Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и функции души по Аристотелю. Завершенность системы Аристотеля способствовала приобретению ей в последующие столетия статуса научного канона




Завершенность системы Аристотеля способствовала приобретению ей в последующие столетия статуса научного канона. В то же время она затрудняла дальнейшее развитие психологии в рамках рационалистической философии. Новые поколения философов были вынуждены либо посвящать свое время комментариям к этой грандиозной системе и обсуждениям ее отдельных положений (как это многие годы практиковалось в созданном Аристотелем Ликее), либо, подобно Эпикуру, сменить натурфилософскую традицию на поиск решений нравственно-этических вопросов. Последние годы жизни Аристотеля приходятся на бурное время создания его воспитанником Александром Македонским великой мировой державы, подчинившей греческому культурному влиянию всю ойкумену от берегов Дуная до Инда. Эпоха эллинизма открыла перед античной наукой много новых возможностей, от проникновения в храмовые таинства Египта до смелых экспериментальных исследований в Александрийском музее. Однако развитие теории в это время уже почти совсем останавливается, и наметившийся после Аристотеля кризис рационалистической философии вскоре стал оказывать тормозящее действие и на эмпирическую науку.

Большинство функций разумной души также направлено на смертные предметы. Во Вселенной, есть бесчисленное множество материальных вещей, имеющих преходящую форму. Следовательно, та часть человеческого мышления, которая направлена на познание этих вещей, сама смертна.

Это есть «практическое» мышление, и не важно, направлено ли оно на какой-либо бытовой предмет или же на целое царство. Но, вместе с тем, рассуждает Аристотель, есть предметы бессмертные. Это всеобщие законы, по которым развивается мир. В том числе и законы самого мышления. Мысль об этих предметах Аристотель относит к «теоретическому» мышлению. Направленное на познание бессмертных законов и создающего эти законы Бога, теоретическое мышление есть частица бессмертного в человеческой душе. У одних, она мала и становится незаметной уже вскоре после смерти. У других, напротив, она достигает такой величины, что продолжает быть узнаваемой спустя столетия. Сам Аристотель и минувшие тысячелетия, казалось бы, подтверждает эту мысль. Его тело и все, связанные с ним, функции души давно прекратили свое существование. Более двадцати трех веков Аристотель ничего не ощущает, ничего не помнит и ни к чему не стремится. Но его мысли продолжают жить в умах сотен тысяч людей: в чем-то его существование не только не прекратилось, но стало еще более полным.

В системе Аристотеля все связано, и отдельные части логически дополняют друг друга. Не до конца ясным, по-видимому, и для самого автора, остался лишь ответ на один вопрос: зачем, с какой целью, приводится в движение сложный механизм душевной жизни. Тем не менее, система Аристотеля продолжает оставаться не только первой содержательной научной системой, но и одной из самых всеобъемлющих и внутренне совершенных теорий, гармонично сочетающих вертикальные связи между разноуровневыми структурами с сетью горизонтальных связей внутри этих структур.

Аристотель (Aristotélçs)

(384—322 гг. до н. э.)

Великий древнегреческий философ и психолог. Родился в северном греческом г. Стагире семье врача. В 367 пришел в Афины и стал учеником и другом Платона, членом его Академии. После смерти Платона покидает Афины. С 343 г. до н. э. Аристотель, по приглашению царя Македонии Филиппа II, руководил образованием и воспитанием его сына - будущего великого завоевателя Александра Македонского. В 335 г. до н. э. Аристотель возвращается в Афины. Здесь он, по примеру Платона, покупает близ города рощу Аполлона Ликейского и создает в ней знаменитую школу - Лицей. В Лицее он преподает и работает в течение 8 лет. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. Аристотель был вынужден бежать из Афин на о. Эвбею, где скончался в 322 г. до н. э.

Аристотель оставил выдающиеся сочинения практически во всех областях знания. Они оставались научным каноном более двух тысяч лет. Особенной ценностью обладают его работы по логике, биологии, политике и теории искусства. К наиболее важным психологическим произведениям Аристотеля относится трактат «О душе».

Рис. 1

ТЕРМИНЫ__________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.