Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необихевиоризм. Один из наиболее известных психологов второй половины 20 века




Один из наиболее известных психологов второй половины 20 века. Родился в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из России. Детство Маслоу было безрадостным. Мать постоянно избивала сына. Память об этом он пронес через всю жизнь и даже отказался прийти на ее похороны, когда он умерла.

1908 – 1970

Маслоу окончил Висконсинский университет и получил докторскую степень в 1934 году. Затем он возвратился в Нью-Йорк и, после двухлетней стажировки у Э. Торндайка в Колумбийском унивеситете, вплоть до 1951 года работал в Бруклинском колледже, имея возможность общаться с многими видными европейскими психологами, эмигрировавшими в это время в Америку и жившими в Нью-Йорке. Последующие 18 лет он провел в штате Массачусетс, занимая должность заведующего кафедрой и профессора психологии университета Брэндиса в г. Вальтхэме. Здесь он разработал свою теорию мотивации, и здесь были написаны все его значительные произведения, среди которых следует особо отметить принесшую ему известность книгу «Мотивация и личность» 1954, и одну из последних работ «По направлению к психологии бытия» 1968.

Преждевременный уход Дж. Уотсона из академической среды, несомненно, оказал негативное воздействие на утвержденное им направление исследований поведения. Но притягательная сила уотсоновского антипсихологизма для прагматической американской науки была такова, что в скором времени это направление получило ряд новых лидеров, пытавшихся модифицировать весьма упрощенные постулаты концепции Уотсона и, главное, сделать возможным их экспериментальную проверку. В дальнейшем их деятельность получила обобщенное название необихевиоризма. Большинство проводившихся необихевиористами экспериментальных исследований осуществлялось на крысах, ставших с этого времени классическим лабораторным испытуемым.

Одним из первых необихевиористов был профессор престижного Йельского университета Кларк Халл (1886 – 1952). В юности Халл посещал лекции В. Вундта, однако, остался очень неудовлетворен «безжизненным и сухим» академизмом европейской науки, так и не преодолевшей, по его мнению, схоластических тенденций давно ушедших времен. Его собственная концепция заключалась в постулировании состояний внутреннего побуждения – драйвов, обусловливающих реальное поведение.

Большое воздействие на Халла произвели работы И.П. Павлова и Ньютона, с которыми он познакомился в период 1927 - 1930 гг. Под их воздействием он решил перестроить психологию, придав ей форму точной науки. Итогом его работ стали вышедшая в 1943 г. монография «Принципы поведения» и опубликованная в конце жизни (1952 год) книга «Системы поведения». В них Халл, возрождая давнюю идею Декарта, предпринял попытку описать человеческое поведение, как действия механизма, поддающиеся точной количественной оценке. При этом он полагал, что со временем опыт многочисленных психологических экспериментов будет обобщен математически и преобразован в сложную систему уравнений, которая позволит точно предсказывать поведение человека, подобно тому, как современная физика может предсказывать механическое движение механических тел.

Другой видной фигурой необихевиоризма стал профессор унивеситета Беркли (Калифорния) Эдвард Толмен. Ему принадлежала попытка объяснить наблюдаемые особенности поведения своеобразными «когнитивными картами», представляющими промежуточную переменную в уотсоновской формуле стимул – реакция. Таким образом, по Толмену эта формула приобретала вид: S – O – R; где О – результат имеющегося научения, существенным образом влияющий на характер выбираемой реакции.

В середине 20 века необихевиоризм играл ведущую роль в американской академической психологии, претендуя на звание единственного объективного научного направления и противостоя в этом качестве все более набирающей силу психоаналитической традиции. Тем не менее, во второй половине века становится очевидной крайняя ограниченность бихевиоральной концепции в целом. Накапливающиеся данные показывают, что многие из описанных с позиций этой концепции механизмов поведения (и научения) срабатывают только в искусственной среде эксперимента и, по сути, являются лишь вырабатываемым у лабораторных животных условным рефлексом. В естественной среде поведение животных подчиняется иным, по-видимому, более сложным механизмам. Тем более оказывается невозможным распространить действие механизмов научения на человека.

Однако в 1960-е годы необихевиоризм вновь привлекает к себе внимание благодаря деятельности Б. Скиннера. Скиннер предложил различать две разновидности поведения, одно из которых он назвал респондентным, а второе – оперантным. Различия между ними во времени воздействия стимула. Респондентное вызывается стимулом, предшествующим реакции – это поведение, как считал Скиннер, представляло собой главный объект изучения для бихевиористов старшего поколения. Однако в поведении животных и, тем более, человека респондентное поведение играет далеко не самую главную роль. Значительно важнее, по мысли Скиннера, поведение, связанное с активным воздействием на окружающую среду с целью получить положительное подкрепление. Такое поведение, при котором поведение опережает стимул, он назвал оперантным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.