Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ньютон (Newton) Исаак




С другой стороны, универсальность предложенного Ньютоном метода системного анализа явлений природы была бесспорна не только для физиков, но и для представителей тех дисциплин, где гипотеза оставалась важным средством научного познания. Ньютон указывал, что было бы желательно вывести из описанных им начал натуральной философии и остальные явления природы. Этот призыв был услышан многими исследователями 18 и 19 веков, но для того, чтобы им воспользоваться следовало начать, подобно самому Ньютону, с составления тезауруса основных понятий и аксиом. Для этого требовалось не только произвести полную инвентаризацию всех накопленных знаний, но привести их в системное единство, установив четкую иерархию, и исключив все лишнее и дублирующее друг друга.

Ньютон указывал, что понятия математики заимствуются извне и возникают как абстракция явлений и процессов физического мира, что по существу математика является частью естествознания. Поэтому, например, понятие непрерывной математической величины он осмысливает как абстракцию от различных видов непрерывного механического движения. Линии производятся движением точек, поверхности - движением линий, тела - поверхностей, углы - вращением сторон и т.д.

Надо заметить, что причина тому не исчерпывалась важностью открытых Ньютоном фундаментальных законов природы. Одна из основ еще никогда не выпадавшего на долю естествоиспытателя успеха заключалась в небывалой манере усматривать системное единство, казалось бы, весьма различных фактов и научных постулатов. Этот системный взгляд на природу не только позволил Ньютону обнаружить глубокую связь математических и физических понятий, но и предоставил реальную возможность сведения любой открытой им физической закономерности к действию ограниченного числа исходных понятий и аксиом.

Вместе с тем, развитие представлений о внешнем и внутреннем мире, многократно переплетаясь в каждой культуре, подчинено характерным закономерностям. Можно заметить, что на каждом цикле развития, формирование естественнонаучных представлений об организации внешнего материального мира, как правило, предшествует и в определенный момент опережает формирование представлений о жизни индивидуальной души и структуре общественных отношений.

Эпоха классической науки И. Ньютона

В НОВОЕ ВРЕМЯ

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАУКИ

Расскажите о психологических концепциях, развивающихся с началом Нового времени.

Рекомендуемая литература

30. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 2 - М.: Мысль, 1978.
31. Декарт Р. Страсти души //Сочинения в 2-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1989.
32. Всемирная история Т.3. – М., 1956.
33. Егер О. Всемирная история в четырех томах. Т.3. Новая история. – М.: Акт, 2000.
34. Лейбниц Г.-В. Сочинения в 4-х томах. Т. 1 - М.: Мысль, 1982.
35. Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1985.
36. Монтескье Ш.Л. О духе законов. // Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1970.
37. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
38. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
39. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.
40. Фома Аквинский. Сумма теологии. // Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1969.
41. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М.: Мысль, 1993.
42. Энциклопедия истории психологии. Т.1 - М.: Школьная книга, 2001.
43. Энциклопедия истории психологии. Т.2 - М.: Школьная книга, 2003.
44. Якунин В.А. История психологии. – СПб.: Изд. Михайлова, 1998.
45. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

ГЛАВА 4

В одной из своих последних работ, посвященных истории создания общей теории систем, основатель этого научного направления Людвиг фон Берталанфи заметил, что проблемы, с которыми ученые наших дней сталкиваются в связи с понятием “система”, “являются лишь современным выражением проблем, столетиями стоявших перед учеными и обсуждавшимися каждый раз на соответствующем языке”. Если мы хотим верно представить и оценить современный системный подход, по мнению другого основателя системной методологии У. Р. Эшби, саму идею системности имеет смысл рассматривать не как порождение преходящей моды, а как явление, развитие которого вплетено в историю человеческой мысли. Действительно, представление о всеобщей взаимосвязи явлений природы, их подчиненности универсальным законам со времен античности составляло существенную черту рационалистической философии. Античности же принадлежит и сама идея системности, нашедшая свое отражение в известном тезисе Аристотеля о том, что целое больше суммы частей, его составляющих.

