Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рене Декарт




Значение и влияние идей Декарта на дальнейшее развитие философско-психологической мысли было огромным. Одним из наиболее важных для психологии достижений французского мыслителя явилось его рефлекторное учение, которое привело к отказу от представлений о душе как особой организующей и управляющей поведением человека и животных сущности. То, что раньше, начиная с Аристотеля, называли растительной и животной душами, стало выступать как действие рефлекторной машины, как деятельность телесного организма, устроенного и работающего по законам механики. Эта новая точка зрения ориентировала усилия последующих ученых на объективное изучение явлений органической природы, а также производного от них большого круга психических явлений.

Имеет место и обратное влияние, когда душа своей собственной деятельностью может через колебание шишковидной железы вызывать изменения и перераспределения животных духов, направляя их к тем или другим частям и органам тела и определяя в конечном итоге необходимое движение.

Начиная с Декарта, психология перестала существовать как наука о душе, а стала выступать как наука о сознании. Декарт считал, что человек отличается от животного тем, что Бог соединил в нем душу с телом. Однако этот вывод ставил проблему связи двух независимых субстанций в человеке, и требовал ответа на вопрос о том, как они между собой соотносятся. Многочисленные факты, указывали на взаимное влияние и обусловленность души и тела. Декарт отмечал, например, что голод и различные телесные болезни ведут к печали духа, что особенности телосложения и темперамента определяют характер эмоций, чувств и образ мыслей, и что при полном прекращении жизнедеятельности организма душа покидает тело. Все эти факты не могли не привести к выводу о том, что тело определенным образом оказывает воздействие на духовную субстанцию. В свою очередь и самая духовная субстанция, то есть мышление оказывает влияние на тело, определяя целесообразность различных двигательных актов в поведении человека в целом.

Размышляя о телесной субстанции, он высказал идею о повторении в индивидуальной жизни особи этапов развития животного мира. Вместе с тем, Декарт поддержал предложенную Уильямом Гарвеем схему кровообращения, по аналогии с которой он попытался рассмотреть работу нервной системы животных и человека. Это позволило ему выдвинуть идею и дать первое описание схемы безусловного рефлекса.

Отправной точкой для Декарта послужил вопрос о критерии достоверного знания. За истинное, считает он, можно принять все, что воспринимается субъектом в наиболее ясном и отчетливом виде и выступает для него как нечто самоочевидное и не вызывающее никакого сомнения. Наличие же сомнения есть в свою очередь признак ложного и недостоверного знания. По существу, сомнению может быть подвергнуто все, кроме самого акта сомнения, ибо он выступает для субъекта как существующий факт, в котором он не может сомневаться. Но сомнение есть деятельность мысли, и если состояние сомнения существует как истина, то такой же истиной должно стать и существование мышления. Другими словами, если я сомневаюсь, я мыслю.

Но мышление не может быть без мыслящего, то есть субъекта мышления или «Я». Таким образом, если я сомневаюсь я мыслю, а если я мыслю, следовательно, я существую, но существую как особая мыслящая вещь или субстанция, как душа или дух.

Так, Декарт через обоснование достоверности существования сомневающейся мысли приходит к признанию самостоятельной мыслящей субстанции, которая, по его мнению, совершенно не зависима от тела и которая не перестала бы быть всем тем, чем есть, если бы тела даже вовсе не было. Опираясь на положение о невыводимости мышления и воли из материального мира и его механических законов, Декарт приходит к дуалистическому учению о двух самостоятельных субстанциях мыслящей (духовной) и протяженной (телесной), существование каждой из которых зависит от Бога.

Ведущим тезисом в объяснении жизнедеятельности животных явилось положение о машинообразном характере их поведения. Изучая строение и деятельность животных, Декарт заметил большое сходство в работе их телесных органов и механических устройств. Это послужило основанием для переноса физико механических принципов на все жизненные функции животного организма.

Декарт писал, что если бы существовали машины, имевшие органы и внешний вид обезьяны или другого неразумного животного, то мы не имели бы возможности распознать, что они вполне той же природы как эти животные. Все телесные отправления, такие как пищеварение, сердцебиение, питание, рост, дыхание, а также ряд психофизиологических функций ощущения, восприятия, страсти и аффекты, память и внешние движения всех органов тела все они происходят точно так, как работают часы или другие механизмы.

