потенциальной и актуальной устойчивости ландшафтных участков
и местностей к техногенному воздействию;

анализ демографической, социально- и медико-экологической
ситуаций в пределах жилой застройки.

Ландшафтно-экологический диагноз строится на оценке соответ-
ствия эколого-ресурсного потенциала и экологического состояния
различных участков и местностей сложившемуся набору социаль-
но-экономических функций и успешности их выполнения в срав-
нении с действующими критериями и нормативами. Он составля-
ется на основе ландшафтно-экологического анализа и состоит из
группы комплексных показателей — загрязненности, нарушенно-
сти, трансформации, потенциальной и актуальной устойчивости,
заболеваемости и др.

Ландшафтно-экологический прогноз представляет вероятностную
оценку возможных тенденций изменения экологического состоя-
ния городской среды в зависимости от разных сценариев развития
города (оценка последствий планируемых технических и хозяй-
ственных мероприятий, состояния экономики, развития демогра-
фической ситуации и пр.). Он включает результаты ландшафтно-
экологического диагноза.

Ландшафтно-градоэкологические исследования должны изна-
чально базироваться на широком применении геоинформацион-
ных технологий, методов геоинформационного картографирова-
ния, дистанционного зондирования и геоинформационных систем
(ГИС) моделирования (моделирование методами геоинформаци-
онных технологий в рамках геоинформационных систем).

Особую группу исследований составляют работы по изучению
уровня загрязнения и физической нарушенности городской тер-
ритории: определению, фиксации и оценке воздействия источни-
ков (промышленных, транспортных, торговых предприятий, го-


родских свалок, отстойников, скотомогильников), выявлению и
картографированию процессов подтопления, заболачивания, бе-
реговой абразии, техногенной суффозии, зон и участков геохими-
ческого, шумового, электромагнитного, радиационного за-
грязнения.

Для центральных участков крупных городов России наиболее
остра проблема загрязнения воздуха транспортом. Например, ти-
пичный российский город Саратов, ранее купеческий, позднее
промышленный центр на Волге. Город не в состоянии оптимизи-
ровать режим транспортных потоков. В его исторической части вслед-
ствие плотности застройки, слабой проветриваемости улиц, низ-
кой скорости движения автотранспорта концентрация загрязняю-
щих веществ в 2—3 раза выше, нежели на широких улицах окраин
города при одинаковой интенсивности движения. Концентрации
таких веществ, как окись углерода и двуокись азота, почти не за-
висят от расстояния от земли. Если на улице с интенсивным дви-
жением (1500—2400 машин в час) дома расположены без отступа
от красной линии, то загазованность воздуха на верхних этажах
домов почти равна загазованности на полотне дороги. Уменьшение
концентрации выхлопных газов ощутимо сказывается на расстоя-
нии 70— 100 м от автомагистрали.

Градоэкологический диагноз, выполненный на ландщафтно-
экологической основе, подразумевает достаточно сжатую, нагляд-
ную и комплексную оценку состояния как всей территории города
и пригородного окружения, так и отдельных микрорайонов.

Ландшафтно-экологический диагноз требует включения в свое
содержание как аналитических, так и синтетических показателей
Загрязненности и нарушенности диагностируемого территориаль-
ного выдела. На основе показателей суммарной загрязненности и
суммарной нарушенности и при их последующей оценке делается
вывод об экологической обстановке на изучаемой городской тер-
ритории.

