Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психоаналитического направления. Расскажите о творческой биографии З




В СЕРЕДИНЕ 20 ВЕКА

ПСИХОЛОГИЯ

Расскажите о творческой биографии З. Фрейда

Левин (Lewin) Курт

(1890 - 1947)

Один из наиболее талантливых психологов 20 века. Родился в Германии, получил образование в нескольких немецких университетах, где наряду с психологией изучал физику и математику. В 1914 г. защитил докторскую диссертацию. Служил в германской армии в годы первой мировой войны, был ранен и награжден железным крестом. С 1920 г. преподавал в Берлинском университете. С 1926 по 1933 г. Левин был профессором этого университета. В Берлинский период жизни Левин разрабатывает основные положения теории поля. Под его руководством проводится ряд классических экспериментальных исследований по изучению эффекта незавершенного действия (Б.В Зейгарник), уровня притязаний и др.

Смена политического режима в Германии в 1933 вынуждает К. Левина эмигрировать в США, где до 1944 г. он работал в различных университетах страны, занимаясь, преимущественно, социальной психологией. В 1945 г. Левин организовал и возглавил исследовательский центр групповой динамики Массачусетсского технологического института. Там он работал до конца жизни, а заложенная им программа исследований продолжала выполняться на протяжении еще многих лет.

Контрольные задания и вопросы

52. В чем заключается метод психоанализа Фрейда?

53. Как представлял структуру личности З. Фрейд?

54. Назовите законы восприятия, открытые гештальтпсихологией?

55. Какое объяснение явления инсайта дал В. Келер?

56. В чем заключается сущность понятия «психологическое поле» по К. Левину?

57. Чем различаются волевое и полевое поведение по К. Левину?

Рекомендуемая литература

86. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М. 1987.
87. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
88. Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. – М. 1930.
89. Коффка К. Основы психического развития. – М. 1934.
90. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Сенсор, 2000.
91. Уэллс Г. Павлов и Фрейд. – М. 1989.
92. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М. 1991.
93. Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Труды разных лет. Книга 1. - Тбилиси: Мерани, 1991.
94. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.
95. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

ГЛАВА 8

Разрушение целостного мировосприятия в эпоху позитивной науки породило новый, еще невиданный по своим масштабам, кризис духовной жизни в промышленно развитых странах мира. Начавшись в 19 веке в высших формах духовной жизни – науке и искусстве, в 20 веке этот кризис затронул уже широкие слои общества, став причиной утраты важнейших гуманистических принципов предшествующей эпохи.

Три десятилетия, разделяющие начало и окончание первой и второй мировых войн, буквально заполнены событиями, не мыслимыми в 19 веке. В начале применение отравляющих газов и бессмысленная гибель миллионов жизней в первой мировой войне; затем массовые жестокости гражданской войны в России; установление тоталитарных режимов в ряде европейских стран, и, наконец, вандализм и массовое истребление мирного населения в годы второй мировой войны. Причем следует заметить, что хотя инициатива в применении варварских способов ведения войны и ответственность за создание не бывалой в мировой практике системы уничтожения целых народов, безусловно, принадлежала одной из воюющих сторон – Германии, жестокости по отношению к мирному населению и бессмысленное уничтожение культурных ценностей практиковали все воюющие стороны. До сих пор немецкие города хранят следы грандиозных бомбардировок англо-американской авиации 1944 – 1945 годов. Жертвами этих бомбардировок стали не только всемирно известные дворцы, церкви и кварталы исторической городской застройки, но и сотни тысяч гражданского населения. В одном ряду с разрушением почти 90% немецких городов стоит и ядерная бомбардировка американской авиацией не имевших военной промышленности японских городов Хиросимы и Нагасаки.

Но более всего обнажало духовный кризис эпохи даже не убийство миллионов на расстоянии, с помощью новейшей техники – в этом, по крайней мере, виделся технический прогресс. Подлинным лицом тотального кризиса европейской культуры стало возрождение в Европе давно уже забытых, средневековых пыток. А.И. Солженицын, сам прошедший тюрьму и лагеря, с горьким юмором заметил, что если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через тридцать – сорок лет, ответили бы, что через сорок лет будет пыточное следствие и перечислили только некоторые из деталей применявшихся пыток - ни одна бы чеховская пьеса не дошла до конца, все герои сошли бы с ума. (Солженицын А.И. Архипелаг Гулаг, гл. 3, 1991).

Все эти события, прямо или косвенно, не могли не отразиться на развитии психологии. Первым и наиболее чувствительным индикатором происходящих в обществе разительных перемен стал психоанализ. Сам основатель психоанализа, Фрейд, под влиянием итогов первой мировой войны, вынужден был дополнить свое представление о важнейших влечениях человека – влечением к смерти. Позже, уже в глубокой старости, в 1938 году, оказавшись в руках гестапо, он вынужден был дать подписку в том, что лично к нему пытки не применялись. Прибавив при этом, как говорит легенда, что он даже рекомендует гестапо, как универсальное средство от неврозов на любовной почве…

