Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение развивающей экологической среды 1 страница




Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания.

Методы и формы экологического воспитания дошкольников.

Биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентировка на биоэкологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная - с экологической точки зрения - организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможностьусвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду - это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
* безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные); o неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные -это "предметная" среда их жизни, которая помогает воспитывать; хорошее содержание растений и.животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).

Рассматриваемые ниже объекты природы - это не все, а лишь отдельные примеры тех, которые часто встречаются в дошкольных учреждениях и соответствуют обозначенным требованиям. Экологические сведения о любых других представителях зоны природы ДОУ воспитатель находит самостоятельно в специальных книгах и справочниках.

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:
1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
4) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;
5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Контрольные вопросы
1. Что такое развивающая экологическая среда в ДОУ?
2. Каковы главные (критериальные) положения, на основе которых создается экологическая среда в дошкольном учреждении?
3. Почему предлагаемая экологическая среда может быть названа развивающей?

 

Экологический подход к содержанию животных в детском саду

Экологически правильное содержание животных - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.

Аквариум и его обитатели
Самый распространенный объект в детском саду - аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и заселенный аквариум - это модель природного водоема, миниэкосистема, в которой все компоненты (вода, освещение, растения, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие.

Главное условие создания такой миниэкосистемы - большой аквариум вместимостью 60-100 литров. В комнате природы, холле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте может быть установлен аквариум еще больших размеров - на 150-500 литров. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается. В большом объеме воды рыбы (например, золотые) продолжают расти и достигают крупных размеров. Аквариум с водой нельзя двигать: это может привести к перекосу каркасов и стенок, образованию трещин в швах, появлению протечек. Поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка, а затем на нее помещается проверенный, подготовленный аквариум, готовый для зарядки.

Чистота воды, здоровье рыб в большой степени зависят от грунта. Аквариум - модель пресноводного водоема, поэтому и грунт должен быть соответствующим. Морские камни и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт - речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом: вода меньше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой, а рыбам достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между водой и стеклом. Стекло должно состоять из двух частей - основной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной полоски из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску дети безопасно для себя могут самостоятельно снимать и класть обратно во время кормления рыб.

К существенным компонентам создания биологического равновесия в аквариуме относится освещение. Его избыток ведет к бурному развитию зелени (растений, водорослей), что в итоге становится помехой для рыб, а при недостатке освещения растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются, в воде становится меньше; кислорода, что затрудняет дыхание рыб. На каждом аквариуме обязательно должны быть установлены рефлекторы (один или два) - они дают возможность регулировать степень освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 свечей включают в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером - в осенне-зимний период, когда световой день короткий; днем - во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдений.

В декоративных целях используются речные камни и коряги. (Морские раковины, гроты - это искусственная бутафория, которая лишь отвлекает внимание детей.) Камни и коряги должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соленой воде, чтобы удалить из них вредные бактерии. Оформлять аквариум рекомендуется растениями одного двух видов. Это выглядит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных растений. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда общих правил. Растения крупные, с длинными листьями размещают на заднем и среднем планах, растения мелкие - ближе к переднему стеклу. Пространство непосредственно у переднего стекла и центр аквариума оставляют свободными. Крупные растения, например амазонку, сажают поодиночке, а роголистник, людвигию, гигрофилу располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.

Аквариум не следует перенаселять - это одно из главных условий нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1-2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15-18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).
Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, - и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа. В таком аквариуме прозрачная вода, зеленые кустистые растения, слегка покрытые зеленым налетом стенки, камни и коряги, рыбы здоровы, спокойно плавают, не глотают судорожно воздух с поверхности. Такой аквариум украшает интерьер помещения и требует немного внимания. Хорошее состояние может сохраняться годами. Генеральная уборка, когда сливают воду, моют грунт, производится один раз в год (и даже реже).

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме, необходимо учитывать видовой состав его обитателей. Разный образ жизни различных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание дошкольников как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие строения и поведения йодных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Золотая рыбка (и ее разновидности: телескоп, вуалехвост, львимоголовка и др.) - прекрасный объект для детского сада: крупная, яркая, медленно плавает, не боится человека. На ней можно показать общую приспособленность рыб к жизни в воде, отчетливо выраженные декоративные качества (свисающие, очень большие плавники, яркую окраску, выпуклые глаза, наросты на голове). Знакомясь с ней, дети усваивают: декоративность - это утрата целого ряда приспособительных качеств (золотая рыбка не может о метро плавать, неповоротлива, плохо видит, слишком заметна, непуглива), что делает невозможной ее жизнь в естественных природных условиях. Золотая рыбка - это хороший пример одомашнивания дикого животного с эстетической целью.