Комплексные градоэкологические характеристики все же не дают
детального представления о «критических» показателях изучаемой
территории. Поэтому наряду с ними в предпроектных и проектных
работах требуются более детальные аналитические показатели эко-
логического состояния. К ним относятся:

плотность и местоположение природных, полуприродных и тех-
ногенных сетей и данные массоэнергообмена в них (общая длина
и относительная плотность коммуникаций, городского водопро-
вода и канализационной сети, общая длина, относительная плот-
ность автомагистралей, напряженность автотранспорта на них);

анализ сетевых узлов, их локализации в бассейновой структуре
природно-ландшафтного районирования;

площадь и относительная доля подтопленных, переувлажнен-
ных, «запечатанных» территорий города;


геохимический «портрет» загрязнения природных сред вредны-
ми выбросами;

доля зеленых насаждений к общей площади города и количе-
ство зеленых насаждений на одного жителя в м2;

плотность городской застройки;

плотность городского населения;

заболеваемость и смертность в год;

наибольшая и средняя мощность и площадь техногенных отло-
жений;

плотность пылевых выпадений на одного жителя и единицу
площади;

количество зон с превышением уровня физических воздействий
по сравнению с нормативными;

количество и площадь зон с выбросами твердых, жидких и
газообразных отходов; места их хранения, емкость и технологич-
ность.

Заключительным этапом ландшафтно-градоэкологических ис-
следований является разработка прогноза развития экологической
обстановки в городе в целом или в пределах отдельного земельно-
го отвода.

Ландшафтно-градоэкологический прогноз строится на разные
сроки и разрабатывается, исходя из разных сценариев развития
города. Под сценарием городского развития имеется в виду преж-
де всего выбор приоритетных направлений территориального ро-
ста города и характера реконструкции его старой застройки. По-
добные мероприятия отражаются в Генеральном плане города и
планах застройки и реконструкции отдельных городских терри-
торий.

Итогом ландшафтно-градоэкологического прогноза выступает
план мероприятий по стабилизации и улучшению экологической и
санитарно-гигиенической обстановки в городе и его окрестностях.

В экологических разделах технико-экономического обоснования
(ТЭО) производится обоснование размещения, проектирования,
строительства объектов, влияющих на состояние основных ком-
понентов окружающей среды.

Для определения количества производственных сточных вод в
разных отраслях промышленности устанавливаются укрупненные
нормы недопотребления и водоотведения. В них входят все расходы
воды на предприятии: производственные, хозяйственно-питьевые
и бытовые. Эти нормы выражаются в 1 м3 на единицу готовой про-
дукции или используемого сырья, например, расход воды на еди-
ницу площади гальванических покрытий или 1 т пара.

Исходя из укрупненных норм, для каждого предприятия уста-
навливают нормы вододопотребления и водоотведения. Нормой
водопотребления считается целесообразное количество воды, не-
обходимое для производственного процесса, рекомендуемое с уче-


том специфики данного предприятия. Нормой водоотведения счи-
ется установленное среднее количество сточных вод (очищен-
ных и бытовых, фильтрационных из прудов-осветителей и т.д.),
отводимых от производства в водоем при целесообразном водо-
потреблении. На основании норм и водохозяйственных балансов
назначаются лимиты водопользования, под которыми понимают-
ся предельно допустимые объемы водных ресурсов и сброса сточ-
ных вод нормативного качества.

Интенсивное использование водотоков, поверхностных и под-
земных водоемов часто приводит к истощению водных ресурсов.
Так, при орошении теряется около 50 — 75% всей используемой
воды, промышленность и коммунальное хозяйство дают 10 — 20 %
безвозвратного стока. Кроме того, в процессе хозяйственного ос-
роения водных ресурсов практикуется перераспределение воды
между разными водными объектами: забор в одном, сброс в
другой.

В целях поддержания состояния водного объекта в соответствии
в экологическими требованиями нормируются объемы предельно
допустимого безвозвратного изъятия воды и устанавливаются тре-
бования к экологическим попускам (сброс воды из водохрани-
лищ). Основным критерием при этом служит положение о том,
что в водных объектах должно оставаться такое количество воды,
которое обеспечивало бы не только их экологическое благополу-
чие, но и необходимые условия водопользования.
Определение минимально допустимого стока воды в реке или
уровня в водоеме является комплексной проблемой, учитываю-
щей экологические аспекты, санитарные нормы и потребности в
воде других водопользователей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.