Эпоха тотальных общественных конфликтов сказалась и в творчестве ближайших коллег и учеников Фрейда. Один из его бывших сподвижников, Карл Юнг, развил свою оригинальную версию психоанализа, названую им «аналитической психологией». Теория Юнга уже в явном виде предусматривала зависимость человеческой психики от стереотипов общественного сознания. Основными отличиями этой теории от теории Фрейда было, во-первых, более широкое понимание энергии либидо, которая трактовалась Юнгом как жизненная энергия вообще, а не только как энергия сексуальная; и введение понятия коллективного бессознательного, во-вторых. Коллективное бессознательное - это, по Юнгу, наиболее глубокий уровень психической деятельности человека, вырастающий из врожденного опыта предшествующих поколений. Его основу составляют архетипы поведения, т.е. сложившиеся в том или ином этносе, а также у человечества в целом, типические эмоциональные и поведенческие реакции в типичных и наиболее значимых для человека жизненных ситуациях. В учении о коллективном бессознательном и его архетипах проявилось предчувствие нарастающего давления общества на личность и стремления манипулировать ее интересами.

Еще в более явном виде социальные факторы выступали в концепции другого знаменитого представителя психоанализа, Альфреда Адлера (1870-1937). Одним из стержневых моментов созданной им теории личности (получившей название индивидуальной психологии) стало понятие социальной мотивации, направленной на самоутверждение среди других личностей. Недостаточная реализация базового стремления к самоутверждению приводит к формированию «комплекса неполноценности», в той или иной мере свойственного всем людям.

Адлер считал, что истоки комплекса неполноценности коренятся в детстве. Во-первых, благодаря переживаемой ребенком физической неполноценности (поскольку практически каждый человек физически в чем-то отклоняется от идеала), а во-вторых, из-за чрезмерной опеки или, наоборот, отвержения со стороны родителей. В то же время, стремясь компенсировать свою неполноценность, человек вынужден развивать в себе творческие возможности, играющие положительную роль и для него самого и для всего общества. Индивидуальные особенности и сложившаяся система компенсации своей неполноценности формируют индивидуальный стиль жизни человека, который, как считал Адлер, закрепляется в возрасте четырех-пяти лет, и в дальнейшем уже меняется незначительно.

Адлер называл ряд факторов, определяющих выбираемый человеком тип жизненного стиля. В их числе: уровень развития социального интереса ребенка, формируемого его окружением и, прежде всего, матерью; развитие творческих способностей и порядок рождения ребенка. (Адлер полагал, что неизбежная конкуренция с младшими детьми в борьбе за внимание взрослых приводит к тому, что старший ребенок осваивает стратегию выживания в одиночку; напротив, второй ребенок становится соперничающим и честолюбивым; у единственного ребенка возникают проблемы в отношениях со сверстниками и т.п.).

Вместе с тем, полагал Адлер, в некоторых случаях мы сталкиваемся с ситуацией гиперкомпенсации, в результате чрезвычайных усилий по компенсации врожденного физического недостатка или недостатка своего социального положения. В одних случаях это приводит к невротизации, в других, редчайших, дает миру выдающихся личностей. Своеобразное сочетание желания идти в ногу со временем, подвергая сомнению принципы предшествующей культуры, и, одновременно, понимание угрозы, возникающей из-за противопоставления личности обществу, стало основой теории Карен Хорни (1885-1952) – одного из лидеров нового течения в психоанализе, названного неофрейдизмом. Подвергая сомнению многие положения классического психоанализа о роли сексуального фактора, эдиповом комплексе, структуре личности и т.п., Хорни центральное место отводила понятию «базального чувства тревоги». Причину этой тревоги Хорни видела в социальном окружении человека. Она возникает в раннем детстве, когда ребенок чувствует себя беспомощным в потенциально враждебном мире взрослых и более сильных людей. Если родителям, благодаря заботливому воспитанию и ласке не удается погасить базальную тревожность, она принимает застойный характер и формирует особые механизмы психологической защиты - невротические потребности. По своей сути это социальные потребности. Они разделяются на потребности в одобрении другими людьми и потребности в избегании людей, как источника опасности. Соответственно могут формироваться несколько типов невротической личности – услужливая личность, ищущая одобрения любой ценой, агрессивная личность, стремящаяся к власти и превосходству и отрешенная личность, стремящаяся к самоизоляции от общества.

Близкие идеи высказывал хорошо знакомый с К. Хорни известный психолог и психоаналитик Эрих Фромм (1900-1980). Для него также как для Хорни казалось неоспоримым, что у человека существуют две главнейшие потребности – привлекающие его к обществу и отталкивающему от него. Разложение прежней патриархальной культуры и нарастающие процессы разъединения в культуре и освобождения общественной жизни (частным случаем которых стало размежевание позитивных наук) приводят к изолированности человека, его «индивидуализации».

В этих условиях люди, по Фромму, испытывают стремление к «бегству от обретенной свободы», замены ее самоотождествлением с государством и стоящей в его главе, сильной личностью. Именно этим он объясняет притягательную силу социалистических и национал-социалистических идей и приход к власти тоталитарных режимов 20-30 годов.

Фромм полагал, что противостоять наступающей индивидуализации общества и бегству от свободы можно лишь благодаря любви и самореализации, позволяющих примирить противоборствующие потребности человека, и надеялся, что в будущем человечество придет к идеалу «гуманистического» общества, основанного на этих важнейших ценностях. Эта мысль имела свое развитие. В 1960-е годы термин «гуманистическая психология» стал названием нового направления этой науки.

 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.