В детском саду целесообразно иметь несколько разновидностей золотых рыбок. Для их содержания нужен очень большой аквариум (не менее 100 л) с температурой 20 °С, чтобы не было недостатка в кислороде и рыбки могли бы расти.
Гуппи и меченосцы - самые распространенные рыбки. Их ниша и аквариуме - верхние слои воды; к ним они хорошо приспособлены: рот и глаза направлены кверху, спина прямая, брюшко выпуклое. На этих рыбах можно показать живорождение, рост и раз-питие мальков, маскировочную (серенькую) окраску самочки гуппи и ее мальков. Меченосцы яркой окраски и красивые самцы гуппи демонстрируют декоративные качества, которые выведены человеком. При их содержании поверхность воды должна быть относительно свободна от растений.
Линеатус (щучка) - небольшая хищная рыбка, живет в верхних слоях воды, имеет маскировочную (зеленоватую) окраску тела, ярко выраженный способ охоты (затаивание и бросок) за мелкой живностью (червячки, рачки) и надводными насекомыми. Необходимо, чтобы"- в аквариуме в некоторых местах у поверхности поды были заросли растений, среди которых рыбка затаивается. аквариум должен быть прикрыт стеклом: охотясь за насекомыми, щучка может выпрыгнуть из воды.

Крапчатый сомик. Его ниша в аквариуме - нижние слои воды, он имеет ярко выраженные приспособительные особенности донной рыбки: маскировочную (под дно) окраску тела, маленькие I лаза и выросты вокруг рта, выпуклую спинку и плоское брюшко, "едет одиночный образ жизни. В аквариуме не должно быть более 2-3 рыбок данного вида. На песчаном дне местами могут лежать речные камни небольшого размера - среди них сомик совсем теряется из виду.

Огненные барбусы, тетрагоноптерусы (тетры), неоны, даншрермо - красивые аквариумные рыбы. Неоны выделяются очень яркой светящейся синей и красной окраской; дании привлекают сочетанием сине-желтых полос, достаточно крупные барбусы и тетры имеют бронзовый отлив (живут в средних слоях воды). Все они являются стайными рыбами, поэтому их надо содержать по 6-16 штук, в аквариуме должно быть много свободного от растений водного пространства. На этих рыбах можно показать стайный образ жизни: синхронное плавание, быстрое нахождение еды, рассыпание в разные стороны при испуге. Тетры и барбусы живут в толще воды, поэтому у них равномерно выпуклые спинки и брюшко, рот посередине (их интересно сравнить с донными и с рыбками, плавающими в верхних слоях воды).

Содержание мелких холодноводных рыб местных водоемов, не имеющих промыслового значения и относимых к группе сорных, с точки зрения экологического воспитания является еще более интересным: на них можно показать разнообразие маскировочной окраски, затаивание, защитное поведение, пугливость и другие приспособительные особенности. Однако их содержание является более трудоемким по сравнению с содержанием тепловодных рыб, так как им необходимы прохладная, чистая вода, обогащенная кислородом, низкая температура в зимний период и многое другое. В тех случаях, когда имеется возможность создать для них экологически правильные условия, старшим дошкольникам интересны наблюдения за карасем, трехиглой колюшкой, ротаном.

Карась - предок золотой рыбки, пуглив, быстро плавает; темная спина и светлое брюшко делают его плохо видным при затаивании. Хорошо сравнить его с золотыми рыбками.

Ротан (бычок) - повсеместно распространенная рыбка, ведет хищный образ жизни, меняет окраску тела под цвет грунта. Для его содержания в аквариуме должны быть большие камни, коряги, которые служат укрытием: за ними ротан затаивается, из-за них молниеносно нападает на добычу. Большая голова, рот, маскировка, затаивание, быстрое нападение - типичные признаки хищника, с которыми дети могут познакомиться в процессе наблюдений.

Трехиглая колюшка интересна не только способом защиты от врагов (с помощью игл плавников), но и особенностями выращивания потомства, где главную роль играет самец. В брачный период он приобретает яркую окраску; строит гнездо из разного материала, заставляет самок откладывать в него икру, охраняет гнездо, свою территорию, а затем растит мальков, пряча их в рот в момент опасности.
Интересными для наблюдения являются и другие мелкие рыбы водоемов (пескарь, вьюн, верхоплавки), их содержание в специаль
них аквариумах можно организовать в летний период, выпустив их и тем в места постоянного обитания.