Общая схема машинообразного акта, впервые описанная Декартом, такова: внешние воздействия вызывают в органах чувств движения, которые мгновенно передаются по натянутым чувствительным нитям в полости мозга, а вызванные в мозгу движения побуждают находящиеся в нем «животные духи» в виде мельчайших материальных частиц направляться к «мускулам» и, наполняя их, вызывать движение нужных органов тела. Из этой схемы вытекает, что все органические процессы и простые психические функции являются зависимыми от внешних воздействий и материальных движений внутри тела, то есть они обусловлены изменениями, происходящими в различных телесных органах, в нервах, в головном мозгу. Позиция Декарта приводила к отказу от понятий растительной и животной души, и предполагала распространение на область органических и психических явлений методов изучения, аналогичных тем, которые применяются в физике и механике.

Однако следует иметь в виду, что такие психические акты, как ощущения, восприятие, память, представления, воображение, аффекты относились Декартом к чисто телесным проявлениям и из сферы психического исключались. Воображение, представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые телесные движения, «не просветленные» мышлением, единственно составляющим суть духовной субстанции. Таким образом, собственно психическим Декарт считал только то, что пронизывается разумом или осознается мыслящей субстанцией. Впервые в истории психологической мысли психическое стало ограничиваться сферой только сознаваемых явлений.

Согласно теории Декарта, телесное и душевное, сосуществуя в человеке независимо друг от друга, могут вступать во взаимодействие. Это взаимодействие души и тела осуществляется в органе местопребывания мыслящей субстанции – шишковидной железе, которая находится в центре мозга. Движения животных духов в мозгу могут затрагивать шишковидную железу, приводить ее в колебание и тем самым производить изменения в состояниях духовной субстанции в форме осознания производимых животными духами толчков и колебаний шишковидной железы.

Продукт взаимодействия души и тела был назван Декартом страстями души. Страсти это страдательные состояния души, которые, не представляют собой собственные действия души, а всегда полностью или частично зависят от объекта и являются переживаниями движения животных духов, вызываемых различными внешними обстоятельствами. Что касается собственных действий души, то они составляют другой вид душевных состояний, которые порождаются самою душою и с которыми связаны мыслительные акты в их чистом виде без телесных проявлений. К чистым душевным актам относятся, кроме мышления, волевые побуждения и произвольные движения и действия. Не редко, продуцируемые душою чистые идеи, надавливая на животные духи, вызывают их движения. Таким образом, и собственные действия души могут также сопровождаться движениями.

В целом в поведении и деятельности человека Декартом отмечается 3 уровня. Первый уровень связан с протеканием безусловно-рефлекторных актов, когда животные духи при своем движении не затрагивают шишковидной железы. Второй уровень составляют страсти души или восприятия, представляемые душе вещами. Третий уровень это чистые мышление и воля, с которыми связано созерцание высших врожденных идей и осуществление произвольных актов.

Новым содержанием наполнилось у Декарта и понятие души или психического. За психическое принималось только то, что непосредственно осознает сам субъект. Сведением психического к сознанию и самосознанию было устранено прежнее деление души на растительную. чувствующую и разумную, положено начало для интроспективного понимания предмета и метода психоло

(1596–1650)

Выдающийся французский философ, математик, психолог, основоположник классического рационализма, родился в семье дворянина. Более 9 лет учился в привилегированном учебном заведении – иезуитской коллегии Ла Флеш, где наряду с латынью, которой Декарт овладел в совершенстве, изучалась логика и математика. В 1615–1616 гг. Декарт изучал право и медицину в университете города Пуатье. Впоследствии он посещал лекции в ряде голландских университетов.

В 1618 г. Декарт вступил добровольцем в протестантские войска в Нидерландах. В 1619–1921 гг. в качестве офицера принимал участие в Тридцатилетней войне в Германии. После ухода с воинской службы посвятил себя науке. В 1622–1628 гг. жил во Франции и путешествовал по Италии. С 1628 г. жил в Нидерландах. Здесь были опубликованы главные его произведения: «Рассуждения о методе» (1637), «Страсти души» (1640), «Первоначала философии» (1644).

В 1649 г. Декарт выехал в Стокгольм по настоятельному приглашению шведской королевы Христины, желавшей с его помощью учредить в Швеции Академию наук. Простудившись, он скончался в Стокгольме в 1650 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.