Так, например, начало философского периода античности было связано появлением Ионической школы натурфилософии, сконцентрировавшей свое внимание на поиске первоэлементов всего сущего (Фалес, Анаксимен, Гераклит) и утверждении естественного происхождения материального мира и его жизненных форм (Анаксимандр, Эмпедокл). Идеи первых натурфилософов оказали значительное влияние на всю последующую античную науку, включая и психологию. В классическую эпоху 5-4 вв. до н.э. появление атомистических идей Левкиппа и Демокрита также предшествовало расцвету психологии в Афинской школе и стало естественнонаучным основанием для некоторых из ее направлений (Эпикур). Равновесие естественнонаучного и гуманитарного знания становится реальностью только в эпоху эллинизма и вновь нарушается с началом общего упадка античности, когда естественные науки угасают первыми, а умирающее сознание общества погружается в поиск нравственного смысла своего существования.

Еще более наглядно стимулирующая роль естественных наук выступает в эпоху Нового времени. Начало освобождения научной мысли после длительного периода господства теологического сознания, прежде всего, проявляет себя в небывалом прогрессе физики, астрономии и биологии. В 16 и начале 17 веков, когда взгляды на природу и функции души еще не выходят из русла теорий Аристотеля и Фомы Аквинского, сознание Европы потрясают следующие одно за другим открытия Николая Коперника (1473 - 1543), преложившего гелиоцентрическую картину мира; Джордано Бруно (1548 - 1600), утверждавшего бесконечность Вселенной; Галилео Галилея (1564 - 1642), открывшего ряд важнейших физических законов и изобретшего такие необходимые приборы как термометр, маятниковые часы и рефракторный телескоп. В эти же годы Андрео Везалий открывает большой и малый круги кровообращения, а его ученики Фаллопий, Евстахий и др., впервые с античных времен, составляют объективное представление о строении человеческого тела.

Вскоре естествознание обогащается новыми открытиями (Кеплера, Роберта Гука, Христиана Гюйгенса, Блёза Паскаля и др.), знаменующими становление совершенно нового научного взгляда на окружающий мир, разительно отличающегося не только от мистических воззрений средневековья, но и противостоящего основанным на умозрительных построениях, а потому столь часто спекулятивно-фантастическим взглядам античности.

Итогом этого чрезвычайно плодотворного периода становится качественный скачок в естествознании, связанный с построением гениальным английским физиком и математиком Исааком Ньютоном новой научной системы, получившей в последствии название классической физики. Работы Ньютона восхитили и поразили современников, о чем говорит, например, эпитафия на его величественной гробнице в Вестминстерском аббатстве: «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, который с почти божественной силой разума первый объяснил… пути комет и приливы океанов… исследовал различия световых лучей… о которых прежде никто и не подозревал… Да возрадуются смертные, что среди них жило такое украшение рода человеческого».

Влияние Ньютона на всю последующую науку было глубоким и разнообразным. С одной стороны его работы вызвали к жизни особое научно-философское направление, получившее название ньютонианства, наиболее характерной чертой которого была абсолютизация и развитие высказывания: «гипотез не измышляю» - «hypotheses non fingo» и призыв к объективному изучению явлений при игнорировании фундаментальных научных гипотез. (В заключении «Математических начал натуральной философии» Ньютон писал, что все что не выводится из явлений, должно называть гипотезою; гипотезам же и скрытым свойствам явлений не место в натуральной философии).

 
 


(1643 — 1727)

Великий английский физик и математик, родился в семье фермера. Отец Ньютона умер до его рождения и воспитанием сына руководила мать, надеявшаяся что он также станет фермером. Однако Ньютон, настойчиво стремящийся получить образование, в 1661 г. поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета и в 1665 г. получил учёную степень бакалавра. Последующие два года, ввиду эпидемии чумы, Ньютон провел на ферме своей матери, отдавая все время научным исследованиям. В этот период он закладывает основы высшей математики, открывает закон всемирного тяготения, изобретает рефлекторный (зеркальный) телескоп и проводит эксперименты с разложением света. После окончания эпидемии Ньютон возвратился в Кембридж, где с 1669 по 1701 гг. работал профессором математики и физики. Здесь, в 1687 г. он опубликовал знаменитый труд «Математические начала натуральной философии», содержащий систематическое изложение основных понятий, аксиом и законов классической физики, а также методов дифференциального и интегрального исчисления. В 1672 г. Ньютон избирается членом Лондонского Королевского общества, а в 1703 г. становится его президентом. Работая с 1695 г. смотрителем Королевского Монетного двора, он способствует укреплению английской денежной системы и в 1699 г. получает пожизненное звание директора Монетного двора. В 1705 г. за свои научные заслуги он получает дворянское достоинство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.