Уход за аквариумом и его обитателями
В правильно оборудованном аквариуме, засаженном достаточным количеством растений, где рыб не перекармливают и налажено освещение, устанавливается состояние биологического равновесия: кристально чистая вода, разросшиеся ярко-зеленые растения, здоровые подвижные рыбы, на стеклах - отдельные зеленые точки-водоросли. Чтобы поддерживать состояние биологического равновесия в аквариуме, не следует допускать резких колебаний температуры (на 4-5°С). При соблюдении этого условия уход за аквариумом несложен и отнимает мало времени.

Ежедневный уход за аквариумом заключается в следующем: включить свет, посмотреть, все ли обитатели живы и здоровы, покормить их.
Очень важно установить ежедневную порцию корма. Она определяется для каждого аквариума опытным путем. Рыбам следует давать такое количество корма, которое будет съедено за 20-30 минут. В первое время, когда норма еще не определена, надо обязательно убирать избыток корма со дна и с поверхности воды. Если это не сделать, вода сразу начнет портиться, мутнеть, рыбы станут задыхаться. Тогда уже придется уделить аквариуму гораздо больше времени - собрать весь мусор со дна, заменить часть воды свежей, отстоянной, поставить компрессор.

Раз в неделю в аквариуме делают текущую уборку: снимают с помощью листа бумаги пленку с поверхности воды; удаляют со дна грязь, скопившуюся за неделю; срезают ножницами отмершие и пожелтевшие листья растений; очищают переднее стекло от водорослей; доливают отстоянную воду; протирают наружные стенки аквариума и стекло, которым он накрыт.

В конце каждого месяца кроме этого нужно сделать следующее. Протереть пальцами листья крупнолистных растений, стряхнуть налет с мелколистных. Удалить лишние растения, если они сильно разрослись и мешают наблюдать за рыбами. Убрать лишних улиток. Счистить скребком беловатый налет солей на верхней части стенок аквариума, выступающих из воды.
Один раз в год следует делать генеральную уборку аквариума с частичной сменой воды, с промывкой растений и грунта. Порядок действий во время уборки следующий. Сначала шлангом слить треть или половину всего объема воды из верхних и средних слоев

Разработано Н. Н. Мешковой.аквариума в чистые ведра и тазы (там она чище). Потом, в другие) ведра, слить грязную воду со дна. Сливать нужно до тех пор, пока; в аквариуме не останется примерно четверть всего объема воды. Только когда большая часть грязи со дна аквариума убрана, можно вылавливать рыб. Для этого нужен сачок значительно большего размера, чем сами рыбы. На время уборки рыб и других водных обитателей сажают в большую банку или ведро с чистой водой из аквариума и накрывают стеклом. Затем тщательно моют растения в воде комнатной температуры, удаляют ножницами старые побеги, листья, подрезают слишком длинные корни и кладут в таз с чистой водой из аквариума. Крупные камни нужно вымыть щеткой. Оставшуюся на дне грязную воду сливают шлангом или собирают губкой. Грунт промывают небольшими порциями. Пустой аквариум моют на месте. Сразу же после чистки нужно вновь оборудовать и оформить аквариум. Залить водой. Без воды оставлять бывший в употреблении аквариум нельзя даже на несколько часов.

Кормление рыб. Кормить рыбок необходимо разнообразным кормом. Они охотно едят сырое мясо и рыбу; некоторые из них (разновидности золотых рыбок, карась, верховка, барбус, тетра) едят сырые или вареные овсяные хлопья "геркулес", отмытые от мучнистых частиц, обваренную кипятком манную крупу, мелкие крошки сухого печенья типа галет.
Мясо и рыбу дают в сильноизмельченном виде. Кусочек в несколько граммов режут ножницами, прополаскивают в воде, чтобы удалить сок, и маленькими порциями дают рыбкам. Следует использовать любую возможность, чтобы покормить их живым кормом: трубочником, мотылем, дафниями, циклопами.

Среди живых кормов есть один, который легко разводить, поэтому именно его можно рекомендовать для детского сада. Этот корм - маленькие беловатые горшечные черви энхитреи, которые встречаются в земле цветочных горшков и в огородах. Их можно развести в специальном ящике с землей.
В летнее время питание рыбок можно разнообразить, давая им разных мелких насекомых, их личинки, некрупных дождевых червей. Особенно охотно едят этот корм крупные рыбы.

Правильное содержание рыбок (в условиях биологического равновесия) в значительной степени предупреждает возникновение у них заболеваний.
Болезни рыб. У больных рыбок окраска тусклая, чешуя часто бывает повреждена, на теле могут быть кровоизлияния, сыпь. Иногда чешуя приподнята, плавники рваные, рыбка держит их сжатыми, а не расправленными. Дышат больные рыбки учащенно, жаберные крышки у них нередко оттопырены, живот ввалившийся или неумеренно раздут. Движения вялые, рыбки часто стоят качаясь из стороны в сторону, трутся о дно, о растения; могут находиться у поверхности воды и хватать воздух или забираться в гущу растений.

Заболевания, которые чаще других встречаются в аквариумной практике и сравнительно легко поддаются лечению, следующие.
Сапролегния. Это заболевание вызывается грибком, который образует на теле рыбки белые комочки, похожие на вату. Она становится вялой, двигается рывками, иногда лежит на дне. Обычно самролегнией заболевают рыбки, у которых поврежден кожный покров, или рыбки, которые содержатся при низкой температуре. Чтобы избавиться от этого заболевания, нужно повысить температуру воды в аквариуме и в дальнейшем следить за тем, чтобы она не опускалась ниже 20-22°С. Одновременно нужно сделать рыбкам долевую ванну. В отдельной банке объемом 2-3 л с водой из аквариума растворить поваренную соль из расчета 15 г на литр. В рас-шор поместить больную рыбку и держать ее в нем около 20 мин. (затем ее нужно подержать в банке с чистой водой из аквариума 5-10 мин. и поместить в аквариум. При лечении солью нужно следить за состоянием рыбы: если будет видно, что она чувствует себя плохо, пересадить ее в чистую воду.

Ихтиофтириус. При этом заболевании на теле рыбок появляются мелкие беловатые бугорки и точки; плавники как бы склеиваются; рыбы стоят на месте и качаются. Если болезнь не запущена, ее можно вылечить. Для этого в аквариуме повышают температуру на несколько градусов и растворяют в воде антибиотики: бициллин-5, из расчета 500 000 ЕД на 10 л или бициллин-3, из расчета 600000 ЕД на 10 л. Через три дня антибиотик растворяют в воде еще раз. (Предварительно его растворяют во флаконе, взбалтывают, потом выливают в аквариум и перемешивают воду или ненадолго включают компрессор.) Когда рыбки выздоровеют, температуру воды постепенно понижают до обычной.
Оодиниоз. При этом заболевании тело рыбы покрывается мельчайшим налетом, напоминающим песок. Плавники часто сжаты, рыба плавает йсачками. Лечение как при ихтиофтириусе.

Туберкулез рыб (для человека абсолютно безопасен). На теле рыбы взъерошивается чешуя, появляются покрасневшие участки, черные точки, увеличивается брюшко. Заболевание неизлечимо. Рыбок приходится ликвидировать.
Воспаление желудка и кишечника. Это заболевание возникает чаще всего при кормлении одним сухим кормом. У рыбок припухает брюшко, анальное отверстие воспаляется, экскременты имеют вид длинных слизистых нитей. Лечение - сначала голодание в течение нескольких дней, затем разнообразное питание, но в малых количествах.

Итак, правильно оформленный аквариум позволяет дать детям разнообразные знания экологического характера о:
1) водной экосистеме (ее компоненты, их взаимосвязь и взаимозависимость, роль труда в поддержании равновесия в ней);
2) приспособленности строения и поведения рыб к водной среде обитания;
3) разнообразии образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные; стайные, одиночные);:
4) разных экологических нишах одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);
5) отличии домашних декоративных рыбок от диких рыб различных водоемов;
6) многообразии водных обитателей (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленности к водной среде обитания;
7) размножении икрой (живорождение), росте и развитии мальков, в отдельных случаях заботе родителей о потомстве;
8) рыбах как живых существах, их сходстве между собой.

Контрольные вопросы
1. Какие условия в аквариуме являются благоприятными для! рыб?
2. Когда аквариум становится миниэкосистемой?
3. Каких рыб и почему можно поселить в аквариуме?
4. Как следует ухаживать за аквариумом?

Оборудование клеток и содержание птиц
Птицы, так же как и рыбы, - частые обитатели уголков природы в детском саду. Их содержат в больших клетках (или вольерах): им нужно воздушное пространство для полета или порхания. Клетка должна быть установлена в светлом, спокойном месте. Птицы бодрствуют в световой день, поэтому они активны при ярком свете. Птицы очень пугливы и осторожны - в неудачно расположенной клетке (например, на проходе или в игровом уголке) у них постоянно тревожное состояние (в отдельных случаях испуг может вызвать шок и гибель). Не следует также располагать клетку под фрамугой: птицы не выносят сквозняков.

На дно клетки кладут чистый сухой песок - это экологически значимое условие: у птиц нет зубов, пища перетирается в желудке при помощи песчинок и мелких камушков, которые они глотают. Песок в небольшом количестве запасают летом. При ежедневной уборке в клетке его просеивают через сито - таким образом очищают от шелухи и помета.

И клетке должно быть несколько жердочек, расположенных по-М1 |ч-к нее на разной высоте. Вставлять их на угол не следует: сидя у них, птица упирается хвостом в прутья клетки и обивает перья. 11,точки, используемые в качестве жердочек, должны быть круг-И.1МИ, гладко оструганными, средней толщины (слишком толстые и И1 тонкие не подходят: птице трудно их обхватывать, трудно удерживаться на них). Постоянно должна быть чистая вода. Ее ежедневно меняют, наливая в 2-3 емкости: в поилку для питья, в бутылку для купания. Некоторые птицы любят купаться, после чего пни сушат и укладывают перышки. Приведя себя в порядок, поют, то свидетельство их хорошего состояния.

Важное условие жизни птицы - разнообразные корма. Птица не может долго оставаться голодной, поэтому в клетке всегда должна 1часть зерносмесь (особенно в выходные и праздничные дни). Кроме псе птице дают в небольшом количестве мягкие корма: крошки I порога, яйца, каши, белого хлеба, смоченного молоком, тертую морковь, кусочки яблока и других фруктов. Отдельно кладут мине-Iильную подкормку (древесный уголь, мел, скорлупу яиц). Круглый год птице следует давать зелень: веточки традесканции, пророщенный овес или другие злаковые.

Канарейки родом с Канарских островов, они одинакового зеленоватого цвета с бурыми пестринками, питаются семенами травянистых растений, нежной зеленью. У нас широко распространены декоративные домашние канарейки самых разных оттенков желтого, оранжевого и бурого цветов. Их содержат за красивое мелодичное пение.

В неволе канареек кормят зерносмесью, состоящей из рапса, овсянки, канареечного семени, давленого подсолнуха, семян льна, саната, разных сорных трав. Добавляют в небольших количествах фрукты, зелень, мягкие корма, минеральную подкормку. Летом им можно давать листья мокрицы, одуванчика. С конца февраля, чтобы получить потомство, им чаще следует давать яичный корм и слегка проросшие семена проса, пшеницы, подсолнуха.
Беспокойное поведение канареек - сигнал для внесения в клетку основы для гнезда и строительного материала (сухих травинок, перьев, клочков мха, ваты), из которого самка сама устроит гнездо. Отложив 2-3 яйца, она садится на них и высиживает 13 суток. Птенцы вылупляются сами, самка выносит из гнезда скорлупки или съедает их. Птенцов выкармливают оба родителя.

Волнистые попугайчики родом из Австралии, где они распространены так же широко, как у нас воробьи. На родине они все ярко-зеленого цвета с волнистым рисунком на крыльях. Попугайчики хорошо летают и лазают по веткам деревьев - в этом им помогают особое устройство лапок (два пальца назад, два - вперед)

и загнутый клюв. Питаются они семенами трав, почками, дыми побегами, изредка насекомыми.
В неволе пару попугайчиков можно содержать в просторной клетке или вольере. Кормом для них является зерновая смесь и: проса, овса с добавлением канареечного семени, подсолнуха, семян сорных трав. Добавками к ней служат мягкие и минеральные корма, зелень.

Попугайчики легко разводятся в неволе: в феврале надо повесить дуплянку, к которой они сразу проявляют интерес, начиная ухаживать друг за другом. Через неделю самка откладывает первое яйцо и вскоре садится на гнездо. Время вылупления птенцов растянуто - в гнезде одновременно находятся птенчики разного возраста. Родители кормят их крошками яйца, булки, смоченной в молоке, распаренной овсянкой, проросшей зеленью. Птенцы начинают вылезать из гнезда на 30-38-й день. Они не летают, а лазают по жердочкам и прутьям. Родители продолжают их кормить. В возрасте примерно 40 дней птенцы начинают летать и есть самостоятельно.

Амадины входят в отряд "древесных птиц" (семейство "ткачи").; Многие из этих птиц действительно искусные строители гнезд легко и красиво "ткут" их из травинок и другого природного материала. Амадины проживают в Африке, Юго-Восточной Азии, Австралии. Отдельные виды значительно отличаются между собой по окраске и размеру, но все они в основном теплолюбивые птицы, предпочитают селиться вблизи водоемов. Самыми распространенными домашними птицами являются японские амадины и рисовки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 4857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.